Модульное обучение на уроках биологии.
учебно-методический материал по биологии на тему

Дулзукей Полина Бариновна

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии. Раскрывается условия, этапы и значения модулей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dulzukey_p.b._modulnoe_obuchenie_na_urokah_biologii.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дулзукей Полина Бариновна

учитель биологии МБОУ СОШ с. Ильинка Каа-Хемского района

Модульное обучение на уроках биологии

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других видов деятельности.

        Основополагающее понятие в технологии модульного обучения – модуль. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология владения им.

        Построение самого модуля начинается с формулирования целей для каждого учебного элемента и самого задания. Выходной контроль, который создается как отдельный учебный элемент, подразумевает проверку овладением содержания модуля.

        Чем модульное обучение отличается от других систем обучения?

        Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью. Кроме того, каждый ученик получает  от учителя советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

        Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика.

        В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознавать себя в деятельности, определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы.

        В-четвертых, наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками (особенно отстающими).

Традиционные методы и приемы обучения не настолько полно и эффективно дают возможность учащимися усвоить знания по программному материалу. Блочно-модульное обучение результативнее и продуктивнее, способствуют высокому уровню специальных профессиональных навыков, изменению функций преподавателя: он становится консультантом, собеседником учеников.

        Использование различных методов обучения, расширение возможностей включения в урок самостоятельной деятельности учащихся, активизации их способствует блочно-модульное изучение, предполагающее объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме.

        При изучении материала крупными блоками необходимы следующие условия:

  1. Четкая организация всего учебного процесса.
  2. Постановка целей и задач обучения для всего блока темы.
  3. Сочетание словесных  наглядных методов (в том числе и использование опорных конспектов).
  4. Широкое вовлечение учащихся в различные виды самостоятельной деятельности в индивидуальной, парной, групповой формах.
  5. Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль.
  6. Вера учителя в силу и способности учащихся.

Для повышения интереса к учению и облегчения усвоения материала применяю различные формы и методы преподавания. Сейчас я работаю над модульной технологией. Считаю это направление достаточно перспективным. На мой взгляд, модульное обучение имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционным:

  • во-первых, предоставляет возможность учащимся работать индивидуально, в присущем только им темпе, в парах или группах;
  • во-вторых, обеспечивает «мягкие» формы контроля.

Структурированное содержания учебного материала предполагает рассмотрение объекта как системы. Конфигурация и характер связей внутри системы и есть её структура, остающаяся неизменной при изменении системы в определенных пределах.

Вопрос о возможностях блочно-модульного структурирования содержания образования в средней школе, прежде всего, связан с проблемой возраста обучаемых и с уровнем их умений и навыков организации самостоятельного труда. Так, в младших классах акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно педагогом. А начиная со средних классов можно вводить элементы технологии модульного обучения. Таким элементами могут быть упрощенные модули, в которых упор делается на управление и самоуправление деятельностью учащихся, контроль и самоконтроль их знаний.

Модули в учебный процесс целесообразно вводить постепенно: начинания с отдельных уроков, курсов, предметов и с конкретных учащихся с хорошо сформированными навыками самоуправления учебной деятельности в старших классах технологию модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс. Степень владения учебными навыками учащихся старших классов позволяет полностью структурировать содержание учебного материала с помощью системы модульного обучения.

Алгоритмы  блочно - модульного структурирования на примере содержания биологии: I этап. В содержании учебного курса необходимо выделить ведущие направления учебного предмета как основы для освоения учащимися дисциплины биологии (таблица1)

БИОЛОГИЯ

Начальный курс

Живой организм

Общая биология

Природоведение. 5 класс

Живой организм.

6 класс

Многообразие живых организмов.

7 класс

Человек.

8 класс

Общие закономерности.

9 класс

Общая биология.

10-11 класс

Изучение Вселенной, Земли, живых организмов, места человека на Земле

Изучение строения и свойств живых организмов, их жизнедеятельности и взаимодействия организма и среды

Изучение различных царств живой природы: прокариотов,

грибов, растений и животных, вирусов

Изучение особенностей происхождения, строения, функций различных систем органов человека и его поведения

Изучение общих закономерностей живой природы, возникновения и развития жизни на Земле, структурной организации живых организмов, их размножения наследственности и основ экологии

Изучение

уровней

организации

живой

материи, происхождения

 и развития жизни

 на Земле, строения

клетки,

основ

размножения организмов, закономерностей

генетики, онтогенеза

и эволюционных

учений развития органического мира на Земле, основ экологии и взаимодействия биосферы и человека

IIэтап. Структурирование содержания учебного материала, рассчитанного на один год обучения (таблица2)

Многообразие живых организмов

МП «Царство Прокариоты»

МП

«Царство Грибы»

МП

«Царство Растения»

МП

«Царство Животные»

Школьный курс «Многообразие живых организмов» состоит из 4 основных блоков учебного материала.

I блок (МП-модульная программа) рассказывает об общей характеристике, происхождении и особенностях строения, жизнедеятельности и роли в природе и жизни человека различных простейших организмов.

II блок посвящен царству Грибы. В нем описываются классификация, особенности строения, питания, размножения и значения грибов в природе и жизни человека.

III блок  включает  в себя изучение двух подцарств растений: низших и высших, в которых рассказывается о многообразии, классификации, строении и процессах жизнедеятельности, а также роли растений в биосфере и жизни человека.

IV блок изучает царство животных и состоит из двух подцарств: Одноклеточные и Многоклеточные животные, которые делятся по определенному плану: строение, основные процессы жизнедеятельности, роль в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

III этап. Создание блочно - модульного структурирования учебного материала на основе «дерева целей». Каждой модульной программе (МП) дается название, которое отображает суть выбранной для этого темы и раздела.

«Дерево целей»

МП «Многообразие живых организмов»

1

2

КДЦ

МП «Царство Прокариоты»

МП «Царство Грибы»

МП «Царство Растения»

МП «Царство Животные»

ИДЦ

ИДЦ

М 1 –

Общая характеристика

прокариот

М-2

Особенности строения и жизнедеятельности прокариот

М-3

Подцарство Оксифотобактерии, особенности организации, роль в природе, практическое значение

УЭ-0

Вход к окр.

УЭ-1

Строение и жизнедеятельность бактерий

УЭ-2

Особенности оксифотобактерий

В основе любой модульной программы лежит совокупность целей (КДЦ – комплексная дидактическая цель, ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель). Составление модульной программы всегда начинается с выделения основных научных идей курса, внутри которых формулируются цели изучения тем и отдельных уроков. Лишь затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки. Совокупность целей модульной программы можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме; стволовые ветви соответствуют отдельным урокам – модульные уроки подразделяются на учебные элементы или этапы урока. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои дидактические цели.

Принцип модульности предполагает построение учебного курса по блокам-модулям, внутри которых материал представлен в виде системы учебных элементов (УЭ). Для каждого их УЭ разрабатывают свои дидактические цели, без овладения которыми общая цель не будет достигнута.

УЭ должно быть не более 7, но среди них необходимы:

  1. УЭ-0, направленный на определение целей результатов обучения.
  2. УЭ-1, включающий задания по выявлению уровня знаний по теме и на овладения новым материалом. Иногда допускаю отсутствие данного УЭ.
  3. УЭ-2 и т.д. – отработка материала.

Завершающий УЭ – подведение итогов:

  • оценка степени достижения цели урока;
  • выбор домашнего задания с учетом достижений на уроке;
  • оценка работы.

IV этап.

Технологию модульного обучения отличают такие качества, как:

  • гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
  • динамичность (обучение видам и способам деятельности);
  • мобильность (взаимосвязь, взаимозаменямость и подвижность моделей внутри одной темы);
  • возможность проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
  • изменение форм общения учителя с учащимися.

При составлении урока с использованием блоков-модулей пользуюсь планом:

  1. формулировка темы урока;
  2. определение целей урока и желаемых результатов обучения;
  3. разбивка учебного материала на отдельные, логически завершенные, учебные элементы;
  4. подбор необходимого фактического материала;
  5. определение способов учебной деятельности учащихся;
  6. выбор форм и методов преподавания и контроля.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей конструируется учебный курс изучения биологии.

В современных программах по биологии можно выделить блоки тем (по 8-10 ч) и представить в них несколько модулей обучения:

I модуль (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов темы, раскрытие узловых понятий.

II модуль (3-5 уроков) – самостоятельные и практические работы. Ученики по заданиям и под руководством учителя работают с различными источниками информации (учебник, дидактический материал, справочники и т.д.), прорабатывают материал темы, обсуждают дискуссионные вопросы. На этом этапе проводятся уроки-практикумы, конференции, путешествия, игры.

III модуль (1-2 урока) – повторение и обобщение материала темы.

IV модуль (1-2 урока) – контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения содержания основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого ученика в отдельности всех вместе дают определенные преимущества такому изучению материала. Это позволяет учащимся яснее определить общие положения темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Модуль имеет у себя инструкцию, в которой, в которой определены цели усвоения модули и каждого учебного элемента; задания для выполнения разного уровня сложности; материалы для работы; указания на вид и форму работы; контроль, определяющий степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль и т.д.).

Инструкция модуля может предполагать:

- индивидуальную самостоятельную работу ученика;

- партнерскую работу в парах;

- работу в группе.

Роль учителя в технологии модульного обучения сводится к следующему: разработка инструкции модулей; оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью через модули, уточнение модулей при практической работе с ними, контроль и коррекция усвоения знаний, умений и навыков.

Технология модульного обучения определяет четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, работать индивидуально с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

В технологии модульного обучения оценивается выполнение каждого элемента. Оценки накапливаются, и выставляется итоговая отметка за работу. Точность контроля и объективность оценки играет большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при технологии модульного обучения. Ученик четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Анализ результатов обучения по блочно-модульной технологии позволяет сделать следующие выводы:

  1. Изучение биологии закладывает основы естественнонаучного мышления, развивает бережное отношение к окружающей среде, учит умению вести здоровый образ жизни и формирует экологическую культуру.
  2. Целью естественнонаучного образования является усвоение школьниками представлений о характере и динамике естественных процессов, развитие умений самостоятельной работы с различными источниками информации по окружающей среде.
  3. Результаты, которых добиваются учащиеся в образовательном процессе, выявляются не только через оценку качества образовательного процесса, но и через оценку условий. Одним из условий повышения качества образовательного процесса может служить блочно-модульное структурирование содержания биологии .
  4. Блочно-модульное структурирование способствует рассмотрению школьных дисциплин как системы через применение технологии модульного обучения.
  5. Технология модульного обучения позволяет представить содержание образования в виде законченных самостоятельных блоков.
  6. Технология модульного обучения способствует изменению формы общения учителя и ученика.
  7. Технология модульного обучения предоставляет учащимся максимальное количество времени работать самостоятельно, что дает возможность осознать себя в учебной деятельности.
  8. Технология модульного обучения позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками.
  9. С помощью технологии модульного обучения можно делить учебный материал на порции (отдельные части).
  10.  Блочно-модульное структурирование содержания естественных дисциплин позволяет повысить качество обученности учащихся и усилить интерес к предметам через применение нетрадиционных форм обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся

Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...

Применение технологии модульного обучения на уроках биологии, как средство формирования компетенций учащихся

Содержащие в работе выводы об использовании технологии модульного обучения на уроках биологии в условиях модернизации российского образования позволяют улучшить данный процесс и качество образования в...

Модульное обучение на уроках биологии

P { margin-bottom: 0.21cm; } Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному. Именно оно интегрирует все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из прог...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

Использование элементов технологии модульного обучения на уроке биологии по теме "Витамины"

Проект урока с использованием элементов модульно-блочной технологии. Урок соответствует требованиям ФГОС....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Представляю Вашему вниманию методические материалы по теме: "Использование модульного обучения на уроках биологии в средней общеобразовательной школе". Содержание теме качественно раскрывается через ф...