Урок "Ткани"5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Воротнёва Наталья Андреевна

Предмет: биология

Класс: 5

Учитель: Воротнева Н.А.

Тип урока: урок   изучения нового  учебного материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока «Ткани растений»

Предмет: биология

Класс: 5

Учитель: Воротнева Н.А.

Тип урока: урок   изучения нового  учебного материала

Тема  урока

Ткани растений.

Цель  урока

Сформировать у учащихся  знания  об  особенностях строения разных органов растений,  расширить  круг  знаний  о многообразии растительных клеток.

Задачи  урока

Образовательные:

Изучить  особенности тканей, расширить представления  обучающихся  о строении разных органов растений

Развивающие:

Развивать  умения   самостоятельно  формулировать  гипотезы,  устанавливать причинно-следственные  связи;  кратко и четко  формулировать свои мысли. Развивать  учебные навыки  по поиску и систематизации  информации, умения перерабатывать полученную информацию  и  представлять ее  графически. Развивать креативность, критичность, внимание, память.

Воспитательные:

Формировать культуру умственного труда, вырабатывать  коммуникативные качества, прививать  бережное отношение к природе,  развивать  у учащихся эмоционально-ценностное  отношение   к растениям.

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся  с особенностями строения клеток разных органов растений, разнообразием   клеток растительного организма и их функциями;  учатся выделять  существенные признаки  тканей,  находить сходство и отличие в строении клеток растений,  различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают  умением объяснять роль тканей в жизни растений.

Метапредметные:

  Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов растений,  определяя принадлежность  разных типов клеток и органов растений;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике,   составлять сообщения на основе  обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению внутреннего строения растений,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к растительному миру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к растениям  и их охраны,  учащиеся  формируют  правила поведения в природе, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структуирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Основные понятия

Ткань, основная, покровная, механическая, проводящая, образовательная ткани.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

УМК:  Биология 5 класс, линия жизни  В.В. Пасечник; интернет ресурсы.

Презентация учителя.

Формы урока

Фронтальная работа,  индивидуально

Методы

Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный  момент.

2. Актуализация  знаний, УУД  в начале урока и в процессе его по мере необходимости

Проверка настроения  

 Предлагает показать какое настроение в начале урока при помощи смайлика

Историческая справка об изучении клетки.(Слайд 1)

1. Заполнить схему «Процессы жизнедеятельности клетки».

2.  Фронтальная беседа по вопросам:

А) Что такое «Клетка»  как понятие в биологии?

Б)  Чем отличается старая клетка от молодой?

 

 

Показывают смайлик

Выступление уч-ся

Заполняют на карточке схему

Вспоминают, проговаривают определения.

Называют клетки,  изученные на предыдущих уроках и  особенности  их строения.

Личностные УУД

Познавательные УДД

Целеполагание

Использование знаково-символических средств

2. Проверка выполнения домашнего задания

Проверка Д/З –

1.  Фронтальная беседа по вопросам:

А) Как происходит процесс деления клетки? Для этого составьте схему деления клетки.. У вас лежат разрезанные карточки из которых необходимо правильно расставить этапы.

 Как должно быть проверьте.

Б) Какое значение имеют хромосомы?

В) Доказать, что клетка – живая частица растения.

Активизация познавательной деятельности.

1) Вопрос к классу: Почему клетки разных органов растений имеют разное строение? Что общего в их строении?

 

Какую цель поставим перед собой?

Зачем нам эти знания?

Учащиеся  отвечают на вопросы, составляют схему деления клетки, на таблице показывают процесс деления клетки.

 

Они выполняют разную функцию.

Имеют общий план строения, состоят из клеток.

Расширить  круг  знаний  о многообразии растительных клеток.

Высказывают предположения

Построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учет разных мнений

Познавательные УДД

Подведение  под понятие

Аналогия, обобщение

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Эмоциональный настрой на тему

3. Первичное восприятие  и усвоение  нового теоретического материала  

Определим тему урока, а для этого отгадаем кроссворд:

1. Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. (крахмал)

3. Воздушная оболочка Земли (атмосфера)

4. Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. (неорганические)

5. Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ( йод)

 Как ты понимаешь слово «Ткань» как понятие в быту и в биологии?

 Показываю разные виды тканей.

- Как связать с тканями организма?

- Давайте посмотрим, что же собой представляет ткань. Для этого дома выполняли мини-исследование. (Сварили клубень картофеля и сравнили его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)

А теперь давай  посмотрим на веточки растений (вишня, яблоня, смородина), листья цветов.

Чем покрыт стебель веточек и лист цветка?

В зависимости от происхождения, строения и функций, у растения выделяют несколько видов тканей: покровная, механическая, образовательная, проводящая, основная.

 

В процессе объяснения составляют таблицу «Строение и функции тканей растений»

Физкультминутка

Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места.

Отгадывают кроссворд, называют ключевое слово:

ткани

Называют тему урока

Высказывают предположения

Примерный рассказ:  клетки разных органов растений состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет.

Рассматривают веточки и листья растений, отвечают на вопрос.

Работают с рисунком учебника 27 стр.47 и раздаточным материалом

В таблице делают записи, используя текст учебника, проверка выполненного задания

Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание

 Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Структуирование знаний

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной  полнотой и точностью

Регулятивные УДД

Контроль

Коррекция ответственности  за общее дело

4. Применение  теоретических  положений  в условиях  выполнения  упражнений и решения задач

 Изучив тему закрепим,  как ты усвоил данный материал

1. Заполни пропуски в тексте, используя учебник на стр. 30-31.

А) Кончик корня, побега, зародыш растения состоит из ______ткани.

Б) Скорлупа грецкого ореха состоит из _________ ткани.

В) Поверхность всех органов состоит из _________ ткани.

Г) Мякоть листа, плодов, сердцевина стеблей - это_______ ткань.

Д) Трубочки, сосуды корня, стебля, жилки листов - это______ткань

2. Выполните тест:

Выберите правильный ответ

1. Ткань – это …:

А). группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям;

Б). группа рядом расположенных клеток;

В).группа клеток, отличающихся друг от друга.

2. Образовательная ткань выполняет следующие функции:

А). дыхание растений;

Б). рост растения;

В). фотосинтез.

3. Покровная ткань:

А). обеспечивает рост органа и всего растения в целом;

Б). защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;

В). дает опору органам и растению в целом.

4. Механическая ткань:

А). обеспечивает рост органа и всего растения в целом;

Б). защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;

В). дает опору органам и растению в целом.

5. Основная ткань:

А). обеспечивает образование и накопление питательных веществ;

Б). защищает от неблагоприятных воздействий и повреждений;

В). дает опору органам и растению в целом.

 

Заполняют пропуски в тексте

Образовательная

Механическая

Покровная

Основная

Проводящая

Выполняют тест

 Познавательные УДД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

Регулятивные УУД

Контроль

Оценка

Волевая  саморегуляция   в ситуации затруднения

5. Домашнее задание.

Домашнее задание  (комментирование  учителем)

Параграф  10, творческое задание –написать мини-сочинение «Путешествие  внутри растения».

6. Рефлексия  учебной деятельности на уроке

Подведение итогов  совместной  и индивидуальной  деятельности  учеников

Рефлексия

Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку  личного вклада  в совместную  учебную деятельность,  достижение поставленной цели.

На столах учащегося табл.

НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ

АКТИВНО/ ПАССИВНО

На уроке мне было 

Интересно/не интересно          легко/трудно

Своей работой на уроке я

Доволен /не доволен

Урок показался мне

Коротким / длинным

Мое настроение

Хорошее / не очень хорошее/ плохое.

 

  Показ смайлика в конце урока

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности  за общее дело

Составьте схему

  «Процессы жизнедеятельности клетки»

Этапы деления клетки

Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки из которых необходимо правильно расставить этапы.

 Как должно быть проверьте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....