Календарно-тематическое планирование по биологии «Человек», 9 класс YIII вид для класса на 2014-2015 учебный год
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Боронина Нина Леонидовна

Календарно-тематическое планирование по биологии «Человек»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zapiska.doc40 КБ
Microsoft Office document icon rab.plany_.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с :

-Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы. Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2012г.

-Учебным планом работы школы на 2014-2015 учебный год (утвержден приказом №333 от 30.08.2014г).

-Календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год.

             Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

-Учебник: Биология. Человек. 9класс, под редакцией В.И. Романов.  М.: Дрофа,2009г.

Цели и задачи курса:

Планирование содержит обязательный минимум содержания основных образовательных программ и направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека  

Овладение умениями  соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения, употреблении спиртных напитков, наркомании, токсикомании.  

Формирование навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека, измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Воспитание гигиеническое и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека

Получение знаний в процессе знакомства с  организмом человека развивает у учащихся наблюдательность, учит устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и обращает  внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма, нормальной жизнедеятельности.

   .Введение        

Место человека среди млекопитающих (как единственного разумного существа) в живой природе. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных (на основании личных наблюдений и знаний о млекопитающих животных).

1.Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).

Демонстрация торса человека.

2.Опора тела и движение.

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузки на мышцы; свойства декальцинированных и прокаленных костей.

3.Кровь и кровообращение.

 Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение

крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды (а через кровеносную систему — на весь организм).

Демонстрация муляжа сердца млекопитающего.

Лабораторные работы

  1. Микроскопическое строение крови.
  2. Подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда физических упражнений (приседания, прыжки, бег).

4.Дыхание.

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Демонстрация опыта, обнаруживающего углекислый газ в выдыхаемом воздухе.

5.Пищеварение.

 Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
  2. Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке.
  3. Действие слюны на крахмал.
  4. Действие желудочного сока на белки.

6.Почки.

 Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение почечных заболеваний.

7.Кожа.

 Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма. Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

8.Нервная система.

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

9.Органы чувств.

 Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.

Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса по разделу «Человек»

Учащиеся должны знать:

названия, строение и расположение основных органов организма человека;

элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

влияние физических нагрузок на организм;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;

основные санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические правила.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по биологии «Человек», YIII вид для класса

на 2014-2015 учебный год

Количество часов всего 68 в год; в неделю 2 часа.

Название темы

Всего часов

Вид деятельности

План

Факт

I.

 Введение.    

1

1.

Место человека среди млекопитающих в живой природе.

1

II.

Общий обзор организма человека

6

2.

Клетка.

 

1

Лабораторная работа №1

«Устройство светового микроскопа»

3.

Химический состав  клетки.

1

Лабораторная работа №2 «Строение клетки»

4.

Жизнедеятельность клетки.

1

5.

Ткани.

1

6.

Органы. Системы органов.  

1

7.

Повторение темы: «Общий обзор»

1

III.

Опора тела и движение

12

8.

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.

1

Лабораторная работа №3  «Состав костей»

9.

Строение и соединение  костей.

1

10.

Скелет головы.

1

11.

Скелет туловища.

1

12.

Скелет конечностей.

1

13.

Первая помощь при  растяжении связок, вывихах суставов и ушибах.

1

 14.

Первая помощь при переломах костей.

1

15.

Строение и значение мышц.

1

16.

Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление.

1

17.

Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека.

1

18.

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.

1

19

Повторение темы: «Опорно-двигательная система»

1

IV.

Кровь и кровообращение

9

20.

Значение крови и органы кровообращения.

1

21.

Состав крови.

1

Лабораторная работа №4 «Микроскопическое строение крови»

22.

Сердце: его строение и работа.

1

23.

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

1

24.

Движение крови по сосудам.

1

Лабораторная работа №5 «Подсчет частоты пульса»

25.

Первая помощь при кровотечениях. Переливание крови.

1

26.

Предупреждение заболеваний кровеносной системы.

1

27.

Вредное влияние табака и  спиртных напитков на сердце и кровеносные сосуды.

1

28.

Повторение темы: «Кровеносная система»

1

V.

Дыхание

8

29.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

1

30.

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

31.

Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

1

32.

Влияние физического труда и спорта на развитие дыхательной системы.

1

33.

Болезни дыхательной системы и их предупреждение.

1

34.

Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.

1

35.

Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.

1

36

Повторение темы: «Дыхательная система»

1

VI.

Пищеварение

9

37.

Значение и состав пищи.

1

38.

Значение пищеварения. Система органов пищеварения.

1

39.

Строение и значение зубов.

1

40.

Пищеварение  в ротовой полости и в желудке.

1

41.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

42.

Гигиена и нормы питания.

1

43.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Пищевые отравления.

1

44.

Вредное влияние курения и   спиртных напитков на пищеварительную систему.

1

45.

Повторение темы: «Пищеварительная система».

1

YII

Почки

3

46.

Органы мочевыделительной системы. Их значение.

1

47.

Внешнее строение почек и их расположение в организме.

1

48.

Предупреждение почечных заболеваний

1

VIII.

Кожа.

5

49.

Строение и значение кожи.

1

50.

Роль кожи в теплорегуляции.  Закаливание организма

1

51.

Первая помощь при перегревании, ожогах и обморожениях.

1

52.

Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви.

53.

Повторение темы: «Кожа».

1

XI.

Нервная система.

9

54.

Значение и строение нервной системы.

1

55.

Спиной мозг.

1

56.

Головной мозг.

1

57.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь.

1

58.

Эмоции. Внимание и память.

1

59.

Сон и бодрствование. Профилактика нарушения сна.

1

60.

Гигиена нервной деятельности. Режим дня.

61.

Нарушение нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему.

1

62.

Повторение темы: «Нервная система».

1

X.

Органы чувств.

5

63.

Значение органов чувств. Орган  зрения.

1

64.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

65.

Орган слуха. Гигиена слуха.  

1

66.

Органы осязания, обоняния и вкуса.

1

67.

Повторение темы: «Органы чувств».

1

XI.

Охрана здоровья человека в РФ

68

Здоровье человека и общество. Факторы, сохраняющие здоровье.

1

Лабораторных работ

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе под ред. М.М.Разумовской, 2014-2015 г.

Данное планирование составлено на основе программы по русскому языку в 5-9 классах. Авторы программы: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.- М.: Дрофа, 2013 г....

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ по технологии (технический труд; реализация ФГОС) 5-6 кл. на 2014 – 2015 уч. год.

       Календарно-тематические планы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на осно...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....