Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Романова Наталья Романовна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса «Биология. Человек. 8 класс» (Н. И. Сонин, В. Б. Захаров )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasn.zapiska_po_biolog.kl_.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта. примерной программы основного образования по биологии для 8 класса "Человек" автора Н. И. Сонина // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение, 5 класс. Биология, 6 - 11 классы. - м.; Дрофа, 2006

     Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

     В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, в ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компонентов.

     Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении в психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальные качества личности.

     Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

     Результаты обучения, которые сформированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту, приведены в графе "Требования к уровню подготовки выпускников". Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

     Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены контрольно - обобщающие уроки.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу "готовых знаний", сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

     Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-позновательной деятельности предполагается работа с тетрадью на печатной основе: Н. И. Сонин. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику "Биология. Человек" 8 класс - М.; Дрофа, 2006.

     В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, рисунков. Работа с рирунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать системы органов и другие структурные компоненты организма человека. Эти задания выполняются по ходу урока. познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

     Рабочая программа ориентированна на использование учебника: Н. И. Сонин, М. Р. Сапин "Биология. Человек" 8 класс.: М. Дрофа, 2008 год.

     Дополнительная литература для учителя:

1. Сонин Н. И. Методическое пособие к учебнику: "Биология. Человек" 8 класс;

2. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика для проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека;

3. Рохлов В. С. Дидактический материал по биологии;

4. Семенцова В. Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии-8 класс;

5. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И.Готовимся к ГИА;

6. Рабочая тетрадь к учебнику "Биология. Человек" 8 класс - М.; Дрофа, 2006.

     Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований государственного стандарта по биологии.

MULTIMEDIA - поддержка курса "Биология, Человек"

* Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание);

* Интернет - ресурсы.

Адреса сайтов в internet

http://bio. I september.ru/ газета "Биология" - приложение к "1 сентября"

www.bio.nature.ru - научные новости биологии

www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте "Кирилл и Мефодий"

Содержание учебного материала

Введение (2 часа)

     Человек как часть дивой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Становление наук о человеке.

     Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

1. Происхождение человека (3 часа)

     Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Систематическое положение человека. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

      Демонстрация модели "Происхождение человека", моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас.

2. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часов)

      Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

     Демонстрация схем систем органов человека.

3. Координация и регуляция (10 часов)

     Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

     Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

     Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

     Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

     Лабораторная работа:

1. Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга.

4. Опора и движение (7 часов)

     Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

     Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

     Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

     Лабораторная работа:

2. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных костей и мышц. Определение функций костей, мышц и суставов.

5. Внутренняя среда организма (11 часов)

     Понятие "внутренняя среда". Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови, свертывание крови, группы крови. Лимфа. иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови, донорство. Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам, кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

     Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

     Лабораторные работы:

3. Изучение строения клеток под микроскопом.

4. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

5. Оценка пульса, измерение артериального давления.

6. Оказание первой помощи при артериальных и венозных кровотечениях.

6. Дыхание (5 часов)

     Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

     Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующим механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

     Лабораторные работы:

7. Проведение функциональных дыхательных проб с задержкой дыхания до и после физ. нагрузки.

8. Гигиеническая оценка микроклимата помещений (измерение температуры, влажности и скорости проветриваемого помещения).

9. Дыхательные упражнения для формирования дикции.

7. Пищеварение (6 часов)

     Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевание органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

     Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

     Лабораторные работы:

10. Воздействие желудочного сока на белки.

11. Качественное определение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

     Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

9. Выделение (2 часа)

     Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

     Демонстрация модели почек.

10. Покровы тела (3 часа)

     Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

     Демонстрация схем строения кожных покровов человека. производные кожи.

     Лабораторные работы:

12. Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро и микроскопическое).

13. Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

11. Сенсорные системы (6 часов)

     Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

     Лабораторная работа:

14. Тесты, направленные на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.

12. Высшая нервная деятельность (6 часов)

     Рефлекс-основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы.

13. Индивидуальное развитие (4 часа)

     Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

Календарно-тематическое планирование

биология 8 класс

Всего часов - 72, в неделю - 2 часа

Плановых контрольных работ - 5

Лабораторных работ - 14

Планирование составлено на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по биологии 6-11 классов, издательство "Дрофа" 2005;

Н. И. Сонин, В. Б. Захаров "Биология. Человек" 8 класс.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС

п/п

Тема урока

Тип урока.

Элементы

содержания

Требования к подготовки учащихся

Элементы дополнительного содержания

Дата

план

Дата

факт

Введение 2 часа

1

Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных, отличие от них.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Место и роль человека в системе орган. мира. Сходства и отличия человека и животных.

Определять принадлежность биологического объекта «Человек разумный» к классу млекопитающих, отряду приматы.

Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и отряда приматы, делать выводы на основе сравнения.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Расы человека, их происхождение и единство.

2

Науки о человеке. Методы изучения организма.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Природная среда, социальная среда человека. Науки: анатомия, физиология, гигиена, медицина, психология. Методы изучения организма человека, их значение. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Называть методы изучения организма человека, их значение для использования в собственной жизни.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.

Использовать полученные знания в жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Гален, Везалий.

  1. Происхождение человека (3 часа)

3

Систематическое положение человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основные таксономические единицы; систематическое положение человека; доказательство животного происхождения человека.

Определять место человека в системе органического мира.

Приводить доказательства происхождения человека.

Уметь доказывать свой взгляд на проблему происхождения человека.

Рудименты, атавизмы

4

Историческое прошлое человека.

Урок изучения и закрепления знаний.

Теория антропогенеза; австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы и их особенности.

Уметь показать этапы эволюции человека и социальной среды.

Называть роль социальных и биологических факторов на разных этапах эволюции.

Антропогенез

5

Расы людей.

Урок изучения и закрепления знаний.

Человеческие расы, их происхождение; единство рас.

Знать основные характеристики рас, причины их проявления.

Раса, расизм, нация, национальность, народ, народность

2.Общий обзор строения и функций организма человека (4 часов)

6

Клеточное строение организма.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Клеточное строение организма человека; строение и процессы жизнедеятельности организма (обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление), их значение; рост и развитие, возбудимость; роль ферментов в обмене веществ клетки.

Называть органоиды клетки.

Распознавать на таблицах и описывать основные органоиды клетки.

Сравнивать клетки растений, животных, человека.

Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки.

7

Ткани. Типы тканей и их свойства.

Комбинированный урок.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные (костная, хрящевая, жировая, кровь), мышечные (гладкая, поперечно - полосатая, сердечная), нервная. Нейрон: тело, дендриды, аксон. Межклеточное вещество.

Давать определения понятию; ткань.

органоиды клетки.

Изучать микроскопическое строение тканей.

Рассматривать готовые микропрепараты и описывать и описывать ткани человека. Называть основные группы тканей человека. Сравнивать ткани человека и делать выводы на основе сравнения.

Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями.

8

Органы. Системы органов.

Комбинированный урок.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Давать определения понятиям; ткань, орган, система органов. Называть органы и системы органов человека.

Распознавать на таблицах и описывать органы и системы органов человека.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организм.

9

Зачет по теме «Общий обзор организма человека».

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

3. Координация и регуляция (10 часов)

10

Регуляция функций в организме.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Понятие о гомеостазе; характеристика нервной и гуморальной регуляции.

Уметь на собственных примерах показывать действие процессов саморегуляции, поддерживающих постоянство состава клеток.

11

Общий план строения нервной системы. Строение нервной ткани и ее свойства.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний.

Нервная система, значение нервной системы. Отделы нервной системы; центральный и периферический. Спинной мозг, головной мозг. Нервы, нервные узлы.

Давать определения понятию: рефлекс. Называть: особенности строения нервной системы (отделы, органы); принцип деятельности нервной системы; функции нервной системы.

Распознавать на таблицах и описывать основные отделы и органы нервной системы человека.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями нервной системы.

12

Рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Комбинированный урок.

Рефлекс, рефлекторная дуга, чувствительные, вставочные, исполнительные нейроны. Рецепторы. Нервная регуляция.

Давать определения понятиям: рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, безусловный рефлекс, условный рефлекс.

Называть: принцип деятельности нервной системы.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы в организме.

Составлять схему рефлекторной дуги простого рефлекса.

13

Центральная нервная система: спинной мозг, строение и функции.

Комбинированный урок.

Спинной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое  вещество спинного мозга. Рефлекторная проводниковая функция спинного мозга. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

Называть: особенности строения спинного мозга; функции спинного мозга.

Распознавать на таблицах и описывать основные части спинного мозга.

Характеризовать: роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма.

14

Головной мозг, строение и функции.

Комбинированный урок.

Головной мозг, строение и функции. Серое вещество и белое  вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг: таламус и гипоталамус нервной системы, и их предупреждение. Нарушения деятельности.

Называть: особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга.

Распознавать на таблицах и описывать основные части головного мозга.

Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

15

Головной мозг, строение и функции коры больших полушарий.

Комбинированный урок.

Большие полушария головного мозга, доли (лобная, височная, затылочная, теменная). Аналитико – синтетическая функция коры больших полушарий.

Называть: особенности строения головного мозга; отделы головного мозга; функции отделов головного мозга.

Распознавать на таблицах и описывать основные части головного мозга.

Характеризовать: роль головного мозга в регуляции жизнедеятельности и поведения организма.

16

Периферическая нервная система: соматическая и вегетативная нервная система.

Комбинированный урок.

Соматическая и вегетативная нервная система. Функции автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Называть: отделы нервной системы, их функции; подотделы вегетативной нервной системы, их функции.

Различать функции соматической и вегетативной нервной системы.

Характеризовать: сущность регуляции жизнедеятельности организма; роль нервной системы и гормонов в организме.

17

Железы внутренней секреции. Роль гормонов в обмене веществ.

Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Гормоны гипофиза (болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и гиперфункцией (гигантизм) гипофиза), гормоны щитовидной железы (болезни щитовидной железы). Гормоны поджелудочной железы (инсулин и заболевание сахарным диабетом). Гормоны надпочечников(их роль в приспособлении организма к стрессовым ситуациям). Регуляция деятельности желез. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

Устанавливать взаимосвязь между функциями нервной и эндокринной систем.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданной тестовой контрольной работы.

Давать определение понятию: гормоны.

Характеризовать: роль гормонов в обмене веществ, жизнедеятельности, росте, развитии и поведении организма.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска на здоровье.

18

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждения.

Комбинированный урок.

Болезни, связанные с гипофункцией и гиперфункцией желез.

Называть заболевания , связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез.

таблица

19

Контрольно-обобщающий урок по разделу 3

Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

4. Опора и движение (7 часов)

20

Опорно-двигательная система. Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Опора и движение. Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение опорной системы: скелет, кости (длинные, короткие, плоские), хрящи, связки. Строение кости. Соединения костей. Строение сустава; суставная жидкость.

Называть: особенности строения скелета человека; функции опорно-двигательной системы.

Распознавать на таблицах и описывать основные части скелета человека.

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями костей; между строением и функциями скелета.

21

Скелет головы и скелет туловища.

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа, кости черепа. Скелет туловища: позвоночник. Отделы позвоночника. Приспособление скелета человека к прямохождением и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Называть: особенности строения скелета головы и туловища человека.

Распознавать на таблицах и описывать основные части скелета головы и туловища человека.

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями скелета.

22

Скелет конечностей.

Комбинированный урок.

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов: плечевой (ключица, лопатки), тазовый пояс. Свободные конечности: верхняя и нижняя. Приспособление скелета человека к прямохождением и трудовой деятельности.

Называть: особенности строения скелета поясов и свободных конечностей человека.

Распознавать на таблицах и описывать основные части скелета поясов и свободных конечностей человека.

Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью.

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями скелета.

23

Первая помощь при растяжении связок, вывиха суставов и переломах костей.

Комбинированный урок.

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок.

Использовать полученные знания и умения для: соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки; оказания первой помощи при травмах.

24

Мышцы. Работа мышц.

Комбинированный урок.

Строение двигательной системы. Обзор основных мышц человека: гладкие, и скелетные, жевательные и мимические. Мышцы туловища конечностей. Дыхательные мышцы. Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Энергия мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.

Распознавать на таблицах и описывать основные группы мышц человека.

Раскрывать сущность биологического процесса работы мышц.

Описывать и объяснять результаты опыта по выявлению статической и динамической работы на утомление мышц.

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями мышц.

25

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

Комбинированный урок.

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. предупреждение плоскостопия и искривление позвоночника. Соблюдение правил здорового образа жизни. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска.

Использовать полученные знания и умения для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки.

Использовать полученные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Находить в тексте учебника биологическую информацию, необходимую для выполнения заданной тестовой контрольной работы.

26

Обобщение по теме «Опора и движение».

Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

5. Внутренняя среда организма (11часов)

27

Внутренняя среда организма.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость и лимфа. Значение постоянства внутренней среды организма.

Называть:  признаки биологических объектов; составляющие внутренней среды организма.

28

Кровь, ее функции.

Комбинированный урок.

Кровь, ее функции.

Называть: составляющие элементы крови; составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. 

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями крови.

29

Клетки крови. Плазма крови.

Комбинированный урок.

Клетки крови. Плазма крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Свертывание крови.

Называть: составляющие элементы крови; составляющие плазмы.

Характеризовать сущность биологического процесса свертывания крови. 

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями крови.

30

Лейкоциты. иммунитет.

Комбинированный урок.

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань). Антигены и антитела, иммунная реакция, клеточный и гуморальный иммунитет. вакцинация, лечебные сыворотки. классификация иммунитета.

Давать определение понятию: иммунитет.

Называть виды иммунитета.

Объяснять проявление иммунитета у человека.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа,  инфекционных и простудных заболеваний.

31

Тканевая совместимость и переливание крови.

Комбинированный урок.

Группы крови, переливание крови. групповая совместимость крови, групповая совместимость тканей, резус-фактор.

Называть: особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор.

Анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

Находить в различных источниках биологическую информацию по проблеме пересадки органов и тканей, об использовании донорской крови.

Белки эритроцитов А, В, антитела

32

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

Комбинированный урок.

Кровеносная система, сердце и кровеносные сосуды. строение и функции сердца.

Называть: особенности строения организма человека, органов дыхательной системы; признаки (особенности строения) сердца.

33

Работа сердца. сердечный цикл.

Комбинированный урок.

Кровеносная система, сердце и кровеносные сосуды. строение и функции сердца.

Распознавать на таблицах и описывать систему органов кровообращения, органы кровеносной системы.

Описывать работу сердца.

Устанавливать: взаимосвязь между строением и функциями сердца.

34

Большой и малый круги кровообращения. Лимфообра-щение. Транспорт веществ. Кровеносная система.

Комбинированный урок.

Транспорт веществ. Кровеносные сосуды: аорта, артерии, вены, капилляры. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатическая  система. Лимфа, лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфоузлы. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Давать определения понятиям: аорта, артерия, капилляры, вены.

Называть признаки кровеносных сосудов, органы лимфатической системы.

Распознавать и описывать на таблицах: систему органов кровообращения, органы кровообращения, систему лимфообращения.

Характеризовать: сущность транспорта веществ, сущность большого и малого кругов кровообращения, сущность лимфообращения.

Устанавливать взаимосвязь между: кровеносной и лимфатической системами; строением и функциями кровеносных сосудов.

35

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.

Комбинированный урок.

Причины движения крови по сосудам. Давление крови на стенки сосудов. Измерение артериального давления. Пульс. Частота сердечных сокращений. Перераспределение крови в организме. Нейрогуморальная регуляция работы сердца и сосудов.  Автоматизм сердечной мышцы.  Гуморальная регуляция.

Характеризовать сущность биологических процессов: движение крови по сосудам; регуляция жизнедеятельности организма; автоматизм сердечной мышцы.

Объяснять роль гормонов в организме.

Использовать приобретение знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Вещества, регулирующие работу сердца: адреналин, ацетилхолин.

36

Заболевания сердечно - сосудистой системы и их предупреждение.

Комбинированный урок.

Сердечно - сосудистые заболевания, причины и предупреждение (гипертония, гипотония, инсульт, инфаркт). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Анализировать и оценивать факторы риска на здоровье, нормальную работу сердечно-сосудистой системы.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактики вредных привычек.

Находить в тексте учебника биологическую информацию для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

37

Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Урок-практикум.

Приемы оказания первой помощи при кровотечении. Жгут, закрутка, давящая повязка.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при травмах (повреждениях сосудов).

6. Дыхание (5 часов)

38

Значение дыха-ния. Органы дыхания. Строение легких.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дыхание. Система органов дыхания (верхние дыхательные пути, гортань как орган голосообразования, трахея, бронхи, альвеолы) и ее роль в обмене веществ. Система органов дыхания (легкие, пристеночная и легочная плевры, плевральная полость). Связь с кровообращением.

Называть: особенности строения организма человека, органов дыхательной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

39

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Комбинированный урок.

Газообмен в легких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нейрогуморальная регуляция дыхания(дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дыхательные центры коры больших полушарий головного мозга).

Характеризовать сущность биологического процесса дыхания, транспорта веществ.

Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания.

Устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и кровообращения.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

40

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

Комбинированный урок.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки и их влияние на состояние здоровья. Чистота атмосферного воздуха как фактор здо-ровья. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Называть заболевания органов дыхания.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек.

Объяснять зависимость собственного здоровья от  состояния окружающей среды.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

41

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Урок-практикум.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Называть приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Использовать приобретенные знания для оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Находить в тексте учебника биологическую информацию для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Клиническая смерть, биологическая смерть. Реанимация.

42

Обобщение и систематизация знаний о кровеносной и дыхательной системах.

Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

7. Пищеварение (6 часов)

43

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

Комбинированный урок.

Питание. Пищевые продукты и питательные вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода. Пища как биологическая основа жизни.

Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся.

Объяснять роль питательных веществ в организме.

Характеризовать сущность процесса питания.

44

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Органы пищеварения (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник) и пищеварительные железы (слюнные, железы желудка и кишечника,  поджелудочная железа).

Называть: особенности строения организма человека, органов пищеварительной системы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

45

Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварительные ферменты ротовой полости: слюна, мальтоза, крахмал, глюкоза.

Пищеварение в желудке. Желудок, слои желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Желудочный сок. Нейрогуморальная регуляция пищеварения.

Давать определения понятиям: фермент, рефлекс, безусловный и условный рефлексы.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Безусловный и условный рефлексы, пищевой корковый центр, зрительный корковый центр. Исследование И.П. Павлова в области пищеварения.

46

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

Комбинированный урок.

Строение и функции пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Всасывание питательных веществ.

Давать определения понятию фермент.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищеварении.

47

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита.

Комбинированный урок.

Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Фактор риска: гиподинамия. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций. Симптомы аппендицита.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболевания органов пищеварения; профилактики вредных привычек; оказание первой помощи при пищевом отравлении; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Культура бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

48

Обобщение и систематизация знаний о пищеварении.

Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

8. Обмен веществ (3 часа)

49

Обмен веществ и превращение энергии. Обмен и роль белков, жиров, углеводов. Водно-солевой обмен.

Комбинированный урок.

Обмен веществ и превращение энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен и роль белков, жиров, углеводов. Водно-солевой обмен.

Давать определения понятиям: пластический обмен; энергетический обмен.

Характеризовать сущность обмена веществ и превращения энергии в организме, обмен веществ как сущность жизнедеятельности организма.

50

Витамины.

Комбинированный урок.

Влияние витаминов на организм. Витамины групп А, B,C,D,PP.

Уметь объяснять влияние витаминов различных групп на процессы обмена.

51

Нормы питания. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Комбинированный урок.

Определение норм питания. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил питания (режим, сбалансированность,. Содержание витаминов).

Уметь составлять пищевой рацион для себя.

9. Выделение (2 часа)

52

Органы выделения. Строение и функции почек.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выделение. Мочевыделительная система. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Удаление мочи из организма: роль мочевой лоханки, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.

Называть: органы мочевыделительной системы; другие системы, участвующие в процессе удалении продуктов обмена.

Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека.

Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы.

53

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

Комбинированный урок.

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактика вредных привычек.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

10. Покровы тела (3 часа)

54

Покровы тела. Строение и функции кожи.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Покровы тела. Строение и значение кожных покровов и слизистых оболочек. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи.  Уход за кожей, волосами, ногтями.

Называть: особенности строения организма человека - кожи, функции кожи.

Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

55

Роль кожи в теплорегуляции.

Комбинированный урок.

Терморегуляция организма. Роль кожи в теплорегуляции. Укрепление организма: закаливание, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, переохлаждение. Теплообразование и теплопередача.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний.

Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма.

56

Уход за кожей, волосами, ногтями. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика

Комбинированный урок.

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактика вредных привычек, оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний кожи и других покровов тела.

11. Сенсорные системы (6 часов)

57

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий.

Давать определение понятиям: органы чувств, Рецептор, анализатор.

Называть: органы чувств человека, анализаторы.

Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека.

58

Строение и функции органа зрения.

Комбинированный урок.

Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки, хрусталик, стекловидное тело, зрительный нерв.

Называть: особенности строения глаза и зрительного анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.

59

Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

Комбинированный урок.

Зрительный анализатор. Нарушения зрения, их профилактика. Заболевания  и повреждение глаз. Дальнозоркость, близорукость. Проникающие ранения глаза, гигиена зрения.

Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактика вредных привычек.

60

Строение и функции органа слуха.

Комбинированный урок.

Орган слуха, строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий  аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха и их профилактика. Гигиена слуха. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия.

Называть: особенности строения органа слуха и слухового анализатора.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора.

Анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма, профилактика вредных привычек.

61

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Комбинированный урок.

Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Взаимосвязь ощущений - результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.

Называть: особенности строения органов осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

Распознавать и описывать на таблицах основные части органов осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

62

Контрольно-обобщающий урок по теме "Анализаторы".

Тестовая контрольная работа. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

12. Основы учения о ВНД (6 часов)

63

Поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности.

Комбинированный урок.

Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

64

Врожденные и приобретенные формы поведения.

Комбинированный урок.

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность. Высшая нервная деятельность. Психология и поведение человека.

Давать определения понятиям: безусловные рефлексы, условные рефлексы.

Называть принцип работы нервной системы.

Характеризовать: особенности работы головного мозга; биологическое значение условных и безусловных рефлексов; сущность регуляции.

Использовать приобретенные знания для рациональной организации труда и отдыха.

65

Биологические ритмы. Сон и его значение.

Комбинированный урок.

Биологические ритмы. Сон (фазы сна) и бодрствование, значение сна.

Характеризовать значение сна для организма человека.

Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.

66, 67

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы, речь, мышление, память, эмоции, внимание.

Комбинированный урок.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности  в появлении речи и осознанных действий. Мышление. Особенности мышления, его развитие.

Называть особенности ВНД и поведения человека.

Характеризовать особенности ВНД и поведения человека (речь, мышление), их значение.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья; организации учебной деятельности (формирование и сохранения знаний, умений, навыков).

68

Индивидуальные особенности личности.

Комбинированный урок.

Значение творческих, интеллектуальных, эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, характер, темперамент. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Значение состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Называть психологические особенности личности.

Характеризовать роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

Использовать приобретенные знания для: рациональной организации труда и отдыха; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

13. Индивидуальное развитие человека (4 часа)

69

Система органов размножения. Внутриутробное развитие организма.

Комбинированный урок.

Мочеполовая система. Женская половая система. Мужская половая система. Размножение и развитие. Внутриутробное развитие, оплодотворение, образование зародыша и плода. Роль гигиенических знаний в планировании семьи. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Давать определение понятиям: размножение, оплодотворение.

Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека.

Использовать приобретенные знания для: проведения наблюдений за состоянием собственного организма; профилактика вредных привычек.

70

Рождение и развитие организма после рождения.

Комбинированный урок.

Периоды формирования организма до 18 лет.

Знать особенности развития и жизни ребенка первого года жизни.

71

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика

Комбинированный урок.

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль гигиенических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Объяснять причины проявления наследственных заболеваний.

Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на здоровье.

Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Проводить самостоятельный поиск биологической информации о достижениях генетики в области изучения наследственных болезней человека.

72

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Комбинированный урок.

Организм человека – единое целое.

Находить в различных источниках информацию, подтверждающую целостность организма человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием Биология 5 класс (по ФГОС) Плешаков, Сонин

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием курса Биология 5 класс (по ФГОС линейный). Авторы УМК Плешаков, Сонин...

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и каленларно-тематическое планирование по биологии 6 класс ( 1 час в неделю) авторская программа

Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, за основу рабочей программы взята программа курса биологии для 5-9 к...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 7 класс УМК Н.И.Сонин

Изучение курса «Биология. Многообразие живых организмов.» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжени...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование Биология 9 класс УМК Н.И.Сонин

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной  школы и является продолжением линии освоения биологич...

Календарно-тематическое планирование курса биологии «Человек» 8 класса

Календарно-тематическое планирование курса биологии "Человек" 8 класса, 68 часов (2 часа в неделю) /по учебнику Сонин Н.И., Сапин М.Р./...

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС (УМК Сонин Н.И.)

Предлагаю мою версию календарно- тематического планирования курса биологи для 5 класса(ФГОС). В материале представлено краткое содержание тем курса и видов учебной деятельности учащихся. Представлено ...