Организация работы с разными источниками на уроках Биологии.
статья по биологии на тему

Бокова Яна Викторовна

методическая статья с раскрытием вопроса использования разных источников для поиска материала для уроков как самим учителем, так и учениками. Важность правильного поиска и обучения этому обучающихся. Как данный метод помогает в реализации всех УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с разными источниками на уроках Биологии.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

             Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

Факт (лат. Factum — свершившееся) — термин, в широком смысле может выступать как синоним истины; событие или результат; реальное, а не вымышленное; конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.

Думаю, так же стоит вспомнить изречение из «Письма к молодежи» великого русского ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова (1849—1936): «Приучите себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черновую работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никуда не сможете взлететь. Без них ваши «теории» — пустые потуги» (Избр. соч. М., 1949).

Ученики такие же ученые, но лично для себя, ученые, которые познают мир. Им нужны доказательства, для того чтобы понять ту теорию, которую мы даем на уроках биологии. А школьная биология  в свою очередь и есть сама жизнь, которая нас окружает, которой мы пользуемся повсеместно. Поэтому использую факты из настоящей жизни, мы помогаем не только усвоить получаемые знания, но так же сформировать понимания необходимости и нужности знаний, которые ученик может получить на уроках биологии. «Жизненные ситуации» позволяют ученикам воспользоваться своими умениями и знаниями в жизни, найти ответ на проблему самостоятельно, осознавать и расширять свои представления о науке.

Факты в дополнение к учебнику можно брать из разных источников, потому что мы живем в период инноваций и открытости к информационному потоку. Это могут быть: газета, научный журнал, интернет статьи, телевизионные новости  и т.д.

На самом деле на уроках биологии, мы всегда используем факты, если не сам учитель, то учащиеся довольно часто любят переходить в уроке к данному способу получения знаний. Это связанно с тем, что в современном мире очень большое количество способов получения информации. Она окружает нас повсюду, и дети всасывают ее мгновенно. Но проблема данного способа получений знаний, очень опасна. С появлением разных каналов, разных сайтов, на которых, к сожалению, работают в частности не квалифицированные люди. Которые не беспокоятся о истинности, той или иной информации, а лишь ее необычности. Ведь главная их задача привлечь как можно больше читателей, зрителей или слушателей. И в свою очередь на уроках нам приходится слышать эти «факты» из уст учащихся. И это хорошо если ученики интересуются у знающего человека о правдивости полученной информации, и тогда еще есть возможность подправить ошибочное представление. Поэтому необходимо очень тщательно выбирать источники получения информации, чтобы быть уверенным в ее достоверности.

Поэтому стоит очень внимательно отнестись к поиску информации к уроку. Не стоит доверять одному источнику, попробуйте найти эту информацию в других местах, чтоб быть уверенным в их правдивости. А так же не стоит использовать «желтые страницы», непонятные журналы. В случаи упоминания, какого-то исторического момента, то в обязательном порядке надо обратиться к книгам и искать там ответ.  И особое внимание, стоит обратить внимание на интернет источники. Как еще раз хочу повторить, что очень часто там работают люди с не той мотивацией, которая нужна была бы вам на уроках.

Использование данного метода работы с фактами на уроках, как самостоятельное предоставление их, так и работа учеников с разными информационными источниками, позволяет сложить положительную мотивацию ученика к процессу получения знаний, поиска решений, ведь тот или ной факт можно преобразовывать в разные способы его подачи на уроках. Это может быть способ размышления: «Верите ли вы или нет»,  «Давайте подумаю о событии произошедшим в…»; способ выражения своих личностных мнений: «Как Вам кажется к чему приведут последствия, той информации, которую вы только что получили»; и конечно, познавательных УУД: «А вы знали, что…».

Урок биологии для формирования таким способом урок очень благотворен. Так как биологические факты нас окружают повсеместно. Информационный способ предоставляет уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться, используя полученную биологическую информацию.

Данный способ на уроках может позволить воплотить идею формирование урока самим учеником под руководством учителя. Такой способ формирования урока позволяет всему классу включиться в работу, самостоятельно давать оценку происходящим события, способствует самостоятельному формированию личных выводов. Позволяет сформировать у учащихся понимания значимости предмета для себя лично, и, возможное, использования полученных знаний в будущем.

Таким образом, данный метод в целом позволяет использовать все возможные УУД на уроке, а так же сформировать у учеников положительную мотивацию, позволить сформировать все УУД учеником, к чему стремиться современное образование.

Предложенная форма организации учебной деятельности, на мой взгляд, приводит к тому, что учащиеся не являются пассивными наблюдателями, принимают активное участие в организации учебного процесса, показывают свои знания.

Основным результатом своей деятельности я считаю не только повышение уровня качества знаний учеников, но и формирование у них личностных качеств и способов поведения, развитие творческого мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Исходя из вышесказанного можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании данного метода на уроках биологии:

  • развитие межпредметных связей биология и история; биология и география; и т.д.
  • развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
  • формирование  творческого стиля деятельности учащихся;
  • подготовка учащихся  к использованию  полученных знаний на других предметах и в жизни.
  • умение работать с полученной информацией, формировать решения, уметь устанавливать оценку происходящим событиям, возможным последствиям их развития и поиск способов решений проблемы.
  • реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

  1. Урок с использованием фактов.

Использование на уроках биологии фактов позволит не только заинтересовать учащихся, но так же позволит создать урок, в котором будут учитываться все современные представления проведения урока.

Цель:

1)Создание целостной картины мира

2)Повышение интереса к географии, мотивации к изучению предмета

3)Связь науки и жизненных ситуаций

Перед проведением урока, стоит подготовить в районе 10 фактов связанных с темой урока. Их помещают в коробку, банку, корзину и т.д. Можно упаковывать в конверты, или же использовать, как в моем примере, карточки.

В начале урока, проводиться актуализация, в которой переходим к теме урока.  Хотелось бы уточнить, что факты не обязательно должны быть одинаковыми, интереснее будет, если они носят разный характер. Связанные с животным миром, особенностями природы, водными ресурсами, экосистемы  и т.д.

Один из учеников вытаскивает факт из коробочки, и учитель зачитывает его. Например: «Ноябрь  2012 год. В пригороде Санкт-Петербурга пьяные птицы врезались в окна зданий, деревья, в людей». И после озвучивания факта на уроке начинаем разбирать эту проблему. В начале, ученики предлагают свои варианты (поэтому статья не зачитывается целиком). А потом уже зачитывается до конца: «В пригороде Санкт-Петербурга и в самой Северной столице появились пьяные птицы, которые, наевшись забродившей рябины, стали настоящим кошмаром для жителей Сестрорецка и Курортного района. Пернатые начали летать по непредсказуемой траектории, врезаться в людей и здания, биться в окна и просто валиться на землю, пишет Neva 24. О нетрезвых свиристелях на улицах города журналистам сообщили очевидцы».

Дальше достается следующий факт: «Аномально теплая зима в Белоруссии: В лесу растут грибы, пчелы выбрались из ульев» И данный факт так же разбирается по первому примеру. После озвучивания и обсуждения фактов, решается вопрос, по какой причине это произошло, как эти факты связанны с темой урока, к чему могут привести данные последствия.  

Охота так же уточнить, что на уроке можно обойтись и одним фактом, главное в том какие вопросы и задачи вы поставите перед учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация работы с разными категориями учащихся обучающихся в профессиональном лицее.

Чем я  могу  увлечь учащихся профессионального училища? Казалось бы главным образом красотой предмета радостью его познания.  Но радость познания возможна, если  есть само по...

"Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...

Организация работы с историческими источниками.

Практико-значимая работа по изучению работы с историческими источниками на уроках истории  в рамках ФГОС....

Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации. Изучение истории возникновения поселка Шатск .»

Урок - обощение и повторение ранее изученного материала. Изучение особенности добычи железной руды на Курской магнитной аномалии(презентация). Знакомство с историей возникновения поселка Шатск( презен...

Доклад «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ УЧАЩИХСЯ»

Работа со слабоуспевающими детьми и с одаренными, формы организации занятий...

Организация работы с одаренными детьми на уроках биологии

В статье представлен опыт работы по выявлению и поддержке обучающихся проявивших способности в изучении биологии. Организация проектной и исследовательской работы с одаренными детьми, описаны наиболее...