"Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе
методическая разработка по биологии на тему

Дёмина Татьяна Александровна

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, гиповитаминоза, гипервитаминоза, сведения о продуктах, богатых витаминами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vitaminykpk.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

 

« Витамин - как источник здоровья»

                                                                         
                                                                         

                                                                                    Подготовила материал

                                                                                     учитель биологии

                                                                                     МАОУ СОШ № 3

                                                                         Демина Татьяна   Александровна
                                                 г.Курганинск, 2012г.

Тема урока: Витамины – источник здоровья.

Цель урока: привести в систему знания учеников о витаминах, полученные из курса биологии и повседневной жизни, побудить учащихся к выбору рационального питания с достаточным содержанием витаминов, для сохранения здоровья.

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать понятие о витаминах как биологически активных органических соединениях; об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах; рассмотреть классификацию витаминов, их роль в обмене веществ и энергии в организме; способы практического использования витаминов.
  2. Воспитательные: формирование учащегося как творческой личности с положительными нравственными качествами.
  3. Развивающие: обучение работе с дополнительной литературой, умение сравнивать и анализировать данные, четко и ясно излагать мысли, выделяя главное, и выступать перед аудиторией.

Тип урока: урок – игра, интегрированный.

Оборудование:  мультимедийный проектор, диск с презентацией, поливитаминные синтетические препараты, овощи, фрукты, выставка литературы, таблица «витамины», рисунки витаминосодержащих растений, гербарий.

Этапы урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

3. Закрепление.

4.Итог.

5. Домашнее задание.

Ход урока

Учитель. Рада приветствовать вас, друзья! Сегодня у нас – необычный урок. Мы все сейчас будем принимать участие в знаменитом ток шоу «О самом главном». Речь пойдет о важных компонентах для здоровья человека, о витаминах.

Итак, дорогие учащиеся 8 класса, встречайте гостей программы!

Ведущие ток шоу «о самом главном»: ведущий - журналист – Кулинич Илья; врач реаниматолог – Черкашин Максим, а также, врач диетолог – Пономарева Татьяна, врач натуропат – Литвинова Екатерина, врач терапевт – Патрикова Наталья, фармацевт – Пацукова Яна, и конечно же зрители.

Ведущий - Журналист. Всем известно, что для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. Русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над дву4мя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Н.И.Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердилась.

Но как объяснить результат такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные  искусственной пищей?

 Н.И. Лунин  решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витамины (от лат. «vitа  - жизнь, «amin  - содержащий азот).

Учитель. Итак, ребята, теперь вы знаете, что означает термин «витамины», запишите его в тетрадь: витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах.  Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ.

Почему же так велико влияние витаминов на обмен веществ? Обратите внимание на схему, нарисованную на доске. (слайд №   )

        Витамины -                         Ферменты (катализаторы)        

                Обмен веществ                  Действие

Вспомните, что такое ферменты?

Какую роль они играют в обмене веществ?

Учащиеся. Все обменные процессы, как очень сложные химические реакции,  протекают при участии биологических катализаторов, ферментов.

Врач терапевт – реаниматолог. Совершенно верно! Ферменты – это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращение питательных веществ в клетках, тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

 Витамины обозначаются латинскими буквами алфавита. Все витамины делятся на две большие группы – растворимые в воде (витамины группы В, С) и растворимые в жирах (А,Д,Е,К) и .Существуют заболевания человека связанные с витаминами. При длительном неполучении организмом какого – либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все – таки получает витамины, но недостаточно, то возникает заболевание называется гиповитаминозом. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с избытком какого – либо витамина, приводящее к интоксикации организма.

Рассмотрим причины и признаки авитаминоза. ( слайд №    )

Учитель. Чтобы более подробно познакомиться со значением важнейших витаминов для организма человека, вашему вниманию предлагается заслушать выступления наших гостей и на основе полученной информации прошу вас, в тетради начертить таблицу и по ходу урока, ее заполнить.

Название витамина

Функции

Симптомы авитаминоза

Суточная потребность

Источники витамина для организма

Врач терапевт – о «жизненно необходимых витаминах».

Хочется подробнее уделить внимание таким важным витаминам, как: А, Д, Е, В,С, РР, К.

Витамин А (РЕТИНОЛ)является витамином роста, принимает участие в окислительно  – восстановительных процессах, в обмене веществ, в синтезе некоторых гомонов. Авитаминоз данного витамина  приводит к заболеванию глаз, нередко это «куриная слепота». Содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, сливочном масле, яичном желтке, молоке, им богаты овощи и фрукты. Суточная норма 3 -5 мг. (слайд №   )

Витамин Д (КАЛЬЦИФЕРОЛ)играет важную роль в обмене кальция и фосфора в организме. При авитаминозе Д возникает рахит. (слайд №  ). Особенно рахитом болеют дети в раннем возрасте. Наилучшим источником витамина Д является рыбий жир, яйца. Суточная норма 0,01 -0,02

Витамин Е (ТОКОФЕРОЛ)участвует в окислительно  – восстановительных процессах, в обмене белков, при мышечных сокращениях, в укреплении сосудистых стенок, при его отсутствии не происходит размножение. Антиоксидант. Содержится в животных и растительных продуктах. Его много в яичных желтках, печени, зародышах пшеницы.

Витамин С. При отсутствии в организме развивается цинга – заболевание, известное человеку с древних времен, характеризуется изъявлением слизистых оболочек, опухают. Кровоточат десны. (слайд №   ) Потребность этого витамина составляет – 50 мг в сутки. Его много содержится в цитрусовых, зелени, овощах, ягодах, хвои сосны, пихты.

Витамины группы В. В пищевых продуктах витамины группы В (В1 –ТИАМИН,В2 - РИБОФЛАМИН,В6 - ПИРИДОКСИН,В12,В15ПАНГАМОВАЯ КИСЛОТА) находятся чаще всего вместе. Витамины группы В выполняют множество разнообразных функций: участвуют в проведении нервного возбуждения, обеспечивают нормальную деятельность нервной системы, участвуют в обмене и синтезе аминокислот, регулируют обмен веществ, обеспечивают нормальное развитие эритроцитов, и др. Витаминами гр. В богаты: пивные дрожжи, пшеничные отруби, печень, сыр , молоко и др. синтезируются микрофлорой кишечника.

Витамин РР (НИКОТИНОВАЯ КИСЛОТА). Участвует в клеточном дыхании, в образовании гормонов, влияет на обмен веществ. При отсутствии никотиновой кислоты наблюдается авитаминоз – пеллагра. Суточная норма -  15 мг. РР богаты дрожжи, зерновые, орехи, печень, почки, сердце, молоко.  (слайд №    )

Витамин К (антигемморагический). Авитаминоз К заключается в понижении способности крови свертываться. Содержится в зеленых овощах, синтезируется микрофлорой кишечника.

Врач – диетолог. ( Организована выставка овощей, фруктов, продуктов животного происхождения, содержащих витамины). (Слайд №    )

Врач диетолог еще раз обращает внимание зрителей на продукты питания, содержащие различные витамины, а также раскрывает секреты о сохранности витаминов при длительном хранении и  кулинарной обработке. Делает анализ витаминных блюд, приготовленных заранее зрителями (проводится конкурс блюд).

Врач натуропат. Рассказывает о растениях, содержащих несколько ватаминов: шиповнике, крапиве двудольной, пастушьей сумке, калины, землянике, облепихи и др. (слайд №   ) При этом демонстрирует гербарий растений. Рисунки с изображением витаминосодержащих растений.

Ведущий – Журналист. Предлагаю рекламную паузу.

Фармацевт. Рассказывает о многообразии современных витаминных препаратах. ( слайд №   )Которые имеются в аптеках. Угощает витаминами всех присутствующих на уроке. (Организованна выставка витаминных препаратов).

Ведущий – Журналист. В заключении нашей программы я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям.

Врач терапевт – реаниматолог. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте по больше овощей, фруктов, ягод. (слайд №   )

Учитель. Наш, надеюсь, интересный урок, подходит к завершению.  Мне бы хотелось, чтобы, вы, дорогие друзья, обсудили результаты таблицы и сформулировали выводы урока. И конечно же выполнить задания на закрепление изученного материала.

Учащиеся.

1.Витамины – это биологически активные вещества, действующие на организм в ничтожно малых количествах.

2. Они необходимы для нормального обмена веществ в организме, так как входят в состав почти всех ферментов, являющихся катализаторами – ускорителями процессов обмена веществ.

3.Витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

4. Авитаминоз – отсутствие того или иного витамина в организме в результате потребления неполноценных питательных веществ.

5. Гиповитаминоз – недостаток – того или иного витамина в организме, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем.

6. Гипервитаминоз – передозировка витаминов, проявляющаяся как тяжелое отравление организма.

Закрепление изученного материала.

  1. Игра «Витаминное домино»

Бери –бери

Витамин Д

Рахит

Витамин А

Куринная слепота

Витамин С

Цинга


Витамин РР

Пеллагра

Витамин В12

Анемия (малокровие)

Витамин В1

2-3 мг/сут

Шиповник, черная смородина

Витамин С

Рыбий жир

Витамин  Д

1,5 – 2,5 мг/сут

Витамин А

15 мг/сут

Витамин РР

2-3 мг/сут

Витамин  В6

Зерна злаков, печень

Решим кроссворд «Чудесные витамины»

Решим задачу.

Для лечения простуды юный химик растворил белый кристаллический порошок аскорбиновой кислоты в стакане воды. Оцените массовую долю витамина С в приготовленном растворе. Масса воды в стакане составляет 120 г, масса порошка – 500 мг.

Домашнее задание.  38. Работа с терминами. Подготовить карточки – задания, на которых записаны признаки авитаминозов.

Литература используемая при подготовке урока.

  1. О.А.Пепеляева , И.В. Сунцова.  Поурочные разработка к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 – й (9 – й) класс. М.: ВАКО, 2005г.
  2. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1983г.
  3. А.А.Маркосян. Физиология. М.:  «Медицина», 1968г.
  4. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. Химия. 10 – й класс: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003г.
  5. Журнал «Биология в школе» №8. М.: «Первое сентября», 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 8 класс тема "Витамины"

Презентация используется при изучении темы "Витамины" в курсе биологии 8 класса...

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"

Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Витамины"  МОУ СОШ 1 р.п. Средняя АХтуба Назгаидзе Н.Ю....

Презентация "Витамины" биология 8 класс

Данная презентация может быть использована для объяснения нового материала по биологии в 8 классе....

Презентация к уроку биологии 8 класс по теме "Витамины"

Разработка представляет собой презентацию к уроку биологии 8 класс по теме "Витамины". Данная презентация содержит подробную информацию о витаминах и их значении. Презентация может быть использована к...

Методическая разработка "Витамины - как источник здоровья" Урок биологии в 8 классе

Разработка урока "Витамины - как источник здоровья" содержит информацию об истории открытии витаминов, их значения для полноценного функционирования организма. Материал содержит понятия авитаминоза, г...

Внеклассное мероприятие по биологии (8 класс) "Азбука витаминов"

Данное мероприятие посвящено теме "Витамины".Цель : сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека....