РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО "Введение в биологию" для 5 класса
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Гершановская Евгения Владимировна

Рабочая программа включает цели, задачи, планируемые результаты и планирование материала для 5 класса по УМК Н.И.Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_vvedenie_programma.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 880

 

Рабочая программа

по предмету «Введение в биологию»

ДЛЯ 5 КЛАССА

2014-2015 учебный год

Составила: Учитель химии

Гершановская Евгения Владимировна

ГБОУ СОШ № 880

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе

  • федерального государственного образовательного стандарта,
  • примерной программы основного общего образования по биологии,
  • авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова

Программа ориентирована на работу по учебнику «Введение в биологию» -  5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2013.

Цели курса

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, Царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 68 часов (2 час в неделю, 34 учебные недели).

Цели обучения биологии в 5 классе:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,  медицины, здравоохранения.

Изучение биологии в 5 классе предусматривает решение следующих задач:

обучения:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  •  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развития:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитания:

  • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;  культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
  •  адаптировать личность к жизни в обществе.
  •  правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
  •  включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
  •  соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Обучение биологии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей  10 -11- летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им обратно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. Содержание программы определенно с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюции, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета.  Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей  и возможностей учащихся.

Содержание программы

Раздел 1. Живой организм (18 ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный   химический   состав,   обмен   веществ   и   энергии,   питание,   дыхание,   выделение,   рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

Демонстрации:  «Знакомство с лабораторной посудой для эксперимента и оборудованием для научных исследований».

Лабораторная работа «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Раздел 2. Многообразие живых организмов (28 ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (15 ч).

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

 Практическая работа « Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.)»

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч).

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела».

          Резервное время — 2 ч.

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Содержание

(Раздел, тема)

Кол-во

часов

Время изучения

Тема 1: «Живой организм» (18 часов)

1

Введение (что такое науки о природе, что изучает наука «биология», что будет изучаться в этом году)

1

сентябрь

2

Наука о живой природе. Семья биологических наук

1

сентябрь

3

Что такое живой организм (его признаки)

1

сентябрь

4

Методы изучения природы

1

сентябрь

5

Методы изучения природы (метод измерения на практике)

1

сентябрь

6

Методы изучения природы. Демонстрация учителя:  «Знакомство с оборудованием для научных исследований: измерительные приборы и лабораторное оборудование для эксперимента»

1

сентябрь

7

Оборудование для научных исследований. Демонстрация учителя:  «Знакомство с оборудованием для научных исследований: измерительные приборы и лабораторное оборудование для эксперимента»

1

сентябрь

8

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними (школьный микроскоп)

1

сентябрь

9

Лабораторная работа: ««Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

сентябрь

10

Живые клетки

1

октябрь

11

Химический состав клетки

1

октябрь

12

Химический состав клетки

1

октябрь

13

Вещества и явления в окружающем мире

1

октябрь

14

Физические явления в природе

1

октябрь

15

Химические явления в природе

1

октябрь

16

Великие естествоиспытатели

1

октябрь

17

Повторение и закрепление материала темы 1

1

октябрь

18

Срез знаний  по теме «Живой организм»

1

октябрь

Тема 2: «Многообразие живых организмов» (28 часов)

19

Как развивалась жизнь на Земле

1

ноябрь

20

Эра динозавров

1

ноябрь

21

Разнообразие живого

1

ноябрь

22

Царства живой природы

1

ноябрь

23

Бактерии

1

ноябрь

24

Грибы и их строение

1

ноябрь

25

Многообразие грибов

1

декабрь

26

Царство растений

1

декабрь

27

Водоросли

1

декабрь

28

Мхи и папоротники, их разнообразие

1

декабрь

29

Строение мхов и папоротников, их сходство и различие

1

декабрь

30

Голосеменные растения

1

декабрь

31

Разнообразие голосеменных растений

1

январь

32

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

январь

33

Многообразие цветковых растений

1

январь

34

Значение растений в природе

1

январь

35

Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения.

1

январь

36

Царство Животные

1

январь

37

Простейшие

1

февраль

38

Беспозвоночные. Иглокожие и кишечнополостные.

1

февраль

39

Беспозвоночные. Моллюски и членистоногие.

1

февраль

40

Позвоночные. Рыбы и земноводные.

1

февраль

41

Позвоночные. Пресмыкающиеся.

1

февраль

42

Позвоночные. Птицы.

1

февраль

43

Позвоночные. Млекопитающие.

1

февраль

44

Значение животных в природе.

1

февраль

45

Значение животных  в жизни человека.

1

март

46

Срез знаний  по теме «Многообразие живых организмов»

1

март

Тема 3: «Среда обитания» (15 часов)

47

Наземная среда обитания.

1

март

48

Водная среда обитания.

1

март

49

Почвенная среда обитания.

1

март

50

Жизнь на разных материках

1

март

51

Флора и фауна Северной и Южной Америки, Австралии.

1

март

52

Флора и фауна Африки и Евразии

1

март

53

Есть ли жизнь на полюсах?

1

апрель

54

Природные зоны Земли. Тундра, тайга.

1

апрель

55

Смешанные и широколиственные леса.

1

апрель

56

Травянистые равнины, степи

1

апрель

57

Пустыни и влажные леса

1

апрель

58

Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды, донное сообщество.

1

апрель

59

Сообщество коралловых рифов и глубоководное сообщество.

1

апрель

60

Практическая работа «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с помощью разной информации».

1

апрель

61

Срез знаний  по теме «Среда обитания живых организмов»

1

апрель

Тема 4: «Человек на Земле» (6 часов)

62

Как человек появился на Земле

1

май

63

Лабораторная работа  «Измерение своего роста и массы тела».

1

май

64

Как человек изменил Землю

1

май

65

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

май

66

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

май

67

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

май

68

Срез знаний  по теме «Человек на Земле»

1

май

69-70

Обобщение и повторение (возможное резервное время)

2

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...