Главные вкладки

    Разработка урока по биологии "Обмен веществ" + презентация + кроссворд 8 класс
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Искра Ольга Юрьевна

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель: раскрыть сущность обмена веществ  как основной функции организма человека.

    Задачи:

    Обучающие:  формировать понятие о пластическом и энергетическом обменах, раскрывать их взаимосвязь; формировать понятие о регуляции обмена веществ; закрепить знания учащихся о пищеварительной системе.

    Развивающие: развивать общие  понятия об обмене веществ с точки зрения биологии; развивать умение работать с таблицами и в парах; совершенствование навыков логического мышления и  умения делать выводы.

    Воспитательные: развивать творческие способности учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, экран, кроссворд «Обмен веществ», таблица «Пищеварительная система человека».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект урока29.98 КБ
    Файл Кроссворд18.42 КБ
    Файл Презентация758.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    План-конспект урока по теме: «Обмен веществ и энергии»

    (А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология 8 класс»)

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель: раскрыть сущность обмена веществ  как основной функции организма человека.

    Задачи:

    Обучающие:  формировать понятие о пластическом и энергетическом обменах, раскрывать их взаимосвязь; формировать понятие о регуляции обмена веществ; закрепить знания учащихся о пищеварительной системе.

    Развивающие: развивать общие  понятия об обмене веществ с точки зрения биологии; развивать умение работать с таблицами и в парах; совершенствование навыков логического мышления и  умения делать выводы.

    Воспитательные: развивать творческие способности учащихся; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, экран, кроссворд «Обмен веществ», таблица «Пищеварительная система человека».

    Ход урока.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1. Мотивация

    8:30

    Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте, пожалуйста, все ли готово у вас к уроку? Приготовьте  одинарные листочки. Прошу сдать кроссворд.

    Посмотрите внимательно на слайд. (На слайде ряд картинок, характеризующих обмен веществ).

    Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Сдают кроссворд.

    2. Целеполагание

    8:32

    Ребята, что вы изучили на прошлом уроке? Посмотрите на доску и скажите, с каким процессом тесно связано понятие «питание»? (Обмен веществ) Что вы уже знаете об обмене веществ? А что не знаете? Как вы думаете, что же нам предстоит сегодня на уроке?

    Ученики формулируют цель занятия, отвечая на наводящие вопросы учителя.

    3.

    Актуализация знаний

    8:35

    Нам необходимо вспомнить основные понятия из темы «пищеварительная система». Для этого напишем проверочную: я задаю вопрос, вы пишете номер вопроса и краткий ответ.

    1. Соляная кислота входит в состав…

    2. Фермент желудочного сока, расщепляющий белок.

    3. Всасывание питательных веществ в кровь происходит в…

    4. Функция ворсинок. 

    5. Почему нельзя после употребления мороженого пить горячий кофе или чай?

    6. Какой гормон вырабатывает поджелудочная железа? 

    7. Логическая задача: В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание» рисом?

    8. Проток поджелудочной железы человека открывается в…

    9. Глотание – это рефлекторный акт, центр которого находится в…

    10. Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки в…

    Молодцы, ребята. Надеюсь, что этой проверочной мы разбудили ваши знания по предыдущей теме и теперь в полной мере переходим к обсуждению новой темы.

    Откройте тетради на стр. 72. По ходу моего объяснения мы будем вместе заполнять тетрадь.

    Ученики отвечают письменно на вопросы.

    1.Желудочного сока.

    2. Пепсин.

    3. В тонком кишечнике.

    4. Всасывание питательны в-в

    5.Из-за разницы температур микротрещины в зубной эмали.

    6. Инсулин.

    7.При страхе прекращается слюноотделение.

    8. Двенадцатиперстную кишку.

    9. В продолговатом мозге.

    10.В лимфатические капилляры.

    Ученики открывают тетрадь.

    4.

    Освоение нового материала

    8:40

    1) Итак, что же называется обменом веществ? Одни в-ва поступают вместе с пищей, другие разрушаются, окисляются и удаляются из организма. Таким образом, обмен веществ это совокупность процессов химического превращения 

    веществ с момента их поступления в организм до выделения конечных продуктов. Найдите это определение в рабочей тетради и запишите его.

    Биополимеры не могут усвоиться нашим организмом в исходном их состоянии. Для усвоения и успешного всасывания им необходимо окислиться и расщепиться на мономеры. Так белки – до аминокислот и т.д. И уже эти аминокислоты идут на построения других белков, которые свойственны именно этому организму и никакому другому.

    Введем два основных понятия, на которых строится весь обмен в-в:

    Ассимиляция — совокупность реакций биосинтеза, протекающих в клетке, диссимиляция — совокупность реакций распада и окисления. Найдите эти термины в рабочей тетради и запишите их.

    Ребята, откройте учебники на стр. 147. Рассмотрите стадии обмена в-в: подготовительную и заключительную. А теперь ответьте на вопрос, в чём заключается смысл стадий и какие системы органов в них участвуют?

    Откройте рабочие тетради на схеме 26. Давайте вместе разберем эту схему. Молодцы.

    2) Превращение энергии в организме. Для различных процессов жизнедеятельности организма (образования веществ, мышечной работы, поддержания температуры тела и др.) необходимо примерно 10500 кДж (2500 ккал) энергии в сутки. Источник ее — энергия, заключенная в химических связях молекул органических веществ (белков, жиров и углеводов), получаемых с пищей. В организме постоянно идут сложные процессы превращения энергии. В результате одних превращений организм пополняется энергией, в результате других теряет ее. Например, при окислении и распаде углеводов и других органических соединений в клетках химическая энергия освобождается и превращается в электрическую или механическую. Так, электрическая энергия нервного импульса обеспечивает передачу информации по нервным волокнам, а механическая энергия — сокращение скелетных мышц, мышц сердца и диафрагмы. Все виды энергии переходят в конечном счете в тепловую энергию. Часть тепла используется для поддержания постоянства температуры тела, а его избыток организм отдает в окружающую среду.

    Перейдем к схеме 31, откройте её и внимательно посмотрите. Постарайтесь самостоятельно заполнить её, опираясь на ту информацию, которую я вам дала. А теперь давайте проверим. Какой же вывод по превращению энергии можно сделать? Ребята, организм человека подчиняется закону сохранения энергии, поэтому  энергия не возникает и не исчезает, она только видоизменяется.

    Посмотрите на схему 32. Опираясь на предыдущий материал, скажите, с помощью чего может осуществляться регуляция обмена веществ? Регуляция обмена в-в: нервная и гуморальная. Нервная – промежуточный мозг, а именно гипоталамус. Гуморальная- щитовидная, надпочечники, поджелудочная. Заполните схему самостоятельно. Молодцы, ребята. Теперь  закрепим полученный материал.

    Ученики стараются ответить на вопрос, идет обсуждение.

    Выполняют задание в тетради, записывая  термины.

    Слушают объяснение учителя.

    Выполняют задание в тетради, записывая  термины.

    Выполняют работу с учебником.

    Один ученик по поднятой руке дает ответ на вопрос учителя.

    Вместе с учителем работают со схемой.

    Ученики слушаю учителя.

    Открывают схему, самостоятельно заполняют. Затем выполняют проверку.

    Ученики дают ответ: регуляция обмена в-в: нервная и гуморальная.

    Заполняют схему.

    5.

    Закрепление материала

    9:00

    Если вы знаете правильный ответ, то поднимите руку, и я вас спрошу. Готовы?

    Фронтальный опрос.

    1. В чём взаимосвязь пластического и энергетического обмена?

    2. На каких этапах возрастного развития человека преобладает пластический обмен, а на каких – энергетический?

    3. Каковы механизмы регуляции обмена в-в?

    4. Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?

    5. Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется?

    Молодцы, материал усвоили хорошо.

    Ответы учеников:

    1. Энергетический обмен дает энергию и продукты для синтеза новых в-в.

    2. Пластический – в период роста и развития.

    3. Нервная и гуморальная.

    4. Белки – основной строительный материал.

    5.Организм человека подчиняется закону сохранения энергии.

    6.

    Рефлексия

    9:10

    А сейчас подведем итог урока составлением синквейна.

    1 строка – само понятие, о котором идет речь (обмен)

    2 строка – два прилагательных, определяющих это понятие (пластический, энергетический)

    3 строка – три глагола, определяющих это понятие ( протекает, включает, связан)

    4 строка – одно короткое предложение, характеризующее это понятие (основное свойство живых организмов)

    5 строка – одно слово существительное, с которым ассоциируется это понятие (жизнь)

    Ученики отвечая на вопросы, выполняют синквейн.

    1. Обмен

    2. Пластический и энергетический

    3. Протекает, включает, связан.

    4. Основное св-во живого.

    5. Жизнь.

    7.

    Д/З

    9:13

    Параграф 36, вопросы после параграфа для самопроверки.  

    Решить кроссворд на тему «Обмен веществ» (2 человека)

    Подготовить сообщение и презентацию на тему «Распад белков, жиров и углеводов в организме человека». (2 человека)

    Записывают в дневники.



    Предварительный просмотр:

    1. Фермент слюны.

    2. Фаза обмена веществ, куда входят пищеварение, транспортировка питательных веществ и кислорода.

    3. Совокупность протекающих в живых организмах химических превращений, обеспечивающих их рост, развитие, процессы жизнедеятельности, воспроизведение потомства, активное взаимодействие с окружающей средой.

    4. Мощный источник энергии для организма.

    5. Группа химических элементов необходимая организму, включающая в себя калий, кальций, натрий, фосфор, хлор.

    6. Обмен, при котором происходят такие процессы, в ходе которых в клетках создаются новые соединения и новые структуры, характерные для данного организма.

    7. Стадия обмена веществ, в процессе которой происходит образование углекислого газа, аммиака, соединений фосфора, натрия. Затем эти вещества выводятся из организма.

    8. Соли, необходимые для поддержания кислотно-щелочного равновесия в клетках тела и во внутренней среде организма.

    9. Обмен, при котором происходят такие процессы, в ходе которых в результате биологического окисления выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности клеток, тканей и всего организма в целом.

    10. Хорошие теплоизоляторы организма.

    11. Группа химических элементов, включающая в себя железо, кобальт, цинк, фтор, йод и других, необходимых организму в небольших количествах.

    12. Универсальный природный растворитель.

    Обмен веществ и энергии


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Обмен веществ и энергии Учитель : Искра О.Ю.

    Слайд 2

    “Человек не должен считать еду целью своей жизни - в мире много других важных занятий. Но когда постоянно приходится думать, как заработать да где достать, высокие материи как-то отступают”

    Слайд 3

    Есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть.

    Слайд 4

    Обмен веществ (метаболизм) - ?

    Слайд 5

    Обмен веществ (метаболизм) Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм)

    Слайд 6

    Схема обмена веществ Метаболизм Энергетический Катаболизм (Диссимиляция) Пластический Анаболизм (ассимиляция) Получаем при дыхании Получаем с пищей Выделяем во внешнюю среду Тепловая Е Тепловая Е

    Слайд 7

    Схема обмена веществ Метаболизм Энергетический Катаболизм (Диссимиляция) Пластический Анаболизм (ассимиляция) Животные и растительные белки, жиры, углеводы, вода Распад органических веществ для получения энергии Строение и рост организма О 2 Н 2 О Получение низкомолекулярных веществ Получение высокомолекулярных веществ Получаем при дыхании Получаем с пищей Выделяем во внешнюю среду СО2 Н2О Продукты распада Тепловая Е Тепловая Е Синтез органических веществ, свойственных человеку, с поглощением Е

    Слайд 8

    Энергия химических связей ? ( сокращение мышц, сердца, диафрагмы) ? ? (передача информации по нервным волокнам в виде импульса) ? (?)

    Слайд 9

    Энергия химических связей Механическая (сокращение мышц, сердца, диафрагмы) Химическая (синтез белков, жиров, углеводов) Электрическая (передача информации по нервным волокнам в виде импульса) Тепловая (поддержание постоянной температуры тела, выведение избытка тепла в окружающую среду)

    Слайд 10

    Кроссворд

    Слайд 23

    1.Спикер-презентующий (2-3) – выступает с защитой. 2. Тайм спикер – регулирует время выступления (не более 5 минут) 3. Инфогенератор – занимается оформление информации по теме.

    Слайд 24

    1. «Белки – основа жизни организма». 2. «Углеводы - это основной источник энергии» 3. «Липиды нам необходимы» 4. «Вода – универсальный растворитель» 5. «Кислород – важнейший компонент»

    Слайд 25

    Групповая работа

    Слайд 26

    Синквейн Обмен Пластический и энергетический ? ? ?

    Слайд 27

    Домашнее задание Параграф 36. Стр. 148 – вопросы после параграфа. Повторить параграф 29. Знать схемы превращения органических веществ (27 – 30).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

    Данный урок построен на деятельностной основе....

    Разработка урока "Пигменты красящие вещества растений"

    Урок сочетает в себе много интересных научных фактов о цветковых растениях, стихи, занимательный материал. Данную разработку можно использовать не только на уроках, но и во внеклассной работе для пров...

    Реализация ФГОС ООО по предмету «физика» на примере методической разработки урока "Удельная теплоемкость вещества".

    Конспект урока по физике в 8 класс. Тема :«Удельная теплоемкость вещества».  Выполнен в соответсвии с целями ФГОС ООО....

    Презентация к уроку "Агрегатные состояния вещества" для 7 класса

    Презентация к уроку "Агрегатные состояния вещества" для 7 класса...

    Презентация к уроку "Тела и вещества". Природоведение 5 класс.

    Данный материал служит иллюстрацией к уроку природоведения в 5 классе. Предназначен для учителей, работающих по учебнику : Введение в естественно-научные предметы, Природа, 5 класс, Пакулова В.М., Ива...

    Разработка урока "Атомное строение вещества", 7 класс

    Урок физики в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...

    Разработка урока "Взаимодействие частиц вещества", 7 класс

    Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...