Викторина по теме "Тип Членистоногие"
материал по биологии (7 класс) на тему

Чупрова Юлия Александровна

Урок-викторина по теме "Членистоногие". Урок закрепление и обобщение знаний по типу Членистоногие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_chlenistonogie.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-викторина в 7-м классе "Членистоногие"

Цели: повторить и систематизировать материал продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, привлечение ребят к выполнению творческих заданий и их обсуждению. Закрепить умение и навыки по теме "Членистоногие".

Вступление учителя: "Сегодня на необычном уроке-викторине мы подводим итоги вашим знаниям по теме "Членистоногие". Так как представители этого типа (жуки, бабочки, клопы, кузнечики, раки, крабы, муравьи, пчелы, мухи и пауки, скорпионы и клещи) находятся рядом с нами, дома и на улице, приносят пользу и вред, то мы должны знать о них, как можно больше, чтобы видеть их красоту и красоту природы, но и избежать проблем, укусов и заражений. (Демонстрируется плакат о многообразии членистоногих).

Тип членистоногие - это самый многочисленный в мире животных, в него входят две трети всех видов живущих на земле существ (плакат).

Представителе типа - двусторонние -симметричные животные, освоившие все среды жизни биосферы: от глубин океанов до стратосферы, от полюса до полюса.

Они плавают, ползают, прыгают, бегают, летают, роют, строят.

У них хорошо развиты органы зрения, обоняния, равновесия, осязания, у некоторых слух.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

1. Представители членистоногих.

Распределите животных по классам: ракообразные (а,г,з,о), паукообразные (в,д,л,м), насекомые (б,е,ж,и,к,н)

А) лангуст, Б) оса, В) мучной клещ, Г) креветка, Д) скорпион, Е) слепень, Ж) муравей, З) циклоп,

И) шмель, К) водомерка, Л) сенокосец, М) чесоточный зудень, Н) стрекоза, О) краб.

2. Составь слово.

Даны восемь слов. Измени в каждом из них первую букву, получите слова с другими значениями. Название какого членистоногого можно составить из первых букв получившихся слов?

МАЛИНА – (КУСТАРНИК) – КАЛИНА

ШОВ – (КАНАВА) – РОВ

ОДА – (ПИЩА) – ЕДА

ДАТА – (ВОЛОКНИСТОЕ ВЕЩЕСТВО) – ВАТА

УЗДА – (СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ) – ЕЗДА

ДОМ – (ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА) – ТОМ

ПАРТА – (ЧЕРТЕЖ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ) – КАРТА

ДЗОТ – (ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ) - АЗОТ

3. Отгадайте загадки, кто быстрее.

А) Черен, да не бык, шесть ног без копыт, летит воет, а сядет - землю роет (жук)

Б) Висит сито, не руками свито (паутина)

В) Кто трижды родится, прежде, чем стать взрослым (многие насекомые: бабочки - яйцо, гусеница, куколка, взрослое насекомое)

Г) Солнце светлое приметив, в поле выбрались с утра. Только мы на белом свете опыляем клевера (шмели)

Д) Кто в лесу без топоров строит избу без углов (муравей)

Ж) Сколько ног у паука (восемь)

З) У кого ухо на передних ножках (кузнечик)

К) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик (стрекоза)

Л) Неприметный в чаще леса, я – малыш, но в нужный час больше собственного веса поднял груз в сто девять раз (муравей)

М) Идет воин, землю роет, на ногах - без копыт, есть рога, да не бык (жук )

Н) Где сладко, там она кружит, как пчела. Она и жалит, и жужжит, как пчела. И попадается в компот, как пчела. Вот только меду не дает, как пчела (оса)

4. Два класса. Выпишите в две колонки цифры, за которыми даны сведения, имеющие отношение к ракообразным и паукообразным.

1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров.

2. Тело состоит из головогруди и брюшка.

3. Брюшко членистое.

4. Брюшко нечленистое.

5. Животные имеют 4 пары ног.

6. На голове есть усики.

7. Усиков нет.

8. Усиков 2 пары – длинные и короткие.

9. Животные имеют простые глаза или два сложных фасеточных глаза.

10. У большинства животных по два сложных фасеточных глаза.

11. Органы дыхания – жабры.

12. Дыхание трахейно-легочное.

13. Кровеносная система незамкнутая.

14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

Ракообразные – 1,2,3,6,8,10,11,13,14

Паукообразные – 1,2,4,5,7,12,13,14

5. Игра - "первые буквы"

Показываются буквы в течение одной секунды, нужно подобрать название членистоногих, начинающихся на эту букву. Ученики записывают представителей на листочках, потом жюри подсчитывает количество правильных и выводит общий балл.

О (оса, овод)

М (муравей, муха)

Т (таракан, тутовый шелкопряд)

С (саранча, стрекоза, скорпион, сенокосец)

П (паук, пчела)

К (кузнечик, капустная белянка, креветка)

6. Составить название представителей членистоногих из слогов (слоги даны на доске).

па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он (паук, сенокосец, кузнечик, скорпион).

7. Объяснить народные приметы:

Паук плетет сеть (к сухой погоде)

Кузнечики не стрекочут (ночью будет дождь)

Прекращение движения муравьев около муравейника (к ненастью)

Много мошек - готовь лукошко (по грибы)

Много комаров - готовь коробы (по ягоды).

8. Заполните пустые ячейки в таблице.

тип

класс

класс

класс

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

9. Итоги конкурсов, слово жюри.

Закончить наш урок я хочу стихотворением Кристины Россети:

Никого не обижай, ни пчелу, ни мушку,
Ни улитку, ни жучка - темненькое брюшко,
Ни кузнечика, в траве скачущего ловко,
Ни блестящую в листве божую коровку,
Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого :
Ни за что, ни когда не обижай живого!

До свидания.

А) лангуст, Б) оса, В) мучной клещ, Г) креветка, Д) скорпион, Е) слепень, Ж) муравей, З) циклоп, И) шмель, К) водомерка, Л) сенокосец, М) чесоточный зудень, Н) стрекоза, О) краб.

________________________________________________________________________

А) лангуст, Б) оса, В) мучной клещ, Г) креветка, Д) скорпион, Е) слепень, Ж) муравей, З) циклоп, И) шмель, К) водомерка, Л) сенокосец, М) чесоточный зудень, Н) стрекоза, О) краб.

________________________________________________________________________

А) лангуст, Б) оса, В) мучной клещ, Г) креветка, Д) скорпион, Е) слепень, Ж) муравей, З) циклоп, И) шмель, К) водомерка, Л) сенокосец, М) чесоточный зудень, Н) стрекоза, О) краб.

________________________________________________________________________

А) лангуст, Б) оса, В) мучной клещ, Г) креветка, Д) скорпион, Е) слепень, Ж) муравей, З) циклоп, И) шмель, К) водомерка, Л) сенокосец, М) чесоточный зудень, Н) стрекоза, О) краб.

па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он

_____________________________________________________________

па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он

_____________________________________________________________

па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он

_____________________________________________________________

па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он

_____________________________________________________________

па, се, чик, скор, но, ко, сец, не, ук, пи, куз, он

_____________________________________________________________

МАЛИНА – (КУСТАРНИК) –

ШОВ – (КАНАВА) –

ОДА – (ПИЩА) –

ДАТА – (ВОЛОКНИСТОЕ ВЕЩЕСТВО) –

УЗДА – (СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ) –

ДОМ – (ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА) –

ПАРТА – (ЧЕРТЕЖ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ) –

ДЗОТ – (ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ) –

__________________________________________________________________

МАЛИНА – (КУСТАРНИК) –

ШОВ – (КАНАВА) –

ОДА – (ПИЩА) –

ДАТА – (ВОЛОКНИСТОЕ ВЕЩЕСТВО) –

УЗДА – (СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ) –

ДОМ – (ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА) –

ПАРТА – (ЧЕРТЕЖ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ) –

ДЗОТ – (ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ) –

__________________________________________________________________

МАЛИНА – (КУСТАРНИК) –

ШОВ – (КАНАВА) –

ОДА – (ПИЩА) –

ДАТА – (ВОЛОКНИСТОЕ ВЕЩЕСТВО) –

УЗДА – (СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ) –

ДОМ – (ОТДЕЛЬНАЯ КНИГА) –

ПАРТА – (ЧЕРТЕЖ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ) –

ДЗОТ – (ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ) –

8. Заполните пустые ячейки в таблице.

тип

Класс

класс

класс

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

__________________________________________________________________________

8. Заполните пустые ячейки в таблице.

тип

Класс

класс

класс

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

отряд

Бланк жюри «Оценка результатов конкурсов»

Конкурсы

Команда №1

Команда №2

Команда№3

Команда №4

Участники команд

1

Представители членистоногих

2

Составь слово

3

Загадки

4

Два класса

5

Первые буквы

6

Слоги

7

Части тела

8

Таблица

Итого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

Презентация "Членистоногие (ребусы)"

Презентация "Членистоногие (ребусы)"...

Контрольная работа "Тип Членистоногие" (2 варианта)

Контрольная работа "тип Членистоногие" (2 варианта). Часть 1 - выбор одного ответа из четырех. Часть 2 - выбор трех верных ответов из шести, задания на соответствие....

урок по биологии в 7классе "Тип Членистоногие"

Внутреннее строение, развитие, размножение....

урок зоологии "Повелители Земли. Тип Членистоногие"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по тема "Общая характеристика Членистоногих", основанная на таких инновационных образовательных технологиях, как информационно-коммуникационн...

Контрольный тест "Общая характеристика типа Членистоногие" 7 класс

Данный контрольный тест можно проводить в процессе изучения  или на уроке закрепления и обобщения знаний темы в курсе биологии в седьмом классе....

Урок Членистоногие. Ракообразные.

На данном уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием членистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение ракообразных....