Урок биологии в 5 классе "Среды жизни"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Горбункова Людмила Александровна

Среды жизни планеты Земля.

 

 Цель урока: познакомиться с понятием «среда обитания организмов», узнать какие среды обитания существуют, познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов.

Задачи:

Обучающие:

  • выявить  взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов;
  • сформировать понятие «среда обитания организмов».
  • развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; навыки самоконтроля; познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные учебные умения учащихся через деятельностный подход;

Развивающие:

Развивать умения учащихся работать с учебником, тетрадью, различными ЭОРами

Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие:

Продолжить формирования интереса к предмету.

Осуществлять эстетическое воспитание.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок биологии 5 класс ФГОС20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 5 класс             Тема: Среды жизни планеты Земля.

 Цель урока: познакомиться с понятием «среда обитания организмов», узнать какие среды обитания существуют, познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов.

Задачи:

Обучающие:

  • выявить  взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов;
  • сформировать понятие «среда обитания организмов».
  • развивать умения сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; навыки самоконтроля; познавательные, личностные, коммуникативные и регулятивные учебные умения учащихся через деятельностный подход;

Развивающие:

Развивать умения учащихся работать с учебником, тетрадью, различными ЭОРами

Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитывающие:

Продолжить формирования интереса к предмету.

Осуществлять эстетическое воспитание.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной и групповой работе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                      УУД

1.Организация начала занятий

Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.

Даёт настрой для восприятия новой темы. Организует фронтальное погружение в тему

Уточняет тематические рамки.

Создание положительного эмоционального настроя на урок.

Организует фронтальное погружение в тему.

Предлагает записать тему урока и сформулировать  цели

Отвечают на вопросы фронтального характера.

Отвечают на вопросы фронтального характера.

Воспринимают информацию.

уточняют опорные  понятия

перечисляют где в природе живут организмы.

Отгадывают загадки и извлекая информацию отвечают на вопросы.

Записывают тему урока.

Определяют цели по теме урока.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Познавательные:

Самостоятельное формулирование цели урока.

2. Совместное открытие новых знаний.

Формулирует вопросы, предлагает выполнить задание по первому абзацу, раздавая инструктивные карточки или демонстрируя задание на доске.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем .Находят в тексте названия сред обитания,

Анализируют текст учебника, озаглавливают абзацы. Выделяют главную мысль.

 Записывают в тетрадь, после фронтального обсуждения и согласования. Выписывают в две колонки название животных а в другую среда обитания .

 Выделяют главную мысль об разных средах обитания.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации;

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностные: самоопределение.

3 Первичное закрепление.

Следит за ходом выполнения задания, комментирует решение задания  с учеником у доски. Проверяет правильность выполнения задания вместе с учащимися  Предлагает составить вопросы по теме урока, организует и контролирует обсуждение ответов

Прочитайте четвертый абзац § 17и ответьте на вопросы: как называется среда обитания в которой живут живые организмы

Какие организмы там встречаются?

Какое значение имеют животные обитающие в

организмов используя  рисунок. Физкультминутка:

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки, Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперёд.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)

И за парты все вернулись

Решают задания из учебника. Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи а четыре группы    по одной среде обитания с помощью текста и рисунков учебника.

Проверяет правильность выполнения задания вместе с учащимися.

 Каждый ряд составляет и  предлагает для двух других рядов по 5 вопросов или кроссворд на 5 слов по тексту и рисункам учебника,

Умение находить эффективные способы решения заданий.

Владение монологической и диалогической формами речи.

4.Закрепление знаний.

Контролирует ход выполнения заданий учащимися.

Организация отношений сотрудничества, взаимопомощи, поддержки между учащимися.

Предлагает составить вопросы по теме урока, организует и контролирует обсуждение ответов

Выполняют задания.

Формулируют вопросы. Выполняют предложенное творческое задание. Составляют вопросы по изученной теме, шаблоны ответов. Задают вопросы друг другу проводят самооценку и комментируют ответы, участвуют в обсуждении,

или выполняют предложенные учителем задания

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, доказательство и обоснование.

Коммуникативные:

Коррекция, оценка действий партнера.

5.Контролирующие задание

Тест по теме "Среда обитания.  Учитель предлагает учащимся выполнить контрольное задание и проверить правильность по шаблону, поставить себе оценку в зависимости от количества ошибок.

Задание 1. Закончите предложение или вставьте пропущенные слова.

1.Наземно-воздушной среде живут ____ ______   ______ .

2. Водоросли живут  

3.Все среды жизни отличаются по каким условиям?

Знакомятся с заданием и задают вопросы по ходу его выполнения..

Учащиеся выполняют контрольное задание, проверяют по шаблону и проводят самооценку.

Коммуникативные:

Коррекция, оценка действий партнера.

Личностное: самоопределение.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Вопросы для подведения итогов.

1. Сегодня я на уроке узнал для себя…

2. Сегодня я научился для себя…

3. Мне показалось интересным  в этой теме…

4. У меня вызвало затруднение осмысление …

5.  Я задумался сегодня о роли…

6.  А сегодня мне наиболее удалось …

7.  Я сегодня для себя усвоил…

8. Сегодня мы хорошо поработали на… этапе урока

Учащиеся отвечают на вопросы.

Постановка домашнего задания

Параграф 17, подготовить вопросы  для товарищей.