Разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие пресмыкающихся"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

Максименко Марина Анатольевна

Методическая разработка урока биологии для 7 класса по теме "Многообразие пресмыкающихся". При объяснении нового материала используется презентация по многообразию пресмыкающихся. Урок содержит физминутку в форме игры "Миф это или реальность" по строению пресмыкающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Максименко Марина Анатольевна, учитель высшей квалификационной категории  биологии и химии МБОУ «Красногвардейская школа №2» 7 класс

Урок биологии по теме: «Многообразие пресмыкающихся»

Цель урока: показать многообразие современных пресмыкающихся.

Показать черты приспособленности к среде обитания различных представителей класса.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация «Многообразие пресмыкающихся», таблицы, учебник, «Рабочая тетрадь» на печатной основе к учебнику для 7 класса «Биология».

Базовые понятия и термины: пресмыкающиеся, отряды пресмыкающихся, многообразие пресмыкающихся.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

1.Организационный этап.

2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся, мотивация учебной деятельности.

Опрос учащихся.

1.Почему изучаемый класс получил название Пресмыкающиеся?

2.Где обитают пресмыкающиеся?

Работа у доски.

1.   Внешнее строение пресмыкающихся на примере ящерицы.

2. Особенности строения кровеносной системы пресмыкающихся.

  1. Особенности строения зародыша пресмыкающихся.

Физминутка в виде игры «Миф это или реальность» по строению пресмыкающихся. Я говорю утверждение, если учащиеся согласны с ним – делают повороты туловища вправо и влево. Если не согласны – приседают.

1.Пресмыкающиеся – первый настоящий класс наземных позвоночных животных.

2. Позвоночник состоит из пяти отделов: шейного, грудного, поясничного, крестцового и хвостового.

3. Грудная клетка у ящерицы не развита.

4. Органы дыхания – лёгкие.

5. Большие полушария переднего мозга и мозжечок у пресмыкающихся развиты хуже, чем у земноводных.

6. Плечевые и бедренные кости расположены под туловищем.

7. Шейный отдел позвоночника состоит из восьми позвонков.

8. Орган слуха представлен только внутренним ухом.

9. В сердце пресмыкающихся не происходит полного смешения артериальной и венозной крови из-за наличия в нём неполной продольной перегородки.

10. Пресмыкающиеся относятся к гомойотермным животным.

3.Изучение нового материала.

Мультимедийная презентация по многообразию пресмыкающихся.

4.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

  1. Какие отряды включает в себя класс Пресмыкающиеся?
  2.  Чем змеи отличаются от ящериц?
  3.  Самые крупные ящерицы – это …..
  4. Как  хамелеон добывает добычу?
  5.  Задача биологическая на знание земноводных и пресмыкающихся.
  6. Работа с печатной рабочей тетрадью стр. 63 №4.

Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.

Изучить §, подготовить дополнительный материал о представителях отрядов класса Пресмыкающиеся.

                   

                   

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие пресмыкающихся Составила: Максименко М.А., у читель биологии МБОУ «Красногвардейская школа №2»

Слайд 2

Цель урока: Показать многообразие современных пресмыкающихся. Показать черты приспособленности к среде обитания различных представителей класса.

Слайд 3

Отряд Черепахи Отряд Чешуйчатые Отряд Крокодилы Отряд Клювоголовые Гаттерии Подотряд Хамелеоны Подотряд Змеи Подотряд Ящерицы Класс Пресмыкающиеся Классификация Пресмыкающихся

Слайд 4

200-250 видов Тело покрыто костно-роговым панцирем из 2-х щитов – брюшного (пластрона) и спинного (карапакса) Кости плечевого пояса частично срастаются с пластроном и карапаксом Челюсти лишены зубов, но покрыты роговым чехлом с острым режущим краем Хорошо развиты зрение и обоняние, хуже – слух Легкие сложного губчатого строения Отряд Черепахи

Слайд 5

Слоновая черепаха Гигантские черепахи с Галапагосских островов в Тихом океане когда-то жили колониями по несколько тысяч экземпляров, но китобои и охотники за тюленями сотнями брали их в качестве запаса свежего мяса для длительных путешествий. Черепах складывали грудами одну на другую в корабельные трюмы, где они оставались живыми почти целый год. Когда коку требовалось свежее мясо, он забивал одну из черепах и использовал мясо и жир, которого у черепах очень много. С тех времен популяции этих черепах так и не восстановились

Слайд 6

Каймановая черепаха Хотя нам разинутая пасть представляется отталкивающей, маленькие рыбки видят на дне рта дрожащую червеобразную приманку, которую находят неотразимой, и устремляются к ней себе на погибель Atlas Editions artwork

Слайд 7

Отряд Чешуйчатые. Подотряд Змеи. 2700-3000 видов Кожа покрыта мелкой роговой чешуей Конечности и их пояса редуцированы Нет грудной клетки Зубы дифференцированы: у ядовитых змей есть специальные зубы Немигающие глаза прикрыты прозрачными оболочками Не слышат – отсутствует барабанная перепонка Развиты сейсмочувствительность, обоняние, осязание Одно легкое, второе редуцировано

Слайд 8

Клык гремучей змеи при укусе действует как шприц. Резервуар с ядом, находящийся у его основания, сжимается, выталкивая яд в тело жертвы.

Слайд 9

Язык Постоянное выпускание и втягивание язычка является эффективным методом отбора проб воздуха на важные химические компоненты. При втягивании язык оказывается рядом с органом Якобсона, и его нервные окончания определяют эти вещества

Слайд 10

Анаконда убивает добычу путем удушения. Благодаря способности смещать свои челюсти она может проглотить добычу гораздо более крупную, чем ее голова.

Слайд 11

Смертоносная рогатая гадюка из Африки использует защитную окраску, чтобы спрятаться. Передвигается она подобно рогатой гремучей Змее , причем сила броска бывает так велика, что змея подпрыгивает Рогатая гадюка

Слайд 13

Гремучники

Слайд 14

Подотряд Хамелеоны Среди самых замечательных ящериц следует отметить хамелеона, известного способностью изменять окраску и имеющего поразительно подвижный и сверхдлинный язык. Несколько видов хамелеонов живет в Средиземноморье, в Африке и на Мадагаскаре

Слайд 15

Глаза хамелеона Парсона способны двигаться независимо друг от друга. Таким образом хамелеон ищет пищу и одновременно следит за возможным приближением опасности.

Слайд 16

Хамелеоны - мастера "переодевания", способные маскироваться под цвет окружающей обстановки.

Слайд 17

Подотряд Ящерицы 2700-3500 видов Кожа покрыта мелкой роговой чешуей Конечности с 5 пальцами. Утрата конечностей вторична (веретеница, желтопузик) Имеется грудная клетка Зубы мелкие, конические; прирастают к челюстным костям Глаза с подвижными веками. Хорошо слышит, видит; развито обоняние и осязание

Слайд 18

желтопузик У желтопузика по бокам туловища проходит продольная складка кожи, чешуя ромбовидная, хвостовая чешуя с ребрышками, а у веретеницы по бокам туловища складки кожи нет, чешуя на хвосте закругленная, гладкая. Кроме того, желтопузик крупнее (45см), а хвост еще в 1,5-2 раза длиннее. Веретеница ломкая

Слайд 19

геккон с Мадагаскара Гекконы не имеют век на глазах. Они защищены прозрачной оболочкой. Гекконы очищают её своим длинным языком.

Слайд 20

Вараны Это огромное, сильное существо, способное убить оленя, свинью, обезьяну, используя когти и сильные ноги. Его зубы позволяют отрывать куски от добычи. Он зачастую объедается до такой степени, что только через несколько дней может отползти с места пиршества. Поведение молодых драконов комодо более традиционно для ящериц: они хватают птиц, грызунов, других ящериц и насекомых. Известны случаи нападения дракона комодо на людей. Этот вид варанов найден на острове Комодо в Юго-Восточной Азии

Слайд 21

Отряд Крокодилы крокодил 21-23 вида На задних лапах – плавательные перепонки Зубы однотипные, конические, сидящие в ячейках (альвеолах) как у млекопитающих Хорошо развиты зрение, обоняние и слух Сердце четырехкамерное

Слайд 22

Кайман Распространен в Центральной и Южной Америке. К солоноватой воде относится терпимо. Молодые кайманы питаются главным образом водными насекомыми; взрослые нападают на любую добычу, с которой могут справиться. Основная пища состоит из крупных водяных улиток, пресноводных крабов и рыбы. Размножаются в течение всего года. Самка сооружает гнездо из гниющих растений среди зарослей вблизи воды и откладывает в него 15-30 яиц. Занесен в Международную Красную книгу.

Слайд 23

ГАТТЕРИЯ Родственница ящериц и змей, но более древняя. Позади глаз, на темени, под кожей у нее находится теменное пятно — третий глаз, которым она чувствует тепло и свет. Отряд Клювоголовые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока биологии 8 класс по теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс» (пищеварение в ротовой полости)

Разработка урока биологии 8 класспо теме «Ох, уж этот кислотно-щелочной баланс»(пищеварение в ротовой полости)...

разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции

ОСНОВНЫЕ   ЗАКОНОМЕРНОСТИ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ   ЭВОЛЮЦИИ.   ПРАВИЛА   ЭВОЛЮЦИИ.                             ...

Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".

урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....