Мастер – класс «Проектная деятельность как условие творческой самореализации обучающихся».
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

 

Приоритетной задачей образования в настоящее время является — развитие ключевых компетенций обучающихся. Современная школа предоставляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познавательной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры. В связи с этим,  возрастает роль самостоятельного добывания знаний  учащихся в ходе поисковой деятельности. Для повышения интереса к предмету необходимо использовать новые технологии,  приемы и методы в обучении.

Одной из перспективных педагогических технологий  является технология проектного обучения. Данная технология способствует повышению мотивации к учению, развитию познавательных навыков учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, развитию самостоятельности и инициативности. Что понимается под словом "проект"?

В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".

 

Цель проектного обучения - создание условий, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Иными словами - создание ситуации успеха.

Значимость проекта для учащихся определяет личностный и творческий компонент содержания. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, где и как я могу это применить».

Для того чтобы работа была успешной необходимо дать ученику понять структуру данного вида деятельности, почувствовать интерес и осознать необходимость работы над проектом для собственного развития. Поэтому вначале знакомим с  алгоритмом создания проекта:

 Проблема

Тема проекта

Основополагающий вопрос

Проблемный вопрос

Гипотезы решения проблемы

Цель исследования

Составление плана, выбор методов

Проведение исследования

Оформление результатов

Защита проекта

Используя алгоритм работы обучающиеся учатся  видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, вести наблюдения, экспериментировать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с различными источниками, доказывать и защищать свои идеи.  При оформлении результатов своей практической деятельности обучающийся должен решить как представить результаты своего труда, в виде  выступления на конференции, статьи в журнале, плаката, публикации, буклета или презентации. Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.

Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах".

Скачать:


Предварительный просмотр:


Мастер – класс

«Проектная деятельность как условие творческой самореализации обучающихся».

Подготовила и провела:

учитель биологии и химии

МОУ «Темповская СОШ»

Огурцова И.Г.

г.Ртищево, 2015 год.

Из опыта организации проектной деятельности на уроках биологии и химии, внеурочной деятельности.

Приоритетной задачей образования в настоящее время является — развитие ключевых компетенций обучающихся. Современная школа предоставляет каждому учащемуся возможность реализовать себя в познавательной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентиры. В связи с этим,  возрастает роль самостоятельного добывания знаний  учащихся в ходе поисковой деятельности. Для повышения интереса к предмету необходимо использовать новые технологии,  приемы и методы в обучении.

Одной из перспективных педагогических технологий  является технология проектного обучения. Данная технология способствует повышению мотивации к учению, развитию познавательных навыков учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, развитию самостоятельности и инициативности. Что понимается под словом "проект"?

В словаре Ожегова проект определен как "разработанный план сооружения какого-либо механизма, устройства", или "предварительный текст какого-либо документа", или "замысел, план".

Цель проектного обучения - создание условий, при которых школьники: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Иными словами - создание ситуации успеха.

Значимость проекта для учащихся определяет личностный и творческий компонент содержания. «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, где и как я могу это применить».

Для того чтобы работа была успешной необходимо дать ученику понять структуру данного вида деятельности, почувствовать интерес и осознать необходимость работы над проектом для собственного развития. Поэтому вначале знакомим с  алгоритмом создания проекта:

 Проблема

Тема проекта

Основополагающий вопрос

Проблемный вопрос

Гипотезы решения проблемы

Цель исследования

Составление плана, выбор методов

Проведение исследования

Оформление результатов

Защита проекта

Используя алгоритм работы обучающиеся учатся  видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, вести наблюдения, экспериментировать, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с различными источниками, доказывать и защищать свои идеи.  При оформлении результатов своей практической деятельности обучающийся должен решить как представить результаты своего труда, в виде  выступления на конференции, статьи в журнале, плаката, публикации, буклета или презентации. Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно ёмкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Например, в теме "Океан" могут быть подтемы: "Жизнь в океане", "Плавающие динозавры", "Глубоководные животные", "Корабли", "Морские профессии", "Пираты", "Писатели об океане", "Кругосветные путешествия" и т.д.

Если выбор темы должен регулироваться учителем (наводками и подсказками),то совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно.

Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы. Например, для темы "Дом" типовые подтемы выглядят так: географический аспект - "Дом в разных странах", исторический аспект - "Дом в разные времена", культурный аспект - "Дома литературных героев", "Дома в сказках", "Дома на картинах".

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации - это записи, рисунки, вырезки, ксерокопии текстов, изображений, аудио- и видеозаписи, дискеты, компакт-диски и т.д.

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме - это направлять детей на самостоятельный поиск информации.

Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте.

Задача информационных проектов - формирование навыков организации приобретенной информации.

Выбор проекта.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. Выбор формы продукта проектной деятельности - важная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - применимы к выбранной социально значимой проблеме. Желательно, чтобы предлагаемые проекты относились к разным видам по следующей классификации:

http://festival.1september.ru/articles/589373/img1.gif

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе) и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведён до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Виды презентационных проектов могут быть различными, например, воплощение, защита на ученом совете, игра с залом, иллюстрированное сопоставление событий, эпох; научная конференция, научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция и т.д.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты- это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.)

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

На уроках по предметам, имеющим основную цель - получение знаний, целесообразны проекты, направленные на получение знаний (экспериментально-исследовательские), и проекты, направленные на передачу знаний (образовательные). Проекты, направленные на передачу знаний, позволяют школьникам выступать в роли учителей, методистов, авторов учебников, способствуя тем самым закреплению изученного материала.

В проектной деятельности детей развиваются важнейшие общеучебные умения, а именно:

1. Рефлексивные умения

2. Поисковые (исследовательские) умения

3. Оценочные умения.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные умения

7. Презентационные умения и навыки

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ

1. По доминирующей деятельности учащихся.

1.Практико-ориентированные проекты.

2. Исследовательские проекты.

3. Информационные проекты.

4. Творческие проекты.

5. Ролевые проекты.

2. По предметному содержанию.

1. Монопроекты

2. Межпредметные проекты.

3. По продолжительности.

1. Мини проекты

2. Краткосрочные проекты.

3. Недельные проекты.

4. Годичные проекты.

Составляется паспорт проектной работы: 

  • название проекта;
  • руководитель проекта;
  • учебный предмет, в рамках которого проводится работа;
  • учебные дисциплины, близкие к теме предмета;
  • состав учащихся;
  • тип проекта;
  • цели проекта;
  • задачи проекта;
  • вопросы проекта;
  • оборудование;
  • аннотация;
  • предполагаемый продукт проекта; (например, газета, сочинение), ход проекта.

В настоящее время проектную деятельность в школе можно рассматривать как перспективное средство методического развития учебного процесса именно потому, что она является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций - функциональной грамотности.

В процессе работы конечно возникают различные трудности  и роль учителя я вижу в  умении  своевременно направить работу в нужное русло, в создании условий для активной деятельности обучающихся, а не в предоставлении им готовых знаний и материалов.

Легче и интереснее проходят уроки-проекты для учащихся 6-7 классов. Именно в этом возрасте рекомендуется начинать внедрение проектных технологий на уроке, в дальнейшем школьники адаптируются к данной форме занятий и работают уже более эффективно.

Предлагаю проведение урока-проекта без предварительной подготовки с опорой на учебную литературу на уроке и на знания, полученные на предыдущих уроках или при подготовке к уроку дома. Форма уроков может представлять собой ролевую игру, урок-презентацию, урок-семинар, урок-конференцию. Формы организации учебной деятельности учащихся – групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. В этом случае каждый ребенок станет участником данного вида деятельности.

Возможность выполнения и оформления информационных проектов в учебное время.

Проект «Лекарственные растения нашего края» (межпредметный информационный проект).
Цель проекта:
создать книгу или презентацию о лекарственных растениях нашего края
Задачи проекта:
собрать материал о 15 представителях  
подобрать иллюстрации
найти загадки, предания, стихи
составить ребусы или кроссворд
оформить  книгу, или презентацию.

        Ребята всегда очень активно включаются в эту работу. В этом проекте учитель выполняет роль скрытого координатора помогая советами и направляя работу групп. Последним этапом  идет защита проектных работ и рефлексия.
          В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Такая работа вызывает интерес у школьников,они внимательно  слушают  выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что на следующий урок   выступать им.

           Также можно использовать метод проектов и непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении семейств  учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений. Это можно сделать с помощью метода проектов. После того как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками можно провести урок «Кто я?». В начале урока класс делится на пары. Каждая пара  получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений. На отдельном столе находиться информация об этих растениях (подготовленная заранее учителем).

  Проектная и исследовательская деятельность учащихся способствует лучшему усвоению учебного материала,  развитию навыков самостоятельной работы учащихся, творческого подхода к решению проблем.  Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

Литература

1.Беспалов П.И., Дорофеев М.В. Как организовать учебное исследование//Химия в школе, №5, 2010, с. 61-65.

2. Гузеев В..«Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения/Директор школы-.1995.-№6.-С.39-40

3.Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера// Химия в школе, 2001, №9

4.Леонтович А.В. Иссследовательская деятельность учащихся. М.:2003

5.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной         деятельности // Народное образование. –2000. –№7.

6.Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении:  Пособие для Учителей и студентов педагогических вузов.-М.АРКТИ,2003.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как условие творческой самореализации обучающихся Подготовила и провела : учитель биологии и химии МОУ «Темповская СОШ» Огурцова И.Г.

Слайд 2

Проектная деятельность обучащихся Учебный проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Слайд 3

Учебный проект – форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся. Совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некого конечного продукта.(ФГОС ООО, основная школа).

Слайд 4

Индивидуальный итоговый проект - учебный проект, выполняемый обучающимися в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную результативную деятельность (ФГОС ООО, основная школа).

Слайд 5

Виды проектов Информационный (поисковый) Исследовательский Творческий Социальный Прикладной (практико-ориентированный) Игровой (ролевой)

Слайд 6

Проекты по содержанию Монопредметный Метапредметный И т.д

Слайд 7

По количеству участников Индивидуальный Парный Малогрупповой – до человек Групповой – до 15 человек Коллективный – касс и более в рамках школы Муниципальный Городской Всероссийский Международный Сетевой

Слайд 8

По продолжительности От урока до вертикального многолетнего проекта Основная цель для педагога: реализация обучающихся своих способностей и потенциала личности

Слайд 9

Структура формирования проектной деятельности учащихся 1 этап. Организация деятельности 1.Погружение в проект -мотивация -проблематизация -целеполагание 2.Планирование работы над проектом.

Слайд 10

Структура формирования проектной деятельности учащихся 2 этап. Осуществление деятельности 1.Поиск и отбор информации. 2.Обработка информации и подготовка продукта.

Слайд 11

Структура формирования проектной деятельности учащихся 3 этап. Представление результатов деятельности и её оценка. 1.Презентация результатов (защита проекта). 2.Оценка, самооценка, рефлексия.

Слайд 12

Содержание и структура проекта. Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Основная часть — точка зрения автора на основе анализа источников по данной проблеме. Методика исследования (для исследовательского проекта). Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Список используемой литературы и адреса используемых электронных ресурсов (сайтов, интернет-порталов, электронных библиотек). Приложения на бумажном носителе и в виде электронной презентации.

Слайд 13

Критерии оценивания (от 0 до 3 баллов) «Постановка цели ,планирование путей её достижений» 1.Цель не сформулирована 2.Цель сформулирована . но план её достижения отсутствует 3. Цель сформулирована, обоснована , дан схематичный план её достижения 4. Цель сформулирована, чётко обоснована , дан подробный план её достижения.

Слайд 14

«Постановка и обоснование проблемы проекта» 1.Проблема проекта не сформулирована 2.Фрмулировка проблемы носит поверхностный характер 3.Проблема проекта четко сформулирована и обоснована 4.Проблема проекта чётко сформулирована , обоснована и имеет глубокий характер

Слайд 15

«Глубина раскрытия темы проекта» 1.Тема проекта не раскрыта 2. Тема проекта раскрыта фрагментарно 3. Тема проекта раскрыта , автор показал значение темы в рамках школьной программы 4. Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания , выходящие за рамки школьной программы

Слайд 16

«Разнообразие источников информации, целесообразность и использования» 1.Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 2. Большая часть представленной информации не относится к теме работы 3.Работа содержит незначительный объём подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников 4.Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

Слайд 17

«Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта» 1.Заявленные в проекте цели не достигнуты 2. Значительная часть используемых способов работы не ответствует теме и цели проекта 3.Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта , но являются недостаточными 4.Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно , цели проекта достигнуты.

Слайд 18

«Анализ хода работы, выводы и перспективы» 1. Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы. 2.Анализ заменён кратким описанием хода и порядка работы 3. Представлен развёрнутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 4.Представлен исчерпывающий анализ ситуаций , складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы , намечены перспективы работы.

Слайд 19

«Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» 1.Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 2.Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода. 3.Работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 4.Работа отличается творческим подходом , собственным оригинальным отношением автора к идее проекта

Слайд 20

«Соответствие требованиям оформления письменной части» 1.Письменная часть проекта отсутствует. 2.В письменной части работ отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены ошибки в оформлении 3.Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами ,придать ей соответствующую структуру 4.Работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами

Слайд 21

«Качество проведения презентации» 1.Презентация не проведена 2.Материал изложен с учётом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию. 3.Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 4.Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

Слайд 22

«Качество проектного продукта» Проектный продукт отсутствует 2. Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 3.Продукт не полностью соответствует требованиям качества 4.Продукт полностью соответствует требованиям качества ( эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

Слайд 23

Пример проекта по химии. 1.9 класс. 2.Тема: Металлы. 3. Творческое название проекта: Металлы и здоровье человека. 4.Тип проекта: практико-ориентированный, метапредметный, малогрупповой, один урок. 5.Дидактическая цель: продолжить формировать у учащихся компетентности здорового образа жизни.

Слайд 24

6.Методические задачи. В личностном направлении: воспитание у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни. В метапредметном направлении: развитие коммуникативных, информационных компетентностей и умение применять полученные знания на практике.

Слайд 25

В предметном направлении : изучить влияние металлов на организм человека и применять полученные знания при выборе пищевых продуктов.

Слайд 26

7. Учебная ситуация. Металл в составе пищевых продуктов – это польза или вред ?

Слайд 27

8. Проблемные вопросы учебной темы и выбор тем индивидуальных исследований. 1.Содержание ионов щелочных металлов в пищевых продуктах – это польза или вред ? 2.Содержание ионов щелочноземельных металлов в пищевых продуктах – это польза или вред ? 3.Содержание ионов железа и других металлов в пищевых продуктах – это польза или вред ?

Слайд 28

9. Формирование групп для проведения исследований. 3 группы.

Слайд 29

10.Продукт проекта. Продуктивная корзина для здорового питания школьников. Памятка.

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся

В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...

Возможности проектной деятельности в развитии творческой активности обучающихся

В статье рассматриваются особенности метода проектов, основные этапы работы над учебными проектами, обсуждаются достоинства метода, приведены примеры проектов выполненных обучающимися в учебное и внеу...

Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"

В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Мастер -класс "Проектная деятельность на уроке русского языка" для учащихся 5 классов

На данном мастер классе показывается как через проектную деятельность можно подать учебный материал....