Главные вкладки

    Видение преподавания биологии в рамках регионального компонента, "Фонд Династия"
    творческая работа учащихся по биологии по теме

    Шутюк Юлия Андреевна

    Данную работу отправляла в фонд "Династия"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ессе учителя24.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эссе учителя МБОУ Александровской ООШ Аксайского района Ростовской области Шутюк Юлии Андреевны на тему «Реализация межпредметных связей и интегрированного подхода на уроках биологии как важнейшее условие формирования социально-значимых компетенций у современных школьников».

            У каждого учителя есть свое видение преподавание школьного предмета. Педагог сам вправе выбирать методы, способы, приемы, принципы и технологии обучения. Я в своей работе уделяю много внимания межпредметным связям.

    Межпредметные связи - проблема не новая. Имея историю, она не только не исчерпала своего значения, но и становится актуальной в свете требований, предъявляемых обществом к современной школе. В свое время этой проблеме уделялось много внимания в работах методистов - биологов, таких как В.М. Корсунская, Н.А.Рыков, И. Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров и другие. И сейчас многие ученые, методисты, учителя видят в межпредметных связях одно из наиболее важных дидактических условий повышения научного уровня преподавания и эффективности всего учебного процесса. Однако, на мой взгляд, учебные программы, учебники, образовательные стандарты не уделяют достаточно глубокого внимания вопросам реализации межпредметных связей. А ведь уже не раз экспериментально доказано, что правильное установление межпредметных связей и умелое их использование положительно влияют на формирование системы знаний учащихся о природе, на усвоение ими общебиологических и естественнонаучных понятий (вещество, энергия, структура и свойства веществ, превращение веществ, физическое состояние и т.д.). Таким образом, межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

    На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Да и  мы-учителя все чаще и чаще прибегаем к помощи компьютера, чтобы разнообразить наши уроки  и повысить мотивацию у детей. Но я считаю, что книга-важнейший  источник знаний. Поэтому, Работа с книгой – является одним из главных методов обучения. Постепенно значение этого метода растёт и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается, о чем  говорится в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах.

    Книга — величайшее изобретение человека. Работу с книгой  можно применять как метод получения новых знаний и как метод закрепления.

    Этот многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, воспитание; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию.

    Конечно, биология как наука тесно связана с разными школьными предметами: химией, физикой, историй, географией, музыкой, изобразительным искусством, но я в своей работе использую книгу в контексте регионального компонента, тем самым реализуя межпредметные связи литературы и биологии. Почему именно региональный компонент??? Школа, в которой я училась и теперь работаю, МБОУ Александровская ООШ, находится в живописном уголке Аксайского района Ростовской области,  с 1999 года имеет статус казачьей школы. Наши и ученики, и учителя свято чтут и преумножают традиции Дона. Это отображено не только в воспитательной работе школы, но и в образовании. Поэтому считаю не только нужным, но и  важным сохранять «изюминку» нашего Тихого Дона. Вследствие этого на уроках биологии я применяю книги донских писателей или книги о Доне.

    Так как же возможна интеграция регионального компонента в литературе и биологии???

    На самом деле все очень просто: 

    Берется

    1.например, роман «Поднятая целина» Михаила Александровича Шолохова.

     Отрывок из этого произведения дается обучающимся в 6 классе при изучении темы «Семя. Условия прорастания семян».

    Беру отрывок из 37 главы

    «…Земля быстро высыхала. Нарастившееся зерно, скудно питаясь, не в  силах было выбросить росток наружу. Острое жальце ростка, нежное и слабое,  вяло лежало под рыхлыми комьями теплой, пахнущей солнцем  земли,  стремилось  к свету и не могло пронзить лишенный влаги, зачерствевший  земляной  покров. Давыдов спешивался на пашне - стоя на коленях,  разрывал  рукою  землю  и, рассматривая на ладони зернышко пшеницы с выметавшимся тоненьким  ростком, испытывал горькое чувство жалости к миллионам похороненных в земле  зерен, так мучительно тянувшихся к солнцу  и  почти  обреченных  на  смерть.  Его бесило сознание своей беспомощности. Нужен  был  дождь,  и  тогда  кубанка зеленым плющом застелила бы  пашню.  Но  дождя  не  было,  и  пашни  густо

    зарастали сильными, живучими и неприхотливыми сорняками»

    Обучающимся даются задания:

    1.Прочитайте отрывок романа «Поднятая целина» Михаила Александровича Шолохова

    2.Свяжите отрывок из романа с темой нашего урока.

    3.Зарисуйте строение семени по описанию его в отрывке романа.

    4.Сравните свой рисунок семени и рисунок в учебнике. 

    5.Что произошло с семенами?

    5.Какие условия описаны в романе, при которых прорастали семена пшеницы?

    6.Так какие условия необходимы для благоприятного прорастания семян?

    Наша работа на этом не заканчивается, я предлагаю ребятам проект: посадить семена сентябринок, которые весной можно будет высадить на наш школьный сад. Условия прорастания семян будут разные. Половину семян мы поливаем каждый день, а половину семян через день. Уже через три недели мы заметили, что семена, которые поливаются каждый день, растут медленнее. Следовательно, условия прорастания семян у каждого растения индивидуально.

    2.роман «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова.

    Отрывок из этого произведения дается обучающимся в 7 классе при изучении темы «Птицы» для иллюстрации разнообразия птиц, которые обитают на Дону

    Беру отрывок из 22 главы

     «…На зорях к огородам подплывали в поисках корма дикие гуси, казарки, стаи уток. В тубе зорями кагакали медноголосые гагары. Да и в полдень видно было, как по взлохмаченному ветром простору Дона пестает и нянчит волна белоузых чирков…»

    Обучающимся даются задания:

    1.найдите названия птиц из отрывка произведения (дикие гуси, казарки,  утки, чирки)

    2.что можно сказать о жизнедеятельности этих птиц (водоплавающие птицы)

    3.обучающиеся составляют классификацию по таксономическим единицам.

    Такое задание дается уже на закрепление темы «Птицы».

    После такого урока я даю детям познавательное и деятельностное домашнее задание. Предлагаю ребятам сходить в наш сосновый бор, пронаблюдать там за птицами.

    Определить, что за птиц они там встретили, зарисовать одну птицу и написать об этой птице минисочинение. Ребятам очень увлекательно выполнять такие задания, так как они могут получить не только хорошую оценку по биологии, но и самые лучшие работы будут оценены учителем русского языка-за минисочинение и учителем изобразительного искусства-за рисунок птицы.

    3.роман «Поднятая целина» Михаила Александровича Шолохова.

     Отрывок из этого произведения дается обучающимся в 8 классе при закреплении темы  «Кровообращение».

     Беру отрывок из 24 главы

    «…Давыдов, устало сгибая затекшие от быстрой верховой езды  ноги,  тяжело

    опустился на старенький стул, стоявший как раз против кресла,  на  котором

    сидел Нестеренко, тупо посмотрел  на  потерханные,  плетенные  из  прутьев

    лозняка  подлокотники  дешевенького  кресла,   а   потом   прислушался   к

    неумолчному чириканью воробьев в кустах акации и, взглянув на желтое  лицо Нестеренко…»

      1.Прочитайте отрывок романа «Поднятая целина» Михаила Александровича Шолохова

    2.Свяжите отрывок из романа с темой нашего урока.

    3.Почему у Давыдова затекли ноги?

    4.Что происходит с движением лимфы, когда перекрывается ток крови к конечности?

    5.Восстанавливается ли движение лимфы, если восстановить ток крови к конечности?

    6.Чем опасно такое явление? Задания такого рода не должны проходить просто так. На закрепление с обучающимися мы выполняем небольшой эксперимент. Дети садятся на стул и подгибают ногу под себя. Через некоторое время они начинают чувствовать покалывание в ноге. В этот момент мы прекращаем эксперимент, и я говорю детям, что так сидеть нельзя, потому что перекрывается ток лимфы к конечности. Как помочь самому себе в этот момент??? Нужно просто встать и сделать массаж конечности. Таким образом, ток лимфы восстановиться и неприятное покалывание пройдет.

      Безусловно, такой подход к применению межпредметных связей и реализации регионального компонента в рамках преподавания биологии требует тщательной подготовки. Необходимо, чтобы учитель любил литературу и умел читать между строк. Ведь в любом произведении можно найти биологические термины, понятия или процессы. Когда я начала применять в своей работе такие тексты, сомневалась в эффективности такой работы. Но все сомнения отпали, когда ребята с огромным удовольствием листают книгу, находят нужный отрывок, отвечают на мои вопросы и задания. Когда я убедилась, что такая работа эффективна, что такие тексты повышают у ребят мотивацию к биологии, свой опыт я представила на областном научно-практическом семинаре по биологии, который состоялся 4.12.2014 г. в г.Аксае Ростовской области. Мой доклад заинтересовал многих коллег и было задано много вопросов по организации данной работы.

    Если учесть все выше сказанное, можно сделать вывод, что как бы не развивалось наше общество, как бы не менялись образовательные стандарты, межпредметные связи никогда не потеряют свою актуальность. Все образовательные науки связаны между собой. Никогда не может быть связь литературы и биологии без книги. Всегда работа с текстом-это не мало важный этап урока. Применение на уроках текстов с региональным компонентом никогда не потеряет свою значимость. Так как при этом развивается  у обучающихся не только интерес к биологии, но и интерес к литературе и литературе Дона в частности,  к истории и истории Дона, традициям и обычаям нашего народа.

    Мотивирует обучающихся  к познавательной и исследовательской деятельности.

    Ведь не зная прошлого, не сохраняя настоящее не возможно наше будущее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок развития речи в пятом классе (в рамках регионального компонента)

    Данный урок разработан мною в рамках регионального компонента. Урок развития речи по теме: "Описание предмета". Данная тема занимает важное место в подготовке учащихся в написании сочинений, в анализе...

    Использование дистанционно-образовательных технологий в преподавании биологии и химии в рамках модернизации образования (из опыта работы)

    Реформа образования направлена на модернизацию и инновационное развитие. Поэтому в основу школьного образования положен системно-деятельностный подход, который отражен в стандартах нового поколения. П...

    Деятельностный подход преподавания биологии в рамках ФГОС.

    Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоо...

    Первые результаты преподавания биологии в 5 классе в рамках ФГОС ООО.

    В  2012-2013 учебном году в 5кл. в рамках ФГОС ООО введен предмет биология....

    Педагогический проект "Интегративная технология преподавания истории, обществознания и регионального через проектную деятельность учащихся"

    Осуществление компетентностного подхода с применением  интегративных технологий, метапредметности и конвергенции в изучении истории и обществознания через проектную деятельность учащихс...

    РЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР учителей технологии в рамках регионального методического объединения учителей технологии «ТЕМП» «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ТЕХНОЛОГИИ» 24.02.2015

    На данном семинаре рассматривался современный урок технологии и его анализ.Современный урок технологии - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её...