биология-6 класс План-конспект урока
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Тема урока: Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях  как  наивысшем этапе в развитии растительного мира.

 

Планируемый результат: усвоить понятие Покрытосеменные, уметь различать растения класса Однодольные от растений класса Двудольные.

 

Задачи урока

 

Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности  покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.

 

Воспитывающая: развитие интереса к предмету, через применение занимательных  форм  и методов обучения.Воспитание умения уважительно относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им.Воспитание бережного отношения к природе.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний. Развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу,развивать умения и навыки работы в группах.

 

Оборудование: слайд-презентация, ТСО, карточки с заданиями, фрагмент интернет-урока.

 

Описание содержания урока

 

Название технологических этапов

урока и их содержание

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (2мин):

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, прежде, чем мы начнем наш урок, давайте договоримся выполнять 3 основных правила:

            Хорошо себя вести.

            Активно работать.

            Уважительно относится к ответам своих одноклассников.

Договорились?!  А еще я объявляю задание на внимание. Как только услышите слова «Вороний глаз» - поднимите правую руку вверх, когда услышите слово «подорожник» поднимите левую руку вверх.

 

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин):

(на  интерактивной доске слайд презентации со стихотворением и изображениями различных видов растений, животных, грибов и бактерий.Учитель читает стих.)

 

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

  1. Как вы думаете, ребята, а кто же они такие – властелины царства растений? Аргументируйте ваше мнение.
  2. Кто уже догадался, чему будет посвящен наш урок? Давайте попробуем сформулировать тему урока вместе.

«Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение»

Сегодня  мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Каковы наши задачи на сегодня? (учитель помогает их сформулировать, записывает на доске):

  • познакомиться с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
  • выяснить преимущества покрытосеменных над голосеменными;
  • познакомиться с особенностями однодольных и двудольных растений.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- познавательная инициатива (Р);

- постановка познавательной цели (П);

- планирование, прогнозирование (Р);

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (5 мин):

Чтобы решить поставленные задачи, нам придется вспомнить кое-что из ранее изученного.

К доске я приглашаю три человека. Каждому из вас нужно будет дополнить схему:

 

1.                                                    Царство Растения

 

 

 


                                        ?                       ?                  ?                ?                        ?

 

2.                                                   Растения

 

 

 


                                      Высшие                                                     Низшие

 

                                     ?         ?        ?           ?                                   ?

 

3.                                                Размножение растений

 


                                   ?                                                                      ?

 


                                                                                          ?                                               ?

Остальные работают по группам (4 группы):

Вам необходимо распределить изображения растений на вашем столе по группам:

1 гр – низшие и высшие

2 гр – споровые и семенные

3 гр – голосеменные и покрытосеменные

4 гр – однодольные и двудольные

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

4.         Выявление  места и причины затруднения (5 мин):  (если дети по каким-то причинам затрудняются выполнить задание, учитель выявляет причину и вместе с учащимися находит пути ее решения).

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

5.         Переход к новой теме (10 мин):

Вашему вниманию предлагается видео-фрагменты интернет уроков по покрытосеменным растениям.

Ссылка: interneturok/ru/school/biology/6-klass/

(После ролика дети отвечают на вопросы).

  1. В чем заключается преимущество покрытосеменных перед голосеменными? (цветок, плод)
  2. Что такое гаметофит? Где у покрытосеменных находится женский и мужской гаметофит? (в пыльнике и завязи пестика соответственно).
  3. Сколько видов покрытосеменных насчитывается в природе? (ок. 250 тыс.)
  4. Каково значение покрытосеменных? (кислород, накопление органики, питание для человека, промышленность: ткани, бумага, стройматериалы и др.)
  5. На какие классы делятся покрытосеменные? (однодольные и двудольные)
  6. Основные признаки различия однодольных и двудольных? (корневая система, жилкование, количество семядолей в семени)
  7. Кто запомнил растения исключения? (вороний глаз и подорожник).

 

- самоопределение (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

6.         Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону (5 мин):

Игра «Биологическая разминка» (группы работают по карточкам)

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных или классу Двудольных растений.Каждому из вас достанется какой-то один класс. (Работы проверяют соседи справа).

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка (ответы на доске).                       Критерии оценки: 1 ошибка – «4»

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12                                                                    2-3 ошибки – «3»

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11……………………………………………       4 и более – «2»

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

7.         Закрепление материала (5 мин.):

Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам выполнить упражнение в печатной тетрадина стр. 14 задание 2. Пользуясь текстом учебника, вам необходимо составить сравнительную таблицу голосеменных с покрытосеменными.

Группа, выполнившая задание раньше остальных получит дополнительный балл в итоговый зачет.

- контроль (Р)

- способность грамотно формулировать высказывания (К)

 

8.         Рефлексияучебной деятельности на уроке (5 мин):

Ребята, наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: §24, выучить понятия Покрытосеменные, двудольные и однодольные. Для тех, кто хочет дополнительно получить оценку, вы можете подготовить презентацию о семействах Класса Однодольных, или Класса Двудольных. А так же опережающее задание: сформировать понятие «Формула цветка», что она означает, расшифровать ее, привести примеры.

А теперь давайте подведем итог проделанной нами работы.

(Дети выполняют упражнение «Закончи фразу»)

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_pokrytosemennye_6_kl-1.docx46.14 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока                                                                                                                                  биология – 6  класс

Тема урока: Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях  как  наивысшем этапе в развитии растительного мира.

Планируемый результат: усвоить понятие Покрытосеменные, уметь различать растения класса Однодольные от растений класса Двудольные.

Задачи урока

Образовательная: раскрыть особенности строения и жизнедеятельности  покрытосеменных растений, познакомить с их классификацией.

Воспитывающая: развитие интереса к предмету, через применение занимательных  форм  и методов обучения.Воспитание умения уважительно относится к ответам своих одноклассников, сопереживать им.Воспитание бережного отношения к природе.

Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний. Развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу,развивать умения и навыки работы в группах.

Оборудование: слайд-презентация, ТСО, карточки с заданиями, фрагмент интернет-урока.

Описание содержания урока

Название технологических этапов

урока и их содержание

Формируемые УУД

  1. Организационный момент (2мин):

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, прежде, чем мы начнем наш урок, давайте договоримся выполнять 3 основных правила:

        Хорошо себя вести.

        Активно работать.

        Уважительно относится к ответам своих одноклассников.

Договорились?!  А еще я объявляю задание на внимание. Как только услышите слова «Вороний глаз» - поднимите правую руку вверх, когда услышите слово «подорожник» поднимите левую руку вверх.

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (3 мин):

(на  интерактивной доске слайд презентации со стихотворением и изображениями различных видов растений, животных, грибов и бактерий.Учитель читает стих.)

Разнообразен и прекрасен мир растений:

Мхи, водоросли, папоротники, плауны

И семенные: сосны, туя, пихты, ели,

Но властелины царства не они.

  1. Как вы думаете, ребята, а кто же они такие – властелины царства растений? Аргументируйте ваше мнение.
  2. Кто уже догадался, чему будет посвящен наш урок? Давайте попробуем сформулировать тему урока вместе.

«Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение»

Сегодня  мы начинаем изучать отдел Покрытосеменные растения.

Каковы наши задачи на сегодня? (учитель помогает их сформулировать, записывает на доске):

  • познакомиться с общей характеристикой отдела Покрытосеменные;
  • выяснить преимущества покрытосеменных над голосеменными;
  • познакомиться с особенностями однодольных и двудольных растений.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- внутренняя позиция школьника (Л);

- учебно-познавательная мотивация (Л);

- познавательная инициатива (Р);

- постановка познавательной цели (П);

- планирование, прогнозирование (Р);

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (5 мин):

Чтобы решить поставленные задачи, нам придется вспомнить кое-что из ранее изученного.

К доске я приглашаю три человека. Каждому из вас нужно будет дополнить схему:

1.                                                    Царство Растения

                                        ?                       ?                  ?                ?                        ?

2.                                                   Растения

                                      Высшие                                                     Низшие

                                     ?         ?        ?           ?                                   ?

3.                                                Размножение растений

                                   ?                                                                      ?

                                                                                          ?                                               ?

Остальные работают по группам (4 группы):

Вам необходимо распределить изображения растений на вашем столе по группам:

1 гр – низшие и высшие

2 гр – споровые и семенные

3 гр – голосеменные и покрытосеменные

4 гр – однодольные и двудольные

- мотивационная основа учебной деятельности (Л);

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия (П);

- структурирование знаний (П);

- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К);

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

- волевая саморегуляция (Р)

4.        Выявление  места и причины затруднения (5 мин):  (если дети по каким-то причинам затрудняются выполнить задание, учитель выявляет причину и вместе с учащимися находит пути ее решения).

- учебно-познавательный интерес (Л);

- смыслообразование (Л);

5.        Переход к новой теме (10 мин):

Вашему вниманию предлагается видео-фрагменты интернет уроков по покрытосеменным растениям.

Ссылка: interneturok/ru/school/biology/6-klass/

(После ролика дети отвечают на вопросы).

  1. В чем заключается преимущество покрытосеменных перед голосеменными? (цветок, плод)
  2. Что такое гаметофит? Где у покрытосеменных находится женский и мужской гаметофит? (в пыльнике и завязи пестика соответственно).
  3. Сколько видов покрытосеменных насчитывается в природе? (ок. 250 тыс.)
  4. Каково значение покрытосеменных? (кислород, накопление органики, питание для человека, промышленность: ткани, бумага, стройматериалы и др.)
  5. На какие классы делятся покрытосеменные? (однодольные и двудольные)
  6. Основные признаки различия однодольных и двудольных? (корневая система, жилкование, количество семядолей в семени)
  7. Кто запомнил растения исключения? (вороний глаз и подорожник).

- самоопределение (Л);

- постановка познавательной цели (П);

- познавательная инициатива (Р);

- планирование, прогнозирование (Р);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- построение речевых высказываний (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- определение основной и второстепенной информации (П);

- планирование учебного сотрудничества (К);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

6.        Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону (5 мин):

Игра «Биологическая разминка» (группы работают по карточкам)

Из предложенного перечня признаков выпишите признаки, которые соответствуют классу Однодольных или классу Двудольных растений.Каждому из вас достанется какой-то один класс. (Работы проверяют соседи справа).

1. Главный корень хорошо выражен.

2. Мочковатая корневая система.

3. Травянистые, реже деревянистые растения.

4. Растения имеют камбий

5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

6. Зародыш с двумя семядолями

7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

8. Растения не имеют камбий

9. Главный корень не развивается

10. Стержневая корневая система

11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

12. Цветы трехчленные

Взаимопроверка (ответы на доске).                       Критерии оценки: 1 ошибка – «4»

Однодольные: 2, 3, 5, 8, 9, 12                                                                    2-3 ошибки – «3»

Двудольные: 1, 4, 6, 7, 10, 11……………………………………………       4 и более – «2»

- анализ, сравнение, классификация (П);

- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

- волевая саморегуляция (Р);

- познавательная инициатива (Р);

7.        Закрепление материала (5 мин.):

Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам выполнить упражнение в печатной тетрадина стр. 14 задание 2. Пользуясь текстом учебника, вам необходимо составить сравнительную таблицу голосеменных с покрытосеменными.

Группа, выполнившая задание раньше остальных получит дополнительный балл в итоговый зачет.

- контроль (Р)

- способность грамотно формулировать высказывания (К)

8.        Рефлексияучебной деятельности на уроке (5 мин):

Ребята, наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание: §24, выучить понятия Покрытосеменные, двудольные и однодольные. Для тех, кто хочет дополнительно получить оценку, вы можете подготовить презентацию о семействах Класса Однодольных, или Класса Двудольных. А так же опережающее задание: сформировать понятие «Формула цветка», что она означает, расшифровать ее, привести примеры.

А теперь давайте подведем итог проделанной нами работы.

(Дети выполняют упражнение «Закончи фразу»)

- внутренняя позиция школьника (Л);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- рефлексия способов и условий действия (П);

- эмпатия (Л);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов Биология 9 класс план-конспект урока по теме " Решение генетических задач"...

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...

План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс

План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс...