План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
план-конспект занятия по биологии (6 класс) на тему

Бессонова Светлана Михайловна

Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лабораторной работы по изучению строения мукора. Учитываются особенности работы со слабослышащими детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_plesen.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему:

Плесневые грибы.

Цели урока:


Коррекционно-образовательные:

  • Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей.
  • Раскрыть их роль в природе и жизни человека, а также влияние на здоровье людей, сохранность материалов и использование в хозяйственной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать умения анализировать, обобщать,  сравнивать, оформлять отчёты о проделанной работе.
  • Развивать и совершенствовать умения навыки в приготовлении микропрепаратов и работы с микроскопом.
  • Совершенствовать умение работать с текстом: бегло читать, выделять главное, отвечать на вопросы.

Коррекционно-воспитательные:

  • Продолжить работу по формированию умения учащихся  проявлять самостоятельность, ответственность, а также умения объективно оценивать свою работу и работу других  учащихся на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок теоретических и практических самостоятельных работ исследовательского типа.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Межпредметные связи: информатика.

Методы и формы контроля: тестирование, контрольные вопросы, самоанализ, рефлексия.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, персональный компьютер, слайдовая презентация, дидактический раздаточный материал (карточки индивидуального опроса, листы самооценки и технологические карты для проведения лабораторной работы), культуры белой и голубой плесени, лупа, микроскоп, препаровальный набор, предметные и покровные стёкла, вода, пипетки.

Методы и методические приёмы:

  • словесные (рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы);
  • наглядные (демонстрация слайдов презентации);
  • репродуктивные (беседа);
  • поисковые (эвристическая беседа);
  • практические (выполнение лабораторной работы).

Предварительная подготовка к уроку (выращивание культуры дрожжей и мукора).

  1. Для получения культуры дрожжей в сосуд объемом 100-200 мл налить нагретого до 40-50 °С молока, добавить кусочек сахара и примерно 10 г дрожжей. Все перемешать и поставить на 15 мин в теплое место.
  2. Для того, чтобы вырастить культуру мукора, кусочек белого хлеба поместить в полиэтиленовый пакет и поместить в тёплое место на несколько дней.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения плесневых грибов;
  • процессы жизнедеятельности плесневых грибов;
  • условия и особенности среды обитания плесневых грибов;
  • историю получения пенициллина;
  • использование плесневых грибов человеком.

Учащиеся должны уметь:

  • различать грибы мукор и пеницилл;
  • закладывать опыты и проводить наблюдения за развитием плесневых грибов.

Литература: Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.В. Пасечник – 10 издание- М. : Дрофа;

Калинина А.А. «Поурочные разработки по биологии», книга для учителя- М. Дрофа.

Ход урока.

№ п/п

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

I.  Организационный этап Слайд 1

Проверка готовности к уроку.  

Подготовка к уроку, организация рабочего места.

2

II.  Актуализация опорных знаний.

1.Беседа по вопросам. Слайд 2.

Цель:

актуализировать знания учащихся, полученные ими на прошлом уроке;

подготовить учеников к тестовому контролю знаний.

1.Беседа по пройденному материалу:

Какое строение имеют шляпочные грибы?

Каким образом белки и зайцы способствуют распространению шляпочных грибов в лесах?

Какие ядовитые грибы вам известны?

Каковы признаки отравления ядовитыми  грибами?

Как выдумаете, помогут ли вам знания, полученные на прошлом уроке?

Да, помогут.  Учащиеся изучили общую характеристику царства Грибов, имеют понятие о строении, размножении, роли грибов в природе и жизни человека.

Чтобы наша сегодняшняя работа стала продуктивнее, проверим ваши знания. Проведём небольшую проверочную работу.

Учитель инструктирует учеников по выполнению проверочной работы «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».

Тестовый контроль.

 Работа с раздаточными карточками.

Цель проверочной работы: закрепить и проверить знания учащихся по теме: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».

Учитель раздаёт учащимся раздаточный материал с тестовой работой. Для экономии времени учащиеся выполняют работу на листочках, которые раздаются им до урока. Приложение 1.

Учащиеся выполняют работу.

Учитель: А теперь проверим правильность выполнения работы. Поменяйтесь листочками со своим товарищем по парте. Проверьте правильность выполнения работы.

Слайд 3.

Ответы:

Вариант 1.  1-b; 2-a, b; 3-b; 4-b; 5-c.

Вариант 2. 1-a; 2- a, b; 3- b; 4 – a, b; 5-c,d.

Поменяйтесь с товарищем по парте работой и оцените правильность выполненной работы, поставьте  отметку в лист самооценки. Приложение 2.

В результате проверочной работы учащиеся должны закрепить и проверить свои знания по предыдущей теме, подготовиться к изучению нового материала.

Сообщение учителем темы и плана урока.

Проводит беседу с учащимися фронтально.

Настраивает и подготавливает учащихся к письменной работе с тестом.

Проводит инструктаж по работе с тестом и листом самоконтроля.

Учитель проверил готовность учащихся к восприятию нового материала

Запись в тетрадях темы урока и знакомство с планом урока.

Учащиеся отвечают по одному с места на вопросы.

Учащиеся слушают учителя и настраиваются на самостоятельную работу.

Выполняют тест

Взаимно обмениваются карточками с выполненным тестом и проверяют результат, сверяя с данными на слайде

Выставляют баллы в листах самооценки

Учащиеся готовы работать самостоятельно

3

III. Изучение нового материала.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

1).Учитель ещё раз проговаривает тему урока. Учащиеся с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

Слайд 5.

Сейчас переходим к изучению новой темы. Посмотрите на слайд . Здесь зашифровано название одноклеточного гриба, который играет огромную роль в жизни человека. О каком грибе идёт речь? Правильно, это дрожжи. Слайд 6.

1. Изучение строения и жизнедеятельности плесневых грибов на примере мукора

Перед выполнением лабораторной работы кратко повторяем строение микроскопа, правила работы с микроскопом и методику приготовления микропрепарата.

 Слайд 7-8.

Учитель помогает сформулировать цель и задачи урока

Работа с интерактивной доской

Повторение строения и правил работы с микроскопом

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель и задачи урока

Разгадывают ребус Дрожжи

Повторяют строение микроскопа и правила работы с ним

4

 2). Изучение плесневого гриба мукора.

 Поисковая беседа с помощью слайдовой презентации. Слайд 8-9.

Цель: актуализировать знания учеников о плесневых грибах, полученные ими ранее в быту, познакомиться со строением и жизнедеятельностью плесневого гриба мукора.

Рассказ учителя.

Оставьте в хлебнице куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы.
Как вы думаете, откуда на хлебе взялись споры плесени? (разносятся ветром).
Белая пушистая плесень часто представляет собой гриб - мукор. Под микроскопом заметно, что мицелий мукора состоит из тонких бесцветных ветвящихся нитей. Но в отличие от шляпочных грибов, в мицелии мукора нельзя заметить отдельных клеток. Такой мицелий представляет собой как бы одну разветвленную клетку, имеющую много ядер. Некоторые гифы растут вертикально вверх и образуют на своих концах расширения в виде шариков, в которых образуются споры. Когда споры созревают, спорангий разрывается и споры оказываются в воздухе. Они очень мелкие, невидимые простым глазом и переносятся током воздуха. Попав в благоприятные условия, спора прорастает и образуется мицелий. Мукор не имеет хлорофилла и питается готовыми органическими веществами. Он находит благоприятные условия на продуктах питания. 

Задание 1. Слайд 10

Цель: развивать способность учащихся работать с текстом учебника, использовать информацию текста для ответа на вопрос (дополнить фразу). Выявить особенности строения и размножения мукора.

Задание:

Изучите § 9 на стр. 46 и продолжите предложения: Слайд 11

1. Плесневый гриб-сапрофит …

2. Мукор  размножается…

3. Грибница прорастает из …

А теперь выполним лабораторную работу и познакомимся с грибом мукором.

Индивидуальная  работа.

 Лабораторная работа слайд 12

«Плесневый гриб мукор».

Цель: Изучить особенности строения плесневых грибов на примере мукора.

Ход работы:

Рассмотреть мукор под микроскопом. Почему его называют белой плесенью?

Найти грибницу и «головки» - плодовые тела со спорами. Какое они имеют строение?

Зарисовать мицелий мукора и подписать названия составных частей гриба (1- гифы; 2- спорангий).

Результат: учащиеся знакомятся с внешним видом и строением плесневых грибов на примере мукора.

Задание 2. Слайд 13.

Цель: развивать способность учащихся наблюдать, сравнивать и делать выводы; закрепить знания учащихся о строении плесневых грибов на примере мукора.

Задание:

Посмотрите на изображение шляпочного гриба и мукора. Отметьте сходство и различия в их строении.

Оцените работу и занесите отметку в лист самооценки. Слайд 14.

Результат: учащиеся закрепили знания о плесневых и шляпочных грибах.

Рассказ о плесневых грибах, их роли в природе и жизни человека

Предлагает работу с текстом учебника и вопросами слайда 10-11

Направляет и руководит работой учащихся с микроскопом

Предлагает сделать сравнение двух видов одного царства грибов, отметить отличия

Слушают рассказ учителя

Работают с текстом учебника и отвечают на вопросы слайда 11

Выполняют лабораторную работу по инструкции

 слайд 12

Рассматривают  микропрепарат

Под микроскопом и делают зарисовки в тетради, обозначают части тела гриба мукора

Сравнивают строение шляпочного гриба и мукора

Устно отвечают на вопросы слайда 14

Заносят результаты в лист самооценки

5

3). Изучение плесневого гриба пеницилла.

Сообщение - проект учащегося об истории открытия пенициллина. Ученик приготовил дома слайд об открытии пенициллина.

Цель: познакомить учащихся с историей открытия пенициллина и со значением плесневых грибов в медицине и медицинской промышленности.

Слайд 15.

 Результат: учащийся выполнил творческую работу, выполнение которой повысило познавательный интерес учащихся и разнообразило деятельность учащихся на уроке. Ученик – докладчик познакомил одноклассников с историей открытия пенициллина.

А теперь, ребята, поработаем с учебником и найдём черты отличия мукора и пеницилла.

Задание 3. Слайд 16.

Работа с текстом учебника.

Цель: Закрепить знания учащихся о плесневых грибах. Развивать умения учащихся работать с текстом учебника; умения сравнивать и делать выводы.

 Задание:

Изучите рисунок 26 на странице 46 учебника и дайте ответ на вопрос:

Чем отличается мицелий мукора от пеницилла?

После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и ставят друг другу отметки в лист самооценки.

Оцените работу своих товарищей и занесите отметку в лист самооценки.

Слайд 17.

Результат: учащиеся закрепили знания о плесневых грибах на примере мукора и пеницилла.

Сообщение учащегося

Слушает сообщение учащегося, подготовленное дома

Предлагает найти отличия мукора и пеницилла, используя рисунки учебника

Предлагает учащимся взаимопроверку ответов на вопросы учителя

Слушают сообщение учащегося

Сравнивают строение мукора и пеницилла, находят черты сходства и отличия

Осуществляют взаимопроверку в результате опроса

Закрепление знаний о строении плесневых грибов

6

IV. Закрепление изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.

Слайд 18.

1.Вопросы классу.

С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке?

Какое строение имеет мукор?

Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами?

Что получают из пеницилла?

Как человек использует антибиотики?

Как размножаются дрожжи?

V. Подведение итогов урока.

Цель: подвести итоги урока и дать установку на следующий урок.

Учащиеся сдают тетради и листы самооценки. Учитель даёт педагогическую оценку работе отдельных учащихся и класса в целом.

Мотивация следующего урока.

Какой способ питания был характерен для описанных нами ранее грибов? (Дети отвечают.) И плесневые грибы, и дрожжи являются сапротрофами.

Что это значит? (Дети отвечают.) Это значит, что эти грибы питаются останками живых организмов или их выделениями. Но среди грибов встречаются и грибы-паразиты.    Вспомните, какие организмы называют паразитами? (Дети отвечают.) Паразитами называются организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред.

На следующем уроке мы познакомимся с грибами-паразитами.

VI. Рефлексия.   Слайд 20.

Цель: Проанализировать деятельность учащихся на уроке.

Как вы думаете, пригодятся ли вам на следующем уроке знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Какое задание оказалось для вас самым сложным?

С каким заданием вы справились легко?

VII. Домашнее задание (дифференцированное): Слайд 21.

Цель: повторить и закрепить знания учащихся по теме: «Плесневые грибы и дрожжи».

Обязательный уровень:

§ 9, ответить на вопросы в конце параграфа;

Задание на «4»: подготовить не менее 3 вопросов к параграфу;

Задание на «5»: подготовить сообщение о грибах-паразитах

Проводит беседу по пройденной теме

Обобщающая беседа по теме

Осуществляет установку на следующий урок

Анализирует деятельность учащихся на уроке

Записывает домашнее задание на доске

Контролирует запись домашнего задания учениками в дневник

Отвечают на вопросы

Выставляют оценки в лист самооценки

Отвечают на вопросы

Заполняют и сдают листы самооценки

Самостоятельно анализируют свою деятельность на уроке

Записывают домашнее задание в дневниках

Слушают пояснения учителя

Приложение к уроку.

Приложение 1.

Самостоятельная работа по теме: «Грибы».

Вариант № 1.

Задание : Выбрать один или два правильных ответа по каждому вопросу.

1). Грибы не способны к фотосинтезу, потому что:

a) они живут в почве;    

b) не имеют хлоропластов;

c) паразитируют на других живых организмах

2). По способу питания грибы делятся на

  1. Паразиты
  2. Сапрофиты
  3. Автотрофы.

3). Тонкие нити, из которых состоит тело гриба, называются

  1. Хитин
  2. Мицелий
  3. Симбиоз.

4). В трубочках или пластинках шляпок грибов образуются особые клетки

  1. Семена
  2. Споры
  3. Заростки.

5) Какой из перечисленных грибов  относится к ядовитым?

а) Опенок;  

b) сыроежка;

c) бледная поганка

Вариант № 2.

  1. Оболочки клеток грибов содержат вещество
  1. Хитин
  2. Мицелий
  3. Целлюлоза.

  1. Бесполое размножение грибов - это
  1. Образование спор
  2. Частями грибницы
  3. Почкованием.

  1. Связь между грибницей и корнями деревьев называют
  1. Спорообразование
  2. Симбиоз
  3. Паразитизм.

  1. Съедобный гриб
  1. Сыроежка
  2. Маслёнок
  3. Мухомор.

  1. Грибы-сапрофиты:

a) образуют на свету органические вещества;

b) поселяются на других живых организмах;

c) поселяются на продуктах питания;

d) питаются выделениями живых организмов или мёртвыми организмами.

Лист самооценки учащегося.                            

Критерии оценки: Лист самооценки учащегося.

Критерии оценки

1. Тест   -

5 ответов – оценка 5

4 ответа –оценка 4

3 ответа –оценка 3

2. Задание №1 -

3. Задание № 2 -

4. задание № 3 -

5. Выполнение лабораторной работы –


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

План-конспект модульного урока по биологии в 6 классе на тему: "Обмен веществ - главное свойство организма".

Методические рекомендации к уроку: «Обмен веществ – основное биологическое явление» 6 класс; Н.И.Сонин «Биология. Живой организм». Учитель биологии МОУ «Мордовская ООШ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

План-конспект открытого урока по биологии с использованием ИКТ в 10 классе по теме: «Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.»

Конспект содержит биологический диктант по пройденой теме, изучение нового материала с использованием кратких выступлений учащихся, являющихся дополнением к материалу по новой теме, небольшой тест, вы...

Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,

Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...

План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс

План-конспект открытого урока по биологии. Тема: "Макроэволюция"10 класс...