технологические карты уроков по теме "Дарвинизм"
методическая разработка по биологии (11 класс) на тему

Толстунова  Екатерина Владимировна

Материал содержит технологические карты уроков по теме "Дарвинизм" (11 класс) по учебнику В.Б. Захарова (профильный уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskie_karty_urokov_darvinizm.doc743.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО ТЕМЕ «ДАРВИНИЗМ»

6 часов, 11 класс, профильный уровень

(Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов:  

Общая биология.  Профильный уровень)

                                                        Выполнил учитель биологии

МБОУ СОШ №10 г. Ногинска

 Московской области:

                Смирнова Екатерина Владимировна

                                

Москва, 2014

Технологические карты уроков по теме  «Дарвинизм» - 6 часов.

11 класс, профильный уровень

Примерное распределение времени (уроков) на изучение материала.

  1. Естественно-научные предпосылки теории  Ч.Дарвина.
  2. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
  3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование.
  4. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Образование новых видов.
  5. Сравнение естественного и искусственного отбора. Практическая работа №1. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»
  6. Контрольно - обобщающий урок по теме «Дарвинизм».

По итогам изучения темы учащиеся:

должны знать:

основные положения теории Ч. Дарвина; значение работ Ч. Дарвина.

должны уметь:

самостоятельно и в группе работать с учебником; работать с дополнительной литературой по заданию карточки; представлять изучаемую проблему; обосновывать и отстаивать свою точку зрения; участвовать в дискуссии; владеть языком предмета; самостоятельно работать с учебной литературой

Урок 1.  Естественно-научные предпосылки теории  Ч.Дарвина.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с состоянием науки и особенностями социально-экономических условий начала XIX века, подготовившими возникновение и утверждение эволюционного учения, разработанного английским ученым Ч. Дарвиным.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся получают представление о предпосылках возникновения Дарвинизма.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника; использовать ИКТ.

Личностные: формируется научное мировоззрение; формирование коммуникативных качеств.

Основные понятия урока: креационизм, эволюция, палеонтология, эмбриология, биогеография.

Деятельность учащихся: работа с текстом  и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Деятельность учителя в ходе урока

  1. Оргмомент.
  2. Краткая характеристика темы (комментарии к работе по инструктивной карточке для самостоятельной работы учащихся, рекомендации по выбору темы учебного проекта).
  3. Объяснение учителя.

Социально-экономические условия в Англии начала XIX в: интенсивное развитие промышленности, быстрый рост городов, значительный подъем сельского хозяйства, активизация селекционной работы по выведению новых сортов растений и пород животных.

Естественно-научные предпосылки формирования эволюционного учения Ч. Дарвина:

  • в области биологии (успехи систематики животных и растений, биогеографии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии и др.);
  • в других областях (астрономии, разработавшей теории происхождения Солнечной системы; геологии, открывшей последовательное образование осадочных пород; химии, установившей сходство в составе живой и неживой природы и др.).

  1. Сообщение учащихся с использованием презентации:

Основные этапы жизненного пути Ч. Дарвина, формирование его мировоззрения. Экспедиционные исследования Ч. Дарвина, открытия во время пятилетнего кругосветного путешествия на корабле «Бигль» в качестве натуралиста, изучение видового состава животных на Галапагосских островах, в Южной Америке и Африке; научные труды Ч. Дарвина.

  1. Объяснение учителя.

Свое учение Дарвин сформулировал после многолетней научной работы, прежде всего по результатам исследований и наблюдений, сделанных во время кругосветного путешествия. В 1831 г., по окончании университета, он отправился в это путешествие в качестве натуралиста на экспедиционном судне королевского флота «Бигль». В Англию Дарвин вернулся лишь 2 октября 1836 г. — путешествие продолжалось без малого пять лет. Большую часть этого времени Дарвин проводил, изучая геологию и собирая коллекции по естественной истории, тщательно записывая свои наблюдения, делая теоретические выкладки.

  1. Просмотр видеоролика о Галапагосских островах.
  2. Работа учащихся по инструктивной карточке (контроль за работой групп).
  • заполнение таблицы «Предпосылки появления эволюционной теории»
  • составление  схемы экспедиционного маршрута корабля «Бигль».
  • описание морфологических особенностей и образа жизни животных, обитающих в данной группе местности.
  1. Коррекция знаний (Фронтальная беседа по вопросам):
  • Каковы социально-экономические и научные предпосылки появления теории Ч.Дарвина?
  • С какого порта и когда вышел «Бигль» в кругосветное путешествие2. Наряду с известными научными экспедициями XIX века это путешествие  занимает одно из видных мест. Кто был капитаном этого корабля?
  •  На интерактивной доске  фотографии животных:  ленивца, муравьеда, броненосца,   попугаев. Какие из этих животных стали доказательством изменчивости видов у Дарвина?  
  • Назовите виды птиц, встречающиеся на Галапагосских островах. Какова причина их видового многообразия?
  • Как называлась книга, в которой Ч. Дарвин изложил основные положения своей эволюционной теории?

  1. Подведение итогов урока (учитель дает указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавшим ученикам).

Инструкции для самостоятельной работы учащихся

  1. Изучите § 1.2.1, заполните таблицу: «Предпосылки появления эволюционной теории»

Социально-экономические предпосылки

Научные предпосылки

  1. Изучите §1.2.2, познакомьтесь с содержанием  видеоролика о Галапагосских островах. Выполните задание:

- составьте   схему  экспедиционного маршрута корабля «Бигль» на контурной карте полушарий.

- опишите морфологические особенности и образ жизни животных, обитающих в данной вашей группе  местности.

группа 1.  Атлантическое побережье Южной Америки;

группа 2. Галапагосский архипелаг;

группа 3. Южные берега Австралии;

группа 4.Коралловые острова Индийского океана;

группа 5. Малайский архипелаг.

Объясните рассмотренные вами особенности, как это мог сделать Ч. Дарвин.

Урок 2. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с идеями основных положений эволюционной теории Ч. Дарвина. Определить понятие искусственного отбора.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся получают представление об основных положениях эволюционного учения Ч. Дарвина.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника; использовать ИКТ.

Личностные: формируется научное мировоззрение; формирование коммуникативных качеств.

Основные понятия урока: искусственный отбор, методический отбор, бессознательный отбор, породы, сорта.

Деятельность учащихся: работа с текстом  и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Деятельность учителя в ходе урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка знаний прошлого урока по группам (учителю помогают руководители групп), опрос учащихся по вопросам:

- Каковы социально-экономические и научные предпосылки появления теории Ч.Дарвина?

- Назовите основные этапы жизни Ч. Дарвина.

- Каков маршрут путешествия корабля «Бигль»?

- Сколько длилось путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль»?

- Какие наблюдения  Ч. Дарвина, сделанные им за время путешествия, явились основанием формирования у него эволюционных представлений.

- Как называлась книга, в которой Ч. Дарвин изложил основные положения своей эволюционной теории?

  1. Объяснение учителя.

Проанализировав огромный материал по культурным формам животных и растений, Дарвин пришел к выводу, что их многообразие происходит от единичных родоначальных форм в соответствии с интересами человека.

Запись таблицы:

Искусственный отбор

бессознательный

методический

применялся на первых этапах окультуривания растений и одомашнивания животных (неолитическая революция). Стихийно отбирались и сохранялись из поколения в поколение интересовавшие человека признаки, без представления конечных результатов.

ведется с конца XVIII в., создаются новые породы животных и сорта растений, сознательно подбираются для скрещивания исходные пары особей с наиболее удачным, нужным человеку сочетанием признаков.

Учение об искусственном отбору стало теоретической основой селекции и привело Дарвина к мысли о наличии аналогичного процесса в природе.

  1. Работа учащихся по инструктивной карточке (контроль за работой групп): работа  с текстом учебника - заполнение таблицы.
  2. Коррекция знаний (Фронтальная беседа по вопросам):

- Какая деятельность позволила Ч. Дарвину  сформулировать принцип естественного отбора, с помощью которого можно объяснить не только причину совершенствования форм, но и их многообразие?

- В чем состоит основной метод выведения новых сортов и пород?

- Какие формы отбора выделил Ч. Дарвин?

- Как разрешил Ч. Дарвин вопрос о предках домашних животных?

  1. Подведение итогов урока (учитель дает указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавшим ученикам).

Инструкции для самостоятельной работы учащихся

  1. Изучите § 1.3.1, заполните таблицу: «Изучение результатов естественного отбора»»

Сорт или порода

Причины многообразия

Судьба обладателей

Значение результатов отбора

Неблагоприятных изменений

Благоприятных изменений

Для практики

Для теории

  1. Обсудите в группах следующие  ситуации и ответьте на вопросы:
  • Дарвин приводит следующий пример из практики фермеров-овцеводов Германии. В Саксонии, когда ягнята отнимаются от матери, каждого ягненка по очереди ставят на стол, чтобы тщательно осмотреть его руно и форму тела. Лучшие одбираются на племя и получают первое клеймо, остальных обрекают па убой. Так поступают несколько раз, после чего лишь наилучшие по качеству шерсти бараны и овцы получают окончательное клеймо. Малейшего несовершенства достаточно, чтобы животное было забраковано. «Этих овец разводят и ценят почти исключительно ради их тонкой шерсти, и результат соответствует груду, затраченному на отбор их... встречается австрийское руно, двенадцать волокон которого толщиною равняются одному волокну лейстредских овец» (Ч. Д а р в и н. Изменение животных и растений в домашнем состоянии. М., Сельхозгиз, 1941, с. 418). а) О какой форме искусственного отбора говорится в данном примере? б) Какую роль играла изменчивость в улучшении тонкорунной породы овец? в) Какой формой изменчивости фермеры пользовались при отборе? г) Какую роль играла наследственность в улучшении топко-рунной породы овец?
  • Чарлз Дарвин во время кругосветного путешествия (1831-1836) изучал в Южной Америке тяжелую жизнь полудиких коренных жителей - индейцев, вытесненных белыми колонизаторами на острове Огненная земля и поэтому отставших в своем культурном развитии. Дарвин про них пишет, что «дикари» во время любого голода сохраняют на племя хотя бы несколько своих лучших собак. а) О какой форме отбора говорится в данном примере? б) К какому результату приводил такой многолетний отбор среди собак? Почему? в) Какую роль играла изменчивость и наследственность собак в сохранении и улучшении их качеств, полезных человеку?

Урок 3. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

Борьба за существование.

Задачи урока:

- познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование; научить школьников правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся получают представление об основных формах борьбы за существание; определяют понятие естественный отбор. .

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника; использовать ИКТ.

Личностные: формируется научное мировоззрение; формирование коммуникативных качеств.

Основные понятия урока: борьба за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными факторами среды; естественный отбор.

Деятельность учащихся: работа с текстом  и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Деятельность учителя в ходе урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка знаний прошлого урока по группам (учителю помогают руководители групп), опрос учащихся по вопросам:

- Что такое искусственный отбор?

- Какие формы искусственного отбора вам известны, дайте им характеристику, приведите примеры.

- Рассмотрите разнообразные породы собак, изображенных на экране. Установите черты сходства и различия, какими биологическими закономерностями может быть обусловлено сходство и различие? С помощью, каких знаний могут быть получены эти породы? Предложите возможные варианты улучшения этих пород или получения новых. С помощью, каких знаний вы поведете селекционную работу по созданию новых пород собак?

  1. Проблемная ситуация
  • Подсчитано, что потомство одного одуванчика через 10 лет может исчисляться цифрой 1017 экземпляров. Для расселения такого количества потомков потребовалась бы территория в 15 раз большая, чем вся поверхность суши нашей планеты. Однако этого в природе не происходит. Какие положения эволюционного учения помогут объяснить такое явление?
  • Одна пара слонов - одного из менее плодовитых животных дает за период размножения не более шести детенышей, но за 750 лет общая численность потомства этой нары достигла бы 19 млн особей. Почему этого не происходит? При объяснении опирайтесь на основные положения эволюционной теории.
  1. Обсуждение ответов на проблемные ситуации в группах, ответы групп.
  2. Объяснение учителя. Видеофрагмент «Формы борьбы за существование». Запись с учащимися в тетрадь.

Борьба за существование - отношения организмов, направленные на обеспечение своей жизни и жизни своего потомства, включающие сложные связи между различными организмами и условиями среды.

Дарвин выделял следующие типы борьбы:

внутривидовая

конкуренция между особями одного вида,

самая жесткая,

обостряется, когда численность популяции увеличивается.

межвидовая

состязание за выживание между особями разных видов:

борьба с неблагоприятными условиями

с абиоти-ческими факторами неживой природы.

- хищничество;

- паразитизм;

- конкуренция;

- аменсализм;

- комменсализм;

- протокооперация

(необязательно);

- мутуализм

(обязательно).

+ -

+ -

- -

- 0

+ 0

+ +

+ +

  1. Работа учащихся по инструктивной карточке (контроль за работой групп): работа  с текстом учебника - заполнение таблицы.
  2. Коррекция знаний (Фронтальная беседа по вопросам):
  • В каждой шишке ели развивается более 100 семян. Приблизительные вычисления показывают, что одно дерево ели может дать 9000 семян в год. Одна особь ели плодоносит в течение 50-60 лет. Почему же людям приходится все время заботиться об искусственных насаждениях елей?
  •   Колорадский жук наносит картофельным посадкам большой урон. Сам жук и его личинки могут съесть все листья на картофельном кусте. Но иногда на сильно поврежденной плантации картофеля можно найти отдельные кусты, незначительно поврежденные жуками. Почему?
  •  У ста произвольно выбранных медоносных пчел длина губы с язычком (хоботка) оказалась неодинаковой: 12 особей имело самый маленький хоботок; 10 - наиболее длинный, а 78 пчел имели хоботки средних размеров е незначительными отклонениями. Какое значение для жизни популяции имеют эти различия?
  1. Подведение итогов урока (учитель дает указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавшим ученикам).

Инструкции для самостоятельной работы учащихся

Изучите § 1.3.2, заполните таблицу: «Изучение результатов естественного отбора»

Форма борьбы за существование

определение

примеры

Причины возникновения

Значение для эволюции

Обсудите в группах следующие  ситуации и ответьте на вопросы:

  • Луна-рыба мечет сразу до 300 млн икринок, совершенно не проявляя заботу о потомстве. Плодовитость трехиглой колюшки от 60 до 80 икринок. Эти икринки самка откладывает в гнездо, построенное самцом из водорослей и охраняемое им. Как вы думаете, какой из этих видов рыб может сохраняться более длительное историческое время?

Урок 4. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

 Образование новых видов.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся систему знаний о естественном отборе и его роли в эволюции; показать, что естественный отбор является  основой и направляющей движущей силой эволюционного процесса.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся углубляют знания о естественном отбореи его роли в эволюционном процессе; определяют понятие движущие силы эволюции. .

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника; использовать ИКТ.

Личностные: формируется научное мировоззрение; формирование коммуникативных качеств.

Основные понятия урока: естественный отбор, наследственная изменчивость, движущие силы эволюции.

Деятельность учащихся: работа с текстом  и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Деятельность учителя в ходе урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка знаний прошлого урока по группам (учителю помогают руководители групп), опрос учащихся по вопросам:

- Какой процесс называется естественным отбором?

- Каким образом можно убедиться в существовании такого отбора?

- Что такое борьба за существование? каковы ее формы?

- Какая форма борьбы за существование является самой острой и почему?

  1. Объяснение учителя.

Естественный отбор – процесс, происходящий в природе, в результате которого выживают и оставляют потомство в конкретных условиях среды особи с полезными для данного вида признаками и свойствами.

Материалом для служат индивидуальные наследственные изменения.

Творческая роль заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида.

Полезным для вида является всякое изменение, повышающее возможность выживания и оставления более многочисленного потомства.

Естественный отбор

индивидуальный

групповой (массовый)

направлен на

сохранение единичных особей с признаками, обеспечивающими успех в борьбе за существование.

закрепление признаков, благоприятных для группы (избирательное размножение группы особей).

Таким образом, из поколения в поколение в результате взаимосвязанного действия наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора виды изменяются в направлении все большей приспособленности к условиям существования. Приспособленность организмов как результат эволюции всегда относительна. Другой результат эволюции – многообразие видов.

  1. Работа учащихся по инструктивной карточке (контроль за работой групп): работа  с текстом учебника - заполнение таблицы.
  2. Объяснение учителя.

  1. Работа учащихся по инструктивной карточке (контроль за работой групп): работа  с текстом учебника
  2. Коррекция знаний (Фронтальная беседа по вопросам):

- Что такое естественный отбор? каковы его формы?

- Что является материалом, движущими силами и результатом эволюции?

-

  1. Подведение итогов урока (учитель дает указания по дальнейшей работе, характеризует работу каждой группы, возможна индивидуальная оценка наиболее активно работавшим ученикам).

Инструкции для самостоятельной работы учащихся

  • Изучите § 1.3.2, ответьте на вопросы и выполните задания:

заполните таблицу «Формы изменчивости»

Форма изменчивости

Определение понятия

Примеры

Ненаследственная

Наследственная

   Мутационная

   Комбинативная

   Соотносительная

- Какая форма изменчивости служит материалом для эволюции?

  • Запишите выводы к уроку:

материал для эволюции: ________________________________________________________

движущие силы эволюции:______________________________________________________

Результаты эволюции__________________________________________________________

  • Заполните таблицу «Сравнительная характеристика учений о движущих силах эволюционного процесса»

Ученые-эволюционисты

Происхождение приспособлений у организмов

Характер приспособлений

Главные движущие силы эволюции

Ж.-Б. Ламарк

Ч. Дарвин

Урок 5. Сравнение естественного и искусственного отбора.

Задачи урока:

- научить учащихся  сравнивать  естественный и искусственный отбор друг с другом, приводить примеры. .

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся углубляют свои знания о  естественном и искусственном отборе.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника; использовать ИКТ.

Личностные: формируется научное мировоззрение; формирование коммуникативных качеств.

Основные понятия урока: искусственный отбор, естественный отбор.

Деятельность учащихся: работа с текстом  и иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении.

Деятельность учителя в ходе урока

  1. Оргмомент.
  1. Проверка знаний прошлого урока по группам (учителю помогают руководители групп), опрос учащихся по вопросам:

- Назовите основные движущие силы эволюционного процесса (по Ч. Дарвину).

- Что является результатом эволюционного процесса?

- Какова судьба «благоприятных» и «неблагоприятных»  изменений, возникших у организмов в процессе наследственной изменчивости?

  1. Работа учащихся по инструктивной карточке (контроль за работой групп): выполнение практической работы №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
  2. Коррекция и систематизация знаний. Заслушиваются и обсуждаются ответы учащихся на вопрос:  В чем заключается сходство и различия в процессах естественного и искусственного отборов?
  3. Подведение итогов урока (учитель дает характеристику работы каждой группы, выставляет индивидуальные оценки  ученикам, напоминает учащимся о необходимости подготовиться к контрольно-обобщающему уроку).

Инструкции для самостоятельной работы учащихся

  • выполните практическую работу №1.

Практическая  работа №1

по теме: «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».

Цель работы:  1. сформировать понятие о естественном и искусственном отборе

                            2. познакомиться с формами естественного и искусственного отбора.

Оборудование:  гербарии, рисунки и другие материалы, демонстрирующие процессы естественного и искусственного отбора.

Ход работы.

Показатели

Искусственный отбор

Естественный отбор

Исходный материал

Отбирающий фактор

Путь изменений:

- благоприятных,

- неблагоприятных

Характер действия

Результат отбора

Формы отбора

По итогам заполнения таблицы сделайте вывод о сходстве и различиях в процессах естественного и искусственного отборов.

Урок 6. Контрольно - обобщающий урок по теме «Дарвинизм».

 Задачи урока:

- обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина;

- подвести учащихся к осознанию роли эволюционной теории Чарльза Дарвина в дальнейшем развитии науки биологии;

- контроль знаний учащихся;

 - оценить результаты работы групп и каждого учащегося при изучении темы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся обобщают знания об основных положениях эволюционной теории Ч. Дарвина, у них продолжает формироваться научное мировоззрение на картину мира.

Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации.

Личностные: у учащихся формируется научное мировоззрение; формируются коммуникативные навыки; происходит осознание необходимости бережного отношения к природе.

Основные понятия урока: эволюция, эволюционная теория; искусственный отбор, естественный отбор, борьба за существование, движущие силы эволюции.

Деятельность учащихся: сотрудничество с учащимися группы при обсуждении ответов на вопросы, поставленные учителем, выступление с сообщениями и их обсуждение, совместное обсуждение и оценка результатов работы каждой группы и учащихся.

Деятельность учителя в ходе урока

В ходе фронтальной беседы обсуждаются наиболее важные вопросы темы.

Вопросы для обсуждения:

- Каков маршрут путешествия корабля «Бигль»?

- Сколько длилось путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль»?

- Какие наблюдения  Ч. Дарвина, сделанные им за время путешествия, явились основанием формирования у него эволюционных представлений.

- Как называлась книга, в которой Ч. Дарвин изложил основные положения своей эволюционной теории?

- Что такое искусственный отбор?

- Какие формы искусственного отбора вам известны, дайте им характеристику, приведите примеры.

- Какой процесс называется естественным отбором?

- Каким образом можно убедиться в существовании такого отбора?

- Что такое борьба за существование? каковы ее формы?

- Какая форма борьбы за существование является самой острой и почему?

- Назовите основные движущие силы эволюционного процесса (по Ч. Дарвину).

- Что является результатом эволюционного процесса?

- Какова судьба «благоприятных» и «неблагоприятных»  изменений, возникших у организмов в процессе наследственной изменчивости?

Заслушивание и обсуждение сообщений, подготовленных учащимися в группах.

     Совместное с учащимися обсуждение и оценивание результатов работы групп и каждого учащегося.

Инструкции для самостоятельной работы учащихся

  • выполните задания

  1. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

а) формулировании биогенетического закона;

б) создании первой эволюционной теории;

в) разработке теории естественного отбора;

г) создании закона наследственных рядов.

2. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

а) борьба за существование;

б) наследственная изменчивость;

в) естественный отбор;

г) все перечисленные.

3. Ведущую роль в эволюции играет следующий вид изменчивости:

а) определенная;

б) модификационная;

в) групповая;

г) мутационная.

4. Способность живых существ производить большое количество потомков и ограниченность мест обитания и жизненных ресурсов являются непосредственными причинами:

а) наследственной изменчивости;

б) борьбы за существование;

в) вымирания;

г) видообразования.

5. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

а) борьбу с неблагоприятными условиями;

б) внутривидовую;

в) межвидовую;

г) все перечисленное в равной степени.

6. Наследственная изменчивость в процессе эволюции:

а) создает новые виды;

б) доставляет материал для эволюции;

в) закрепляет созданный в процессе эволюции материал;

г) сохраняет наиболее полезные изменения.

7. Результатом действия естественного отбора не является:

а) приспособленность организмов к среде обитания;

б) многообразие органического мира;

в) борьба за существование;

г) совершенствование организации живых существ.

8. Строительство гнезда для высиживания кладки яиц – пример … борьбы за существование.

а) межвидовой;

б) внутривидовой;

в) с неблагоприятными условиями среды;

г) не имеет отношения к борьбе за существование.

9. Приспособленность организмов к среде обитания – результат:

а) стремления особей к самоусовершенствованию;

б) проявления конвергенции;

в) методического отбора;

г) взаимодействия движущих сил эволюции.

10. Образование новых видов в природе происходит в результате:

а) методического отбора;

б) искусственного отбора;

в) деятельности человека;

г) взаимодействия движущих сил эволюции.

Установите соответствие:

Причины гибели многих особей одуванчика

Формы борьбы за существование

1) плоды вместе с травой попадают в желудок овцы;

2) плодами питаются многие птицы;

3) всходами питаются травоядные животные;

4) топчут люди; автомашины;

5) мешают более высокие растения;

6) сами одуванчики вытесняют друг друга;

7) семена погибают в пустынях;

8) семена погибают, если попадут в неблагоприятные условия;

9) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

10) растения гибнут от бактерий и вирусов.

А) внутривидовая борьба за существование.

Б) межвидовая борьба за существование.

В) борьба с неблагоприятными условиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...