Программа "Как стать первым?"
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему

Гунькина Нина Алексеевна

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kak_stat_pervym.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ п. Высокогорный

«Рассмотрено»                «Согласовано»                     «Утверждаю» Руководитель МО         Заместитель директора       Директор МБОУ СОШ        Н.А. Гунькина                   по УВР МБОУ СОШ            Высокогорненского г.п

                                            Н.В. Башарина                       Л.В. Жавнерова                              «___» ________2011г.     «___»   _______2011г            «___»  ______2011г.

Программа

подготовки учащихся 5-9 классов

к олимпиадам, конкурсам, играм, викторинам.

«Как стать первым?»

(2011-2013 год)

биология, экология

Учитель биологии, географии,

высшей категории

Гунькина Нина Алексеевна

        2011г

Пояснительная записка

Актуальность программы «Как стать первым»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье.

Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, областных, республиканских, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад, в том числе и по биологии и  экологии. Цель олимпиад  это ознакомление учащихся с задачами   и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении дисциплин, с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы (региона);
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с пятого класса к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Я энциклопедия»», «Снейл», «Центр поддержки талантливой молодежи», «Мир конкурсов») по биологии, экологии  проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам («АРТ образование», «Снейл», «Мир конкурсов» , «Фактор Роста»);
  •  каждый участник имеет возможность получить диплом победителя, призера или участника, сертификат для школьного портфолио.

Программа подготовки учащихся 5-9 классов

к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам «Как стать первым»

Известно, что развитие у учащихся способностей к отдельным учебным предметам происходит в процессе активного усвоения ими учебного материала, в тесной связи с формированием интереса и склонностей.

Высокий уровень развития как общих, так и специальных способностей, можно обеспечить, систематически развивая интерес и склонность школьников к занятиям, создавая условия для практического использования ими знаний, умений и навыков.

Программа подготовки учащихся к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам «Как стать успешным» (образовательная область «биология»,  «экология») ставит своей целью формирование и развитие творческого потенциала личности, познавательной раскрепощенности, умения добывать и применять знания на практике.

Задачи программы:

  • Учить работе с дополнительной и справочной литературой.
  • Углубить знания учащихся по биологии, экологии.
  • Создать условия для каждого ребенка заниматься в соответствии со своими силами и интересами.
  • Развивать интерес к предмету, стремление к получению новых, системных знаний.
  • Прививать стремление к самостоятельному получению знаний.

Программа «Как стать первым»:

  • предназначена для учащихся 5-9 классов;
  • носит предметный характер;
  • способствует творческой самореализации личности в различных видах заочных олимпиад, развитию биологических  способностей и логического мышления.

Основные принципы построения программы:

  • доступность и открытость материала;
  • опережающее обучение;
  • деятельностный подход в расширении практического материала;
  • возможность творческой самореализации личности;
  • личностно – ориентированный и дифференцированный подход при отборе материала;
  • использование игровой и коммуникативной технологий.

Теоретическое обоснование программы

Теоретическими предпосылками поиска путей развития креативных способностей учащихся послужили работы:

  • теория в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли о взаимодействии между 3 основными группами качеств:
  • общие или специальные способности выше среднего,
  • высокий уровень включенности в задачу,
  • высокий уровень креативности; или ярко выраженной демонстрацией учащимися высокого уровня  хотя бы по одному из них.
  • теоретические положения развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленский, Л.С. Выготский, А.Н. Лука, Н.С. Лейтеса);
  • взгляды И.Г. Захаровой на формы и методы, способствующие развитию творческих способностей;
  • принципы концепции свободоспособности (О. Газман) дают возможность одаренному ребенку свободы выбора собственной образовательной траектории (маршрута);
  • дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха.

Условия реализации программы

При реализации программы целесообразно:

  • адаптировать изучаемый материал соответственно уровню подготовки контингента обучающихся. При этом доступность содержания не должна наносить ущерб его научности;
  • при обсуждении задач: использовать эвристику – искусство поиска решения;
  • предельно ориентировать содержание изученного на практическое применение;
  • уделять большое внимание процессу целеполагания;
  • обеспечить условия, необходимые для овладения способами самостоятельного взаимодействия с различными источниками информации настоящего времени;
  • считать критерием эффективности изучения программы повышение интереса к предмету.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение интереса к предмету.
  • Предоставление учащимся возможностей для творческой самореализации и самоорганизации.
  • Вовлечение учащихся в различные школьные и заочные смотры-конкурсы по биологии, экологии.

Формы работы.

V класс

  • Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
  • Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
  • школьная олимпиада;
  • всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
  • неделя биологии, географии, экологии.

VI класс

  • Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
  • Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
  • школьная олимпиада;
  • всероссийская дистанционная  олимпиада «Центр творческих инициатив», «Снейл», «Я энциклопедия», портал «45 минут»;
  • всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
  • неделя биологии, географии, экологии.
  • Формировать портфолио по достижениям одарённых детей. 
  • Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
  • школьная олимпиада;
  • всероссийский заочный конкурс «Человек и природа»;
  • всероссийский конкурс  «Арт-талант»
  • проект для одарённых детей социальной сети ns portal «Алые паруса»
  • всероссийская дистанционная олимпиада по биологии «Центр творческих инициатив «Снейл»
  • всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
  • неделя биологии, географии, экологии.

VIII класс

  • Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».
  • Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
  • школьная олимпиада;
  • российский заочный конкурс «Интеллект-экспресс»;
  • всероссийский конкурс «МинОбр.Орг»
  • проект для одарённых детей социальной сети ns portal «Алые паруса»
  • всероссийская дистанционная олимпиада по истории «Центр творческих инициатив «Снейл»
  • всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
  • неделя биологии, географии, экологии
  • Формировать портфолио по достижениям одарённых детей. 

   

IX класс

  • Работа в школьном экологическом объединении «Эколог».         
  • Консультации и практические занятия по подготовке и проведению к олимпиадам и конкурсам:
  • школьная олимпиада;
  • российский заочный конкурс «Интеллект-экспресс»;
  • всероссийский конкурс «МинОбр.Орг»
  • проект для одарённых детей социальной сети ns portal «Алые паруса»
  • всероссийская дистанционная олимпиада по биологии Центр творческих инициатив «Снейл», 45 минут;
  • всероссийский заочный конкурс «Мир конкурсов», «Фактор роста»;
  • неделя биологии, географии, экологии
  • Формировать портфолио по достижениям одарённых детей. 

   

ПЛАН МЕРОПРЯТИЙ

№ п|п

Содержание деятельности

Сроки выполнения

5-6 классы

1

Работа с учащимися школы, по выявлению уровня мотивации деятельности, с целью приобщения к занятиям по подготовке к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.

Сентябрь

2

Занятия   в школьном экологическом объединении «Эколог».

Среда

3

Участие в школьной олимпиаде

ноябрь

4

 Участие во всероссийских  заочных конкурсах «Мир конкурсов», «Фактор роста»

декабрь

5

Участие во всероссийской дистанционной  недели биологии «Центр творческих инициатив «Снейл»

Январь-февраль

6

Участие в недели биологии, экологии, географии

Апрель

7

Творческие отчеты, выставки, презентации, формирование портфолио достижений

В течение года

7-8 классы

1

Консультации, занятия инициативной группы с повышенной мотивацией к  биологии.

Четверг, пятница

2

Участие в школьной олимпиаде

Ноябрь

3

Участие в районной олимпиаде по биологии

Декабрь

4

Участие  во всероссийской дистанционной олимпиаде по биологии «Центр творческих инициатив «Снейл»

Декабрь

5

Участие в недели биологии,  географии, экологии

Апрель

6

Творческие отчеты, выставки, презентации

В течение года

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С., Верткин И. М. Жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994.

2. Богоявленская Д. Б. Исследовательская  активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006.

4.Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование, 2000, №9, с.177-180.

6.Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

Интернет- ресурсы для подготовки к олимпиадам

http://www.rosolymp.ru/ - Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников.

http://lomonosov.msu.ru/ - Сайт олимпиады школьников «Ломоносов» на основных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова. 

http://www.centrtalant.ru/ - Центр поддержки талантливой молодёжи.

http://talant.perm.ru/ - Центр развития одарённости

http://www.school2100.ru/school2100/marafon/ - Интеллектуальный марафон «Твои возможности»   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....