Природное сообщество
методическая разработка по биологии (5 класс) по теме

Иванова Елена Эдуардовна

Урок биологии в 5 классе (ФГОС, УМК И.Н. Пономарёвой).  Презентация, технологическая карта урока и дополнительные материалы. Для проведения физкультурной паузы я использовала минусовку песенки Александра Ермолова "Веселая песенка". Карточки из учебного пособия  "Типичные биоценозы" с изображением живых организмов снабжены магнитами и легко крепятся на доске. 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природное сообщество Биология 5 класс МБОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима Автор: Иванова Е.Э. 2014 г.

Слайд 2

Вопрос 1 Почему природа представляет собой единое целое? Живая и неживая природа состоит из одних и тех же химических элементов. Вещества постоянно переходят из неживой природы в живые организмы и снова возвращаются в неживую природу.

Слайд 3

Вопрос 2 Каким образом вещества перемещаются из неживой природы в живую и обратно? В процессе перемещения вещества проходят через целую цепь живых организмов. Такую цепь организмов называют пищевой цепью.

Слайд 4

Вопрос 3 Почему пищевая цепь так называется? Пищевая цепь – это последовательность организмов, каждый из которых служит пищей для последующего.

Слайд 5

Вопрос 4 Как правильно составить пищевую цепь? Первое звено цепи – растение – оно производит первичное органическое вещество. Второе звено – растительноядное животное. Третье и четвертое звенья – хищные животные.

Слайд 6

Физминутка Встали с места – это раз, На ногах стоит весь класс. Два присели, три - поднялись Потянулись, рассмеялись! Влево - вправо повернулись. И соседу улыбнулись! Будем дружно мы шагать, Чтобы ногам работу дать. Кто старался отдыхать, Может сесть за стол опять!

Слайд 7

Составляем пищевые цепи

Слайд 8

Функциональные группы организмов Группа организмов Функции организмов Примеры организмов Производители Образуют органические вещества из неорганических растения Потребители Используют одни органические вещества для их превращения в другие Растительноядные и хищные животные Разлагатели Перерабатывают отходы и разлагают их до неорганических веществ Бактерии Грибы Черви Насекомые

Слайд 9

Вопрос 5 Что называют круговоротом веществ? Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют круговоротом веществ. Составим схему круговорота веществ в природе.

Слайд 10

Вопрос 6 Что такое природное сообщество? Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями неживой среды образуют природное сообщество .

Слайд 11

Вопрос 7 Какие природные сообщества встречаются в Новосибирской области? Смешанный лес Степь Река Озеро

Слайд 12

Домашнее задание Изучить текст п. 20, выполнить задания в конце параграфа. Подготовить сообщение об обитателях леса, степи или реки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Основная часть

Тема: «Природные сообщества» 

Предмет

Биология

Класс

5 «В»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Определять понятие «пищевая цепь». Анализировать элементы круговорота веществ на рисунке учебника.

Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.

Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».

Характеризовать разные природные сообщества.

Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе

Метапредметные

  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части, отвечать на вопросы к тексту параграфа.

Личностные

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • осознание ценности живых объектов;
  • формирование основ экологической культуры.

Решаемые учебные проблемы

Подвести учащихся  к выводу  о необходимости разнообразия различных  организмов в природе.

Сформировать основные понятия темы, развивать умение находить связь между живыми  организмами в природе через пищевые  связи.

Систематизировать знания учащихся о взаимодействии обитателей одной территории между собой, о взаимосвязи живой и неживой природы.

Основные понятия, изучаемые на уроке

пищевая цепь, круговорот веществ в природе, природное сообщество

Вид используемых на уроке ИКТ

Слайд-презентация поясняющая основные понятия,  дидактические карточки, интерактивная доска.

Образовательные мультимедийные ресурсы

Мультимедийное приложение к учебнику

Организационная структура урока

1 этап. Организационый:

  • сообщение темы урока, разделение обучающихся на группы.
  • Актуализация знаний о взаимном влиянии организмов и окружающей среды; о связях, существующих между растениями и животными.

Деятельность учителя:

  1. О чем мы говорили на прошедших урока?
  2. Как связаны между  собой все  живые  организмы?
  3. Есть ли связь между живыми организмами и неживой природой?

Деятельность учащихся:

  • Перечисляют темы, 3 предыдущих  уроков.
  • Называют среды жизни и их факторы.
  • Называют отличия в условиях различных жизненных сред.
  • Говорят о приспособленности организмов к факторам среды.

2 этап. Создание  проблемной ситуации

Учитель:

Создает проблемную ситуацию:

  • Почему природа представляет собой единое целое?
  • Что  организмы получают из окружающей  среды?
  • С помощью какого процесса?
  • Как  можно  связать между  собой различные по  типу  питания организмы?

Деятельность учащихся:

Выдвигают гипотезы и обсуждают их.

Вещества неживой природы переходят в живые организмы в процессе питания, а возвращаются в неживую природу в процессах дыхания и выделения.

Определяют понятия автотрофного и гетеротрофного питания

3 этап. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

  • Сформировать представление о природном сообществе, функциональных группах живых организмов в сообществе, цепях питания и круговороте веществ в природе.

Учитель: определяет  содержание  и последовательность действия  для решения поставленных задач.  

  • Учащиеся: проявляют познавательную инициативу, осознают цель предстоящей деятельности.

4 этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Методы и приемы:

  • Работа  у  интерактивной доски (интерактивные задания)
  • Работа  в группах (умение  самостоятельно  находить необходимый материал, работа с дидактическими карточками и учебником)
  • Работа  у  доски с рисунками и схемами
  • Работа  в группах (составление цепей питания)
  • Развитие навыков общения

План:

  1. Движение веществ в природе, понятие пищевой цепи (презентация).
  2. Функциональные группы в сообществе: производители, потребители, разлагатели (презентация, мультимедийное приложение к учебнику). Круговорот веществ в природе.
  3. Природное сообщество, многообразие природных сообществ (презентация).

Учащиеся:

  • слушают объяснение учителя, работают в тетрадях;
  • работают в группах с дидактическими карточками, составляют схемы на доске и в тетрадях;
  • составляют пищевые цепи на доске (дидактическая игра)

5 этап: РЕФЛЕКСИЯ (итог урока)

Формировать  способности  объективно оценивать цели урока

  • Смогли мы  ответить на вопросы, поставленные в начале  урока?

Учитель:  

  • Предлагает вспомнить тему и задачи урока
  • Оценивает меру личного продвижения  к цели  учащихся:

Ученики:

  • Вступают в диалог, обобщают полученные знания, проговаривают их
  • Называют тему урока
  • Отмечают наиболее понравившиеся этапы урока.

6 этап: домашнее задание.

Изучить текст п. 20, выполнить задания в конце параграфа. Подготовить сообщение об обитателях леса,  степи и реки.



Предварительный просмотр:

ПИЩЕВАЯ ЦЕПЬ

----------------------------------

КРУГОВОРОТ

ВЕЩЕСТВ В ПРИРОДЕ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

-------------------------------

ПОТРЕБИТЕЛИ

---------------------------

РАЗЛАГАТЕЛИ

----------------------------------

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

-------------------------------

ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО

---------------------------

ЖИВЫЕ  ОРГАНИЗМЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

---------------------------------

+         =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные сообщества, Вода, Воздух

презентации по типу "Своя игра" 3 класс УМК "ПНШ"...

Путешествие в природное сообщество

Вопросы - тесты по природным зонам России...

широколиственный лес как природное сообщество живых организмов

В презентации представлено многообразие живых организмов широколиственного леса в связи с их функциями в природном сообществе. Данная работа может быть использована на уроках природоведения, биологии ...

Лес - природное сообщество.

Лес- это огромная система, отдельные части которой оченьтесносплетены, взаимосвязаны. И нарушение этихв заимосвязей ведет к изменениям или гибели природного комплекса. Поэтомутакстрашнывырубки...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

урок "Природные сообщества"

тип урока- самостоятельная работа  в парах, группах или индивидуальная. Если вы работаете по программе Пономаревой И,Н., то урок такошо типа Вам может пригодиться. Материал частично ученикам знак...