разработка урока "биологический квн - рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Мухамедханова Кристина Петровна

данный урок позволяет быстро и наглядно проверить усвоенные знания по 3-м урокам в теме "Класс рыбы" и подвести итог темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_kvn_ryby.doc72 КБ
Office presentation icon biokvn_ryby.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                МБОУ «СОШ №1»

                                                                                 Учитель биологии

                                                                                 Мухамедханова К.П.

г. Верхний Уфалей

2015 г.

Пояснительная записка.

Оформление доски:

 «Природа мать ждет милостей от нас, взять их у нас она,                                                                                              увы, не может».                                            

С. Викулов.

Ученики в классе делятся на четыре команды.

При наличии параллелей можно использовать параллельные классы в качестве команд соперниц.

На подготовку урока было отведено две недели. На этом этапе учащиеся должны были выполнить следующие задания:

1. Ознакомиться с основным содержанием темы урока на основании изучения рекомендуемой литературы.

2. Подготовить вопросы, возникшие в ходе изучения темы и обратиться с ними за разъяснением к учителю.

З. Решить организационные вопросы (с помощью учителя)

• Определить количество участников игры, распределить роли.

• Продумать содержание выступления, составить сценарий.

• Подготовить оформление кабинета.

Урок  БИОЛОГИЧЕСКИЙ  КВН

Тема: Надкласс рыбы. Многообразие рыб  в природе.

«Мир пестрых плавничков».

Слайд-1

Цели урока: Образовательные; обобщить, углубить и оценить знания учащихся по теме «Класс Рыбы»; закрепить навыки работы со схемами, рисунками; систематизировать знания о строении и жизнедеятельности рыб.

                      Воспитательные; продолжить формирование навыков работы в коллективе, воспитывать чувство ответственности за сохранение природных ресурсов, бережного отношения к природе.

                     Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету, умение анализировать ответы товарищей.

Задачи урока: развитие УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).

Оборудование: таблица «Многообразие рыб», таблица «внутреннее строение рыбы», скелет и влажный препарат окуня, проектор и ПК, рисунки от каждой команды «Неведома зверюшка», на доске – разлиновка на 4 команды.

Форма проведения урока:  Урок обобщения и повторения, биологический КВН

Этапы  урока:

  1. Вступительное слово учителя (организационный этап).
  2. Визитная карточка (постановка цели и задач урока).
  3. Разминка (актуализация опорных знаний, выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений).
  4. Реклама «Ох уж эта рыбка» (постановка проблемы).
  5. Конкурс капитанов (первичная проверка понимания).
  6. Поэтический конкурс (открытие новых знаний).
  7. Заморочки (усвоение новых знаний).
  8. Конкурс болельщиков (рефлЕксия).
  9. Домашнее задание «Неведома зверюшка» (творческое применение знаний в новой ситуации, проблемное задание).
  10.  Заключительное слово учителя.

Ход урока:

  1. Для изучения темы «Рыбы» закончен отведенный срок, а нам сегодня с вами нужно подвести итог и обобщить все то, что знаем мы о рыбах.

 

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода!

    Нам нужно уберечь природу от несчастья, нужно изучать природу и процессы в ней происходящие. Изучение природы похоже на мозаику, состоящую из множества частиц. Каждая отдельная частица — это тема из курса биологии. В нашем багаже знаний этих частиц с каждым годом становится больше. Одной из таких частиц является тема Вы сегодня должны доказать, что имеете право пополнить свой багаж этой частицей. Для этого мы начинаем веселый и шумный наш   БИОКВН (звучит фонограмма).    

  1. Внимание! Конкурс  № 1-  «Визитная карточка».        Это конкурс представления команд. В приветствии должен прозвучать девиз об охране природы.      

Слово команде № 1.

Ответ команды:    Мы – Кильки!

Наш девиз: «Мы реки очистим, посадим леса,

И птичьи и рыбьи спасем голоса»!

Песню запевай! Ах, мы маленькие кильки

                           Своим видом славимся

                          И пришли на этот конкурс

                          чтобы вам понравиться.  (на мотив частушек)  

Слово команде № 2.

Ответ команды: Мы – Осетры!

Наш девиз: «Всегда в деле, всегда на высоте!»

Хороши соперники вы наши,

Говорим мы вам от всей души.

Может вы сильнее, может вы умнее,

Но победу вам не отдадим!

Слово команде № 3.

Ответ команды: Наша команда – Сардиночки!

        Раз, два! Взвейся флаг.

                            Три, четыре! Тверже шаг.

                            Кто шагает дружно в ряд?

                            Наш сардиночек отряд!

                           Как сардиночки живут?

                           дружно очень, любят труд.

                            А девиз, у вас каков?

Наш девиз: «Нас много ребят, везде где живем, деревья посадим и рыб развёдем»!

Слово команде № 4.

Ответ команды: Мы заморские тунцы

Своим вкусом славимся

И пришли на этот конкурс

Чтобы то же нравиться!

                                           Ты соперник дорогой,

                                           Ты уж очень не грусти,

                                           Если победим сегодня

                                           Ты за все уж нас прости.

Наш девиз: «Земля – наш дом, нам нужен он! А мы нужны ему!!!»

Учитель: Молодцы, ребята, дружные у вас команды. Ваши девизы содержали идею об охране природы. А названия команд продемонстрировали многообразие представителей изученного нами класса. Значит, сегодня на уроке мы будем… (ученики: подводить итоги, знакомится с многообразием и охраной рыб.)                                                                         Слайд-2

Начнем же конкурс «разминка», отвечает один человек из команды, которой задан вопрос, подняв руку – чтобы я знала, кто догадался первым, остальные – не выкрикивают ответы, иначе я буду вынуждена снять баллы с команд-нарушителей. Всем игрокам – удачи.

Слайд-3

  1. Конкурс № 2 «Разминка»

В этом конкурсе командам необходимо ответить на мои вопросы.

На доске – разлиновка на 4 команды, за каждый правильный ответ  в таблице рисую  «+»

Слайд-4

Вопросы к команде №1:

1.Как узнать возраст рыбы? (по чешуе)

2.Что объединяет рыбу и инфузорию туфельку? (состоят из клеток)

3.Какие рыбы умеют летать? (летучие)

4.Наука о рыбах? (ихтиология)

5.Как спят акулы? (в движении)

6.Какие рыбы путешествуют для нереста? (проходные)

7.Одноглазое ракообразное? (циклоп)

8.Самая крупная артерия? (аорта)

9.Какая рыба быстрее всех? (парусник)

10.Опасный морской хищник? (акула)

Слайд-5

Вопросы второй команде:

  1. Организм, способный жить только с кислородом? (аэроб)
  2. Какая рыба плавает вертикально? (морской конек)
  3. Непрерывный и необратимый процесс исторического развития? (эволюция)
  4. Наука, изучающая клетку? (цитология)
  5. Какой город носит имя рыбы? (Калуга)
  6. От чего плавает утка? (от берега)
  7. Самые мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)
  8. Кто выйдет из рыбьей икринки? (личинка)
  9. Самая маленькая рыбка? (бычок мистихтис)
  10. Органы дыхания у рыбы? (жабры)

Слайд-6

Вопросы к третьей команде:

  1. Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (гетеротроф)
  2. «Детеныш» рыбки? (малёк)
  3. У какого отряда рыб «мясо» красное? (лососевые)
  4. Наука, изучающая животных? (зоология)
  5. Где у рыбы «киль»? (на спине)
  6. Клетка нервной системы? (нейрон)
  7. Кистеперая рыба? (латимерия)
  8. Какие рыбы самые «космические»? (луна, телескоп)
  9. Вода в твёрдом состоянии? (лёд)
  10. Какую часть рыбы кошка съест сначала? (голову)

Слайд-7

И вопросы для команды №4:

  1. Органоид, содержащий генетическую информацию клетки? (ядро)
  2. Сколько отделов мозга у рыб? (5)
  3. Раздел биологии, изучающий внешнее строение животного? (морфология)
  4. Какая рыба носит имя человека? (Карп)
  5. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала? (уши)
  6. Поддаются ли рыбы дрессировке? (да, прикормка)
  7. Сколько плавников у рыбы? (чаще 7)
  8. Ценный продукт питания, получаемый от осетровых рыб? (икра)
  9. Органы выделения рыб? (почки)
  10. Какие города названы рыбами? (Рыбинск, Судак, Калуга, Ершов, Елец)

Слайд-8

4. Конкурс № 3 «Реклама»

Каждая команда в течение 5 мин  должна придумать и обыграть рекламный ролик раздела  рыбы (время показа 2-3 мин).

Оценивается по критериям – артистичность, находчивость, информативность. За каждый удачно исполненный пункт рисуем «+» в таблице.

Оглашение итогов.

Слайд-9

  1. Конкурс  № 4 «Конкурс капитанов»

Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по отрядам.

Капитан 1

Рфьлео – форель        - лососеобразные

Отлпав – плотва- карпообразные

Аеуглб – белуга- осетрообразные

Капитан 2

Рфьлео – форель - лососеобразные

Отлпав – плотва- карпообразные

Аеуглб – белуга- осетрообразные

Слайд-10

  1. Конкурс № 5 «Поэтический»

От каждой команды приглашается по 2 человека, поэты, которые должны придумать стихотворение о рыбах, имея заданную рифму.

Оглашение итогов. Лучшее стихотворение выбирают команды – оценивая громкостью аплодисментов. Кому громче аплодировали – получают «+».

Слайд-11

6. Конкурс  № 5  «Заморочки»

1) Перед вами логическая загадка. Кто быстрее отгадает? Подсказка: особенность строения плавников окуня. Слайд-12

2) В ребусе зашифровано видовое название речной рыбы. Слайд-13

Назовите его систематическое положение.

(карась, карпообразные)

3) Закончите пословицы: Слайд-14

1. Была бы рыба, а… рыбак найдется. 

2. Будешь спать на берегу, не … наловишь на уху.

3. Рыба в реке – ещё … не в руке.

4. Закидываешь удочку вперёд, … оглянись назад.

5. Чем больше зависти, тем… меньше рыбы.

Подведение итогов. Команда, у которой больше «плюсов» – победитель. Слайд-15

Слайд-16

8. Конкурс .№ 7             «Конкурс болельщиков»

1) Внимание! Перед вами слово, которое является местом обитания декоративных рыб. Ваша задача — составить из него как можно больше слов – засчитываются только существительные, нарицательные, в единственном числе, без сокращений; каждая буква в слове может быть использована только 1 раз.

АКВАРИУМ – аква, вар, ум, ара, рим, мир, ар, рак, кар, вира, мУка, мукА, ива, рука, ик, увар, марка, кум, мак…

На экране – динамичная заставка «аквариум»

2) Расшифруйте пословицу:

КРЕТЫОЕБКЕАМАКРЕГЫККБЕНАКШКЕКАВЕКИТНДЕАИКОТИКОЗЗКДЕМАЛЕЛКЖЕАВКЛЕАК.

- рыбак рыбака видит издалека

3) Назовите отряды рыб из предложенных классов: Слайд-17

Хрящевые: акулы, скаты, химерообразные

Костные: осетрообразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные, сельдеобразные

4) Шуточные вопросы «О, счастливчик!» Слайд-18

Выберите 1 правильный ответ.

1. Истина рождается в:

А – почках;  Б – семенах; В – спорах; Г – побегах.

2. Одно из названий таксономической группы звучит так:

А – школа;  Б – класс; В – звено; Г – ученик.

3.Растения могут размножаться:

А – бровями; Б – бородой;  В – усами.

4.При описании строения животных организмов употребляются такие термины, как:

А – почка; Б – семя; В – корень; Г – цветок.

5.Носителя энергии в живой клетке обозначает аббревиатура:

А – АВС; Б – АЗС; В – АТФ; Г – ДТП.

Итог конкурса.

9. Конкурс № 8         «Домашнее задание» Слайд-19

Для этого конкурса каждая команда приготовила рисунок «Неведома зверюшка». Команда соперница должна угадать, из каких рыб составлен «портрет».

Пример № 1.

Голова — камбала

Туловище — речной окунь

Хвост — гуппи

Пример № 2.

Голова — осетр

Туловище — зеркальный кари

Хвост — вуалехвост.

Время прошло незаметно, пора подвести итог. В нашей игре нет проигравших, ценен каждый игрок!

Подведение итогов игры.

3аключительное слово учителя.

Если бы рыбы могли говорить, они рассказали бы, что люди о жизни рыб знают намного меньше, чем о жизни птиц, и зверей. И, вероятно, они пожаловались бы на жадных рыбаков, которые вылавливают их сетью с мелкими ячейками. В такой сети запутываются даже мальки. Они пожаловались бы на бесхозяйственность людей, которые сваливают в озера и реки всякий хлам и спускают туда загрязненную воду: от этого гибнут все рыбы – старые и малые. Шуки и форели обижены на охотников, которые стреляют в них из ружей. Рыбы попросили бы вас расчистить стоки в озерах, в которых от застоя начинает портиться вода. Обитатели мелких водоемов порадовались бы лункам во льду, чтобы рыба не задохнулась зимой.

За все это рыбы обещают — все в один голос:

Не покидать водоемов и веселей клевать на удочку!

Вот сколько дел тем, кто хочет не только ловить рыбу, но и помочь ей.

Так давайте, ребята, охранять богатство нашей родной природы!

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба

Ястреба парящего над полем,

Полумесяц  над речным раздольем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите.

(Отрывок из стихотворения М. Дудина.)

Спасибо за внимание, до новых встреч! На сегодня урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка 3х уроков по теме "Надкласс Рыбы"

Тема расскрывает особенности внутрненнего и внешнего строения рыб в связи со средой их обитания, многообразие рыб, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.Работа учащихся на уроках...

Методическая разработка урока кулинарии в 6-м классе "Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов"

Разработка урока с использованием ИКТ  по программе технология 6 класса для девочек...

Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»

Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...

Методическая разработка урока "Блюда из рыбы"

Блюда из рыбы и  морепродуктов. Рыбные блюда являются важным источником  белков высокой биологической ценности. Они значительно легче усваиваются организмом человека, чем белки мя...

Разработка урока по теме"Первичная обработка рыбы"

Урок разработан для повторения материала по изучению ПМ "Приготовление блюд из рыбы". Урок - игра: "Умники и умницы" способствует повторению материала по теме: "Первичная обработка рыбы" и "Полуфабрик...

Разработка раздела образовательной программы ТемаПодтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. 2 урок

Разработка раздела образовательной программы ТемаПодтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы.  2 урок  Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»...

Методическая разработка «Рыба и морепродукты» 6 класс.

Знакомство учащихся с рыбой и морепродуктами, - Формирование знаний учащихся по данной теме,-Углубление  знаний, умений  учащихся  с целью формирования   навыков  в ...