разработка урока "биологический квн - рыбы"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
данный урок позволяет быстро и наглядно проверить усвоенные знания по 3-м урокам в теме "Класс рыбы" и подвести итог темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72 КБ |
![]() | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №1»
Учитель биологии
Мухамедханова К.П.
г. Верхний Уфалей
2015 г.
Пояснительная записка.
Оформление доски:
«Природа мать ждет милостей от нас, взять их у нас она, увы, не может».
С. Викулов.
Ученики в классе делятся на четыре команды.
При наличии параллелей можно использовать параллельные классы в качестве команд соперниц.
На подготовку урока было отведено две недели. На этом этапе учащиеся должны были выполнить следующие задания:
1. Ознакомиться с основным содержанием темы урока на основании изучения рекомендуемой литературы.
2. Подготовить вопросы, возникшие в ходе изучения темы и обратиться с ними за разъяснением к учителю.
З. Решить организационные вопросы (с помощью учителя)
• Определить количество участников игры, распределить роли.
• Продумать содержание выступления, составить сценарий.
• Подготовить оформление кабинета.
Урок БИОЛОГИЧЕСКИЙ КВН
Тема: Надкласс рыбы. Многообразие рыб в природе.
«Мир пестрых плавничков».
Слайд-1
Цели урока: Образовательные; обобщить, углубить и оценить знания учащихся по теме «Класс Рыбы»; закрепить навыки работы со схемами, рисунками; систематизировать знания о строении и жизнедеятельности рыб.
Воспитательные; продолжить формирование навыков работы в коллективе, воспитывать чувство ответственности за сохранение природных ресурсов, бережного отношения к природе.
Развивающие: продолжить развитие творческой активности учащихся, формирование интереса к предмету, умение анализировать ответы товарищей.
Задачи урока: развитие УУД (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные).
Оборудование: таблица «Многообразие рыб», таблица «внутреннее строение рыбы», скелет и влажный препарат окуня, проектор и ПК, рисунки от каждой команды «Неведома зверюшка», на доске – разлиновка на 4 команды.
Форма проведения урока: Урок обобщения и повторения, биологический КВН
Этапы урока:
- Вступительное слово учителя (организационный этап).
- Визитная карточка (постановка цели и задач урока).
- Разминка (актуализация опорных знаний, выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений).
- Реклама «Ох уж эта рыбка» (постановка проблемы).
- Конкурс капитанов (первичная проверка понимания).
- Поэтический конкурс (открытие новых знаний).
- Заморочки (усвоение новых знаний).
- Конкурс болельщиков (рефлЕксия).
- Домашнее задание «Неведома зверюшка» (творческое применение знаний в новой ситуации, проблемное задание).
- Заключительное слово учителя.
Ход урока:
- Для изучения темы «Рыбы» закончен отведенный срок, а нам сегодня с вами нужно подвести итог и обобщить все то, что знаем мы о рыбах.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Нам нужно уберечь природу от несчастья, нужно изучать природу и процессы в ней происходящие. Изучение природы похоже на мозаику, состоящую из множества частиц. Каждая отдельная частица — это тема из курса биологии. В нашем багаже знаний этих частиц с каждым годом становится больше. Одной из таких частиц является тема Вы сегодня должны доказать, что имеете право пополнить свой багаж этой частицей. Для этого мы начинаем веселый и шумный наш БИОКВН (звучит фонограмма).
- Внимание! Конкурс № 1- «Визитная карточка». Это конкурс представления команд. В приветствии должен прозвучать девиз об охране природы.
Слово команде № 1.
Ответ команды: Мы – Кильки!
Наш девиз: «Мы реки очистим, посадим леса,
И птичьи и рыбьи спасем голоса»!
Песню запевай! Ах, мы маленькие кильки
Своим видом славимся
И пришли на этот конкурс
чтобы вам понравиться. (на мотив частушек)
Слово команде № 2.
Ответ команды: Мы – Осетры!
Наш девиз: «Всегда в деле, всегда на высоте!»
Хороши соперники вы наши,
Говорим мы вам от всей души.
Может вы сильнее, может вы умнее,
Но победу вам не отдадим!
Слово команде № 3.
Ответ команды: Наша команда – Сардиночки!
Раз, два! Взвейся флаг.
Три, четыре! Тверже шаг.
Кто шагает дружно в ряд?
Наш сардиночек отряд!
Как сардиночки живут?
дружно очень, любят труд.
А девиз, у вас каков?
Наш девиз: «Нас много ребят, везде где живем, деревья посадим и рыб развёдем»!
Слово команде № 4.
Ответ команды: Мы заморские тунцы
Своим вкусом славимся
И пришли на этот конкурс
Чтобы то же нравиться!
Ты соперник дорогой,
Ты уж очень не грусти,
Если победим сегодня
Ты за все уж нас прости.
Наш девиз: «Земля – наш дом, нам нужен он! А мы нужны ему!!!»
Учитель: Молодцы, ребята, дружные у вас команды. Ваши девизы содержали идею об охране природы. А названия команд продемонстрировали многообразие представителей изученного нами класса. Значит, сегодня на уроке мы будем… (ученики: подводить итоги, знакомится с многообразием и охраной рыб.) Слайд-2
Начнем же конкурс «разминка», отвечает один человек из команды, которой задан вопрос, подняв руку – чтобы я знала, кто догадался первым, остальные – не выкрикивают ответы, иначе я буду вынуждена снять баллы с команд-нарушителей. Всем игрокам – удачи.
Слайд-3
- Конкурс № 2 «Разминка»
В этом конкурсе командам необходимо ответить на мои вопросы.
На доске – разлиновка на 4 команды, за каждый правильный ответ в таблице рисую «+»
Слайд-4
Вопросы к команде №1:
1.Как узнать возраст рыбы? (по чешуе)
2.Что объединяет рыбу и инфузорию туфельку? (состоят из клеток)
3.Какие рыбы умеют летать? (летучие)
4.Наука о рыбах? (ихтиология)
5.Как спят акулы? (в движении)
6.Какие рыбы путешествуют для нереста? (проходные)
7.Одноглазое ракообразное? (циклоп)
8.Самая крупная артерия? (аорта)
9.Какая рыба быстрее всех? (парусник)
10.Опасный морской хищник? (акула)
Слайд-5
Вопросы второй команде:
- Организм, способный жить только с кислородом? (аэроб)
- Какая рыба плавает вертикально? (морской конек)
- Непрерывный и необратимый процесс исторического развития? (эволюция)
- Наука, изучающая клетку? (цитология)
- Какой город носит имя рыбы? (Калуга)
- От чего плавает утка? (от берега)
- Самые мелкие кровеносные сосуды? (капилляры)
- Кто выйдет из рыбьей икринки? (личинка)
- Самая маленькая рыбка? (бычок мистихтис)
- Органы дыхания у рыбы? (жабры)
Слайд-6
Вопросы к третьей команде:
- Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (гетеротроф)
- «Детеныш» рыбки? (малёк)
- У какого отряда рыб «мясо» красное? (лососевые)
- Наука, изучающая животных? (зоология)
- Где у рыбы «киль»? (на спине)
- Клетка нервной системы? (нейрон)
- Кистеперая рыба? (латимерия)
- Какие рыбы самые «космические»? (луна, телескоп)
- Вода в твёрдом состоянии? (лёд)
- Какую часть рыбы кошка съест сначала? (голову)
Слайд-7
И вопросы для команды №4:
- Органоид, содержащий генетическую информацию клетки? (ядро)
- Сколько отделов мозга у рыб? (5)
- Раздел биологии, изучающий внешнее строение животного? (морфология)
- Какая рыба носит имя человека? (Карп)
- Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала? (уши)
- Поддаются ли рыбы дрессировке? (да, прикормка)
- Сколько плавников у рыбы? (чаще 7)
- Ценный продукт питания, получаемый от осетровых рыб? (икра)
- Органы выделения рыб? (почки)
- Какие города названы рыбами? (Рыбинск, Судак, Калуга, Ершов, Елец)
Слайд-8
4. Конкурс № 3 «Реклама»
Каждая команда в течение 5 мин должна придумать и обыграть рекламный ролик раздела рыбы (время показа 2-3 мин).
Оценивается по критериям – артистичность, находчивость, информативность. За каждый удачно исполненный пункт рисуем «+» в таблице.
Оглашение итогов.
Слайд-9
- Конкурс № 4 «Конкурс капитанов»
Из слов, в которых перепутаны буквы, составьте названия рыб и распределите их по отрядам.
Капитан 1
Рфьлео – форель - лососеобразные
Отлпав – плотва- карпообразные
Аеуглб – белуга- осетрообразные
Капитан 2
Рфьлео – форель - лососеобразные
Отлпав – плотва- карпообразные
Аеуглб – белуга- осетрообразные
Слайд-10
- Конкурс № 5 «Поэтический»
От каждой команды приглашается по 2 человека, поэты, которые должны придумать стихотворение о рыбах, имея заданную рифму.
Оглашение итогов. Лучшее стихотворение выбирают команды – оценивая громкостью аплодисментов. Кому громче аплодировали – получают «+».
Слайд-11
6. Конкурс № 5 «Заморочки»
1) Перед вами логическая загадка. Кто быстрее отгадает? Подсказка: особенность строения плавников окуня. Слайд-12
2) В ребусе зашифровано видовое название речной рыбы. Слайд-13
Назовите его систематическое положение.
(карась, карпообразные)
3) Закончите пословицы: Слайд-14
1. Была бы рыба, а… рыбак найдется.
2. Будешь спать на берегу, не … наловишь на уху.
3. Рыба в реке – ещё … не в руке.
4. Закидываешь удочку вперёд, … оглянись назад.
5. Чем больше зависти, тем… меньше рыбы.
Подведение итогов. Команда, у которой больше «плюсов» – победитель. Слайд-15
Слайд-16
8. Конкурс .№ 7 «Конкурс болельщиков»
1) Внимание! Перед вами слово, которое является местом обитания декоративных рыб. Ваша задача — составить из него как можно больше слов – засчитываются только существительные, нарицательные, в единственном числе, без сокращений; каждая буква в слове может быть использована только 1 раз.
АКВАРИУМ – аква, вар, ум, ара, рим, мир, ар, рак, кар, вира, мУка, мукА, ива, рука, ик, увар, марка, кум, мак…
На экране – динамичная заставка «аквариум»
2) Расшифруйте пословицу:
КРЕТЫОЕБКЕАМАКРЕГЫККБЕНАКШКЕКАВЕКИТНДЕАИКОТИКОЗЗКДЕМАЛЕЛКЖЕАВКЛЕАК.
- рыбак рыбака видит издалека
3) Назовите отряды рыб из предложенных классов: Слайд-17
Хрящевые: акулы, скаты, химерообразные
Костные: осетрообразные, лососеобразные, карпообразные, окунеобразные, сельдеобразные
4) Шуточные вопросы «О, счастливчик!» Слайд-18
Выберите 1 правильный ответ.
1. Истина рождается в:
А – почках; Б – семенах; В – спорах; Г – побегах.
2. Одно из названий таксономической группы звучит так:
А – школа; Б – класс; В – звено; Г – ученик.
3.Растения могут размножаться:
А – бровями; Б – бородой; В – усами.
4.При описании строения животных организмов употребляются такие термины, как:
А – почка; Б – семя; В – корень; Г – цветок.
5.Носителя энергии в живой клетке обозначает аббревиатура:
А – АВС; Б – АЗС; В – АТФ; Г – ДТП.
Итог конкурса.
9. Конкурс № 8 «Домашнее задание» Слайд-19
Для этого конкурса каждая команда приготовила рисунок «Неведома зверюшка». Команда соперница должна угадать, из каких рыб составлен «портрет».
Пример № 1.
Голова — камбала
Туловище — речной окунь
Хвост — гуппи
Пример № 2.
Голова — осетр
Туловище — зеркальный кари
Хвост — вуалехвост.
Время прошло незаметно, пора подвести итог. В нашей игре нет проигравших, ценен каждый игрок!
Подведение итогов игры.
3аключительное слово учителя.
Если бы рыбы могли говорить, они рассказали бы, что люди о жизни рыб знают намного меньше, чем о жизни птиц, и зверей. И, вероятно, они пожаловались бы на жадных рыбаков, которые вылавливают их сетью с мелкими ячейками. В такой сети запутываются даже мальки. Они пожаловались бы на бесхозяйственность людей, которые сваливают в озера и реки всякий хлам и спускают туда загрязненную воду: от этого гибнут все рыбы – старые и малые. Шуки и форели обижены на охотников, которые стреляют в них из ружей. Рыбы попросили бы вас расчистить стоки в озерах, в которых от застоя начинает портиться вода. Обитатели мелких водоемов порадовались бы лункам во льду, чтобы рыба не задохнулась зимой.
За все это рыбы обещают — все в один голос:
Не покидать водоемов и веселей клевать на удочку!
Вот сколько дел тем, кто хочет не только ловить рыбу, но и помочь ей.
Так давайте, ребята, охранять богатство нашей родной природы!
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба
Ястреба парящего над полем,
Полумесяц над речным раздольем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
Берегите.
(Отрывок из стихотворения М. Дудина.)
Спасибо за внимание, до новых встреч! На сегодня урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка 3х уроков по теме "Надкласс Рыбы"
Тема расскрывает особенности внутрненнего и внешнего строения рыб в связи со средой их обитания, многообразие рыб, их значение в природе и хозяйственной деятельности человека.Работа учащихся на уроках...
Методическая разработка урока кулинарии в 6-м классе "Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов"
Разработка урока с использованием ИКТ по программе технология 6 класса для девочек...
Разработка открытого урока по скульптуре «Чудо-рыба. Обитатели морских глубин»
Цель занятия: дать учащимся более глубокие знания о возможностях, способах, приемах работы с глиной. Познакомить с техникой выполнения объемной скульптуры из пласта. Совершенствовать приемы и навыки д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175416-1357811323.jpg)
Методическая разработка урока "Блюда из рыбы"
Блюда из рыбы и морепродуктов. Рыбные блюда являются важным источником белков высокой биологической ценности. Они значительно легче усваиваются организмом человека, чем белки мя...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-257773-1381251718.jpg)
Разработка урока по теме"Первичная обработка рыбы"
Урок разработан для повторения материала по изучению ПМ "Приготовление блюд из рыбы". Урок - игра: "Умники и умницы" способствует повторению материала по теме: "Первичная обработка рыбы" и "Полуфабрик...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/18/picture-322894-1447871599.jpg)
Разработка раздела образовательной программы ТемаПодтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. 2 урок
Разработка раздела образовательной программы ТемаПодтип Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. 2 урок Лабораторная работа № 7 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/01/picture-142995-1354382186.jpg)
Методическая разработка «Рыба и морепродукты» 6 класс.
Знакомство учащихся с рыбой и морепродуктами, - Формирование знаний учащихся по данной теме,-Углубление знаний, умений учащихся с целью формирования навыков в ...