Чешуекрылые. Тутовый шелкопряд. Шелководство
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Кутаева Ольга Александровна

Тип урока интегрированный с элементами модульной технологии. Подобранный материал к уроку соединил воедино биологию, историю, литературу, технологию и музыку. Вид урока комбинированный: здесь и закрепление имеющихся знаний, и и зучение и первичное закрепление новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tutovyy_shelkopryad.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Урок биологии 8 класс.

   Тема: Чешуекрылые. Тутовый шелкопряд. Шелководство.

Цели:  1.Проверить ранее полученные знания об отряде бабочки        

                (чешуекрылые);

             2. Изучить основные особенности строения, жизнедеятельности,  

                 развития бабочки тутовый шелкопряд и роль ее в жизни человека;

             3. Продолжить развитие логического и творческого мышления;

             4. Воспитывать у школьников любовь и бережное отношение к

                 природе;

             5. Проследить межпредметную связь биологии с историей, музыкой,

                 домоводством и литературой;

 Оборудование: плакаты и рисунки с изображением тутового шелкопряда и других бабочек, учебные коллекции по технологии «Ткани. Натуральный

шелк» и по биологии «Тутовый шелкопряд», информационные листы и дидактические карточки- задания, музыкальный центр, музыкальные диски из серии «Вдохновение».

Тип урока:  интегрированный с элементом модульного обучения.

Вид урока:  комбинированный.

Форма работы:  индивидуальная и в паре.

             

                                   

       Записи на доске:

Тема урока:  «Чешуекрылые. Тутовый шелкопряд. Шелководство»

Эпиграф урока: «Бабочки – летающие цветы!»

Стихотворение:                      Долина вся в цветах,

Над этими цветами -

                                                 Рой пестрых бабочек,

                                                 Цветов летучих рой!

                                                                    ( А. Майков )

Ответы к вопросу: 1 Бабочки и цветы имеют одинаковое строение.

                                 2 Бабочки и цветы являются украшением нашей природы.

                                 3 Бабочки и цветы одинаково размножаются.  

Ход урока.  

1.Вводная часть урока (3 мин.)

  Звучит музыка «Безмятежность». Дэвид Сан.

Учитель читает  записанные на доске разноцветными мелками эпиграф и стихотворение.

Объясните в чем сходство бабочек с цветами? Выберите правильный ответ.

2.Проверка домашнего задания (10 мин.).

Вам каждому выданы информационные листы. Приступаем к работе с ними.

Отработайте УЭ-1(1,2) письменно в тетради и УЭ-1(3) устно. Время работы 10 минут.

(см. приложение)  

Отложим тетради в сторонку, и слушаем учителя. (Включить музыку  «Явление ангелов», Марк Геббелинк, арфа )                                                                                                                                                                                

Учитель рассказывает легенду: «Когда-то богиня цветов Флора решила сделать Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех зелёных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал его. И - о чудо! – цветок оторвался от стебля и полетел». Это древнегреческая легенда о создании, происхождении бабочек. Но, ребята, бабочки не только красивы, они имеют и практическое значение в жизни человека и в природе:      (стихотворение читает выразительно наизусть  ученик, которому оно дано заранее)

                           Для чего в природе бабочки нужны?

                           Мы сейчас об этом вам сказать должны.

                           Пищей служат птицам и зверькам,

                            Ящерицам, земноводным, даже паукам.

                            Также бабочки могут опылять цветы,

                            Чтоб потом образовались из цветов плоды.

                            А для человечества много лет подряд

                            Шелковые нити поставляет шелкопряд.

Около 5000 лет назад человек одомашнил одну из бабочек. Может, вы знаете,  о какой бабочке идет речь? В стихотворении о ней говорилось. (Тутовый шелкопряд). Видимо шелковичный червь был одомашнен в Китае. Древние легенды на разные лады повествуют о том, как это произошло. Согласно одной из них все началось теплым погожим днем, когда императорская семья чаевничала в саду под сенью густых тутовников. Случилось так, что легкий ветерок прямо в чашку императрицы сбросил с дерева кокон гусеницы -шелкопряда. Она попыталась его выкинуть: подцепила ноготком паутинку, тянувшуюся за коконом, и потащила. Но не тут-то было: паутинка тянулась и тянулась, сматываясь с кокона, как нитка с катушки, пока не кончилась, и в чашке осталась живая куколка. Из смотанной императрицей нити соткали ткань. Она получилась прочной и красивой. Это и дало толчок к развитию шелководства. Прочитаем, что пишется о шелкопряде в энциклопедии для детей по биологии. (Дать прочитать в слух ученику на стр. 340 (см. приложение))

Продолжение рассказа учителя:

Оказывается, эта бабочка 12 суток не ест. Почему? - У неё нет ротового аппарата, ей хватит тех питательных веществ, которые накопила прожорливая гусеница. Почему нет этой бабочки в природе? – Они не умеют летать. Эти отличительные признаки её от других бабочек, сформировались в процессе эволюции. Долгое время Китай был единственным государством по производству шелка, но все - таки шелк стали производить другие страны. Легенды рассказывают, что за пределы Китая шелкопряды попали благодаря самоотверженности или предательству, смотря как на это взглянуть, одной из прекрасных  принцесс, ставшей невестой шаха Малой Бухары. Это она вывезла из страны грену - яйца шелкопряда, - спрятав ее в своих пышных волосах, и преподнесла ее в качестве приданного своему жениху. За время долгого пути из Китая в Среднюю Азию грена не погибла, так как яйца шелкопрядов способны надолго приостанавливать свое развитие.  

   Для разведения тутового шелкопряда созданы шелководческие хозяйства

Рассмотрим коллекции «Ткани. Натуральный шелк» и «Тутовый шелкопряд». Как работает шелковичное хозяйство показано на схеме, расположенной на обложке коллекции по технологии «Ткани. Натуральный шелк», а цикл развития шелкопряда  - в коллекции «Тутовый шелкопряд».

В особо оборудованных помещениях ставят кормовые этажерки, на которых кормят выведенных из грены гусениц свежими листьями тутового дерева. А потом происходит тот процесс, о котором мы читали в энциклопедии. Кокон завивается около трех суток, и шелковой нити у самцов в коконе значительно (20%) больше, чем у самок. Часть коконов отправляют на запаривание, а другую (значительно меньшую) на получение бабочек.Что же получают из этой тоненькой нити- шелковины?  (см. коллекцию «Ткани. Натуральный шелк»).

   Из одного килограмма коконов получают 90 килограмм легкого, прочного шелка. Какими свойствами и где применяются шелковые ткани, вы узнаете, прочитав текст на стр. 85 параграф 31 (абзац 2) учебника «Биология. 8класс»

автор Б.Е.Быховский и др.  (3 мин. для самостоятельного чтения).

Сейчас вернемся к работе с информационным листом УЭ-2. Время работы

5 мин.

Домашнее задание: читать  параграф 31.

                                  сделать на выбор ученика:

         1. На альбомном листе: а) нарисовать любую бабочку,

                                                 б) сделать аппликацию из осенних листьев  

                                                      тема «Бабочки»

         2. Составьте кроссворд, используя названия бабочек изображенных

             рисунок учебника стр. 83.

Рефлексия:  1. Какое у вас настроение было во время урока? Изобразите в тетради виде солнышка. Если вам было комфортно, хорошо на уроке, то изобразите солнышко улыбающееся; если урок оставил вас равнодушным, то нарисуйте его без улыбки; если же вам на уроке было скучно, вы ждали с нетерпением звонка с урока, то солнышко спряталось за тучку.

Урок закончить словами: «Мы должны сохранить бабочек для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь».  

Спасибо за работу!

                      Информационный лист

Указание задания

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Цель: Закрепить знание темы урока

                  Тема

Чешуекрылые. Тутовый шелкопряд.

              Шелководство.

Записать в тетради число и тему урока.

УЭ-1

Цель: Проверить ранее изученные знания о бабочках.

Выполнить задания:

1. Проклассифицируйте бабочек:

    Царство . . .

    Тип . . .

    Класс . . .

    Отряд . . .

2. Запишите основные признаки отряда чешуекрылых или бабочек.

    1) . . .

    2) . . .

3. Устно ответьте на вопрос:

 Почему бабочки относятся к насекомым с полным превращением по размножению.

Работайте индивидуально или в паре с соседом.

Задания 1 и 2 сделать письменно в тетради.

После письменной работы подумайте над заданием 3.

После выполнения всех заданий отложите информационные листы в сторону.

УЭ-2

Цель: Закрепить полученные знания

о тутовом шелкопряде.

Выполнить задания карточки 99 из книги В.З. Резникова «Животные.

Дидактические карточки».

С заданиями 1и 2 карточки 99 работаем устно, задание 3 выполнить письменно в тетради.

Тетради в конце урока сдать на проверку учителю.

Шелкопряд.

    Родина шелководства – Китай. В старых китайских рукописях шелковичный червь впервые упоминается в 2600 г. до н. э. Кто же он, этот драгоценный шелковичный червь? Гусеница бабочки из семейства шелкопрядов.

     Шелковичный червь ест только листья тутового дерева. Листья гусеницы

Едят с громким хрустом, который Пастер сравнивал с «шумом дождя, падающего на деревья во время грозы». Это когда червей много и все они едят. А едят они к концу личиночного периода своей жизни непрерывно - днем и ночью. И в любом положении: стиснутые соседями, лежа на спине, на боку и все едят и едят – за сутки столько зелени поедают, сколько сами весят.

     Через 30 – 80 дней закончивший развитие шелковичный червь длиной уже 8 см, толщиной 1 см. Скоро он перестает есть, заползает на ветки и начинает плести кокон. Через сутки после начала плетения кокона его стенки уже настолько плотны, что червя за ними невидно. Еще день – два, и кокон будет готов. Весь материал, который на него пошел, состоит из одной непрерывной нити длиной от 300 до 3000 м (в зависимости от породы червя). Завив кокон, червь теряет подвижность и затем превращается в куколку. А куколка через 20 дней превращается в бабочку. За долгое время разведения их человеком – эти бабочки разучились летать. Они лишь трепещут крыльями, которые слишком слабы, чтобы поднять их в воздух. 12 (в среднем) дней своей жизни бабочка ничего не ест. Самки бабочек после встречи с самцами отложат 400 – 800 яиц, называемых греной.

       Долгое время, стремясь сохранить монополию страны на производство шелка, китайские власти карали смертной казнью попытку вывоза грены шелкопряда, а равно шелковичных червей или взрослых насекомых за пределы страны.  

Самоанализ урока 8 класс «Чешуекрылые. Тутовый шелкопряд. Шелководство».

    Этот урок стоит 5 уроком  в большой теме «Класс Насекомые» и 2 уроком в теме «Бабочки (Чешуекрылые)». Поставленные  перед классом цели достигались через использование разных приемов деятельности, как учителя, так и учеников                                                                  

    Тип урока, интегрированный с элементами модульного обучения: подобранный к уроку материал объединил воедино биологию, литературу, историю, технологию и музыку. Вид урока комбинированный: здесь и закрепление полученных ранее знаний, и изучение и первичное закрепление нового материала.  

    Организационная деятельность учеников была  индивидуальная и в паре.

Методы работы на уроке: самостоятельная работа по модулю и по учебнику, работа с энциклопедией, рассказ с элементами беседы. Средства которые использовались на уроке- это информационные листки, карточки раздаточного материала, таблицы, коллекции по технологии и биологии, учебник, энциклопедия для детей по биологии, музыкальное оборудование  и диски, записи на доске. Контроль был осуществлен по модульной технологии, а изучение нового материала по традиционной технологии: рассказ, в ходе которого ставились вопросы. Время, отведенное для каждого этапа урока, было распределено рационально. Работоспособность класса сохранялась на протяжении всего урока благодаря применению разных приемов работы, психологическая атмосфера на уроке была положительной и доброжелательной.

   В домашнем задании было задано выполнение творческой работы.

   Анализ оценок за урок будет проведен на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».

Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на у...

Тутовый шелкопряд

Тутовый шелкопряд представлен моновольтинными (дают одно поколение в году), бивольтинными (дают два поколения в году) и поливольтинными (дают несколько поколений в году) породами....

Развитие тутового шелкопряда

Презентация отражает внешнее строение,жизненный цикл,условия размножения тутового шелкопряда,значение насекомого в одомашнивании...

Стадии развития тутового шелкопряда

Стадии развития тутового шелкопряда...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Тутовый шелкопряд».

Представлен урок изучения нового материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Урок построен с использованием современных образовательных технологий: и...

Конспект урока и презентация "Тутовый шелкопряд" (8 класс) коррекционная школа

Цель урока: познакомить обучающихся с домашним насекомым – тутовым шелкопрядом. Задачи урока:Коррекционно-образовательная: сформировать у обучающихся представление о насекомом, его образе ж...

Конспект и презентационный материал к уроку на тему "Тутовый шелкопряд"

Материал разработан к уроку по предмету "Биология", 8 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема урока в разделе "Насекомые"...