Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Тутовый шелкопряд».
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Хамидуллина Аида Рустэмовна

Представлен урок изучения нового материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Урок построен с использованием современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих,  технологий использования в обучении игровых методов, психокоррекционных технологий. Его отличает научность содержания, связь изучаемого материала с жизнью, метапредметные связи. Урок  носит  развивающий характер, расширяет кругозор учащихся и направлен на развитие познавательной активности детей, их психических процессов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок биологии в 8 классе.

Тема «Тутовый шелкопряд»

Тип: урок изучения нового материала.

Цель:  познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности тутового шелкопряда в связи со средой обитания.

Задачи:

Образовательные – закрепить и расширить знания о многообразии класса насекомых в природе и их практической роли в жизни человека; познакомить с особенностями строения и развития тутового шелкопряда, его значением;

Развивающие – развивать умения сравнивать и обобщать полученную информацию, развивать у учащихся умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий,  развивать интерес к миру насекомых;

Воспитательные – воспитывать взаимоуважение между ребятами; умение работать сообща,  прививать чувство бережного отношения к представителям насекомых.

Словарная работа: шелководство, грена, тутовое дерево, шелковица.

Материал и оборудование: презентация «Тутовый шелкопряд», коллекция шелковых нитей, разноуровневые карточки с заданием.

1.Организационная часть

Приветствие, определение готовности учащихся к работе. Эмоциональный настрой. ( Дети стоят у парт). (Слайд 1)

Здравствуйте, дети. У нас урок биологии. Сегодня на уроке вас удивят чудесные превращения, происходящие в природе и результаты их использования. Но прежде сделаем биологическую разминку. Я каждому из вас  задам вопрос, ответив на который вы сядете на свои места. (Слайд 2)

  1. Сколько ног у насекомых?(6)
  2. Какие части тела можно различить у насекомых? (голова, грудь, брюшко).
  3. Назовите органы дыхания насекомых? (дыхальца на брюшке).
  4. Какие органы находятся на голове? (глаза, 2 усика и рот)
  5. С помощью чего насекомые различают запахи? (усики)
  6. Из каких пчёл состоит пчелиная семья? ( матка, трутень, рабочая пчела).
  7. Какую работу  в семье выполняет рабочая пчела? ( Собирают мёд, ухаживают за личинками, маткой и трутнями; строят соты, охраняют жилище от врагов, вентилируют улей).
  8. Сколько живёт рабочая пчела? (1 месяц).
  9. Что такое пчеловодство? ( Разведение пчёл).

10.Что такое роение? (старая матка с частью пчёл покидает улей).

11. Какую пользу приносят пчёлы?

2. Проверка домашнего задания

Проверим, как вы выучили домашнее задание. Исправьте  ошибки в стадии размножении пчёл. ( На доске рисунки стадий развития пчелы и их письменные обозначения. Учащиеся, выявив неточности, должны выстроить их в правильной последовательности и подобрать верное обозначение).

3. Мотивация учащихся: рассказ-загадка.

В середине 6 века н. э. византийский император Юстиниан I отправил двух монахов в Китай, чтобы они похитили один секрет . Монахи увезли из Китая что-то очень важное, что способствовало процветанию Византийской империи на несколько столетий .На сегодняшнем уроке мы должны выяснить что же такого ценного удалось вывезти византийцам из Китая. (предполагаемые ответы учащихся).

4. Актуализация опорных знаний, определение темы урока. (Слайд 3)

 О ком сегодня на уроке пойдёт речь, вы узнаете, отгадав ребус. Да, речь пойдет о бабочке. Бабочка – тутовый шелкопряд. Такое интересное необычное название.  В процессе урока мы выясним, почему её так назвали. Вспомним характерные признаки бабочек.

Задание 1: выберите из перечисленного то, что относится к бабочкам.             ( слайд 4)

1. Имеют 10 ног

2.Имеют 8 ног

3.Имеют 6 ног

4.Имеют 2 пары крыльев

5.Имеют 1 пару крыльев

6. Не имеют крыльев

7.Пара сложных глаз

8. 8 простых глазков

9. 1 пара усиков

10. 2 пары усиков

11. Нет усиков

12. Ротовые органы грызущего типа

13. Ротовые органы сосущего типа

14. Тело состоит из головы и брюшка

15. Тело состоит из головы, груди и брюшка

Ответы : (3,4,7,9,13,15)

Учащимся предлагается цепочка из нескольких животных (корова, собака, лошадь, тутовый шелкопряд). Вопрос: что объединяет этих животных? (все эти животные приручены человеком и  являются домашними). (Слайд 5).

Тема урока: «Тутовый шелкопряд» ( запись в тетрадь). Сегодня на уроке мы с вами узнаем: почему человек одомашнил тутового шелкопряда? Как человек использует это животное? Какие особенности жизни бабочки полезны для человека?                          

5. Изучение нового материала

Человек стал одомашнивать животных для получения продуктов питания, сырья, для использования их в качестве транспортных средств и других целей. Отбор этих животных был не случайным. А чем же привлек человека тутовый шелкопряд? Люди обратили внимание на чудесные превращения, которые происходят в жизни бабочки во время ее размножения и развития.

Но сначала немного истории.

Одомашнен  тутовый шелкопряд был в  Древнем Китае. Кто из вас может показать, где находится Китай ? Показ на глобусе учащимися, (Слайд 6). Видеофрагмент.

Древние легенды на разные лады повествуют о том, как это произошло. Согласно одной из них все началось теплым погожим днем, когда императорская семья чаевничала в саду под сенью густых тутовников. Случилось так, что легкий ветерок прямо в чашку императрицы сбросил с дерева кокон гусеницы - шелкопряда. Она попыталась его выкинуть: подцепила ноготком паутинку, тянувшуюся за коконом, и потащила. Но не тут-то было: паутинка тянулась и тянулась, сматываясь с кокона, как нитка с катушки, пока не кончилась, и в чашке осталась живая куколка. Из смотанной императрицей нити соткали ткань. Она получилась прочной и красивой. Это и дало толчок к развитию шелководства. 

 Может вы теперь сможете объяснить, почему бабочку назвали шелкопряд? Правильно, потому, что бабочка образует шелковую нить. А тутовый – потому что гусеница бабочки питается только листьями одного дерева – тутового или его ещё  называют шелковица.  Эти деревья теплолюбивы и произрастают в  странах с тёплым климатом, в том числе и в Китае.( слайд 7)

Рассказ учителя. (слайд 8)                                                                                                        Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, мохнатое тельце  желтоватого цвета. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5 см, но способность летать эти бабочки утратили. Они лишь трепещут крыльями, которые слишком слабы, чтобы поднять их в воздух. Ведь шелководческому хозяйству не нужны особи, которые могут улететь! Домашние бабочки  медленно передвигаются на своих тонких ножках, да шевелят мохнатыми усиками. В течение своей недолгой (примерно 12 дней) жизни они даже не питаются, так как у них нет ротового аппарата,  нет хоботка, ей хватит тех питательных веществ, которые накопила прожорливая гусеница.

Своей медленной мучительной смертью и потерей способности летать бабочки шелкопряда оплатили наше право парить и порхать в прекрасных шелковых платьях. 

Разберём стадии размножения бабочки. ( Слайд 9).

Через несколько часов после спаривания самка начинает откладывать яички от 300 до 800 штук.  Яйца  бабочки называют  грена. Этот процесс занимает у нее 5–6 дней. Спустя 10—20 суток после кладки бабочки погибают. Примерно через 2-3 недели из отложенных яиц выходят гусеницы,  которые едят только листья тутового дерева.

Едят с громким хрустом, который сравнивали с «шумом дождя, падающего на деревья во время грозы». Это когда гусениц много и все они едят. А едят непрерывно - днем и ночью – за сутки столько зелени поедают, сколько сами весят.

     Через 30 – 50 дней  после выхода из яиц, длина их уже 8 см, толщина 1 см. Скоро они  перестают есть, заползают на ветки и начинает плести кокон. Они опутывают себя шелковой нитью, которая образуется из застывающей на воздухе жидкости, выделяемой гусеницей ( под нижней губой у нее есть бугорок, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом  тут же застывает и превращается в шёлковую нить).  Причём такие нити  очень прочны. Через сутки после начала плетения кокона его стенки уже настолько плотны, что червя за ними невидно. Еще день – два, и кокон будет готов. На него затрачивается около 2000 м шелковой нити. Завив кокон, червь теряет подвижность и затем превращается в куколку.

 А куколка через 2-3  недели превращается в бабочку. Бабочка выделяет изо рта жидкость, которая растворяет шёлковые нити кокона, прорывает оболочку кокона и выходят наружу. Спустя некоторое время самки откладывают яйца.

 Долгое время Китай был единственным государством по производству шелка,  так как долгое время держал в секрете. Выдача секрета производства шёлка иностранцам каралась смертной казнью.  Однако, несмотря на строгую секретность за 200 лет до нашей эры шелководство проникло в Корею, затем в Японию, в Европу грена попала в 555 году.                                                  Легенды рассказывают, что за пределы Китая шелкопряды  всё -таки попали  разными путями.  Вот, например, одна история:  одна из прекрасных  китайских принцесс, ставшей невестой шаха Малой Бухары  вывезла из страны яйца шелкопряда, - спрятав ее в своих пышных волосах, и преподнесла ее в качестве приданного своему жениху.( Слайд 10).

Как  же получают шёлк   прочитаем  по учебнику на странице 36. (Дети читают цепочкой).

Вопрос детям: если из 1 кг коконов получают 100 грамм  шёлка, сколько шёлка получают  из 3,5 кг, 4кг, 500 грамм  коконов. (Слайд 11).

Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц,

Как вы думаете, в каком месте люди могут разводить  тутового шелкопряда? Что там должно произрастать?  ( тутовое дерево или шелковица). Почему исторически шелководство развивалось в  странах с тёплым климатом?

 Найдите в учебнике и зачитайте, где развито шелководство?

В особо оборудованных помещениях ставят кормовые этажерки, на которых кормят выведенных из грены гусениц свежими листьями тутового дерева.

Выведено свыше 50 пород тутового шелкопряда, различающихся по величине коконов, цвету и длине шелковой нити. Шёлковая ткань, изготовленная из нитей коконов тутового шелкопряда, высоко ценится за лёгкость, прочность и красоту.( Слайд 12).

Рассмотрим коллекции «Ткани. Натуральный шелк».

Динамическая пауза                 

Запишем в тетрадь новые слова и продолжим работу.

Первичное закрепление.

Итак мы с вами разобрали новую тему, постараемся её закрепить. Детям раздаются разноуровневые карточки.

1 задание

Работа по разноуровневым карточкам. ( даётся 3 минуты).

1 уровень:

Подписать стадии развития шелкопряда  .

C:\Users\1int8\Desktop\тутовый шелкопряд\тест5.jpg

1. ……. 2……..3……..4……..

2)  Подберите определение к новым словам.

Грена                                         разведение тутового шелкопряда

Шелковица                                 яйца бабочки

Шелководство                           тутовое   дерево

 2 уровень:

Подписать стадии развития шелкопряда  

C:\Users\1int8\Desktop\тутовый шелкопряд\тест5.jpg

1. Яйца (………) 2.  личинка (………) 3. …………. 4………            

Слова для подсказки: грена, гусеница, куколка, кокон.                                                                                                                                                                                                                                              

2)  Подберите определение новым словам.

Грена                                         разведение тутового шелкопряда

Шелковица                                 яйца бабочки

Шелководство                           тутовое   дерево

3 уровень:

Списать стадии развития шелкопряда  

Яйца (грена)   - личинка (гусеница) -   кокон -    куколка

Вторичное закрепление.

Выбери правильный ответ. (Слайд 13).

1.Как называется дерево, листьями которого питается тутовый шелкопряд? ( берёза, шелковица, дуб).

2. Откуда к нам пришел натуральный шелк? ( Япония, Индия, Китай).

3. Какая из трех бабочек является тутовым шелкопрядом?

4. Убери лишнюю фазу из цикла развития тутового шелкопряда ( куколка, грена, гусеница, малёк, бабочка, кокон).

                                                                                                                                                                                                                                                         

Задание ( вставьте слова в текст).

Тутовый шелкопряд  был одомашнен в ___________.   Бабочки утратили способность   ______________.  У них нет хоботка, и они не ________________Живут  бабочки __________.   Из ___________ выходят гусеницы, которые питаются листьями дерева___________________.      Гусеница опутывает себя шелковой нитью и получается _________. Для получения шёлка коконы обрабатывают   ________     _______. Разведение тутового шелкопряда называется __________________. 

Итог  урока.

 Сегодня мы с вами прошли шёлковый путь, познакомившись с удивительной бабочкой.  Узнали  особенности  внешнего строения, образа  жизни, размножения,  использования  человеком.

Вернемся к рассказу – загадке, которая была дана вначале урока. Так что же привезли монахи в Византию?

 Монахи  поняли, что бабочек тутового шелкопряда невозможно увезти с собой, так как они быстро умирают при сильных отклонениях температуры окружающей среды. Вместо них монахи привезли Юстиниану личинок шелкопряда - гусениц и успешно высадили их на тутовые деревья. Эта операция  привела  к  процветанию  Византийской империи  на несколько столетий вперёд, которая также стала заниматься шелководством.(слайд 16).

В конце нашего урока предлагаю составить синквейн с участием детей.

Рефлексия: 

Какое у вас настроение было во время урока?

Если вам было комфортно,  интересно  на уроке, то улыбнитесь; если урок оставил вас равнодушным, то лицо без улыбки; если же вам на уроке было скучно, вы ждали с нетерпением звонка с урока, то изобразите грустное лицо.

Спасибо за работу!

Домашнее задание (дифференцировано)

  1. чтение по учебнику
  2. зарисовать рисунок

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок естествознания в 8 классе.

Слайд 2

1. Имеют 10 ног 2.Имеют 8 ног 3.Имеют 6 ног 4.Имеют 2 пары крыльев 5.Имеют 1 пару крыльев 6 . Не имеют крыльев 7.Пара сложных глаз 8 . 8 простых глазков 9. 1 пара усиков 10 . 2 пары усиков 11. Нет усиков 12. Ротовые органы грызущего типа 13 . Ротовые органы сосущего типа 14 . Тело состоит из головы и брюшка 15. Тело состоит из головы, груди и брюшка

Слайд 4

Тутовый шелкопряд

Слайд 10

Проверь себя Как называется дерево, листьями которого питается тутовый шелкопряд? Дуб Шелковица Береза Откуда к нам пришел натуральный шелк? Из Китая Из Японии Из Вьетнама Какая из трех бабочек является тутовым шелкопрядом? 1. 2. 3.

Слайд 11

Убери лишнюю фазу из цикла развития тутового шелкопряда Куколка Малек Грена Кокон Гусеница Бабочка

Слайд 12

Тутовый шелкопряд был одомашнен в ___________. Бабочки утратили способность ______________. У них нет хоботка, и они не ________________Живут бабочки __________. Из ___________ выходят гусеницы, которые питаются листьями ______________ дерева. Гусеница опутывает себя шелковой нитью и получается _________. Для получения шёлка коконы обрабатывают _______________. Разведение тутового шелкопряда называется __________________. Китае летать питаются недолго яиц тутового кокон г орчим паром шелководством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...