Урок Химический состав растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Касилова Елена Ивановна

Разработка урока по биологии для 6 класса, составленная по учебнику:

 «Бактерии. Грибы. Растения. Биология. 6 класс», автор В.В. Пасечник.

Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по биологии для 6 класса,

составленная по учебнику:

«Бактерии. Грибы. Растения. Биология. 6 класс», автор В.В. Пасечник

Тема урока: «Химический состав растений»

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС II поколения.

Учитель: 

Касилова Елена Ивановна, учитель биологии МБОУ «Пачаевская СОШ» Грайворонского района

Технологическая карта

Предмет

Биология

Класс

6

Тема урока

Химический состав растений

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

Предметные:

  • создание содержательных и организационных условий для расширения кругозора обучающихся о химическом  составе растений и практическом применении растительных веществ.

Метапредметные:

  • содействие развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент), созданию условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Личностные:

  • содействие в осознании практической и личностной значимости учебного материала; необходимости бережного отношения к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- представление о различных группах химических соединений, входящих в состав зеленых растений;

- умение объяснять роль растений в природе и жизни человека;

- умение приводить примеры органических и неорганических веществ, входящих в состав растений;

- понимание биосферного значения зеленых растений.

- наличие познавательных интересов;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, работать с учебником и дидактическими материалами;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью информационных технологий;

- умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент).

- осознание бережного отношения к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Органические и неорганические вещества, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества.

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

Ресурсы

Время

учителя

учащихся

1

Мотивация

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы, больше узнать о составе растений.

Звонок пропел: «Пора! Пора!

Садись за парты детвора!

Урок уже пора начать!

Готовы знания получать?»

Замечательно, я рада приветствовать всех вас и всех присутствующих гостей на нашем уроке. А пройдет он сегодня не в кабинете биологии, а в настоящей научной химической лаборатории.

У вас на столах стоят подготовленные комплекты лабораторного оборудования: подставки с пробирками, спиртовки, держатели, стакан с водой и другие предметы, с которыми необходимо обращаться очень аккуратно и осторожно. С помощью этого оборудования вы сможете узнать много нового и удивительного о наших зеленых друзьях.

Сегодня я ваш старший научный руководитель и начинать работу в лаборатории мы будем только по моей команде. Договорились?

Дети, заходя в класс, выбирают бумажные фигуры одного из 4 цветов: желтого, синего, зеленого, красного. Так произвольно формируются рабочие группы, проверяется настроение и готовность детей к уроку.

Дети отвечают хором: «Да!»

Презентация: «Химический состав растений»

Слайд №1

1 мин.

2

Актуализация субъективного опыта

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью.

Коммуникативные:

- формулировать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Как вы думаете, чем занимаются ученые?

Правильно, они занимаются исследованиями разных объектов с разной целью. Вот и нам тоже необходимо определить объект, предмет, цель и тему нашего исследования, но для начала прослушайте эти строчки.

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят

Из атомов разных веществ состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды

Горы, песок и массы кристаллов

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.

Итак, что будет являться объектом нашего исследования?

Объектом исследования являются органы растения

Каков предмет исследования или что нового мы о них хотим узнать?

Предмет исследования: их химический состав.

Может у кого-то уже есть предположение, из чего состоят растения, в науке такое предположение называется гипотеза. Кто может сформулировать гипотезу?

Гипотеза: растения состоят из органических и неорганических веществ.

Тогда нашей с вами  целью будет…

Цель: изучение химического состава растений.

Чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

Задачи:  

1. экспериментально выяснить химический состав растений;  А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить практическое значение растительных веществ;

3. подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Все ученые ведут точные записи своих наблюдений и исследований. Вот и вы откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

Тема: Химический состав растений

Ученики дают свои ответы

Ученики дают свои варианты объекта исследования

Ученики дают свои варианты предмета исследования.

Ученики дают свои варианты гипотезы

Ученики дают свои варианты цели

Ученики дают свои варианты задач

Учащиеся записывают тему урока в тетради

Презентация

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

7 мин.

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Личностные:

- проявлять интерес к знаниям и способам их приобретения.

Познавательные:

- обосновывать свое мнение;

- работать с источником информации.

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целью;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;

Коммуникативные:

- формулировать вопросы с целью познания;

-развивать умение работать в группах.

У каждой группы на столе лежит Рабочий лист с тремя заданиями (Приложение 1). На выполнение задания №1 вам дается 10-12 минут.  Затем представители группы познакомят нас со своими выводами

Впишите фамилии всех членов группы в Рабочий лист, внимательно прочитайте инструкцию к работе. Если есть вопросы, задайте их мне, если вопросов нет, можете приступать к работе.

Соблюдайте технику безопасности при работе со спиртовкой, стеклянной посудой, скальпелем!

Я вижу, что все группы справились со своим заданием. После такой напряженной умственной работы настало время физкультминутки.

Встали-встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

Руки в бок, один прыжок

А потом присели,

Встали ножками (ручками) встряхнули

И за парты сели. (повторять 2 раза)

А теперь слушаем ваши отчеты

Переходим к заданию №2. Группы 1 и 2 работают с текстом и отвечают на вопросы к нему. У вас 5 минут на это задание.

Группы 3 и 4 анализируют сравнительную таблицу 2, отвечают на вопросы [2].

Скажите, а для чего необходимо знать химический состав растений?

Верно, чтобы грамотно их  использовать в быту, в промышленном производстве. Переходим к заданию №3. Часто ученые, получив неожиданные результаты, занимаются их анализом. Вот и вы имеете результаты, которые еще надо расшифровать и выявить практическое применение растительных  веществ.

Они входят в состав зубов и костей, участвуют в транспорте кислорода. Особенно важны для человека соли кальция, фосфора, калия, железа. Наиболее богаты минеральными солями овощи и фрукты.

Настоящими фабриками растительного белка являются бобовые растения: горох, бобы, фасоль, а также кукуруза. Относительно богаты белком некоторые виды капусты (кольраби, цветная, брокколи), фасоль овощная, листья петрушки. Белки овощей усваиваются организмом человека на 80 %.

Их также используют для изготовления олиф, лаков, красок.

Ученики знакомятся с Рабочим листом

Знакомство с инструкцией к работе

Ученики выполняют свои исследования, соответственно заданиям рабочего листа. Результаты работы  оформляют в таблицы представленные в рабочем листе

Ученики выполняют физкультминутку

Группа 1.

Ученик: Объектами нашего исследования были  зеленые листья, корни и семена пшеницы. После их нагревания на стенках пробирок появились капельки воды. Мы сделали вывод: органы растения содержат воду.

/ученик-ассистент  демонстрирует результат учащимся других групп/

Группа 2.

Ученик: Объектом исследования нашей группы были сухие листья и стебли, семена пшеницы. После их сжигания осталась зола.

Наш вывод: в состав растений входят минеральные вещества (соли).

/ученик-ассистент  демонстрирует результат учащимся других групп/

Группа 3.

Ученик: Мы исследовали тесто из пшеничной муки и клубень картофеля. После проведенного эксперимента выяснили, что в семенах пшеницы содержится белок-клейковина. Кроме этого вещества в пшенице и картофеле присутствует углевод-крахмал. Наш вывод: в растениях есть белки и углеводы. 

/ученик-ассистент  демонстрирует результат учащимся других групп/

Группа 4

Ученик: Объектом нашего исследования были семена подсолнечника и арахиса. После того, как их раздавил, на листе остались жирные пятна. Мы сделали вывод: в семенах растений есть жиры.

/ученик-ассистент  демонстрирует результат учащимся других групп/

Ученики дают ответы

Ученики расшифровывают а затем зачитывают свои ответы:

1 группа: Минеральные соли в организме человека регулируют обмен веществ

2 группа: Белки являются строительным материалом клеток и нужны человеку для роста.

3 группа: Углеводы служат источником энергии. Их много в семенах и плодах.

4 группа: Жиры растений используются человеком в пищу, для изготовления мыла, кремов и лекарств.

Рабочие листы

Слайд №7

Слайд №8

Демонстрационный материал опыта.

Рабочие листы

Слайд №9

Слайд № 10

Слайд №11

Слайд №12

Слайд №13

20 мин.

4

Первичная проверка понимания

Познаватель-ные:

 - характеризовать различные группы химических веществ;

- обосновать роль растений в природе и жизни человека.

Регулятивные:

- выполнять корректировку и взаимопроверку учебного задания.

Коммуникативные:

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Подведем итог. Какие же вещества входят в состав растений?

/Работа со слайдом/ Представим наши знания в виде схемы «Вещества растений». На какие группы мы их разделим? Что отнесем к неорганическим веществам? Что войдет в группу органических веществ? Вас не смущает, что схема не совсем закончена, остался пустой квадратик?

Верно, в состав растений входят другие вещества. Поможет нам закончить схему этот ребус

Правильно, это витамины. Теперь схема закончена, и ее можно перенести в тетрадь.

Молодцы! Вернемся к нашим задачам на урок.

Мы выяснили химический состав растений?

Мы выявили практическое значение растительных веществ?

Так как вы считаете,  подтвердилась ли наша гипотеза, что  растения состоят из органических и неорганических веществ?  

Ученики дают ответы

Ученики высказывают свои предположения

Ученики разгадывают ребус

Ученики выполняют схему «Вещества растений» в тетради

Ответы учащихся

Презентация

Слайд №14

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №5

6 мин.

5

Первичное закрепление

Регулятивные:

- выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные:

- использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

А теперь очередное задание на слайде – тест «Один вопрос – один ответ».

1. К неорганическим веществам относится

А) белки,   Б) витамины  В) вода

2. Способны гореть

А) органические вещества  Б) неорганические вещества   В) все вещества

3. Больше всего воды содержится:

А) в семенах пшеницы,   Б) листьях капусты,  В) стволе дерева

4. Каких веществ больше в семах растений?

А) неорганических   Б) органических

5. Больше всего содержится жиров в семенах

А) пшеницы  Б) гороха   В) подсолнечника.

Учитель предлагает проверить ответы по слайду

Учащиеся выполняют тест в тетради

Ученики осуществляют самоконтроль

Тетрадь

Слайд №17

Слайд №18

4 мин

6

Подведение итогов

Сообщение учителя

Подведение итогов самими учащимися.

2 мин

7

Домашнее задание

Изучить параграф 32. Подготовить устные ответы на вопросы в конце параграфа

Выполнить задания для самостоятельной работы №2 стр. 144, результаты оформить в тетради в виде таблицы:

Что делаю

Что наблюдаю

Выводы

Подготовить сообщения о растениях, из которых получают каучук, канифоль и скипидар, лекарства.

8

Рефлексия

Рефлексивный алгоритм.

Что удивило вас сегодня на уроке?

Что нового вы узнали?

Чему научились?

Где сможете применить свои знания?

Оцените свое участие в работе группы и сдайте Рабочие листы на проверку

Рефлексивный алгоритм на экране.

Слайд №20

Слайд №21

3 мин.

Список литературы:

  1. Галушкова Н.И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. – 271
  2. Муравин Э.А. Агрохимия. М.: Колос, 2003. – 384 с.
  3. Пасечник, Дубинина: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Пособие для учителя М.:  Дрофа, 2010. – 96 с.
  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. – М.: Международная педагогическая академия, 1998. – 266 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URL http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
  2. Шаблоны презентаций [www документ] – http://office.microsoft.com/ru-ru/templates/TC010389964.aspx  



Предварительный просмотр:

Рабочий лист группы №1

Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: спиртовка, 3 пробирки ( с зеленым листом, с кусочком живого корня, с семенами пшеницы), держатель.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению воды в органах растений.

Ход работы:

1. Разожгите спиртовку

2. Поместите пробирку №1 в держатель и слегка нагрейте. Что появилось на стенках пробирки?

3. Поместите пробирку №2 в держатель и слегка нагрейте. Что появилось на стенках пробирки?

4. Поместите пробирку №3 в держатель и слегка нагрейте. Что появилось на стенках пробирки?

5. Результаты запишите в таблицу №1.

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

Перечислите объекты вашего исследования? _________________________

Вывод: ___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2.  Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

В листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше – 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях – 4-5%, в листьях – 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.

1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из  растительных  веществ.

Пскминеральныевнгсолиаоевтмсорганизмефырчеловекабюкрегулируютсоробменкулвеществ.

Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок

Рабочий лист группы №2

Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: спиртовка, 2 пробирки ( с сухими стеблями и листьями, с семенами пшеницы), держатель.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению минеральных веществ в органах растений.

Ход работы:

1. Разожгите спиртовку

2. Поместите пробирку №1 в держатель и нагревайте  ее до тех пор, пока не перестанет идти дым. Что образовалось в пробирке?

3. Поместите пробирку №2 в держатель и нагревайте  ее до тех пор, пока не перестанет идти дым. Что образовалось в пробирке?

4. Результаты запишите в таблицу №1.

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

Перечислите объекты вашего исследования? _________________________

Вывод: ___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2.  Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

В листьях капусты 90% воды, в плодах огурцов ее еще больше – 96%, а в созревших семенах воды содержится всего 5-15% от общей массы. Молодые растущие органы содержат до 90-95% воды, а одревесневшие всего около 50%. Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды. В семенах минеральных солей содержится в среднем 3%, в корнях и стеблях – 4-5%, в листьях – 10-15% массы, остальное приходится на органические вещества.

1. Во всех ли органах растения содержится одинаковое количество воды?

2. Почему молодые органы растений содержат больше воды, чем старые, одревесневшие?

ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из  растительных  веществ.

Бсрбелкисмвявляютсякарстроительнымоауматериаломсенклетоксмсируднужнылусчеловекубтрдлястброста.

Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок

Рабочий лист группы №3

Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: йод, пипетка, тесто, марля (10х10 см), стакан с водой, клубень картофеля, скальпель.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению белков и углеводов в органах растений.

Ход работы:

1. Заверните кусочек теста в марлю и промойте его в стакане с водой. Что осталось на марле? Как изменился цвет воды?

2. Добавьте в полученный раствор 2-3 капли йода. Как изменился цвет раствора? Сравните образец с описанием действия йода на вещества.

3. Разрежьте клубень и на срез капните 1 каплю йода.

4. Результаты наблюдений запишите в таблицу №1.

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

Перечислите объекты вашего исследования? _________________________

Вывод: ___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2.  Проанализируйте таблицу 1. Сравните химический состав семян пшеницы, кукуруз и подсолнечника. Ответьте на вопросы.

Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %

 (по Б. П. Плешкову)

   

Растение

Содержание в % от общей массы

вода

белки

углеводы

жиры

минеральные  соли

пшеница

12

14

67,5

2,0

1,8

кукуруза

15

9

68,0

4,7

1,5

подсолнечник

8

22,0

12,0

50,0

3,5

1. Каких веществ больше в семенах растений?

2. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?

3. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?

ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из  растительных  веществ.

Прсуглеводыасаслужатвксисточникомсбьэнергиитрпихбукмногосыцвчвусеменахвфчиасаплодах.

Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок

Рабочий лист группы №4

Тема урока «Химический состав растений».

Цель: Изучение химического состава растений.

Оборудование: бумага белая, семена подсолнечника и арахиса, ступка.

ЗАДАНИЕ 1 Провести эксперимент по обнаружению жиров в семенах растений.

Ход работы:

1. Заверните семена подсолнечника в бумагу и в ступке раздавите их. Что осталось на бумаге?

2. Заверните семена арахиса в бумагу и в ступке раздавите их. Что осталось на бумаге?

3. Результаты наблюдений запишите в таблицу №1.

Что делаю

Что наблюдаю

Вывод

Перечислите объекты вашего исследования? _________________________

Вывод: ___________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 2.  Проанализируйте таблицу 1. Сравните химический состав семян пшеницы, кукуруз и подсолнечника. Ответьте на вопросы.

Таблица 2 Средний химический состав семян растений, в %

 (по Б. П. Плешкову)

   

Растение

Содержание в % от общей массы

вода

белки

углеводы

жиры

минеральные  соли

пшеница

12

14

67,5

2,0

1,8

кукуруза

15

9

68,0

4,7

1,5

подсолнечник

8

22,0

12,0

50,0

3,5

1. Каких веществ больше в семенах растений?

2. Семена каких растений богаты белками? Углеводами? Жирами?

3. Содержат ли одинаковые части растений одинаковое количество веществ?

ЗАДАНИЕ 3. Расшифруйте информацию, и выявите практическое применение одного из  растительных  веществ.

Пскжирылусрастенийруписпользуютсяолочеловекомстквармпищу,кувдлячсчизготовлениясмсмыла,чяфкремов,трслекарств.

Оценочная таблица:

Фамилия участника

Оценка за работу в группе

Оценка за тест

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"

Урок биологии в 6 классе с демонстрацией опытов, доказывающих состав растений...

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе "Употребление наклонения" "Химический состав растений"

Интегрированный урок русского языка и биологии в 6 классе " Употребление наклонения" " Химический состав растений"Учитель русског языка : Винокурова Н.М.Учитель биологии : Журавлева Л.В....

Урок биологии в 6 классе "Химический состав растений"

На уроках биологии очень эффективной является групповая работа. Предлагаю разработку одного из та...

Открытый урок "Химический состав растений"

Открытый урок по  биологии в 6-ом класса по теме "Химический состав растений" представлен в виде лабораторной работы....

Сценарий урока-исследования « Химический состав растений»

План-конспект урока, инструктивные карты опытов...