Компетентностно-ориентированные задания по биологии 8 класс
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме

Метель Ульяна Валерьевна

Компетентностно - ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению биологии, во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых,  задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого  материала; в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koz_metel.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренняя среда организма

Тема: Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Автор Метель У.В.

Вид компетентности: информационная

Аспект: первичная обработка информации (делает выводы, приводит аргументы)

Уровень: II

Введение в проблему:

Студент просматривал мазки крови лягушки, воробья и ящерицы, нечаянно разбил предметное стекло и порезал палец. Решив скрыть последствия своей неосторожности, он приготовил мазок своей крови, подсушил и положил в коллекцию, но уже на следующий день получил массу упреков от преподавателя. Чего не знал «Остап Бендер»?

Стимул: Если решишь задачу, то это поможет  узнать чем отличается кровь этих животных и человека.

Формулировка задания: Выясни, чем отличается кровь лягушки, воробья и ящерицы и человека.

Бланк для выполнения задания:

Прочитайте текст, рассмотри  рисунок.

«В процессе эволюции организмов наблюдается тенденция уменьшения размера эритроцитов, но  общее количество кислорода,  которое содержится в крови,  при этом увеличивается. Гемоглобин может связываться с кислородом, с углекислым газом и другими газами. В эритроцитах, имеющих шарообразную форму и заполненных гемоглобином, дыхательную функцию (транспорт газов) осуществляет преимущественно только тот гемоглобин, который находится в примембранной области, поскольку газы не успевают проникнуть в толщу эритроцита. Получается, что часть гемоглобина не участвует в транспорте газа и  эритроциты носят его впустую. В ходе эволюции гемоглобин, содержащийся в одной крупной клетке, распределяется по нескольким мелким.  При уменьшении размеров красных кровяных клеток  суммарный объем гемоглобина, транспортирующего газы в крови, увеличивается, поэтому и содержание кислорода в ней может быть больше, чем если бы этот гемоглобин находился в крупных клетках. На рисунке 1 показано соотношение размеров эритроцитов у разных животных. Видно, что у млекопитающих величина клеток значительно меньше, чем у птиц, пресмыкающихся и амфибий. Самые крупные эритроциты у хвостатых амфибий, к которым относятся, в частности, саламандры и протеи. Размер их красных кровяных клеток около 70 мкм (1мкм = 0,001 мм). Для сравнения  эритроциты  человека  имеют диаметр около 8 мкм и это, как видно из рисунка, еще не самые маленькие.»

 

1. Лягушка  2. Линь   3. Ящерицы 4. Воробей 5. Человек

Ответьте на вопросы:

  1. Чем отличаются эритроциты лягушки и человека?
  2. Как связаны между собой размеры эритроцитов и количество переносимого кислорода?
  3. Как узнали, что препарат подменили?

Модельный ответ:

  1. эритроциты лягушки  имеют ядро, а эритроциты млекопитающих и человека лишены его; эритроциты птиц имеют эллипсовидную форму, а у млекопитающих и человека – форму двояковогнутого диска.
  2. При уменьшении размеров красных кровяных клеток  суммарный объем гемоглобина, транспортирующего газы в крови, увеличивается, поэтому и содержание кислорода в ней может быть больше, чем если бы этот гемоглобин находился в крупных клетках.
  3. Эритроциты разной формы и размера.

Внутренняя среда организма

Тема: Состав крови: плазма и форменные элементы – эритроциты, тромбоциты, лейкоциты.

Автор Метель У.В.

 Вид компетентности: информационная

Аспект: первичная обработка информации (делает выводы, приводит аргументы)

Уровень: II

Введение в проблему:

В одной популярной книге по физиологии описывая кровь, было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание».

Стимул: Если решишь задачу, то это поможет  особенности строения крови.

Формулировка задания: Выясни, о каком море,  каких кораблях и гаванях  идёт речь и что имеется в виду?

Бланк для выполнения задания:

 Ответьте на вопросы

  1. Из чего состоит кровь?
  2. Назовите состав плазмы.
  3. Заполните таблицу «Клетки крови и их функции».

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3 и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

  1. О каком море,  каких кораблях и гаванях  идёт речь в тексте?

   

Модельный ответ:

  1. Состав крови

Плазма                                Форменные элементы

                                                Эритроциты

                                                Лейкоциты

                                                Тромбоциты

  1. Плазма

Вода 90-92%                        Белки 7-8%                Глюкоза ,жиры, минеральные соли2%

Название клетки крови

Кол-во в 1 мм3 и форма

Место образования

Срок жизни клетки

Место разрушения

Функции

ЭРИТРОЦИТЫ

Красные кровяные клетки

У муж. - 4,5-5 млн, у жен. 4-4,5млн.

Двояковогнутый диск,

не содержат ядро

Красный костный мозг

От 30 до 130 дней

Селезенка и печень

Перенос кислорода ко всем органам и тканям и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ

ЛЕЙКОЦИТЫ

Белые кровяные клетки

Виды:

ГРАНУЛОЦИТЫ

ЛИМФОЦИТЫ

МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ

От 5 до 10 тыс.

Амебоидные  

Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/, селезенке, лимфатических узлах

От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет

Места ранений и воспалений

Распознавание и уничтожение чужеродных соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма

ТРОМБОЦИТЫ

Кровяные пластинки

150-400 тыс.

Не содержат ядро

Красный костный мозг

5-7 суток,

Места ранений, селезенка

Свертывание крови

  1. Море – плазма, корабли  - клетки крови, гавани – кровеобразующие органы.

Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированный урок "Площадь трапеции" 8 класс

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТКАТАЛОГ КОМПЕТЕНЦИЙТЕМА: 1Базовая компетенция: Площадь трапецииУМЕНИЕ УЧИТЬСЯДисциплина:1.1Составляющая  компетенция: геометрияКак научиться мыслитьКласс:8 «В»1.1.1Ме...

Компетентностно-ориентированные задания по биологии 9 класс

В презентации представлены компетентностно-ориентированные задания для 9 класса....

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...