План-конспект урока "Хемосинтез"
методическая разработка по биологии по теме

Чайченко Татьяна Анатольевна

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

«ХЕМОСИНТЕЗ»

  1. Чайченко Татьяна Анатольевна
  2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №2 г.Троицка
  3. Учитель биологии
  4. 10 класс
  5. Тема урока №24 «Хемосинтез» в разделе «Основы цитологии»
  6. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология, 10-11 класс», М. – Дрофа, 2009
  7. Цель работы: обобщение и систематизация знаний учащихся о способах питания живых организмов.
  8. Задачи:

Обучающие

Продолжить углубление знаний учащихся об автотрофном способе питания.

Сформировать у учащихся сущность процесса хемосинтеза.

Раскрыть значение хемосинтеза в биосфере.

Развивающие

Развитие познавательного интереса  к предмету.

Формирование научного мировоззрения.

Развитие логического мышления, памяти.

Воспитательные

Воспитание творческого отношения к применению знаний.

Формирование у учащихся убежденности в познаваемости мира.

9. Тип урока

Комбинированный урок.

10. Формы работы учащихся

Устные ответы, самостоятельная работа с учебником.

11. Необходимое техническое оборудование:

Ноутбук (компьютер), интерактивная доска (проектор, экран).

 

12. Литература:

1.     Биология: Учебник для 10-11класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-М.:Дрофа,2009.-367с.

2.     Поурочное планирование.

3.     Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику, Т.А. Козлова, -М., Экзамен, 2008

 

13. Структура урока:

1.     Организационный момент.

Организационное начало урока.

2.Проверка домашнего задания методом устного опроса.

Вопросы:

1.Что представляет собой «великая кислородная революция»?

2. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?

3. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

 

3.Подведение итогов по опросу.

4.  Сообщение темы и цели урока.

5. Изложение нового материала по плану:

- способы питания живых организмов.

- процесс хемосинтеза.

- характеристика групп хемотрофных организмов.

- значение хемосинтеза в биосфере.

 

6. Активизация знаний учащихся:

1.Способы питания организмов.

2.Каких видов организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков.

3.К какому царству организмов относятся хемосинтетики.

 

Изложение материала:

Способы питания организмов:

- автотрофы –синтезируют органические вещества (фототрофы, хемотрофы) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d7-1000-4ddd-c545-480046bc432f/145.jpg,

- гетеротрофы- питаются готовыми органическими веществами (паразиты, сапрофиты, голозои) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d8-1000-4ddd-f516-4c0046bc432f/146.jpg ,

- сочетание автотрофного и гетеротрофного питания (эвглена зеленая, росянка)

Хемосинтез – это способ автотрофного питания при котором энергия для синтеза органических веществ служат реакции окисления неорганических соединений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf

Царство Бактерий. Открыт в 1887 году русским ученым Виноградовым.

Бактерии, способные синтезировать необходимые им органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящие в клетке относятся к хемотрофам.Захватываемые бактерией вещества окисляются, а образующаяся энергия используется на синтез сложных органических молекул из СО2 И Н2О. Этот процесс называется хемосинтезом. Образуется и АТФ , а потом используется на синтез органических веществ.

 

Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.(схема) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004db-1000-4ddd-789e-630046bc432f/148.swf

 

 

Группы хемосинтетиков:

1.     Азотофиксирующие – окисляют аммиак в азотную кислоту, азот воздуха недоступный для усвоения растениями превращает в аммиак который ими хорошо усваивается, повышается урожайность.

2.     Серобактерии – окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислоты.

3.     Железобактерии – окисляют двухвалентное железо до трехвалентного.

4.     Нитрифицирующие – обитают в почве, окисляют аммиак ,образующийся при гниении органических остатков до азотной кислоты.

 

Взаимодействуя с минеральными веществами почвы, азотистая и азотная кислоты образуют соли, которые являются важнейшими компонентами питания высших растений – нитриты и нитраты.

 

Значение хемосинтеза:

- круговорот серы, азота, железа.

- усваивают ядовитые вещества : аммиак и сероводород.

- образуются нитриты и нитраты, которые усваиваются растениями.

- серобактерии используются для очистки сточных вод.

 

 Самостоятельная работа учащихся с учебником.

-дать определение понятия «хемосинтез».

- оформить таблицу «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза».

 

Закрепление изученного материала.

Сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

 

Задание на дом.

Изучить параграф 25 и отвечать на вопросы.

 

Подведение итогов.

Итоги урока. Оценки за урок.

 

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

Изложение нового материала

Объясняет новый материал, используя ЭОР

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

15

2

Выполнение заданий учащимися

Анализирует выполнение заданий учащимися

Выполняют задания

5

3

Изложение нового материала

Используя ЭОР,  объясняет новый материал

Просматривают анимацию

5

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000...

2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000...

3

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000...

4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, практический тип

Таблица, задание учащимся

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel_raboty.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

«ХЕМОСИНТЕЗ»

  1. Чайченко Татьяна Анатольевна
  2. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение СОШ №2 г.Троицка
  3. Учитель биологии
  4. 10 класс
  5. Тема урока №24 «Хемосинтез» в разделе «Основы цитологии»
  6. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология, 10-11 класс», М. – Дрофа, 2009
  7. Цель работы: обобщение и систематизация знаний учащихся о способах питания живых организмов.
  8. Задачи:

Обучающие

Продолжить углубление знаний учащихся об автотрофном способе питания.

Сформировать у учащихся сущность процесса хемосинтеза.

Раскрыть значение хемосинтеза в биосфере.

Развивающие

Развитие познавательного интереса  к предмету.

Формирование научного мировоззрения.

Развитие логического мышления, памяти.

Воспитательные

Воспитание творческого отношения к применению знаний.

Формирование у учащихся убежденности в познаваемости мира.

9. Тип урока

Комбинированный урок.

10. Формы работы учащихся

Устные ответы, самостоятельная работа с учебником.

11. Необходимое техническое оборудование:

Ноутбук (компьютер), интерактивная доска (проектор, экран).

12. Литература:

  1. Биология: Учебник для 10-11класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник.-М.:Дрофа,2009.-367с.
  2. Поурочное планирование.
  3. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику, Т.А. Козлова, -М., Экзамен, 2008

13. Структура урока:

  1. Организационный момент.

Организационное начало урока.

2.Проверка домашнего задания методом устного опроса.

Вопросы:

1.Что представляет собой «великая кислородная революция»?

2. Какие процессы происходят в световую фазу фотосинтеза?

3. Какие процессы происходят в темновую фазу фотосинтеза?

3.Подведение итогов по опросу.

4.  Сообщение темы и цели урока.

5. Изложение нового материала по плану:

- способы питания живых организмов.

- процесс хемосинтеза.

- характеристика групп хемотрофных организмов.

- значение хемосинтеза в биосфере.

6. Активизация знаний учащихся:

1.Способы питания организмов.

2.Каких видов организмов на Земле больше – хемосинтетиков или фотосинтетиков.

3.К какому царству организмов относятся хемосинтетики.

Изложение материала:

Способы питания организмов:

- автотрофы –синтезируют органические вещества (фототрофы, хемотрофы) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d7-1000-4ddd-c545-480046bc432f/145.jpg,

- гетеротрофы- питаются готовыми органическими веществами (паразиты, сапрофиты, голозои) - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d8-1000-4ddd-f516-4c0046bc432f/146.jpg ,

- сочетание автотрофного и гетеротрофного питания (эвглена зеленая, росянка)

Хемосинтез – это способ автотрофного питания при котором энергия для синтеза органических веществ служат реакции окисления неорганических соединений. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf

Царство Бактерий. Открыт в 1887 году русским ученым Виноградовым.

Бактерии, способные синтезировать необходимые им органические соединения из неорганических за счет энергии химических реакций окисления, происходящие в клетке относятся к хемотрофам.Захватываемые бактерией вещества окисляются, а образующаяся энергия используется на синтез сложных органических молекул из СО2 И Н2О. Этот процесс называется хемосинтезом. Образуется и АТФ , а потом используется на синтез органических веществ.

 

Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза.(схема) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004db-1000-4ddd-789e-630046bc432f/148.swf

Группы хемосинтетиков:

  1. Азотофиксирующие – окисляют аммиак в азотную кислоту, азот воздуха недоступный для усвоения растениями превращает в аммиак который ими хорошо усваивается, повышается урожайность.
  2. Серобактерии – окисляют сероводород до молекулярной серы или до солей серной кислоты.
  3. Железобактерии – окисляют двухвалентное железо до трехвалентного.
  4. Нитрифицирующие – обитают в почве, окисляют аммиак ,образующийся при гниении органических остатков до азотной кислоты.

Взаимодействуя с минеральными веществами почвы, азотистая и азотная кислоты образуют соли, которые являются важнейшими компонентами питания высших растений – нитриты и нитраты.

Значение хемосинтеза:

- круговорот серы, азота, железа.

- усваивают ядовитые вещества : аммиак и сероводород.

- образуются нитриты и нитраты, которые усваиваются растениями.

- серобактерии используются для очистки сточных вод.

 Самостоятельная работа учащихся с учебником.

-дать определение понятия «хемосинтез».

- оформить таблицу «Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза».

Закрепление изученного материала.

Сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Задание на дом.

Изучить параграф 25 и отвечать на вопросы.

Подведение итогов.

Итоги урока. Оценки за урок.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Изложение нового материала

Объясняет новый материал, используя ЭОР

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

15

2

Выполнение заданий учащимися

Анализирует выполнение заданий учащимися

Выполняют задания

5

3

Изложение нового материала

Используя ЭОР,  объясняет новый материал

Просматривают анимацию

5

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d7-1000-4ddd-c545-480046bc432f/145.jpg

2

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d8-1000-4ddd-f516-4c0046bc432f/146.jpg

3

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, информационный тип

анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004d9-1000-4ddd-21d0-500046bc432f/147.swf

4

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Наборы ЦОР к учебникам, практический тип

Таблица, задание учащимся

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004db-1000-4ddd-789e-630046bc432f/148.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...