Школьный живой уголок.
статья по биологии на тему

Я работаю учителем биологии 45 лет и из них 25 лет в ГБСКОУ – школы № 13 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и 6 лет в нашей школе существует «Живой уголок». Иногда я задаю себе вопрос: «А зачем это мне нужно? Почему я должна тратить своё свободное, время?... Нет баллов при аттестации». Подтолкнула нас на создание школьного живого уголка простая житейская ситуация. В нашей школе обучаются ребята, которые приходят не только из семей, но и дети, которые живут в школе в детском доме. Дети - есть дети. Где бы они ни жили, каждый из них ищет общение не только с людьми, но и хочет иметь своего близкого друга — хомячка, зайчика, котёнка или крысёнка. Таких мохнатых «друзей» они часто приносили в школу и в детский дом. Ребята из детского дома прятали их в тумбочках, в портфелях, таскали на уроки, а по ночам клали с собой спать. И как горько становилось на сердце, когда с уговорами, со слезами приходилось ребёнка лишать его лучшего друга — зверька. Вот тогда то к нам и пришла идея, создать в школе маленький живой уголок, чтобы ребята могли общаться со своими «друзьями» в открытую, а не скрывать их от взрослых. Сейчас, по прошествию стольких лет, мне хочется сказать большое спасибо нашему директору Бухарову Денису Валерьевичу за понимание, поддержку и помощь в организации школьного живого уголка. Начали мы с ребятами с аквариума, который был в школе. Для этого пришлось не только ближе познакомиться с обитателями аквариума, но и узнать как заботиться о рыбках, чтобы они были здоровы и могли размножаться. А это способствовало привитию интереса к предмету. Ребята приходили в кабинет и радовались новым рыбкам. Они даже имена им давали. Потом появились Большие американские улитки «Ахатины». За ними хомячки, которые были подарены одному воспитаннику в день рождения его сестрой. Дима до выпуска из школы, все четыре года за ними ухаживал. За хомяками появились Красноухие черепахи, а за ними всеми любимый наш Васька – Большая зелёная жаба (дутыш), которого принесли вмёрзшего в кусок льда. Затем появились Чилийские белки (Дегу). А потом шиншиллы. Из маленького школьного уголка природы, где было много цветов, и только аквариумные рыбки, наш уголок превратился в настоящий живой уголок. Вместе с новыми животными прибавились и новые заботы: где достать корм, получить медицинские справки на животных, и много ещё других забот. Мне одной было бы очень трудно справиться с таким хозяйством без помощи самих ребят. Именно они взяли на себя заботу по уходу за животными. Ребята научились чистить клети, не бояться кормить жабу червями и личинками, а черепахам менять воду. Уход за животными приучает ребят к труду, быть ответственными. За эти годы в своём живом уголке я не слышала от ребят нецензурной брани, не было у меня и драк. Когда ребята подходят к животным, их лица становятся добрее, появляется улыбка и мягкая ласковая речь. Кроме этого многие ученики стали заниматься исследовательской работой, ведут наблюдения, проводят фотосьёмки занятий, животных среди растений. Делают проекты и презентации. Наших обучающихся мало чем можно заинтересовать на уроках. И когда я провожу уроки, на ряду с таблицами, картами, муляжами, фильмами и другими наглядными пособиями использую живые комнатные растения и конечно животных. Например, на уроках в 5, 6, 7 классах при прохождении темы «Водоросли» я пользуюсь аквариумом, демонстрируя водоросли. Провожу лабораторную работу и даю сравнить растения и водоросли и ответить на вопрос: «Чем отличаются водные растения от водорослей?» Ребята рассматривают строение, окраску, движение рыб или среду обитания. При изучении темы «Брюхоногие или улитки» я обязательно использую улиток как сухопутных, так и живущих в аквариумах. Изучая тему «Пресмыкающие», использую в качестве живого экспоната Черепах. Очень многие дети бояться лягушек, считают, что от них бывают бородавки. Проходя тему: Класс «Амфибии, или Земноводные» обязательно демонстрирую жабу, даю её потрогать, посмотреть в её глаза и обязательно говорю, что лягушки и жабы очень полезные, что от них одна польза и никогда не бывает бородавок. И как говориться: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но именно такие уроки у обучающихся лучше запоминаются, лучше усваивается новый материал. К нам в школу приезжают разные гости (иностранцы), которые всегда посещают наш живой уголок и спрашивают: А для чего это нужно? Какая в этом польза? Ведь это так трудно и невыгодно. В наш уголок часто приходят обучающиеся начальных классов, а учителя проводят с ними уроки. Частым гостем стал у нас наш подшефный Детский сад. Старшеклассники с удовольствием проводят с ними экскурсии, рассказывают им о питомцах, где их можно встретить и как кормить. В наш живой уголок приходят дети с ограниченными возможностями: ДЦП, дети-инвалиды. Если бы вы только видели как они положительно реагируют навстречу с прекрасным, как расцветают их лица, начинают светиться глаза, когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда их сажают на коврик и дают погладить шиншилу или черепаху, бросить корм рыбкам, когда практически неподвижный ребёнок начинает смеяться и пробовать шевелить руками или пытаться дотянуться до зверька. А это дорогого стоит!!! И это здорово!!!! Здорово ещё и потому, что, вот такие небольшие школьные живые уголки для многих детей, даже для домашних остаются единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить её, стать внимательнее и добрее. Уважительнее относиться к окружающей его среде Родного края. Так, нужны ли в таких школах, как наша живые уголки или нет? Я думаю что нужны. И обязательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_shkolnyy_ugolok.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный живой уголок.

       Я работаю учителем биологии 45 лет и из них 25 лет в ГБСКОУ – школы  13 для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья  и  6 лет в нашей школе существует «Живой уголок». Иногда я задаю себе вопрос: «А зачем это мне нужно?  Почему я должна тратить своё свободное, время?... Нет баллов при аттестации».

      Подтолкнула нас на создание школьного живого уголка простая житейская ситуация. В нашей школе обучаются ребята, которые приходят не только  из семей, но и дети, которые живут в школе в детском доме. Дети -  есть дети. Где бы они ни жили, каждый из них ищет общение не только с людьми, но и хочет  иметь своего близкого друга — хомячка, зайчика, котёнка или крысёнка. Таких мохнатых «друзей» они часто  приносили в школу и в детский дом. Ребята из детского дома прятали их в тумбочках, в портфелях, таскали на уроки, а по ночам клали с собой спать.

        И как горько становилось на сердце, когда с уговорами, со слезами приходилось ребёнка лишать его лучшего друга — зверька.  Вот тогда то к нам и пришла идея, создать в школе маленький живой уголок, чтобы ребята могли общаться со своими «друзьями» в открытую, а не скрывать их от взрослых.

     Сейчас, по прошествию стольких лет, мне хочется сказать большое спасибо нашему директору Бухарову  Денису Валерьевичу за понимание, поддержку и помощь в организации школьного живого уголка.

           Начали мы с ребятами с аквариума, который был в школе. Для этого пришлось не только ближе познакомиться с обитателями аквариума, но и узнать как заботиться о рыбках, чтобы они были здоровы и могли размножаться. А это способствовало привитию интереса к предмету. Ребята приходили в кабинет и радовались новым рыбкам. Они даже имена им давали.

        Потом появились Большие американские улитки «Ахетины». За ними хомячки, которые были подарены одному воспитаннику в день рождения его сестрой. Дима до выпуска из школы, все четыре года за ними ухаживал. За хомяками появились Красноухие черепахи, а за ними всеми  любимый наш Васька – Большая зелёная жаба (дутыш), которого принесли вмёрзшего в кусок льда. Затем появились Чилийские белки (Дегу). А потом шиншиллы.            

          Из маленького школьного уголка природы, где было много цветов, и только аквариумные рыбки, наш  уголок превратился в настоящий живой уголок. Вместе с новыми животными прибавились и новые заботы: где достать корм, получить медицинские справки на животных, и много ещё других забот. Мне одной было бы очень трудно справиться с таким хозяйством без помощи самих ребят.

        Именно они взяли на себя заботу по уходу за животными. Ребята научились чистить клети, не бояться кормить жабу червями и личинками, а черепахам менять воду. Уход за животными приучает ребят к труду, быть ответственными.  

        За эти годы в своём живом уголке я не слышала от ребят нецензурной брани, не было у меня и драк. Когда ребята подходят к животным, их лица становятся добрее, появляется улыбка и мягкая ласковая речь.  

        Кроме этого многие ученики стали заниматься исследовательской работой, ведут наблюдения, проводят  фотосьёмки  занятий, животных среди растений. Делают проекты и презентации.

         Наших  обучающихся мало чем можно заинтересовать на уроках. И когда я провожу уроки, на ряду с  таблицами, картами, муляжами, фильмами  и другими наглядными пособиями использую живые комнатные растения и конечно животных. Например, на уроках в 5, 6, 7 классах при прохождении темы «Водоросли» я пользуюсь аквариумом, демонстрируя водоросли. Провожу лабораторную работу и даю сравнить растения и водоросли и ответить на вопрос: «Чем отличаются водные растения от водорослей?» Ребята рассматривают строение, окраску, движение рыб или среду обитания. При изучении темы «Брюхоногие или улитки» я обязательно использую улиток как сухопутных, так и живущих в аквариумах. Изучая тему «Пресмыкающие», использую в качестве живого экспоната Черепах.

        Очень многие дети бояться лягушек, считают, что от них бывают бородавки. Проходя тему «Анфибии или земноводные» обязательно демонстрирую жабу, даю её потрогать, посмотреть в её глаза и обязательно говорю, что лягушки и жабы очень полезные, что от них одна польза и никогда не бывает бородавок. И как говориться: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но именно такие уроки у обучающихся лучше запоминаются, лучше усваивается новый материал.                                                                                                                                        

        В наш уголок часто приходят обучающиеся начальных классов и учителя проводят с ними уроки. Частым  гостем стал у нас наш подшефный Детский сад, а старшеклассники с удовольствием проводят с ними экскурсии, рассказывают им о питомцах, где их можно встретить и как кормить.                      В наш живой уголок приходят дети с ограниченными возможностями: с ДЦП, дети-инвалиды. Если бы вы только видели как они положительно реагируют навстречу с прекрасным, как расцветают их лица, начинают светиться глаза,  когда они смотрят на животных. Какие положительные эмоции появляются у ребят, когда их сажают на коврик и дают погладить шиншилу или черепаху, бросить корм рыбкам, когда практически неподвижный ребёнок начинает смеяться и пробовать шевелить руками или пытаться дотянуться до зверька. А это  дорогого стоит!!!  И это здорово!!!! Здорово ещё и потому, что,   вот такие небольшие школьные живые уголки  для многих детей, даже  для домашних остаются единственной возможностью близко пообщаться с животными, стать частью самой природы, ещё глубже понять, полюбить  её, стать внимательнее и добрее. Уважительнее относиться к окружающей его среде Родного края.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живой уголок 2 класса

В нашем классе есть живой уголок. Здесь живут улитка, ёжик и черепаха....

Уголок живой природы

Описание кабинета биологии...

Проект Живой уголок

Сельское поселение «Выдринское» расположено на южном побережье озера Байкал, где проходит часть юго-западной границы Бурятии и экономически развитой Иркутской области....

Конспект занятия по теме "Уголок живой природы"

конспект занятия "Уголок живой природы"...

Программа ДО "Уголок живой природы". 7 класс.

Для реализации программы необходим Уголок живой природы, организованный в школе, например, в лаборантской кабинета биологии....

Виртуальная экскурсия в живой уголок

quot;Экологическая журналистика"...

Творческая работа «Творческий уголок рукодельницы» к конкурсу для воспитателей и воспитанников интернатов общеобразовательных организаций «Я здесь живу» в номинации «Мое личное пространство», 2024г.

Моя комната – это уютное место, где я могу быть самой собой и наслаждаться жизнью. Когда я входила в нее в первый раз, то почувствовала, что это именно то место, где я хочу проводить большую час...