Программа ДО "Уголок живой природы". 7 класс.
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Мухина Елена Викторовна

Для реализации программы необходим Уголок живой природы, организованный в школе, например, в лаборантской кабинета биологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 городского округа Балашиха

 "Средняя общеобразовательная школа № 5"

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 5

____________Яньшина Л.Б.

31 августа 2017 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии

Уголок живой природы

в 7 б,в,г  классах

 

 

Составитель: Мухина Е.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по биологии «Уголок живой природы» предусматривает дополнительное биологическое и экологическое образование школьников и направлена на формирование у детей научного мировоззрения и бережного отношения к живой природе. Программа способствует усвоению конкретных сведений о животных и растениях, знания о которых школьники получают в 6-7 классах. Уголок живой природы (далее УЖП) является важной частью материальной базы кабинета биологии, поэтому позволяет привить детям навыки уважительного отношения к миру живой природы.

Актуальность и необходимость создания программы и УЖП определены тем, что  городские дети испытывают дефицит общения с живыми объектами, часто лишены возможности проводить наблюдения за растениями и животными в домашних условиях. Занятия в УЖП приучают школьников к самостоятельности, способствуют повышению ответственности за выполнение практического задания. В процессе длительных наблюдений за живыми объектами у детей накапливаются устойчивые знания о росте и развитии живых организмов, о взаимосвязи их с окружающей средой, что способствует пониманию таких биологических наук, как морфология, физиология, экология.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
  • государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 5);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции от 29.12.2014 № 2);
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 24.11.2015 № 81);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • приказ № 613 от 29.06.2017 Министерства образования и науки Российской Федерации «Изменения, которые вносятся в ФГОС СОО, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413»;
  • приказ Министерства образования Московской области от 28.07.2009 № 1705 «О поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов»;
  • приказ министра образования Московской области от 024.03.2017 № 911 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области в 2017-2018 учебном году»;
  • приказ министра образования Московской области от 24.05.2017 № 1597 «Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2017-2018 учебный год».

Цель программы: формирование у детей экоцентрического мировоззрения и осознанного гуманного отношения к объектам живой природы.

Задачи программы:                                                                                                                                                                                                                             -  формирование знаний о внешнем строении, жизнедеятельности и экологии растений и животных – обитателей УЖП.                                             -  формирование умений и навыков обращения с живыми объектами.                                                                                                                                   -  обучение правилам ТБ и ОТ при работе с животными и растениями УЖП.

Планируемые результаты:

Программа дает возможность достичь следующих личностных результатов:

•усвоение гуманистических и традиционных ценностей; воспитание чувства ответственности;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты обучения:

 Обучающиеся должны уметь:

  • классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни;
  • применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
  • работать с дополнительными источниками информации и использовать для поиска информации возможности Интернета;

Предметными результатами освоения программы:

Обучающиеся должны знать:

  • эволюционный путь развития растительного и животного мира;
  • историю изучения животных;
  • систематику животного мира;
  • особенности питания, режима дня, размножения, содержания объектов живой природы.
  • представителей уголка живой природы и определять их по внешним признакам, соотносить их с систематической принадлежностью.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять сходства и различия между растительным и животным организмом;
  • объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.
  • правильно ухаживать за растениями и животными.
  • грамотно благоустраивать место обитания домашних питомцев.
  • проводить простейшие опыты и эксперименты.
  • соблюдать правила обращения с объектами природы.

Содержание программы

Введение (1 час)

Знакомство с растениями и животными уголка живой природы (УЖП). Инструктаж по технике безопасности и охране труда в УЖП. Ознакомления с требованиями содержания животных (ветеринарными и санитарно-гигиеническими).

  1. Флора уголка живой природы (11 часов)

Знакомство с экологическими группами комнатных растений по отношению к воде (гидатофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты). Группы растений по отношению к свету (гелиофиты, сциофиты, факультативные гелиофиты). Определение растений. Систематизация комнатных растений. Работа со справочной литературой.  Изготовление этикеток.                                                             Правила ухода за комнатными растениями. Способы и период размножения.

Цветоводство как хобби.

Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений».

Практ. работа «Изготовление этикеток».

Практ. работа «Уход за комнатными растениями».

Практ. работа «Размножение комнатных растений».

2.  Фауна аквамира (6 часов)

Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов.

Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума. Аквариумные принадлежности.

Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея. Особенности строения и жизнедеятельности водных растений.

Рыбы: морфология, анатомия и физиология аквариумных рыб, особенности содержания, профилактика заболеваний. Поведение аквариумных рыб, выработка условных рефлексов. Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании. Биология моллюсков. Систематика и экология водных моллюсков.

Практ. работа «Уход за аквариумом».

 

  1. Наземные моллюски – ахатины (3 часа)

Морфология и анатомия ахатин. История происхождения видов ахатин. Историческая родина улиток.  Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин. Экология моллюсков.

Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин».

  1. Амфибии в уголке живой природы (3 часа)

Шпорцевая лягушка – объект биологии. История происхождения вида. Систематическое положение шпорцевой лягушки.  Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек. Экологические особенности водных амфибий.

Практ. работа «Смена воды в  акватеррариуме и кормление лягушек».

  1. Представители рептилий (3 часа)

Красноухая черепаха – наземно-водное животное. История происхождения вида. Систематическое положение рептилий. Особенности содержания водных черепах. Морфология, анатомия, физиология и экология красноухой черепахи.

Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах».

  1. Экскурсии (6 часов)

Экскурсия «Аквамир» (в Москвариум на ВДНХ / в Морской аквариум на Чистых прудах).

Экскурсия «Мир растений» (в Аптекарский огород Ботанического сада МГУ).

Заключение (1 час)

Подведение итогов.

Тематическое планирование  

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные

работы

1.

Введение

1

2.

Флора уголка живой природы

11

4

3.

Фауна аквамира

6

1

4.

Наземные моллюски – ахатины

3

1

5.

Амфибии в уголке живой природы

3

1

6.

Представители рептилий

3

1

7.

Экскурсии

6

8.

Заключение

1

Итого:

34

 8

Календарно-тематическое планирование в 7Б классе

№ п/п

Раздел, тема занятия

Срок прохождения

Примечание

По плану

фактически

Введение (1час)

1.

Знакомство с Уголком живой природы. Инструктаж по ТБ и ОТ.

05.09.

  1. Флора уголка живой природы (11 часов)

2.

Растения как объекты биологии.

12.09.

3.

Систематика растений.  Определение растений кабинета биологии.

19.09

4.

Экологические группы растений по отношению к воде.

26.09.

5.

Экологические группы растений по отношению к свету.

03.10.

6.

Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений».

10.10.

7.

Практ. работа «Изготовление этикеток».

17.10.

8.

Правила ухода за комнатными растениями.

24.10.

9.

Практ. работа «Уход за комнатными растениями».

07.11.

10.

Способы и период размножения.  

14.11.

11.

Практ. работа «Размножение комнатных растений».

21.11.

12.

Цветоводство как хобби.

28.11.

  1. Фауна аквамира (6 часов)

 

13.

Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов.

05.12.

14.

Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума.

12.12.

15.

Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея.

19.12.

16.

Аквариумные рыбы, их биологические и экологические особенности.

26.12.

17.

Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании.

09.01.

18.

Практ. работа «Уход за аквариумом».

16.01.

  1. Наземные моллюски – ахатины (3 часа)

19.

Морфология, анатомия и размножение ахатин.

23.01.

20.

Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин.

30.01.

21.

Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин».

06.02.

  1. Амфибии в уголке живой природы (3 часа)

22.

Шпорцевая лягушка – объект биологии.

13.02.

23

Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек.

20.02.

24.

Практ. работа «Смена воды в  акватеррариуме и кормление лягушек».

27.02.

  1. Представители рептилий (3 часа)

25.

Красноухая черепаха – наземно-водное животное.

06.03.

26.

Особенности содержания водных черепах.

13.03.

27.

Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах».

20.03.

  1. Экскурсии (6 часов)

28-30

Экскурсия «Аквамир».

03.04.-24.04.

31-33

Экскурсия «Мир растений».

08.05.-22.05.

Заключение (1 час)

34.

Подведение итогов работы объединения.

29.05.

Календарно-тематическое планирование в 7В классе

№ п/п

Раздел, тема занятия

Срок прохождения

Примечание

По плану

фактически

Введение (1час)

1.

Знакомство с Уголком живой природы. Инструктаж по ТБ и ОТ.

08.09.

  1. Флора уголка живой природы (11 часов)

2.

Растения как объекты биологии.

15.09.

3.

Систематика растений.  Определение растений кабинета биологии.

22.09

4.

Экологические группы растений по отношению к воде.

29.09.

5.

Экологические группы растений по отношению к свету.

06.10.

6.

Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений».

13.10.

7.

Практ. работа «Изготовление этикеток».

20.10.

8.

Правила ухода за комнатными растениями.

27.10.

9.

Практ. работа «Уход за комнатными растениями».

10.11.

10.

Способы и период размножения.  

17.11.

11.

Практ. работа «Размножение комнатных растений».

24.11.

12.

Цветоводство как хобби.

01.12.

  1. Фауна аквамира (6 часов)

 

13.

Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов.

08.12.

14.

Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума.

15.12.

15.

Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея.

22.12.

16.

Аквариумные рыбы, их биологические и экологические особенности.

29.12.

17.

Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании.

12.01.

18.

Практ. работа «Уход за аквариумом».

19.01.

  1. Наземные моллюски – ахатины (3 часа)

19.

Морфология, анатомия и размножение ахатин.

26.01.

20.

Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин.

02.02.

21.

Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин».

09.02.

  1. Амфибии в уголке живой природы (3 часа)

22.

Шпорцевая лягушка – объект биологии.

16.02.

23

Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек.

02.03.

24.

Практ. работа «Смена воды в  акватеррариуме и кормление лягушек».

16.03.

  1. Представители рептилий (3 часа)

25.

Красноухая черепаха – наземно-водное животное.

23.03.

26.

Особенности содержания водных черепах.

06.04.

27.

Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах».

13.04.

  1. Экскурсии (6 часов)

28-30

Экскурсия «Аквамир».

20.04.-27.04.

31-33

Экскурсия «Мир растений».

04.05.-18.05.

Заключение (1 час)

34.

Подведение итогов работы объединения.

25.05.

Календарно-тематическое планирование в 7Г классе

№ п/п

Раздел, тема занятия

Срок прохождения

Примечание

По плану

фактически

Введение (1час)

1.

Знакомство с Уголком живой природы. Инструктаж по ТБ и ОТ.

02.09.

  1. Флора уголка живой природы (11 часов)

2.

Растения как объекты биологии.

09.09.

3.

Систематика растений.  Определение растений кабинета биологии.

16.09

4.

Экологические группы растений по отношению к воде.

23.09.

5.

Экологические группы растений по отношению к свету.

30.09.

6.

Практ. работа «Определение и систематизация комнатных растений».

07.10.

7.

Практ. работа «Изготовление этикеток».

14.10.

8.

Правила ухода за комнатными растениями.

21.10.

9.

Практ. работа «Уход за комнатными растениями».

11.11.

10.

Способы и период размножения.  

18.11.

11.

Практ. работа «Размножение комнатных растений».

25.11.

12.

Цветоводство как хобби.

02.12.

  1. Фауна аквамира (6 часов)

 

13.

Вода как среда жизни. Физико-химические свойства воды. Особенности гидробионтов.

09.12.

14.

Аквариум – искусственная экосистема. Особенности устройства аквариума.

16.12.

15.

Водные растения: яванский мох, анубиас, ряска элодея.

23.12.

16.

Аквариумные рыбы, их биологические и экологические особенности.

13.01

17.

Моллюски – обитатели воды: ампулярии, катушки, мелании.

20.01.

18.

Практ. работа «Уход за аквариумом».

27.01.

  1. Наземные моллюски – ахатины (3 часа)

19.

Морфология, анатомия и размножение ахатин.

03.02.

20.

Особенности обустройства террариума, микроклимат, корма для ахатин.

10.02.

21.

Практ. работа «Уборка террариума и кормление ахатин».

17.02.

  1. Амфибии в уголке живой природы (3 часа)

22.

Шпорцевая лягушка – объект биологии.

24.02.

23

Особенности морфологии, анатомии и физиологии шпорцевых лягушек.

03.03.

24.

Практ. работа «Смена воды в  акватеррариуме и кормление лягушек».

10.03.

  1. Представители рептилий (3 часа)

25.

Красноухая черепаха – наземно-водное животное.

17.03.

26.

Особенности содержания водных черепах.

14.04.

27.

Практ. работа «Уборка акватеррариумов и кормление черепах».

21.04.

  1. Экскурсии (6 часов)

28-30

Экскурсия «Аквамир».

28.04.-05.05.

31-33

Экскурсия «Мир растений».

12.05.-19.05.

Заключение (1 час)

34.

Подведение итогов работы объединения.

26.05.

Материально-техническое обеспечение для реализации программы

               Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования. Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты: живые (моллюски (ахатины, ампулярии), аквариумные рыбы, земноводные (шпорцевые лягушки), пресмыкающиеся (красноухие черепахи) и препарированные  животные, их части, органы, микропрепараты, скелеты и их части, коллекции);

- приборы и лабораторное оборудование (микроскопы и лупы);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- техничские средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер).

Список литературы для учителя:

  1. Васильев А.Е., Воронин Н.С., Еленевский А.Г. и др. Ботаника: Морфология и анатомия растений. – М.: Просвещение, 1988.
  2. Лотов Л.И. Морфология и анатомия растений. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  3. Маевский П.Ф. Определитель сосудистых растений средней полосы Европейской части СССР. – М.-Л., 1964.
  4. Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Рейвн П., Эверт Р., Айхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

Список литературы для обучающихся:

  1. Бобров Е.Г. Линней. Его жизнь и труды. – Л.: Изд-во АН СССР, 1957.
  2. Жизнь растений: В 6-ти т. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Маевский П.Ф. Определитель сосудистых растений средней полосы Европейской части СССР. – М.-Л., 1964.
  4. Новиков В.С., Губанов И.А. Дикорастущие растения. Популярный атлас-определитель. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Растительный мир Земли: В 2-х т. /Под ред. Ф. Футарека. – М.: Мир, 1990.
  6. Рейвн П., Эверт Р., Айхорн С. Современная ботаника. В 2-х т. Пер. с англ. – М.: Мир, 1990.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы "Тайны живой природы"

Прграмма "Тайны живой природы" предназначена для обучающихся 9, 10 класса.Филосовская идея, реализуемая в современной школе - свободное, разнесторонне развитие личности ребёнка средствами обучения и в...

рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс

 Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...

Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой

Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...

Программа кружка "Живая природа"

Количество часов: 68Образовательная область: биологияВозрастная группа: 9 классВажнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся.Экзамен по биологии - ...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...