Конспект занятия по теме "Уголок живой природы"
план-конспект на тему

Шухлина Людмила Александровна

конспект занятия "Уголок живой природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_ugolok_zhivoy_prirody.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества г. Новотроицка» Оренбургской области

         УГОЛОК  ЖИВОЙ ПРИРОДЫ И

                   ЕГО ОБИТАТЕЛИ

                                                         Методическая разработка занятия

                                                                  педагога дополнительного образования

                                                                    МАУ ДО «ЦРТДЮ»

                                                                    Шухлиной Людмилы Александровны

                                                                   

 

г. Новотроицк ,2016г

УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

ЦЕЛЬ:  

Познакомить детей с понятием «уголок живой природы» и его               обитателями.

Расширить экологические знания детей.

ЗАДАЧИ:

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- расширить знания детей, обогатить словарный запас детей по данной теме;

- сформировать у детей понятия: уголок живой природы, его значение для    

 человека, обитатели уголка живой природы, создание оптимальных условий для их обитания;

- ознакомить детей с биологическими особенностями обитателей уголка живой природы и правилами безопасного обращения с ними;

- научить правильно и последовательно излагать свои мысли;

2. РАЗВИВАЮЩИЕ:

 - развивать творческое воображение, образное восприятие и логическое мышление;

 - развивать эстетические чувства и экологическое сознание у детей;

 - развивать способность правильно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

 3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

 - воспитывать экологическую культуру у учащихся

  - воспитание добросовестного, ответственного и бережного отношения к природе, к тем, кого приручили;

  - воспитание гражданской позиции – готовности придти на помощь, не быть  равнодушным;

МЕТОДЫ:         

 - рассказ с элементами беседы;

 - различные задания;

 - игра;

 - демонстрация фото и видеоматериала;

ОБОРУДОВАНИЕ:

 - фото и видеоматериал об обитателях уголка живой природы на РГСЮН;

 - иллюстрации с изображением питомцев;

 - энциклопедия для детей «Обитатели уголка живой природы»;

 - карточки с заданиями;

 - «Животные у нас дома», В.Гусев, Москва «Экология» 2002 г;

  - «Мои любимцы» перевод с английского С. Ильина, «АСТ-ПРЕСС» 2005г.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Вступительная часть (организационный момент)
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть (подведение итогов)
  1.  ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 1. Педагог предлагает детям самим определить тему занятия следующим образом: загадывает детям загадки о животных, тот кто отгадывает, находит иллюстрацию этого обитателя на столе педагога и размещает ее на доску.

Отгадав все загадки, дети обобщают названных животных и называют тему занятия.

ЗАГАДКИ:

   Я запасливый зверек,                               Не мышь, не птица

   В сумке за щекою                                     В лесу резвится,

   Я таскаю зерна                                          На деревьях живет,

   В свою кладовую.                                     И орешки грызет.

    (хомяк)                                                      (белка)

  Не портной,                                                У родителей и деток

  А всегда с иголками ходит.                       Вся одежда из монеток.  

   (еж)                                                              (рыбы)

  Под полом, под полом                               Живет спокойно, не спешит,

  Шевелит хвостом.                                      На всякий случай носит щит.

  В щели глядится,                                        Под ним, не зная страха,

  Вылезти боится.                                          Гуляет….

  (мышь)                                                          (черепаха)

  Скачет зверушка,                                        И в море не купаются,

  Не рот, а ловушка.                                      И нет у них щетинки.

  Попадут в ловушку                                     Но все же называются

  И комар, и мушка.                                       Они….

  (лягушка)                                                      (морские свинки)

  Это что за дом такой

  До краев залит водой.

  (аквариум)

Дети с помощью педагога обозначают тему занятия «Уголок живой природы и его обитатели».

Живой уголок – островок природы в  помещении (в квартире, в школе,

в детском саду)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Педагог рассказывает о значении уголка живой природы для человека:

 - Живой уголок в квартире или учебном заведении приближает человека к природе;

  - Наблюдение и общение с живыми существами дарит людям радость;

 - Заполняет досуг детей, обогощает знаниями, спасает от пагубного влияния улицы, способствует утверждению личности в собственных глазах и среди окружающих;

 - Увлечение комнатными животными для многих оказывается мощным лечебно – терапевтическим фактором (медицина приводит данные о благотворном воздействии домашних питомцев на пациентов, страдающих сердечно – сосудистыми заболнваниями.

Из 53 пациентов, перенесших инфаркт и имевших домашнего любимца, через год были живы 50 человек.Видимо тепло взаимной привязанности обеспечивало оптимальный душевный комфорт и нейтрализовало стрессовые ситуации, особенно опасные для сердечников.

 - Многим любителям детское увлечение содержанием животных помогает найти свое призвание в жизни;

 - Да и сами животные на попечении человека живут примерно в 5 раз дольше, чем в природе. Клетка для животных отнюдь не заточение в неволе. Мало того, многие обитатели выпущенные «на волю», стараются вернуться к своему хозяину.

2. Педагог  рассказывает об основных обитателях уголка живой природы,

и необходимости создания для них определенных условий содержания (общее знакомство).

3. Демонстрация видеоматериала о содержании животных на РГСЮН.

4. Педагог уточняет у кого из присутствующих детей имеется домашний питомец.

5. Рассказы детей о своих любимцах, интересные и занимательные истории из жизни «братьев меньших», наблюдаемые детьми (по желанию).

6. ИГРА.

Дети встают в круг. Преподаватель называет обитателей уголка живой природы.

 Если это птица – дети поднимают руки вверх, зверь – руки вперед, рыба –

приседают.

7. Детям раздается задание – карточка с пословицей, в которой перепутаны слоги.

Педагог предлагает переставит в словах слоги и озвучить пословицу.

ЫМ В ВЕОТТЕ АЗ ХЕТ, ГОКО РУПРИЛИЧИ

(МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ)

8. «КТО ЛИШНИЙ»

Педагог называет несколько обитателей живого уголка, а дети должны назвать кто из них лишний и объяснить почему:

- МОРСКАЯ СВИНКА, ХОМЯК, ПОПУГАЙ (птица)

- ЧЕРЕПАХА, КАНАРЕЙКА, ПОПУГАЙ (пресмыкающее)

- МЕЧЕНОСЦЫ, ГУППИ, НЕОНЫ (все рыбы)

- КРОЛИК, ШПОРЦЕВЫЕ ЛЯГУШКИ, ТРИОНИКС (обитает на суше)  

9. «НАЙДИ ПАРУ»

 Детям раздаются карточки с заданием: в одном столбце написаны обитатели уголка живой природы, а в другом – слова, описывающие животного.

 Надо стрелочками соединить  подходящие друг другу слова.

           ДАРЮХВОСТЫ                                ЯЩЕРИЦА

           ПОВТОРЮШКА                               ПОПУГАЙ

           КОЛЮЧКА                                        ЕЖ

           СКОЧКИНАКОЧКУ                         ЛЯГУШКА

           ДАЙОРЕШКА                                   БЕЛКА

           ПАНЦИРКА                                      ЧЕРЕПАХА

           ЗАЩЕКОЙВСЕХРАНЮ                  ХОМЯК      

   

10. ВОПРОСЫ НА СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ПАМЯТЬ:

 - Кто помог героям сказки «Гуси – лебеди» убежать от бабы Яги

        (мышь)

- Кто хранил золотой ключ в сказке «Приключения Буратино»

       (черепаха)

 - Кто был подругой старухи Шапокляк

       (крыса Лариса)

 - Кому принадлежит имя Серая Звездочка

       (жабе)

11. «НАЙДИ МЕНЯ»

 Детям раздаются картинки, где изображены спрятанные обитатели живого уголка.

 Необходимо их найти. (картинка прилагается)

12. Детям предлагается самим нарисовать полюбившегося им питомца.

13.Педагог предлагает разгадать детям кроссворд по данной теме.

Шаблон кроссворда рисуется на доске, ответ вписывает тот ребенок, который  правильно ответил на вопрос.

П

И

Т

О

М

Ц

Ы

      - Каких обитателей уголка живой природы называют «пернатыми обезьянками»

   (попугаи)

- Кто из обитателей живого уголка является родственником зайцам

   (кролик)

- Это бойцовые рыбки, их сравнивают с петухами, но не внешне, а т. к. между ними

  устраивают бои.

   (рыбка петушок)

- Это экзотический обитатель террариума по имени Коа являлся другом и защитником

   Маугли

   (питон)

- Сирийский, джунгарский, дикий. О ком идет речь.

   (хомяк)

- А эти питомцы имеют сухую, покрытую чешуйками кожу. Бывают разновидности:

   геккон, желтопузик, агама, зеленая. Кто они.

   (ящерицы)

- Кто считается самым разумным из грызунов в живом уголке.

  (крыса)

Если кроссворд разгадан верно, то в выделенном столбце должно получиться слово «ПИТОМЦЫ»

14. КРЕСС - КРОСС.

Детям раздаются карточки , в которых надо выделить 15 слов, связанные с уголком живой природы и его обитателями.

 М Е Ч Е Н О С Ц Ы Ю Э Ю             1. МЕЧЕНОСЦЫ          9. ЗМЕИ

  Ь Ъ Ч Е Р Е  П А Х  А Р  Б               2. ЧЕРЕПАХА             10. ЁЖ

 К Р Ы С А Х О Р Ё  К  Ю Е              3. КРЫСА, ХОРЁК      11. ЖАБА

 З Ё М ЫШ И П УЮ Ь Х  Л              4. МЫШИ                     12. ПОПУГАЙ

 МЖ И В О Й У Г О Л О  К               5. ЖИВОЙ УГОЛОК   13. ХОМЯК

 Е А Ь Ю Я Я Г У Р  А М И               6. ГУРАМИ                   14. БЕЛКИ

 И Б Р Ы Б  К А Э Ю Э Я Ю              7. РЫБКА                      (по вертикали)

 К А Н А Р  Е Й К А Ъ К  Ъ               8. КАНАРЕЙКА                                                                                                                                                  

                                                                            (по горизонтали)

15. РЕКОМЕНДАЦИИ ЛЮБИТЕЛЯМ ЖИВОТНЫХ:

 - Руководствоваться принципом « Лучше меньше, да лучше»;

 - Важно учитывать возраст ребенка, его личные вкусы и интересы, особенности  здоровья и характера;

- Приобретая домашнего питомца, необходимо понимать, что с этого момента ты в ответе за него, его жизнь;

 - Прежде чем заводить питомца, договорись с родителями. Тебе понадобится их помощь;

 - Необходимо продумать такие моменты, как временные, пространственные и  материальные возможности самого любителя;

- Заводите питомца только в том случае,  если вы имеете возможность уделять ему достаточно внимания, времени, сил, терпения, а главное, любви и специальных знаний.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1.Подведение итогов  прошедшего занятия

   - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии;

   - Какие полезные рекомендации вы используете в своем живом уголке;

2. Проверка приобретенных  знаний.

Детям предлагается устный диктант. Педагог зачитывает фразу. Ребята, если с ней согласны, то кивают головой, если не согласны, то машут головой в разные стороны.

   - Живой уголок совсем не нужен людям

   + Увлечение животными заполняет досуг детей

   + Забота о подопечном питомце развивает чувство ответственности

   + Уход за животными развивает в человеке доброту и выдержку

   - Детское увлечение животными совсем не помогает найти свое призвание в жизни

   +Живой уголок в квартире позволяет приблизить современного человека к природе

   - Уголок живой природы не помогает человеку узнать мир животных

   - Совсем не надо тратить своё свободное время, силы и средства на возню с  живностью

   + Прежде, чем приобретать питомца, выясни о его содержании как можно больше

   - Содержание животных в неволе делает их несчастными

   + Обитатели уголка живой природы живут в 5 раз дольше, чем в природе

   - Приобретая домашнего питомца, люди совсем не несут за это ответственности

ЛИТЕРАТУРА:

  1. А.А. Плешаков «Зеленые страницы»; М. Просвещение 2000 г.
  2. Энциклопедия для детей «Обитатели уголка живой природы»; М.«РОСМЭН»2001г
  3. Т.И. Тарабанина, Е.И. Соколова «И учеба, и игра: природоведение»;

       М. Просвещение 2002 г.

  1. Г.В. Буковская «Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников» М. Владос 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Мастерскую Природы"

Методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с природным материалом, на развитие интереса к природе....

Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)

Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии  применяются несколько приёмов рисования: примакиван...

Конспект занятия на тему: «Мир природы. Сказки про краски»

Данное тематическое занятие «Сказка про краски» - самое первое из блока «Мир природы», вводное в программу  .  Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения. На занятии  применяются...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...

Открытое занятие " Растения- часть живой природы"

Открытое занятие "  Растения- часть живой природы" Цель занятия- воспитание экологической культуры , воспитание любви к живой приироде.  Дать знания о растениях- деревьях, кустарниках,...

Конспект занятия по теме: «Живи, Земля».

Воспитание интереса и уважения к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности...