Тема урока: Среды обитания живых организмов.
рабочая программа по биологии на тему

Усманова Резида Гумаровна

Сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredy_obitaniya.docx35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Урок современного типа

Универсальные

учебные действия

Действия учителя

Действия учащихся

  1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты) - переход обучающегося из жизнедеятельности в учебную деятельность.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Встали ровно, повернулись и улыбнулись друг другу.

Предлагает прочитать ученице заранее выданное стихотворение.

Ребята, о чём это стихотворение?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

Ученица наизусть читает заранее выданное учителем стихотворение.

У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.

Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.

Личностные УУД: 

-умение соблюдать дисциплину на уроке,

-уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные УУД: 

-сотрудничество с учителем,

-умение воспринимать информацию на слух,

-отвечать на вопросы учителя.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (5-7  минут).

Какие царства живой природы вам известны и сколько их?

Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…

Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.

- Что за свойства отличают живые организмы  от других , неживых тел?

( возьмем  на столах листочки , подпишем  их и письменно ответим на этот вопрос)

теперь обменяемся листочками с соседом по плечу и устроим взаимопроверку

А теперь перейдем к изучению нового материала. Внимательно посмотрим на экран. Какие среды обитания живых организмов вам известны?

А какие свойства характерны для каждой из этих сред?

Ответы учащихся:

Ответы появляются на экране:

дыхание

размножение,

раздражимостью,

питание

выделение

рост и развитие

обмен веществ.

Учащиеся затрудняются ответить на последние вопросы.

Регулятивные УУД: 

-контроль знаний,

-формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,

-определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

-формирование умения слушать и понимать речь других учеников.

  1. Выявление места и причины затруднения (3-4 минуты).

– Как вы думаете, какие цели  мы должны поставить  сегодня на уроке?

Что нам предстоит сегодня узнать?

С чем познакомиться?

- Сформировать представления о среде обитания, необходимой для жизни организмов, о разнообразии сред.

Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить черты приспособленности организмов к жизни в них.

А сейчас поработаем в парах. Перед вами лежат карточки с названиями живых организмов. Подумайте, почему эти организмы оказались в одной группе.

АИСТ, ТИГР, СТРЕКОЗА, ЗМЕЯ  окружает воздух

КИТ, КАРАСЬ, ПИЯВКА, ВОДОРОСЛИ  окружает вода (живут в воде)

КРОТ, КОРНИ РАСТЕНИЙ, ЛИЧИНКА ЖУКА, ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ  живут в почве (окружает почва)

ВИРУСЫ, БАКТЕРИИ – ПАРАЗИТЫ, ЧЕРВИ, ВШИ, БЛОХИ  живут внутри другого организма.

-Постановка задач урока самими учащимися. 

-Узнать, что такое среда обитания организмов;

-Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания организмов;

-Найти отличия между условиями жизни в разных средах и определить  черты приспособленности организмов к жизни в них;

-Конкретизировать знания о различных средах обитания организмов;

Работают с текстом и рисунками учебника (учебник стр.19), анализируют предстоящую деятельность. Принимают участие в диалоге с учителем.

Разбиваются на пары и работают с карточками, раскрывают полученные знания (понятия).

Регулятивные УУД:

-умение организовать выполнение заданий учителя,

-умение делать выводы по результатам работы. 

Коммуникативные УУД:

-умение воспринимать информацию на слух,

-умение отвечать на вопросы учителя,

-умение работать в группах.

  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) (4-6 минут.

Формулирует задания для учеников.

Высказывают предположения на поставленные вопросы и предлагают свои версии выхода из затруднения – ознакомиться с текстом учебника и заполнить таблицу по факторам среды и их свойствам.

Познавательные УУД:

-умение увидеть проблему с разных точек зрения и предложить нестандартные способы для ее решения.

Коммуникативные УУД:

-сотрудничество с учителем,

-отвечать на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (план выполнения проекта).

-умение планировать собственную деятельность и в том случае, когда цель поставлена им самим.

  1. Реализация построенного проекта (5-8 минут).

Организует работу в группах по заполнению таблицы:

Организует физкультминутку:

Руки тянем в потолок,

Будто к солнышку цветок.

(потягивание, руки вверх)

Мы попрыгаем немного.

(прыжки на месте)

И пройдемся по дороге.

(ходьба на месте)

За столы садимся дружно-

Нам теперь учиться нужно.

(дети садятся за парты)

- 

Учащиеся заполняют схему, обсуждая характеристики в группах

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕД

Факторы среды

Водная

почвенная

Наземно-воздушная

Другой организм

Количество воздуха

Количество света

Количество влаги

Интенсивность изменения температуры

-Проверка таблицы и обсуждение параметров.

-Приспособленность животных и растений к наземно-воздушной среде обитания. Обобщаются ответы учеников, устно оформляется вывод о приспособлениях к различным средам обитания жизни.

-Приспособления к жизни в водной среде

-Приспособления к жизни в почвенной среде

-Обитатели почвенной среды

Земноводные – организмы, живущие в наземно-воздушной и водной среде.

Обратить внимание на организмы, обитающие в двух и более средах: бактерии, лягушки, мыши.

Работают в группах по 4 человека, выполняют задание по заполнению таблицы. 

Высказывают предположения на поставленные вопросы.

 Раскрывают полученные знания (понятия).

Результаты представляют виде таблицы, работа в группах по 4 человека.

Делают вывод о том, что все среды взаимосвязаны, записывают в тетрадях определения.

Познавательные УУД: 

-умение структурировать учебный материал,

-выделять в нем главное, 

-умение осуществлять мыслительные операции, самостоятельно достраивая и восполняя  недостающие компоненты,

-анализ, сравнение,

-обобщение, аналогия;

– подведение под понятие.

Коммуникативные УУД:

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

Регулятивные УУД:

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

 (4-5 минут).

Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу.

А сейчас я приглашаю вас в «Картинную галерею», отгадайте, кто изображен на фото и определите среду его обитания.

Фиксируют свои результаты.

Дети называют животное и его среду обитания.

Познавательные УУД:

-анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций;

– разрешение конфликтов;

 – контроль;

– коррекция;

–оценка.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5-7 минут).

Предлагает выполнить тест по теме урока.

Учащиеся выполняют тест.

Выполняют взаимопроверку теста по эталону. Озвучивают результаты

Анализируют результаты теста и знания,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   полученные на уроке, выбирают необходимые сведения и группируют их.

Регулятивные УУД:

-умение принимать и сохранять учебную задачу,

- умение реализовать эту способность  при выполнении самостоятельных работ, заданий поискового и исследовательского характера.

8. Включение в систему знаний и повторение (4-5 минут).

Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней.

Проблема - выяснить приспособления живых организмов к средам обитания.

Учитель: Друзья, мы выяснили, что условия обитания влияют на внешний вид, внутреннее строение и поведение живых организмов.

Я предлагаю вам выполнить следующее задание: Найдите в предложенном тексте

(или тексте $4 учебника) примеры приспособлений живых организмов к средам обитания (по 1-2 примера) и занесите их в свою схему. Можете предложить свои примеры.

Учащиеся находят нужную информацию и заносят её в свои схемы в тетрадях.

Примеры детских ответов: крылья для полёта у аиста, сильные ноги для бега у страуса (передвижение в наземно-воздушной среде); жабры для дыхания у рыб, ласты для плавания у моржа (дыхание и передвижение в водной среде); тело покрыто слизью и щетинками для передвижения у дождевого червя (передвижение в почве).

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно вносит коррективы в свои действия на основе оценки и учета характера ошибок.

Познавательные УУД:

-умение осознанно и произвольно строит сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

-умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке - итог урока

(2-3 минуты).

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Творческое задание: придумать и нарисовать фантастическое животное, которое может обитать во всех средах жизни. Подумать, как оно приспособилось к условиям обитания? Составить мини-рассказ.

Оценивают работу на уроке всего класса. Выбирают уровень домашнего задания, записывают в дневник.

Высказывание  учащихся:

Сегодня урок :

лёгкий – трудный

интересный – скучный

полезный – ненужный

Я ученик:

старательный – ленивый

 внимательный – невнимательный

урок усвоил – не усвоил

Оценивают свое самочувствие  на уроке – очень понравилось, не очень понравилось, что хотелось бы изменить, что ближе по настроению.

Личностные:

- осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части природы.

Регулятивные: 

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: 

-перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Тема урока: Среды обитания живых организмов.

 Тип урока: урок «открытия» нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Методы: словесный, наглядный, проблемного обучения, моделирования.

Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии живых организмов. С помощью проблемных вопросов повышать интерес к учебно-познавательной деятельности.

Развивающие: учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи развивать воображение учащихся; развивать поисково-информационные умения, развивать мышление через совершенствование умений анализировать, обобщать; формировать умение работать в группе.

Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; развивать убеждения в необходимости бережного отношения к природе, воспитывать у школьников положительные личностные качества, любовь к природе, умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность,

Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности.

Учебные задачи:

1. Познакомить учащихся с понятием среда обитания, с различными средами обитания организмов.

2. Выявить особенности каждой среды обитания.

3. Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

4. Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Планируемые образовательные результаты: 

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Оборудование к уроку:

1. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация “Среды обитания живых организмов”.

2. Учебник:  Пасечник, В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл. : учебник  / В.В.Пасечник. - М. : Дрофа, 2014

3. Раздаточный материал для работы в парах.

4. Индивидуальные карточки (с текстом, тестовые).

5. Таблицы с изображением различных видов природы, животных и человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Технологическая карта урока "Среда обитания живых организмов"

Урок в 5 классе по теме "Среда обитания живых организмов" по программе Н.И. Сонина. ...

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс» За...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»...