ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»
план-конспект урока (9 класс) на тему

Панкова Елена Николаевна

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

 

Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс»

 

Задачи:

 

Образовательные:

сформировать представление о целостности географической оболочки

объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО

познакомить с понятиями среда обитания

выявить экологические факторы

познакомить с видами экологических факторов, их влиянием на живые организмы

 

Воспитательная:

формировать экологическое мировоззрение учащихся

 

Развивающая:

создать условия для развития биолого-географического мышления, формирование познавательного интереса

 

Тип урока: урок освоения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_2014.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс»

Задачи:

Образовательные:

сформировать представление о целостности географической оболочки

объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО

познакомить с понятиями среда обитания

выявить экологические факторы

познакомить с видами экологических факторов, их влиянием на живые организмы

Воспитательная:

формировать экологическое мировоззрение учащихся

Развивающая:

создать условия для развития биолого-географического мышления, формирование познавательного интереса

Тип урока: урок освоения нового материала

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, раздаточный гербарный материал, дидактические карточки к уроку, игра «Лабиринт».

Ход урока

Фронтальный опрос:

Какие оболочки Земли вы изучили в этом учебном году?

Что означают понятие: Литосфера, Атмосфера, Гидросфера, Биосфера?

Какие вещества составляют основу этих оболочек Земли? (Литосфера — твердое вещество, атмосфера — газообразное вещество, гидросфера — жидкое вещество, биосфера — органическое вещество).

Как вы думаете, могут ли вещества одной оболочки проникать в другую оболочку Земли? (да)

Задание: Приведите примеры взаимодействия веществ в оболочках Земли (учащимся раздаются карточки с таблицами, которые им необходимо заполнить).

1 ряд

Оболочки        

Воздействие на Литосферу

Атмосфера        

Воздух проникает в почву, горные породы позволяет развиваться корневой системе растений, живым организмам.

Гидросфера        

Вода проникает в почву, горные породы способствует развитию растений, размывает рыхлые породы, образуя овраги, подмывает и расширяет берега рек, растворяет и вымывает растворимые горные породы  из недр земли, образуя пещеры.

Биосфера        

Растения укрепляют почву корневой системой, повышают плодородие почвы, разрушают горные породы, участвуя в процессе выветривания, создают органические полезные ископаемые.

2 ряд

Оболочки        

Воздействие на Атмосферу

Литосфера        

Пыль, частицы почвы попадают в воздух, влияя на прозрачность, что в свою очередь влияет на нагревание воздуха. Вокруг пылевых частиц сгущаются водяные пары, образуются облака.

Гидросфера        

Испарение воды способствует увеличению влажности воздуха. Влияет на образование природных зон, особенностей климата.

Биосфера        

Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород в процессе фотосинтеза.  Растения  очищают воздух от пыли.

3 ряд

Оболочки        

Воздействие на Гидросферу

Литосфера        

При размывание берегов твердые вещества   попадают в воду, обуславливая  мутность воды  рек, откладываются (аккумулируются) твердые частицы в дельтах рек, образуя острова.

Атмосфера        

Насыщает воду кислородом, способствуют развитию жизни в водной среде.

Биосфера        

Живые организмы очищают воду.

В результате тесного контакта и взаимодействия оболочек сформировалась особая оболочка Земли — географическая оболочка.

Границы географической оболочки. Как определить верхнюю и нижнюю границы?

Обратите внимание на схему 8 стр. 150 учебник физическая география 6 класс

1. Верхний слой Литосферы

 2. Нижний слой Атмосферы

 3. Вся Гидросфера

 4. Вся Биосфера

Задание: Обведите свою руку в тетради. Вспомним, какие пальцы составляю нашу руку: мизинец, безымянный, средний, указательный, большой. Вместе с ладонью они образуют кисть руки. При взаимодействии всех пальцев между собой мы можем выполнять множество операции.

Теперь представьте, что пальцы руки это природные компоненты географической оболочки. Назовите их: горные породы, воздух, вода, почва, растения и животные. При возникновении затруднений в ответе, обратитесь к рис. 90 стр. 150 или к географическому словарю терминов в конце учебника стр. 186.

Они точно так же как наши пальцы взаимодействуют друг с другом, образуя природные комплексы.

Совокупность природных компонентов любой территории составляет целостную систему, она называется природным или географическим комплексом.

Учитель биологии

Каждый из природных комплексов населен живыми организмами и служит местом их обитания. На нашей планете можно выделить несколько основных сред жизни, сильно различающихся по условиям существования. А какие среды обитания знаем мы? водную, наземно-воздушную, почвенную, организменную. А что такое среда обитания? В зависимости от того, в каких средах живут представители разных видов, они испытывают действие разных факторов и вынуждены приспосабливаться к ним.

В тетрадь

 Среда обитания — это часть природы, в которой живет организм.

 Организмы, населяющие водную среду, называются гидробионтами (греч. hydor — вода; biontos — живущий); наземно-воздушную среду — аэробионтами (греч. aer — воздух); почвенную среду — эдафобионтами (греч. edaphos — почва); организменную среду — эндобионтами (греч. endon — внутри).

Описание: http://festival.1september.ru/articles/515724/img1.gif

        

Задание: У нас  изображены следующие животные: крот, кобра, рыба, сайга, сорока, дождевой червь, аскарида, острица, лягушка. Распределите животных по средам обитания.

Как приспосабливаются растения и животные к жизни в определенной среде обитания?

Приспособления к наземно-воздушной среде:

крылья;

конечности для передвижения по твердой поверхности;

шерсть;

перья;

приспособления для экономного расходования влаги;

приспособления для опыления растений.

Приспособления к водной среде обитания:

обтекаемая форма тела

наличие слизи на теле

плавники,

ласты

подкожный слой жира

Приспособления к почвенной среде обитания:

округлая, червеобразная форма тела

способность к изменению толщины тела

роющие конечности

маленькие глаза или вовсе нет органа зрения

Приспособления к паразитизму:

Живые организмы, населяя разную среду обитания, оказывают друг на друга самое разнообразное влияние. Есть наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Эта наука называется экологией. Экология (греч. сл. ойкос — дом, логос — наука, учение)

Экология — это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой

Каждое живое существо тесно связано со своей средой обитания, испытывает ее влияние и в свою очередь на нее воздействует.

Все свойства среды, влиянию которых подвергаются организмы, называют экологическими факторами.

Их можно оценить и измерить.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/515724/img2.gif

Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. Абиотические факторы имеют физико-химическую природу. Биотические факторы — все прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга и среду обитания. В современном мире практически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности. Часто это влияние намного перекрывает действие природных факторов. Поэтому кроме абиотических и биотических, отдельно выделяют и рассматривают антропогенные факторы. К ним относятся всевозможные формы воздействия человека на другие виды и на условия их жизни. Такие воздействия могут специально предусматриваться человеком или выступать как непредвиденные и случайные.

На столах у каждой пары листочки со словами: температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая .

– Из карточек выберите примеры каждому фактору.

(Схема заполняется после правильных ответов учащихся)        

(Записывают в тетрадь)

–  Сегодня на уроке рассмотрим абиотические факторы, а остальные факторы изучим на последующих уроках.

 Какой абиотический фактор является главным и почему?

– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.

1) – Каково значение света для живых организмов? 

Наводящие вопросы:

– Зачем растениям нужен свет? (Для фотосинтеза).
– Что такое фотосинтез? 
(Процесс образования органических веществ).
– Какие сезонные изменения происходят в поведении растении и животных?
– В середине лета у растений начинается созревание плодов и семян; у птиц и млекопитающих начинается осенняя линька; некоторые животные делают на зиму запасы; перелетные птицы собираются в стаи.
– Что же прослужило сигналом к этим изменениям?
– Уменьшение длины светового дня.

2) – Каково значение воды для живых организмов?

Задание: Как приспособились растения и животные к недостатку и избытку влаги?

Учитель:  У растения, о котором пойдёт речь в этой загадке есть подсказка на наш вопрос

На нашем окошке

Поселился ёжик –

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может он без шапки

От  холода ёжится?

Ребята, найдите ответ на загадку в кабинете биологии.

(Кактус)

Находят растение и называют его.

-  Перед вами растение пустынь – кактус (демонстрирует). Мы его поливаем крайне редко, потому что кактус адаптировался к недостатку влаги в условиях пустыни  и может обходиться без воды длительное время. Каким же образом ему это удаётся? Как вы считаете?

(Листья кактусов превращены в колючки, чтобы уменьшить потери воды при испарении, стебель очень толстый, сочный – запас воды.)

Учитель:  Послушайте следующую загадку.

Вырос кустик пышный,

На окне не лишний;

Говорят все о нём,

Что приносит счастье в дом.

(Толстянка)

Находят растение и называют его.

 Ещё одно хорошо знакомое вам растение – толстянка или « деревце счастья». Это растение также может длительное время обходиться без полива. Как приспособилась толстянка к дефициту воды? ( У толстянки сочные листья, покрытые восковым налётом, уменьшающим испарение.

У верблюдов очень густая шерсть, в горбах накапливается большое количество жира. (Особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне и переносить дефицит воды: густая шерсть, а точнее воздух под шерстью изолирует тело от горячей атмосферы; при  расщеплении жира, накапливаемого в горбах, верблюды получают некоторое количество воды.)

Ответы учащихся (используется гербарий):

– У лавра развились кожистые листья;
– У копытня – листья с большой поверхностью испарения;
– У джузгуна – сокращение листовой поверхности;
– У мятлика – эфемерность;
– У кактуса – листья иголки  и т.д.

3) – Каково значение температуры для живых организмов?

 Изображения животных.

– Определите, какие из этих животных теплокровные, а какие холоднокровные?
– Как повлияет на данные организмы понижение температуры
? (Холоднокровные с понижением температуры впадают в спячку, а теплокровные сохраняют двигательную активность).

  • Во время сильных морозов птицы сидят нахохлившись, распустив крылья. (Защита от переохлаждения. Воздух между перьями задерживает отдачу тепла в окружающую среду.)
  • многие лиственные осенью деревья сбрасывают листву. (Приспособление к зимней засухе, выброс ненужных веществ с листьями.)
  • Зимующие тетерева и рябчики зарываются в снег. (Переживание птицами сильных морозов.)
  • У животных, обитающих в холодном климате, выступающие части тела (уши, лапы, хвост) обычно бывают короче. (Уменьшение потери тепла.)

Вывод: Какой абиотический фактор является главным?

– Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.

III. Закрепление. Игра «Лабиринт»

IV.Рефлексия: Завершая урок, мы предлагаем вам выразить свое отношение к данному уроку, выбрав соответствующую карточку.

V. Домашнее задание

Творческое задание: нарисовать экологический знак, призывающий бережно относиться к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...

Тема урока: Среды обитания живых организмов.

Сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах, познакомится с факторами среды, закрепить знания о многообразии ж...

инструктивная карточка к уроку биологии в 5 классе УМК Пасечник изд. Дрофа Среды обитания живых организмов

Показала пошаговый разбор текста учебника Биологии 5 класс УМК Пасечник изд. Дрофа...

Технологическая карта урока "Среда обитания живых организмов"

Урок в 5 классе по теме "Среда обитания живых организмов" по программе Н.И. Сонина. ...

Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»...