Илья Ильич Мечников. Биография.
презентация к уроку по биологии на тему

Томашевская Елена Валентиновна

Материал для секции гимназической научно-практической конференции "В науку шаг за шагом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mechnikov.pptx508.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мечников Илья Ильич (1845 – 1916)

Слайд 2

Биография Илья Ильич Мечников родился 3(15) мая 1845 года в деревне Ивановка, расположенной на Украине, неподалёку от Харькова. Его отец Илья Иванович был офицером войск царской охраны в Санкт-Петербурге, а мать Эмилия была дочерью богатого еврейского публициста и просветителя.

Слайд 3

В 1856 Мечников поступил сразу во 2-й класс харьковской гимназии, которую окончил с золотой медалью. По окончании гимназии Мечников отправился учиться в Германию, но обескураженный холодным приемом со стороны русских студентов и квартирных хозяев, сразу же вернулся в Россию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Из поездки Мечников привез «Происхождение видов» Дарвина — книгу, оказавшую большое влияние на формирование его эволюционно-материалистических взглядов.

Слайд 4

Научная деятельность Четырехлетний университетский курс Мечников прошел за два года. К этому времени 19-летний кандидат наук под влиянием Дарвина определил своей научной целью поиски промежуточных форм между различными группами беспозвоночных. В 1864 он уезжает за границу и сначала работает на о. Гельголанд в Северном море. Затем осенью того же года он переберается в Гисенский университет, в лабораторию Р. Лейкарта .

Слайд 5

В 1865 Мечников переезжает для продолжения исследований в Неаполь, где познакомился с А.О. Ковалевским. Знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу, определило направление научной деятельности Мечникова, положило начало эволюционной эмбриологии. С 1870 по 1882 Мечников — ординарный профессор кафедры зоологии и сравнительной анатомии Новороссийского университета в Одессе. Выйдя в отставку он организовывает в Одессе частную лабораторию, первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями.

Слайд 6

В 1887покинул Россию и переехал в Париж, где ему была предоставлена лаборатория в созданном Луи Пастером институте. С 1905 он становится заместителем директора этого института. Илья Ильич Мечников был избран членом многих академий и научных сообществ, в том числе почетным членом Петербургской АН (1902), а в 1908, совместно с П. Эрлихом , получил Нобелевскую премию за работы по иммунитету.

Слайд 7

Фагоцитарная теория Однажды, когда Мечников наблюдал под микроскопом за подвижными клетками (амебоцитами) личинки морской звезды, ему пришла в голову мысль, что эти клетки, захватывающие и переваривающие органические частицы, не только участвуют в пищеварении, но и выполняют в организме защитную функцию. Это предположение Мечников подтвердил простым и убедительным экспериментом. Введя в тело прозрачной личинки шип розы, он через некоторое время увидел, что амебоциты скопились вокруг занозы. Клетки, которые либо поглощали, либо обволакивали инородные тела («вредных деятелей»), попавшие в организм, Мечников назвал фагоцитами, а само явление — фагоцитозом. В следующем, 1883 году, Мечников сделал на съезде естествоиспытателей и врачей в Одессе доклад «О целебных силах организма». Последующие 25 лет жизни он посвятил развитию фагоцитарной теории иммунитета .

Слайд 8

Учение о воспалении Илья Ильич считал, что старость и смерть наступают у человека преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами. Наибольшее значение Мечников придавал в этом отношении кишечной флоре . На основе этих представлений ученый предложил ряд профилактических и гигиенических средств борьбы с самоотравлением организма ( стерилизаци пищи, ограничение потребления мяса, и др.). Конечной целью борьбы с преждевременной старостью Мечников считал ортобиоз — достижение «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью» .

Слайд 9

Основным средством в борьбе против старения и самоотравления организма человека Мечников считал болгарскую молочнокислую палочку — Lactobacillus delbrueckii subsp . bulgaricus . Он первый в мире оценил значение открытия болгарского студента Стамена Григорова . Ещё в 1905 Мечников, как директор Института Пастера, пригласил молодого болгарина в Париж, чтобы он прочёл лекцию о своем открытии перед светилами микробиологии того времени. Мечников лично повторил исследования Григорова, чтобы убедиться в их состоятельности. В 1908 была опубликована его статья « Несколько слов о кислом молоке » . Исследуя вопросы старения и собрав данные по 36 странам, Мечников установил, что самое большое количество «столетников» в Болгарии — 4 на 1000 человек. Он связал это с болгарским йогуртом. В своих трудах Мечников стал пропагандировать широкой общественности полезность болгарского йогурта. Сам он до конца жизни регулярно употреблял не только молочнокислые продукты, но и чистую культуру болгарской палочки.

Слайд 10

Мечников создал русскую школу микробиологов и иммунологов, среди его учеников — А.М. Безредка , Л. А. Тарасевич , Д. К. ЗаболотныйЯ.Ю . Бардахи др. Кроме научных трудов, он оставил обширное литературное наследство — научно-популярные и научно-философские работы, вспоминания, статьи, переводы и др. Мечников верил, что с помощью науки и культуры человек в состоянии преодолеть противоречия человеческой природы (в том числе и между ранним половым созреванием и возрастом вступления в брак), подготовить себе счастливое существование и, при естественном переходе «инстинкта жизни» в «инстинкт смерти», — бесстрашный конец. Эти взгляды изложены в книгах «Этюды о природе человека» (рус. изд. 1903) и «Этюды оптимизма» (1907). Веря в безграничные возможности науки, «которая одна может вывести человечество на истинную дорогу», Мечников свое мировоззрение называл «рационализмом» («Сорок лет искания рационального мировоззрения», 1913). Религиозный, идеалистический строй мыслей и чувств был ему чужд. По политическим убеждениям Мечников был либералом, противником всякого насилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"

Презентация к уроку "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Обломов"....

Урок литературы в 10 классе "Илья Ильич Обломов...Кто он?"

Данный урок предусматривает анализ образа главного героя роман Обломова, истоки его поведения, его образа жизни....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Илья Ильич Обломов ... Кто он?" по произведению И. А. Гончарова "Обломов"

Данный урок построин в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание ...

Конспект урока по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии....

Урок литературы в 10 классе "Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым" (по роману А.И.Гончарова "Обломов")

Основа проблемного урока – проблемный вопрос. Он предполагает выдвижение гипотез и совместную деятельность учителя и учеников по доказательству или опровержению этой гипотезы. Предлагаемый пробл...


 

Комментарии

Корнеева Ирина Викторовна

Уважаемая Елена Валентиновна! Ваша презентация, посвященная жизнедеятельности выдающегося русского ученого И.И. Мечникова, содержит очень познавательный материал, который можно использовать и на уроках истории России в 9-х, 11-х классах при изучении разделов "Развитие отечественной культуры в первой половине XX в.".