Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Илья Ильич Обломов ... Кто он?" по произведению И. А. Гончарова "Обломов"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Рапшина Ирина Александровна

 

 Данный урок построин в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока  и его задачи определяли сами ученики. 
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной деятельности: при работе с художественным текстом романа И. А. Гончарова «Обломов» учащиеся находят аргументированные ответы, при этом отстаивают свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2.1

Методическая разработка урока по литературе в 10 классе.

по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?»

(по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Цель урока:  создать условия для формирования у учащихся навыков: работы с художественным текстом, высказывать свою точку зрения,  аргументировать высказывание через технологию проблемного обучения. Выяснить, какова социальная, общечелове-

                           ческая и нравственная значимость образа

                           главного героя романа И.И.Обломова.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные создать условия для развития умений:

- мыследеятельностных – формулировка задач, самоанализ, рефлексия;

  • презентационных – построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, развитие монологической и диалогической речи;
  • коммуникативных – слушать и понимать друг друга, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы, вести обсуждения и дискуссию;
  • информационных – структурировать информацию, выделять главное, принимать и передавать информацию, представлять ее электронном виде, в форме презентации.

Метапредметные: создать условия для формирования умения работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умения осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные: создать условия для формирования понятия о роли художественной детали в раскрытии образа главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов».

ХОД УРОКА.

  1.  Этап мотивации к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок-у нас присутствуют гости, поэтому давайте выступим в роли гостеприимных хозяев и радушно примем гостей, показав наши знания и умения. А настроить вас на урок, надеюсь, помогут следующие цитаты.

Слайд№1,2,3.

Учитель: на сегодняшнем уроке продолжаем работу над романом И. А. Гончарова “Обломов” - произведением, которое “обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой”.

Слайд №4.

Учитель: в качестве мотивации к постановке основного вопроса урока используем инсценировку, по сложившейся традиции, домашнего задания. Итак, вы дома подготовили:

Ответы учащихся: подобрать эпиграфы к роману.

Учитель: Итак, кто выступит?

Ученик: я считаю, что следующий отрывок из стихотворения Пушкина «Родословная» очень удачно подходит к названию и характеристике главного героя:

Родов дряхлеющих обломок 
(И, по несчастью, не один), 
Бояр старинных я потомок; 
Я, братцы, мелкий мещанин.

Ученик:   …КАПИТАЛЬНАЯ ВЕЩЬ, КАКОЙ РАВНЫХ ДАВНО НЕ БЫЛО. СКАЖИТЕ ГОНЧАРОВУ, ЧТО Я В ВОСТОРГЕ ОТ ОБЛОМОВА… Л.Н.ТОЛСТОЙ

Ученик: И. С. Тургеневу  принадлежат слова:  «ПОКА ОСТАНЕТСЯ ХОТЬ ОДИН РУССКИЙ, ДО ТЕХ ПОР БУДУТ ПОМНИТЬ ОБЛОМОВА»

Слайд № 5.

Учитель: «Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару – и к ней: сижу в ее комнате, иду   в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он моложе меня, но неповоротливее и я надеюсь их скоро развести…»

Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 года из Мариенбада. Он был заинтригован. Оказалось, что речь в письме идет об Ольге Ильинской- главной героине нового романа Гончарова. Слайд №6.

Учитель: это и был знаменитый Обломов, тот самый неповоротливый соперник, о котором Иван Александрович упоминал в письме.

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Учитель: Прошу вас сформулировать вопрос, который объединяет данные цитаты, - данный вопрос (или вопросы ) и будет основными на сегодняшнем уроке ,по вопросам и определим тему.

Варианты ответов учеников:

Ученик: Я думаю, в отрывке А. С. Пушкина есть слово, которое точно характеризует главного героя романа - «обломок»

Ученик. На мой взгляд, образ главного героя – это образ, над которым нужно провести комплексный анализ, и мы получим ответ: Чем так заинтересовал  и Толстого, и Тургенева  скромный Илья Ильич Обломов?

Ученик. Я считаю, что главным на сегодняшнем уроке будет поиск ответа на вопрос: В чем загадка личности Обломова?

  1. Этап постановки проблемы.

Учитель: На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на наших уроках.

С содержанием произведения вы уже знакомы. Мы будем сегодня с вами анализировать образ главного героя.

СЛАЙД № 7. Тема урока: «Илья Ильич Обломов…Кто он?». 

Слайд № 8. Цель урока: - определить роль детали в характеристике образа Обломова; - выяснить, как сформировался характер Обломова; - определить психологические и социальные корни «обломовщины».  По жанру «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.
Слайд № 9. задача представить тот образ жизни, который ведет И.И. Обломов, выяснить, как этот образ жизни влияет на его внутренний мир, его социальную значимость.

Учитель: Итак, откройте тетради, запишите тему урока, эпиграфы.

       (Учащиеся записывают в тетради)

Учитель: жизнь и судьба Ильи Ильича заставляют нас размышлять над сложнейшими нравственными вопросами: например, свободы воли и необходимости, проблемы выбора своего пути, смысла жизни. Роман не дает прямых ответов на эти вопросы, но подробный и неторопливый рассказ о жизни героя, его судьбе  будит сознание, тревожит чувства.

Ученик: Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу:

« ИСТОРИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, ХОТЯ БЫ САМОЙ МЕЛКОЙ ДУШИ, ЕДВА ЛИ НЕ ЛЮБОПЫТНЕЕ ИСТОРИИ ЦЕЛОГО НАРОДА…»

Учитель: итак… История души Ильи Ильича Обломова...

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Учитель.  Что говорит нам имя?

Ученик: даёт этимологию происхождения имени «Илья».

Учитель. Каким впервые предстает перед нами этот герой? Где мы его встречаем?

Ученик: впервые мы встречаемся с Обломовым сразу же в начале романа.

У него дома на Гороховской улице.

Слайд № 10.

Ученик: мы узнаем, что - «…лежал утром в постели».)

Ученик: - «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. <...> С лица беспечность переходила
в позы всего тела, даже в складки шлафрока. •
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

Учитель. Хорошо, все верно. А теперь попытайтесь выделить в характеристике, которую мы только что дали Обломову ключевые слова.

Ученик. Отсутствие всякой определенной идеи, мысль порхала по лицу, пропадала, усталость и скука, мягкость,  безразличие, обрюзг не по летам, изнеженность, лень, апатия. 

Учитель. - Правильно, мы видим перед собой бездеятельного, апатичного человека. А что обозначает слово «апатичный». Определите, от какого слова оно образовано, что обозначает по Ожегову.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Учащиеся работают со словарём .Зачитывают определения.

Учитель. Ребята, все, что вы назвали, верно, но это только отрицательные черты героя. Неужели в нем нет ничего положительного?

Ученик. Есть. Его душа открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, доброта…

Учитель.  Да, согласна положительное есть,  но меньше. Но, может быть, мы разглядели в нем мало хорошего только при первом знакомстве? Ребята, обратите внимание на экран. (На экране слайд).

СЛАЙД № 11.Здесь дана таблица, которую мы будем заполнять по ходу урока. В итоге она поможет нам разобраться, так ли уж прост Обломов, а, может быть, это многогранная и сложная личность?

Итак, познакомьтесь с  таблицей и запишите в нее, какие качества  мы сейчас выделили в Обломове. (Работают самостоятельно с таблицей)

Слайд № 12.В создании образа персонажа немаловажную роль играет художественная деталь. Давайте вспомним этот литературоведческий термин и дадим ему определение.

  1.  Этап реализации построенного проекта.

Учитель. Так, переходим ко второму пункту нашего плана…

Попытайтесь сформулировать и дать ответы на следующие вопросы.

Слайд  №13. 

1)Какие способы создания характера использует автор, «знакомя» с героем?

2)Какой вы увидели первую сцену романа «Обломов»?

3)Какими событиями наполнено утро Обломова?

4)Какие черты характера преобладают в Обломове?

СЛАЙД №14.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

(Учащиеся дают обоснованные ответы на поставленные вопросы).

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Учитель. Скажите, что помогает раскрыть образ главного персонажа?

Ученики:

1.Я считаю, что Пейзаж выступает как средство раскрытия образа героя.

2.На мой взгляд, немаловажным в создании образа Обломова играет роль такая худ.деталь как одежда.

3.Я думаю,что лучше всего Обломова характеризует речевая характеристика.

4.А мотив еды? Мне кажется, на него тоже стоит обратить внимание!

5.Мотив бегства.

6.Мотив одиночества.

Слайд 15-16-17.

Учитель. Ребята, чтобы раскрыть образ главного героя, предлагаю провести групповую исследовательскую работу – анализ эпизодов – с целью поиска ответа на вопрос урока. Всего 3 группы, которые получат индивидуальное задание.

Группа 3

Пейзаж как средство раскрытия образа героя.

Часть I, глава 9.

Эпизод: “Не таков мирный уголок” до слов “…под журчанье которых сладко дремлется”.

Илья Ильич воспитывался и рос на лоне такой природы.

1.  Каково состояние природы в Обломовке?

2.  Какие художественные средства передают это состояние?

3.  Установите связь между “мирным уголком” и характером и образом жизни Обломова.

4. Почему Обломов любуется крапивой, рябиной у дома Пшеницыной, предпочитает тихую, спокойную местность и деревенский быт?

Группа 2

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть II, глава 1.

Эпизод: “Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…” до слов “…непременно попадал в них сразу”.

1. Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

2. Какую черту характера Обломова символизируют эти детали?

3. При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

4. Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

Группа 1

Речевая характеристика героя.

Часть II, глава 4.

Эпизод: “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” до слов “…говорил с одушевлением, не останавливаясь”.

1.  Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни?

2. Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?

3. Почему Штольц после речи Илья Ильича называет его поэтом?

4. Какие качества героя отражает речевая характеристика?

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Заслушиваются ответы каждой группы с цитированием фрагментов наизусть. Учащиеся слушают, записывают информацию кратко в таблицу в тетради. Задают вопросы группам. Дополняют (по необходимости).

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Учитель. Какие художественные приемы помогли Гончарову создать образ Обломова живым, запоминающимся?

Ученики делают выводы, обосновывают их.

1.На основании выводов групп, мы можем создать полную характеристику Обломова

2.В создании образа главного героя большое значение играют  художественные приемы.

Учитель. Итак, Илья Ильич Обломов, какой он?

Ученики. Добрый, щедрый, безобидный…

Учитель. Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Что понравилось?

Что осталось непонятым?

На каком этапе урока вам было интереснее всего?

Над чем ещё нужно поработать?

Ученики дают возможные ответы.

Слайд № 18.

  1. Этап домашнего задания.

Учитель. Но был ли он счастлив,  в чём его смысл жизни? Об этом вы подумаете дома, и мы это обсудим на следующем уроке. Также мы поговорим с вами о том, какие причины побудили 32 -летнего человека лечь на диван, спрятаться от мира в своем футляре, всегда ли он был таким - ленивым и апатичным - или было что-то, что сделало его таким, каким  было его детство, кто всю жизнь был рядом с ним.  Таким образом, вашим домашним заданием будет следующее: заполнить до конца таблицу, проследить взаимоотношения Обломова с Захаром, прочитать и проанализировать главу «Сон Обломова», а также подобрать в романе тезисы, характеризующие периоды жизни, чтобы можно было построить графическую схему, которую условно мы назовем «Восхождение к дивану». Найти цитаты ,провести работу с эпиграфами.

(Ученики записывают задание в дневник, задают вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе. Сатирические произведения М.Зощенко. Анализ рассказа "Аристократка"

Первый из двух уроков, посвященных сатирическим рассказам М. Зощенко. На этом уроке учащиеся знакомятся с рассказом «Аристократка» и анализируют его; на втором уроке после домашнего знакомства с други...

Методическая разработка урока литературы для 6 класса "Н.Заболоцкий "Журавли". Особенности лирического произведения".

В своей работе руководствуюсь филологическим принципом сближения преподавания языка и литературы. В связи с этим ведущую роль на уроках играет такой прием, как наблюдение над языком, позволяющий выяви...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы 5 класс по рассказу М.Зощенко "Галоша"

Сатирик и юморист М.Зощенко вошел в литературу в начале 20-х годов, в эпоху сложную, драматическую, полную социальных перемен и нововведений. Думаю,что пятиклассникам  еще не под силу понять...