Конспект урока "Органы, системы органов, организм" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Данный урок разработан с испольванием технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_organy_sistemy_organov_organizm_8_klass.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Органы, системы органов, организм.

Учебный предмет, класс

Биология, 8 класс

Цели урока

Для учителя

Для ученика

Создать условия  для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Понять и  изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

Образовательные результаты

Личностные :

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию,

- познание особенностей строения  своего организма , его функций.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи,

- определение содержания   и последовательности учебного материала, основываясь на ранее полученных знаниях.

Познавательные УУД:

- работа с текстом,

- самостоятельное формулирование задачи и  выделение главного,

- осмысление полученной информации,

- синтез – составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Предметные:

- овладение понятийным аппаратом биологии,

- формирование систематизированных представлений о строении и функциях органов и систем органов организма человека, о регуляции процессов жизнедеятельности и об организме как едином целом.

Образовательная среда урока

Учебник «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.

Рабочая тетрадь

 Таблицы. Муляжи. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Презентация «Организм человека»

Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности

Технология проблемного обучения

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

1. Организационный

Проверяет готовность учащихся к уроку

Приготовились к уроку. Приветствуют учителя.

2. Проверка домашнего задания

Отвечает на вопросы учащихся по домашнему заданию. Раздает тестовые задания по теме «Клетка и ткани». Контролирует выполнение работы. Собирает работы. Отвечает на вопросы по работе.

Выполняют тестовое задание, затем взаимопроверку в парах.

Задают вопросы по наиболее трудным заданиям.

3. Актуализация знаний

Почему мы называем человека биосоциальным существом? В чем биологическая сущность?

Дают ответы на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания, и пытаются предположить  особенности внутреннего строения организма человека.

4. Постановка целей и задач

Организует поисковую работу учащихся (постановка цели и план действий)

Какие системы органов  образуют единое целое – организм. Что заставляет их работать согласованно?

Наводящими вопросами подводит учащихся к определению цели и задач при изучении новой темы.

Озвучивает тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя и в итоге формулируют цель:   изучить особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции

5. Изучение нового материала

Организует самостоятельную работу  с учебником, заполнение таблицы.

Проводит параллель с ранее изученным материалом (сравнение с млекопитающими). Подводит к выводу: организм человека  как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое.

Выдвигает проблему: как осуществляется нервная регуляция процессов в организме?

Дает понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Проводит инструктаж выполнения практической работы в парах  «Получение мигательного рефлекса  и условий, вызывающих его торможение». Контролирует выполнение работы и подводит учащихся к выводу о нервной регуляции путем возникновения и торможения рефлексов.

Выдвигает проблему: у простейших организмов нет нервной системы.  Как осуществляется регуляция процессов? Подводит к пониманию гуморальной регуляции.

Работают с текстом учебника, отвечая на поставленные вопросы. Заполняют таблицу.

Сравнивают организм человека и млекопитающих.

Высказывают  свои предположения о регуляции процессов организме?

Выполняют практическую  работу «Получение мигательного рефлекса  и условий, вызывающих его торможение» по плану.

Высказывают свое мнение о регуляции процессов.

Работают с текстом. Формулируют вывод о гуморальной регуляции.

6. Осмысление и закрепление изученного материала

Подводит учащихся к выводу о том, что организм человека  - это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции.

Формулируют конечный результат своей работы..

Высказывают свое мнение.

7. Рефлексия

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

8. Домашнее задание

Дает комментарии к домашнему заданию.

Выучить §5, в рабочей тетради §5 №12-15.

Записывают домашнее задание в дневник.

9. Подведение итогов

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

Объявляет и комментирует выставленные учащимся отметки.

Формулируют конечный результат своей работы.

Конспект урока. 8 класс

Тема : Органы, системы органов, организм.

Цель урока:

Создать условия  для усвоения учащимися особенностей строения и функций органов и систем органов организма человека, нервной и гуморальной регуляции.

Ход урока:

  1. Повторение  пройденного

Выполнить тестовое задание по теме «Клетка и ткани».

1 вариант

 А.Выберите все правильные ответы.

1.        Наука о строении организма и его органов:

а)        физиология

б)        гигиена
в)экология
г) анатомия

2.        Диафрагма характерна:

а)        для млекопитающих

б)        птиц

в)        земноводных

г)        пресмыкающихся

3.        Белки в клетке синтезируются:

а)        на лизосомах

б)        рибосомах

в)        митохондриях

г)        мембранах эндоплазматической сети

4.        Все вещества клетки можно разделить:

а)        на белки и углеводы

б)        углеводы и жиры

в)        жиры и неорганические вещества

г)        неорганические вещества и органические вещества

5.        Увеличение размеров и массы тела клетки называется:

а)        возбудимость

б)        обмен веществ

в)        рост

г)        развитие

6. Человек, как и млекопитающие:

а)        имеет дифференцированные зубы

б)        обладает речью

в)        вскармливает детеныша молоком

г)        способен к разумной трудовой деятельности

7.        Эпителиальные ткани, в отличие от соединительных:

а)        состоят из клеток и межклеточного вещества

б)        характеризуются определенными свойствами

в)        содержит мало межклеточного вещества

г)        состоят из плотных рядов клеток

2 вариант

 А.Выберите все правильные ответы.

1.        Наука о жизненных функциях организма и его органов:

а)        экология        в) гигиена

б)        физиология        г) анатомия

2.        Диафрагма:

а)        объединяет грудную и брюшную полости

б)        разъединяет грудную и брюшную полости

г)        участвует в пищеварении

3.        Молекулы АТФ образуются:

а)        в рибосомах

б)        митохондриях

в)        лизосомах

г)        комплексе Гольджи

4.        Неорганические вещества клетки:

а)        жиры и белки

б)        белки и вода

в)        вода и минеральные соли

г)        минеральные соли и нуклеиновые кислоты

5.        Человек, в отличие от млекопитающих:
а) вскармливает детеныша молоком

б)обладает речью

в)        имеет дифференцированные зубы

г)        способен к разумной трудовой деятельности

6.        Мышечная ткань, как и нервная:

а)        образует мышцы

б)        состоит из клеток и межклеточного вещества

в)        характеризуется возбудимостью

г)        способна сокращаться

7.        Углеводы в клетке синтезируются:

а)        на лизосомах

б)        рибосомах

в)        митохондриях

г)        на мембранах эндоплазматической сети

Взаимопроверка с использованием ключа.  Выставление отметок.

Дополнительные вопросы:

1 Почему мы называем человека биосоциальным существом?

2. В чем биологическая сущность?

3. .К каким систематическим категориям относится вид Человек разумный?

  1. Новая тема
  1. Самостоятельная  работа  с учебником(§ 5), заполнение таблицы.

Система органов

Органы и их части

Функции

Опорно-двигательная

Череп, позвоночник, грудная клетка, пояса верхних и нижних конечностей, свободные конечности

Опора тела, защита. Движение. Кроветворение

Скелетные мышцы головы, туловища, конечностей. Диафрагма. Стенки внутренних органов

Обеспечение движения, мимики, речи, а также деятельности внутренних органов.

Кровеносная

Четырехкамерное сердце. Околосердечная сумка

Обмен веществ, обеспечение органов кислородом и питательными веществами, выведение вредных веществ. Связь разных органов.

 

Артерии, вены, капилляры.

Дыхательная

Левое легкое- из двух долей, правое- из трех. Два плевральных мешка

Дыхание, газообмен.

 

Нос, носоглотка, гортань, трахея, бронхи (левый и правый), бронхиолы, альвеолы легких

Пищеварительная

Слюнные железы, желудочные железы, печень, поджелудочная железа, мелкие железы кишечника

Переваривание пищи.

Всасывание питательных веществ, выведение каловых масс.

Рот, глотка, пищевод, желудок, тонкая кишка (двенадцатиперстная, тощая, подвздошная), толстая кишка (слепая, ободочная, прямая), анальное отверстие

Покровная

Эпидермис, собственно кожа, подкожная жировая клетчатка

Поддержание температуры, защита, выделение вредных веществ, осязание.

Мочевыделительная

Две почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

Выведение вредных веществ, водно-солевой обмен.

Половая

Внутренние (яичники, матка) и наружные половые органы

Выработка половых клеток, размножение

Внутренние (семенники) и наружные половые органы

Эндокринная

Гипофиз, эпифиз, щитовидная, надпочечники, поджелудочная, половые

Выработка гормонов.Координация деятельности всего организма

Нервная

Центральная:головной мозг, спинной мозг.

Периферическая: нервы, нервные узлы

Мыслительная деятельность, регуляция всех процессов в организме, связь организма с внешней средой.

Вывод: Организм человека  как и любой другой является биологической системой, состоящей из живых компонентов, объединенных в единое целое .

  1. Регуляция функций.

Нервная регуляция.

Понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение

• Прикоснитесь чистым пальцем к внутреннему углу глаза. Происходит  непроизвольное мигание обоих глаз.

• Рассмотрите на рис. 12 рефлекторную дугу этого рефлекса. Кружком обозначен участок продолговатого мозга, где находятся центры  мигательного рефлекса. Из рисунка видно, что тела чувствительных нейронов (2) лежат вне мозга в нервном узле.

Итак, раздражение рецепторов  вызывает поток нервных импульсов,  направляющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в  продолговатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь  чувствовали прикосновение к углу глаза! Затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону 5 доходит до круговых мышц глаза 6 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

• Есть ли рецепторы мигательного рефлекса в области наружного угла глаза? Прикоснитесь к нему и дайте ответ.

• Попробуйте несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза. Возникло ли мигание? Объясните, почему возникший вначале рефлекс затормозился. При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и  обратные, несущие информацию от органов в мозг. Были ли опасны для глаза наносимые вами  раздражения? Очевидно, нет. Поэтому  через какое-то время рефлекс угас. Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация  достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

• Попробуйте усилием воли затормозить мигательный рефлекс. Для этого  дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга. Произошло центральное торможение, открытое русским физиологом И.М. Сеченовым. Ученый установил, что высшие центры мозга способны регулировать работу низших центров: усиливать или  затормаживать рефлексы.

Вывод: нервная регуляция осуществляется  путем возникновения и торможения рефлексов.

Гуморальная регуляция.

Самостоятельная  работа  с учебником(§ 5)  с поиском ответов на вопросы:

  1. В чем отличие гуморальной регуляции от нервной?
  2. Какие железы относят к зндокринным?
  3. Что они вырабатывают?
  4. Что регулируют гормоны?
  5. Как нервная и гуморальная регуляции дополняют друг друга?

  1. Закрепление изученного материала

В результате обсуждения  делается вывод: организм человека  - это биологическая система, целостность которой определяется согласованной работой всех систем органов под действием нервной и гуморальной регуляции.

  1.  Домашнее задание

Выучить §5, в рабочей тетради §5 №12-15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДУЛЬНЫЙ УРОК «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»

МОДУЛЬНЫЙ УРОК  «Тип хордовые. Класс млекопитающие. Система органов полости тела млекопитающих»...

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Конспект урока на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"

Урок биологии по теме:  «Значение физической нагрузки для развития системы органов движения».Цель урока:- раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движени...

Конспект урока право в 10 классе "Система органов государственной власти в РФ"

Урок разработан для обучающихся 10 классов, изучающих право на профильном уровне (2 часа), по технологии развития критического мышления на основе системно-деятельностного подхода....

Проверочная работа "Органы и системы органов" 8 класс

Не сложная проверочная работа. По учебнику Н.И. Сонина и М.Р. Сапина....

Конспект урока биологии 8 класс "Органы. Системы органов"

Конспект урока биологии для учащихся 8 класса по учебнику Н.И.Сонина...

Конспект урока биологии "Органы и системы органов животных"

Цели: познакомиться с системой органов животных, закрепить знания о функциях каждой системы и о взаимосвязях между системами.В данной разработке приведены некоторые виды планируемых УУД в соответствии...