Урок «Биология – наука о живой природе».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Арпова Ольга Николаевна

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2urok.doc54.5 КБ
Office presentation icon 2urokl.ppt139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Биология – наука о живой природе».

Цели.

Предметные результаты:

сформировать умение объяснять значение живых организмов в жизни человека.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  3. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

  1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
  3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
  2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 36.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 

Какова роль биологии в жизни современного человека?

Составление плана (роль биологии).  1   3

2. – Вспомните, что вы уже знаете из начальной школы.

Учитель фиксирует на доске факты, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой.

В случае необходимости ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем». 1

– Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий»? разных царств? (§2, 4–5.)

– Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? (4-й класс.)

– Чем может, а чем не может питаться человек? (Жизненный опыт.)

Учебник, иллюстратив-ный материал по экологии и физиологии человека,

посвящённый здоровому образу жизни.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

II. Совместное открытие знаний.

Учитель просит ребят открыть учебник на с. 36–40. 1   

По мере изучения роли биологии в жизни людей рядом с вопросом на доске фиксируются свойства живого.

Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание.  2

1. Группа №1. 

– С помощью рисунка 5.1 и текста на с. 36–37 ответьте на вопросы и докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни.

– Чем отличается воздух, который попадает в квартиру и выходит из квартиры? Как его меняют люди в процессе дыхания? Какого газа в нём больше, а какого меньше?

– Живые организмы какой «профессии» могут восстановить воздух до прежнего состояния?

– Благодаря каким обитателям экосистем происходит очищение воды? Какова их «профессия»?

Вывод: благодаря живым организмам разных «профессий» происходит круговорот веществ, в результате чего снова и снова восстанавливаются условия окружающей среды, необходимые человеку. 1  3

2. Группа №2. 

– С помощью рисунка 5.1 объясните, как живые организмы обеспечивают нас пищей.   1  2 

– Представителей каких царств живой природы мы используем на кухне?

– Рассмотрите рисунки 5.2 и 5.3. Ответь на вопросы:

Какие вещества должна включать пища человека?

Умеет ли человек создавать пищу из веществ неживой природы?

Достаточно ли употреблять в пищу только белки, жиры и углеводы, содержащие необходимое количество энергии? Почему?

Вывод: живые организмы обеспечивают людей пищей. 1

3. Группа №3.

– Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы. 3

– Сформулируйте правила здорового образа жизни с помощью рисунка 5.4.     1 2 2 3

 Какие знания о строении и жизнедеятельности человеческого тела позволили вам это сделать?

Вывод: биология учит нас, как сохранить своё здоровье.

4. Группа №4. 

– Объясни по рисункам 5.5 и 5.6, почему живая природа необходима для жизни человека. Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?       1 2  2 3

Вывод: общение с живой природой улучшает самочувствие, настроение и способствует полноценному отдыху.

Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы, иллюстрации и т.п. 3

Коммуникативные УУД

2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные УУД

1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

3. Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).

3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию

в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)

Регулятивные УУД

3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

III. Самостоятельное применение знаний.

Вопросы на с. 40.

Задания из задачника-практикума на выбор учителя. 1–2 задания на необходимом и 1–2 задания на повышенном уровне.

Самооценка по алгоритму.  2

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

ТОУУ

IV. Итог урока.

– На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?

– Что мы выяснили?

– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?

Домашнее задание: 1–3 задачи из задачника-практикума на выбор из предложенных учителем.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Биология и е ё роль в жизни человека .

Слайд 2

Антошка: Я, конечно, люблю нашу собаку, да и всех живых существ. Но знание пестиков и тычинок сейчас старомодно. Ныне век компьютеров, роботов, искусственных материалов. Биолог: Какую бы сложную технику ни изобрёл человек, она никогда не заменит нам живой природы. Биология в ХХI веке станет одной из самых важных наук. КАКОЙ ВОПРОС МЫ БУДЕМ ОБСУЖДАТЬ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ?

Слайд 3

Какова роль биологии в жизни современного человека? ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА РАБОТЫ НА УРОКЕ ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Какую роль в круговороте веществ играют живые организмы разных «профессий», разных царств? Как сохранить здоровье? В каких условиях это проще сделать? Чем может, а чем не может питаться человек?

Слайд 4

ПЛАН УРОКА ГРУППА 1 (рис . 5.1) Докажите, что без живых организмов окружающая среда была бы неподходящей для жизни. ГРУППА 2 (рис . 5.1, 5.2, 5.3) К ак живые организмы обеспечивают нас пищей ? Какие вещества должна включать пища человека? ГРУППА 3 (рис. 5.4) Докажите, что для сохранения своей жизни и здоровья нам необходимо изучать живые организмы. Сформулируйте правила здорового образа жизни. ГРУППА 4 (рис . 5.5, 5.6) Почему каждый выходной миллионы горожан стремятся выехать на природу?

Слайд 5

ОТВЕТ НА ВОПРОС УРОКА К акова роль биологии в жизни современного человека? МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ В ВИДЕ СХЕМЫ БИОЛОГИЯ достичь гармонии с живой природой сохранить необходимую для жизни человека окружающую среду накормить людей сохранить здоровье

Слайд 6

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ: Как знание биологических закономерностей позволяет повысить качество жизни человека? В каких жизненных ситуациях мы пользуемся биологическими знаниями? Какие технические изобретения человек «подсмотрел» у живой природы?

Слайд 7

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 5, три задачи из задачника-практикума на выбор .