Биология 5 класс. Урок-знакомство: "Биология - наука о живой природе"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Озернюк Светлана Алексеевна

Разработка урока №1 по биологии в 5 классе. 

Учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass_urok_no1.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

У р о к 1

Знакомство с классом.

Биология — наука о живой природе (учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа).

Цель: сформировать знания о биологии как науке, изучающей живые организмы.

Задачи: 

1. сформировать у учащихся знания о биологии как науке, изучающей живые организмы;

2. раскрыть роль живых организмов в природе и в жизни человека;

3. показать взаимосвязь живых организмов между собой и со средой;

4. познакомить с методическим аппаратом учебника и правила работы с ним.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять результаты.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

Деятельность учащихся: знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками, обсуждение вопросов.

I. Знакомство с классом, орг. момент: здравствуйте, меня зовут ….... На протяжении всего вашего обучения в школе мы будем изучать такой интересный и необходимый для жизни предмет как БИОЛОГИЯ.

Учитель: перед тем, как приступить к изучению, я бы хотела составить с вами небольшой план действий – план нашего поведения на уроке. Запишем мы это на стикерах и наклеим их на лист бумаги и, если вы вдруг забыли правила нашего урока, вы всегда сможете посмотреть и вспомнить. Что же можно и нужно делать на уроке, а что не рекомендуется?

(Дети поднимают руку и озвучивают все свои идеи сначала фиксируются на доску).

Совместно обсуждаем все идеи и выбираем те, которые будут максимально подходить всему классу и учителю. Записываем на стикеры и наклеиваем на лист бумаги или на стенд, который будет висеть в классе.

II. Актуализация знаний. Учитель: а теперь давайте начнем изучать биологию. Когда вы шли на этот урок были ли у вас мысли, о чем этот предмет?

(Дети отвечают)

Учитель: Вы все правы. Биология – это наука о живой природе «ЛОГОС» - НАУКА, «БИОС» - ЖИЗНЬ, т.е. это наука о жизни, если дословно. Мы с вами живые? Значит эта наука и про нас с вами.

III. Изучение нового материала. Учитель: а теперь предлагаю познакомиться с нашим путеводителем в страну этой науки начнем мы со знакомства с учебником. (Открывают учебники и рассматриваем, как правильно работать с учебником):

-В учебнике имеется оглавление. Я думаю, что все умеют пользовать оглавлением? В оглавлении присутствует разделение на главы и параграфы.

-Биологические термины и названия выделены КУРСИВОМ, чтобы вы уделяли им больше своего внимания и старались запомнить.

- Полистайте учебник, просмотрите какой он яркий и как много в нем разных иллюстраций.

- В учебнике есть лабораторные работы, которые нам с вами предстоит выполнять на уроках. Лабораторные работы — это увлекательные занятия, где учащиеся могут не только проверять свои знания, но и получают практический опыт.

- Обратите внимание, что в конце каждого параграфа есть синяя площадка, где указаны основные понятия, которые надо усвоить!

- В конце каждого параграфа есть вопросы, на которые следует отвечать после изучения текста параграфа, они необходимы, чтобы выяснить, как вы запомнили материал.

- Для особо любознательных есть рубрика «задания для любознательных»;

- Также в учебнике есть интересная рубрика «знаете ли вы, что…», где приводят интересные сведения по изучаемой теме.

Учитель: итак, БИОЛОГИЯ – это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле. (записать в тетради определение). Давайте скорее узнаем какие бывают разделы в биологии! Обратите внимание на схему на странице 6. Посмотрите сколько разветвлений от слова БИОЛОГИЯ. Это все разделы, которые входят в состав биологии. (Демонстрация слайдов)

ЦИТОЛОГИЯ: это наука о клетках. Мы с вами, растения, грибы, бактерии состоят из клеток.

ВИРУСОЛОГИЯ: это наука о вирусах. Тема на сегодняшний день очень интересная, по всему миру бродит коронавирус и без этой науки нам не справиться.  

МИКОЛОГИЯ. Наука о грибах. Вы любите собирать грибы? Посмотрите на слайд. Может кто-нибудь уже знает, как называются грибы на обеих картинках?

БАКТЕРИОЛОГИЯ. Наука о бактериях;

БОТАНИКА: наука о растениях;

ЗООЛОГИЯ: изучает животных;

АНАТОМИЯ: изучает строение внутреннее строение животных;

ФИЗИОЛОГИЯ: наука о функциях организмов (например, наше сердце постоянно перекачивает кровь – это и есть одна из функций сердца; растения поглощают воду с помощью корней – это и есть функция корневой системы растений);

БИОХИМИЯ: изучает функции клеток, их состав;

ГЕНЕТИКА: наука о наследственности и изменчивость организмов. Почему мы все похожи на своих родителей? Как так происходит? Именно это и изучает ГЕНЕТИКА, с которой мы обязательно ознакомимся в более старших классах

ЭМБРИОЛОГИЯ: наука, изучающая индивидуальное развитие организмов. Развитие каждого организма начинается еще, когда он не появился на свет, он проходит разные стадии и этапы.

Еще есть раздел ЭКОЛОГИЯ – это наука об отношении организмов между собой и окружающей средой (определение записывают в тетрадь).

Учитель: Живые организмы живут везде. Область распространения жизни составляет особую оболочку Земли – БИОСФЕРУ (ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ). В свою очередь биосфера включает в себя водную оболочку (ГИДРОСФЕРА), ВОЗДУШНУЮ (АТМОСФЕРА), ПОЧВЕННУЮ (ЛИТОСФЕРА).

Все организмы связаны между собой и местом, где живут – это и изучает ЭКОЛОГИЯ.

Учитель: как вы думаете для чего же нам нужно знать биологию и как знания по биологии применить в жизни? (Ответы детей). Откройте страницу учебника номер 8 и рассмотрите рисунок 3. Скажите, важны ли знания биологии для людей? (Ответы детей)

III. Задание на дом. Учитель: итак, наш урока подошел к концу! Запишите в дневники домашнее задание: читать учебник стр. 6-9; стр. 9 ответить на вопросы в конце параграфа устно.

IV. Рефлексия: всё ли вам понравилось на уроке? Кто-нибудь хочет поделиться своим впечатлением? Узнали ли вы что-то новое для себя?

Вы все большие молодцы! Спасибо вам за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме: "Биология – наука о живой природе"

Конспект к первому уроку в 6 классе.Классический урок на изучение нового материала....

Биология - наука о живой природе, 6 класс

Коллеги.Ни для кого не секрет, ученики 5 - 6  классов с трудом переходят от общих понятий к частным. Ботаника, по- моему, одна из сложных биологических наук. Ребята легко могут назвать 10 - 15 жи...

Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс

В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Методическая разработка конспекта учебного занятия Биология - наука о живой природе. Значение биологии.

Предмет: БиологияКласс: 5Тема урока: “Биология - наука о живой природе. Значение биологии”.Тип урока: Изучение нового материалаЦель урока: Сформировать у обучающихся представление о биолог...