Методическая разработка конспекта учебного занятия Биология - наука о живой природе. Значение биологии.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Ананьева Татьяна Викторовна

Предмет: Биология

Класс: 5

Тема урока: “Биология - наука о живой природе. Значение биологии”.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о биологии, как науке, изучающей живую природу и имеющей огромное значение в жизни человека.

Планируемые результаты:

Личностные

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету Биология, как значимого и важного в повседневной жизни человека, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуация, развивают логическое мышление.

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о биологии, как межпредметной науке. 

Метапредметные

          Регулятивные - научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

          Познавательные - научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

          Коммуникативные - научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Предметные

учащиеся  будут знать о биологии, как науке о живой природе, а также о бионике, как междисциплинарной науке, что именно объекты живой природы стали первоисточником и для многих изобретений и открытий в других областях науки и послужили прототипами для создания различных приборов и устройств. 

Ключевые слова: живые организмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, живая природа, пограничные дисциплины,бионика

Ресурсное обеспечение урока: компьютеры или ноутбуки, доска, экран, проектор.

Тему можно изучать как с использованием Google-classroom, так и в традиционной классно-урочной системе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ

Предмет: Биология

Класс: 5

Тема урока: “Биология - наука о живой природе. Значение биологии”.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о биологии, как науке, изучающей живую природу и имеющей огромное значение в жизни человека.

Планируемые результаты:

Личностные

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к предмету Биология, как значимого и важного в повседневной жизни человека, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуация, развивают логическое мышление.

Формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о биологии, как межпредметной науке. 

Метапредметные

          Регулятивные - научиться составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы; получит возможность научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

          Познавательные - научиться устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

          Коммуникативные - научиться принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умения и опыт межличностной коммуникации

Предметные

учащиеся  будут знать о биологии, как науке о живой природе, а также о бионике, как междисциплинарной науке, что именно объекты живой природы стали первоисточником и для многих изобретений и открытий в других областях науки и послужили прототипами для создания различных приборов и устройств.

Ключевые слова: живые организмы, питание, дыхание, обмен веществ, рост, размножение, живая природа, пограничные дисциплины,бионика

Ресурсное обеспечение урока: компьютеры или ноутбуки, доска, экран, проектор.

Тему можно изучать как с использованием Google-classroom, так и в традиционной классно-урочной системе.

ХОД УРОКА

Название этапа

Содержание деятельности

Компоненты ЦОС гимназии, используемые на уроке

1 этап.

Орг. момент

Настрой учащихся на работу

Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Мы с вами начинаем к изучать очень важный в жизни каждого человека предмет – биологию.

Сегодня вы узнаете, что изучает эта наука, и как она помогает человеку в жизни.

Перед вами лежат рабочие листы, и сегодня мы работаем с ними. В течение урока вы заполняете листы, а в конце урока сдаёте мне на проверку. За их оформление вы получите оценку. Подпишите рабочие листы и поставьте дату занятия

2 этап. Актуализация знаний

Ребята, вспомните и ответьте на вопросы. Что такое природа? (Это всё что нас окружает) Какая она бывает? (Живая и неживая). Приведите примеры объектов живой и неживой природы. Выберите примеры живых и неживых объектов. (Слайд 3) Выполните задание №1 в рабочих листах.

Презентация на проекторе;

Google classroom

Ребята, а по каким признакам можно определить объекты живой природы? (Они дышат, питаются, размножаются, растут, развиваются, имеют клеточное строение)(Слайд 4)

3. Основной этап занятия

А какая наука занимается изучением всех проявлений жизни? (Слайд 5) Это наука биология (от греч. биос – жизнь, логос – учение). Биология изучает строение и жизнедеятельность организмов, их многообразие, сообщества, связи с окружающей средой, законы исторического и индивидуального развития, то есть исследует различные проявления жизни. Биология объединяет целую систему наук о живой природе. Какие же это науки? Пользуясь учебником, выполните задание №2 в рабочих листах.

Презентация на проекторе;

Google classroom

Кроме перечисленных, есть ещё множество пограничных дисциплин (Слайд №6) Это молекулярная биология, биофизика, биохимия, биокибернетика, биометрия, радиобиология, бионика, биотехнология, генная инженерия, космическая биология, биогеография.

Все эти науки тесно связаны со многими сторонами практической деятельности человека – сельским хозяйством, различными отраслями промышленности, медициной.

В своей практической деятельности человек использует в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачные приспособления живых организмов к среде их обитания. В наше время появилось самостоятельное направление в науке и технике, цель которого, использовать биологические знания для решения инженерных задач и развития техники. Это направление было названо «бионикой», что означает «элемент жизни», в переводе с греческого.

(Слайд 7)

Что же человек “подсмотрел” у природы?

(Слайд 8) Как вы думаете, что изобрёл человек, глядя на репейник? (Слайд 9) (застёжку-липучку)

(Слайд 10) Идея изобретения пришла в 1941 году швейцарскому инженеру Жоржу де Местралю, патент был получен в 1955.

Жорж де Местраль привык после прогулки с собакой снимать с её шерсти головки репейника. Однажды он рассмотрел их под микроскопом, благодаря которому увидел крохотные крючки, с их помощью головки цепляются за шерсть животных (например, собак). Так у де Местраля появилась идея застёжки-липучки. На её реализацию у инженера ушли годы проб и ошибок, в результате которых изобретатель понял, что липучки лучше всего делать из нейлона.

В 1955 году де Местраль смог наконец запатентовать своё изобретение. Первыми текстильные застёжки начали использовать космонавты, аквалангисты и горнолыжники. Со временем застежки-липучки получили широкое распространение, став обычной деталью повседневной одежды и обуви.

(Слайд 11) Структура губчатых костей дала идею в строительстве Эйфелевой башни.

(Слайд 12) Стебель злаков (соломина) - в строительстве Останкинской телебашни.

Подумайте, что изобрёл человек, изучив строение птиц? (Слайд 13) Самолёт

А на кого по форме похожа подводная лодка? (Слайд 14) На кита.

(Слайд 15) Объектив фотоаппарата сконструирован по принципу кошачьего глаза.

(Слайд 16) Локаторы люди создали, изучив строение ушей летучих мышей.

А какие примеры можете привести вы?

Выполните задание №3 в рабочих листах

4. Рефлексивно - оценочный этап занятия

И так, ребята, давайте ответим на следующие вопросы (Слайд 17):

  1. Что изучает биология?
  2. Назовите признаки живых организмов.
  3. Какие биологические дисциплины вы знаете?
  4. Какое значение имеет изучение биологии для научно - технического прогресса?
  5. Какие особенности строения и приспособления животных и растений используются человеком в жизни?

Презентация на проекторе;

Google classroom

5 этап.

Подведение итогов.Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции

 

 

Выполните задание №4 в рабочих листах

Вы отлично сегодня поработали!

Учащиеся получают оценки за устные ответы и за ответы в рабочих листах.

Презентация на проекторе;

Google classroom

Домашнее задание: прочитать § 1 учебника. Подготовить сообщение о любом изобретении человека, которое он “подсмотрел” в живой природе.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Биология - наука о живой природе. Значение биологии

Рабочий лист.

ФИО ученика:_________________________________________Дата:____________

Задание№1

Природа - это_________________________________________________________

Размести номера объектов природы в соответствующей графе:

Живая природа

Неживая природа

Задание №2

Заполни схему:

Задание №3

Пингвины передвигаются, скользя по снегу, отталкиваясь ластами. Подумайте, в каком транспортном средстве с имитирован принцип передвижения пингвинов?

Ответ____________________________________________________________________

Задание №4

Я уже знал, что….

Я узнал, что….

Я хотел бы узнать ещё….

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе по теме: "Биология – наука о живой природе"

Конспект к первому уроку в 6 классе.Классический урок на изучение нового материала....

Биология - наука о живой природе, 6 класс

Коллеги.Ни для кого не секрет, ученики 5 - 6  классов с трудом переходят от общих понятий к частным. Ботаника, по- моему, одна из сложных биологических наук. Ребята легко могут назвать 10 - 15 жи...

Презентация к уроку "Биология - наука о живой природе", биология, 5 класс

В контексте данного урока учащиеся знакомятся с понятиями "биология", "биосфера", "экология", "атмосфера", "озоновый слой", "гидросфера", "литосфера". Обучающиеся на примере красочно оформленных ...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе

План – конспект урока по биологии Биология - наука о живой природе...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...

Биология 5 класс. Урок-знакомство: "Биология - наука о живой природе"

Разработка урока №1 по биологии в 5 классе. Учебник В.В. Пасечник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Дрофа...