Статья Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР
статья по биологии на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

В  статье  описано  основные   методы  работы  с  использованием  Цоров  и ЭОров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_urokov_s_ispolzovaniem_tsor.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

        

Елисеева  Ирина Петровна

учитель  биологии  и химии

I кв.категория

        МБОУ  школы-интерната г. Татарска

"ПРОЕКТИРОВАНИЕ  УРОКОВ  БИОЛОГИИ  И  ХИМИИ

С  ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ"

                                                                                  "Все - в человеке, все для человека!

Существует только человек, все же

Остальное-дело его рук и его мозга"

М. Горький

О том, что компьютер способен оказать огромную, буквально неоценимую поддержку учителю и учащимся – и при подготовке к уроку, и на самом уроке, и при выполнении различных творческих работ, и в рамках внеклассной деятельности, – сказано и написано уже немало.

С тех пор, когда компьютеры впервые пришли в школу, прошло уже немало лет, за это время коренным образом сменили друг друга несколько концепций применения вычислительной техники в учебном процессе, – не говоря уже о том, что коренным образом сменилась сама техника и ее программное обеспечение. И вот сегодня нам предлагается разрабатывать и использовать ЦОРы – Цифровые Образовательные Ресурсы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Каковы их преимущества по сравнению с обучающими программами, использовавшимися прежде? 

Урок биологии и химии  в школе всегда отличался наглядностью. Трудно «на пальцах» научить пониманию внешних и внутренних процессов, происходящих в живых организмах, лабораторные опыты. Поэтому учитель всегда стоял перед выбором средств обучения для использования их на уроке.

Время постоянно меняет наши представления о средствах обучения биологии. И если ранее речь шла о возможностях наблюдения за объектом, то в настоящее время школьники и учителя имеют возможность использовать виртуальное пространство компьютера для решения дидактических задач. Постепенно ушли в прошлое кинопроекторы, всё реже используется видеомагнитофон. На смену им пришёл компьютер. С его помощью тоже можно смотреть видео. Но можно применять и другие цифровые образовательные ресурсы.

Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков, до подготовки домашнего задания.

ЦОРы – это помощь при подготовке к уроку.

  • Компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов.
  • Эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов (за небольшое время можно быстро найти нужный материал по теме урока).
  • Подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам).
  • Подготовка творческих заданий.
  • Подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами.

ЦОРы помощь при проведении урока.

  • Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор. В классе имеется автоматизированное рабочее место.
  • Использование интерактивных моделей, электронного микроскопа при выполнении лабораторных работ.
  • Компьютерное обучение и тестирование учащихся, помощь в оценивании знаний.
  • Индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с ЦОРами на уроке.

Повышение интереса у обучающихся к предмету за счет новой формы представления материала. Чтобы избежать перегрузки и вооружить учащихся знаниями по биологии, учителю необходимо использовать разные формы и методы обучения, и, конечно, заинтересовать учащихся новым для них предметом. Внедрение в учебный процесс ЦОРов существенно изменяет методы преподавания предмета, делает обучение более содержательным, зрелищным. Общение учитель-ученик становится более активным, что позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования.

  • Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. В коллекции образовательных ресурсов есть материалы для закрепления отдельных этапов урока, всего материала урока. Ученики с интересом выполняют такие задания, интерес сменяется радостью, если автоматизированный контроль поставит хорошую оценку. Применяю такие задания обобщающего характера при подготовке олимпиад и экзаменов. Это разгружает учителя, дает возможность проводить консультации с разными группами учащихся.
  • Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п. В коллекции цифровых ресурсов много культурно-просветительских и познавательных материалов по биологии. В разделе инновационных материалов есть ресурс «Виртуальный живой уголок», который помогает быстро приготовить выступления учащихся для уроков и курсов.  
  • Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера.
  • Мультимедийные справочники-определители, например «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал, Западная Сибирь», Цифровой иллюстрированный атлас-определитель растений средней полосы России используются для подготовки исследовательских работ, это дает развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.
  • Помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.
  • Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

И, отдельное слово, хочется сказать о Единой образовательной коллекции (www.school-collection.edu.ru). Как показала практика применения электронных ресурсов при работе со школьниками, ученики успешнее осваивают достаточно сложный учебный материал

     Для урока используются различные типа цифровых образовательных ресурсов: анимации, интерактивные рисунки и схемы, интерактивные задания. Каждый из этих типов ресурсов имеет свои особенности многопланового применения в образовательном процессе. Это позволяет учителю адаптировать их к конкретным условиям преподавания, учитывать уровень готовности учащихся и создавать возможность реализации личностного творческого потенциала каждого участника учебного процесса.

            Кратко рассмотрим возможности использования таких интерактивных объектов, как анимации, интерактивные модели, интерактивные рисунки и схемы в учебном процессе (показ   разработки урока на интерактивной  доске)  

В единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school–collection.edu.ru) можно скачать хорошие анимации практически по всем разделам биологии. Если вы целенаправленно будете искать именно flash-анимации, то можно зайти на сайты учителей биологии, например http://biologymoscow.ucoz.ru/ или http://tana.ucoz.ru/. Найти закладку «флеш-анимации» и выбрать раздел курса биологии и тему, которая вас интересует. Откроется список flash-анимаций по данной теме. Выбирайте то, что вам больше нравится. Ресурсы бесплатные, легко копируются.

          Раскрывающиеся интерактивные схемы интересны постепенным вводом информации, позволяют акцентировать внимание школьников на определённом моменте изучаемого материала. Использование таких схем возможно для предъявления нового учебного материала при объяснении учителем. Их можно использовать в качестве опорных конспектов при фронтальной работе с классом и при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. Наиболее эффективны схемы при проведении сравнения, в этом случае можно проводить анализ по раскрывающимся плашкам, как по горизонтали, так и по вертикали. 

Подведу итог. Применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....