календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Шевченко Олеся Алексеевна

календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp5.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

по_______________биологии_______________________

(наименование учебного предмета / курса)

в______________5а,5б,5в_________________________

(наименование класса)

на________________2015-2016____________________

(учебный год)

Тема урока

План

Факт

Основные понятия, формируемые на уроке

Виды деятельности учащихся

учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД:

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Формы организации

Тема: «Введение» (6 часов)

1

Биология — наука о живой природе.

Основные понятия урока: биология, биосфера, экология.

знакомство с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничествос одноклассниками при обсуждении.

Мультимедиа

учащиеся имеют представление

о биологии как науке, о значении биологических

знаний в современной жизни и роли биологической

науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в немглавное.

формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать

и оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителяи отвечать на вопросы

формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологиче-

ской культуры,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам.

Индивидуальная, фронтальная работа

2

Методы исследования в биологии. Лабораторная работа  №1 «Фенологические наблюдения .

Основные понятия урока: методы исследования, наблюдения, эксперимент, измерения, фенология.

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Раб. тетрадь

учащиеся знают основные методы

изучения биологии, правила техники безопасности

в биологическом кабинете.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное, начато практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

. Индивидуальная, , групповая.

3

Разнообразие живой природы.

Основные понятия урока: царства живой природы, отличительные признаки живого.

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.

Таблицы, презентация, мультимедиа.

учащиеся знают названия царств

живой природы и отличия живых организмов от

объектов неживой природы.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках

живого от неживого, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

заданияв

конце § . В р/тзад 11 и 12.

4

Среды обитания живых организмов

Основные понятия урока: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания.

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Табл. «Организмы и среды их обитания»

учащиеся умеют различать среды

обитания организмов, знают их особенности

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, воспринимать информацию на слух

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 4, вопр (устно), заданияв конце § (составить план §), вр/т-з. 14,17.

Индивидуальная, фронтальная работа

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Основные понятия урока: экологические

факторы: абиотические, биотические, антропогенные

работа с видеофиль-

мом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Таблицы, презентация, мультимедиа.

учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на жи-вые организмы.

Познавательные:

умение работать с текстом, выделять в нем главное,

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируются элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 5, вопросы и задания в конце §. В р/т – зад. 18- 20. Проработать с. 28 и выполнить

тесты на с. 14—16 в р/т

Индивидуальная, фронтальная работа

6

Экскурсия  №1 «Многообразие живых

организмов. Осенние явления

в жизни растений и животных»

Основные понятия урока: разнообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений

и животных.

работа в группах по

изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотруд-

ничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета

по экскурсии

учащиеся имеют начальные

представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; о том, чтоживые организмы связаны со средой обитания иприспособлены для жизни в определенной среде;приобретают навыки правильного поведения в природе.

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и

оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется любовь и бережное

отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

Оформить отчет о выполнении зад Индивидуальная, фронтальная работа аний

Тема: «Клеточное строение организмов» (10 часов)

1 (7)

Устройство увеличительных

приборов Лабораторная работа  №2 «Устройство лупы и светового микроскопа.».

Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп

знакомство с увеличительными приборами,  работа с

текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Табл. «Увеличительные приборы» + мультимедиа + презентация «Устройство микроскопа»

учащиеся знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют

представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное. Приобретение

элементарных навыков

работы с приборами.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 6, вопросы в конце §; выучить правила работы с микроскопом на с. 32—33. В р/т зад. 23.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

2 (8)

Устройство увеличительных

приборов

Лабораторная работа  №3 «Изучение клеток растения с помощью лупы»

Основные понятия урока: клетка, лупа, микроскоп.

Рассматривание клеточного строения организмов с помощью лупы, работа с

текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Табл. «Увеличительные приборы» + мультимедиа

Убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение

элементарных навыков работы с приборами.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

§6, вопросы и задания на с.33.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

3 (9)

Клетка и ее строениеЛабораторная работа  №4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под

микроскопом».

Основные понятия урока: клетка, клеточная

оболочка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро,

ядрышко, поры, хромосомы.

Приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради,

обсуждение результатов работы,выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке

Табл. «Растительная клетка и ее строение» + мультимедиа

учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить

строение клетки в тетради

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и формления ее результатов.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 7 до

статьи «Пластиды». Ответить на вопросы 1—3 в конце §

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

4 (10)

Клетка и ее строение: пластиды.

Лабораторная работа №5 «пластиды в клетках листа элодеи»

Основные понятия урока: пластиды, хлоропласты.

Приготовление мик-

ропрепаратов и изучение их под микроскопом, схематическое изображение строения клеток в тетради,

работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

результатов

Табл. «Растительная клетка и ее строение» + мультимедиа

учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки

приготовления микропрепаратов, изучения их под

микроскопом и умения схематически изображать

строение клетки в тетради.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 7 до конца,  вопросы в конце §. В р/т зад. 27 и 28.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

5 (11)

6 (12)

Химический состав клетки:

неорганические вещества

Химический состав клетки:

органические

вещества

Основные понятия урока: неорганические вещества, вода, органические вещества, белки, жиры,

углеводы, нуклеиновые кислоты.

Знакомство с химическим составом клетки и его сравнение с соста-вомобъектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их

результатов; работа с текстом и иллюстрациями

учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Учащиеся имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.

Познавательные:

развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства живой природы, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 8, в р/т зад. 29.

Индивидуальная, фронтальная работа

§ 8, вопросы в конце §.

7 (13)

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку.

Лабораторная работа  №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, движение цитоплазмы, межклетники, межклеточное вещество.

проведение биологических экспериментов по изучению процессов

жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в

клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов

наблюдений

мультимедиа

у учащихся формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться ин-

формацией с одноклассниками

формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших

биологических экспериментов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 9, вопросы

1—5 в конце §. В р/т зад. 31

8 (14)

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие и деление клетки.

Основные понятия урока: процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки, хромосомы,

рост клетки.

работа с текстом

и иллюстрациями учебника

мультимедиа

учащиеся знают, умеют описать

процесс деления клетки и ее рост

Познавательные:

умение работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о делении клеток как основе размножения, роста

и развития всех живых организмов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 9 до конца,  вопросы в конце §.

В р/т  зад. 34 и 35.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

9 (15)

Понятие «ткань»

Лабораторная работа  №6 «Рассматривание под микроскопом растительных тканей»

Основные понятия урока: ткань, виды тканей

(образовательные, основные, проводящие, механи-

ческие, покровные).

работа с текстом

и иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке,

мультимедиа

учащиеся имеют первоначальные

представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.

Познавательные:

овладение умением

оценивать информацию, выделять в ней

главное, развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов, умение выделять существенные признаки строения клетки.

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 10, вопросы в конце §. В р/т зад. 39.

10 (16)

Обобщающий урок

по теме «Клеточное строение

организмов»

Основные понятия урока: органические и неорганические вещества клетки, оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, хромосомы, пластиды, процессы жизнедеятельности в клетке, деление клетки,

рост клетки, единство живых организмов.

работа с текстом и

иллюстрациями учебника; формирование представления о единстве живого на основе совместного обсуждения усвоенных знаний

у учащихся сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов

Познавательные:

развивается умение анализировать и обобщать имеющиеся знания, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифи-цировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать выпол-нение заданий учителя согласноустановленным  правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителяи отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления

о единстве живого, умение соблюдать дисциплину на уроке, потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

 с. 49—50 и выполнить тренировоч-

ные задания (тесты) в р/т на с. 27—28.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

Тема: «Царство Бактерии» (2 часа)

1 (17)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

Основные понятия урока: бактерии, формы бактерий, синезеленые, или цианобактерии, спора, сапротрофы, паразиты.

Работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Табл. «Бактерии» + мультимедиа

Учащиеся имеют представление об

особенностях строения бактерий и их многообразии

Познавательные:

умение работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной

формы в другую, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

§ 11, вопросы в конце§. В р/т задания

42, 43 и 44

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

2 (18)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий

Основные понятия урока: бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии, симбиоз, молочнокислые

бактерии, болезнетворные бактерии

Работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Презентация «Значение бактерий»

Учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека

Познавательные:

развивается умение самостоятельно

работать с текстом и иллюстрациями учебника, выделять главное в тексте,

структурировать учебный материал

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется интерес к предмету и положительная познавательная мотивация на основе проведения самостоятельного биологического исследования,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

умение оценивать уровень опасности ситуации для

здоровья, понимание

важности сохранения

здоровья.

§ 12, вопросы в конце §. В р/т задание 45, 47. С. 64 тесты в р/т на с. 37-39

Тема: «Царство Грибы»  (5 часов)

1  (19)

Общая характеристика грибов

Роль грибов в природе и жизни человека.

Основные понятия урока: грибы, грибница.

Работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

мультимедиа

учащиеся знают о строении грибов,

их роли в природе и жизни человека

Познавательные:

развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, получать информацию из видеофильма

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков

самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 13,

вопросы в конце §.

В р/т задания 48 и 49

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

2 (20)

Шляпочные грибы. Лабораторная работа  №7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Основные понятия урока: шляпочные грибы, микориза, симбиоз

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке

Табл. «Шляпочные грибы» + презентация «Шляпочные грибы»

учащиеся знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы

с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Познавательные:

развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

понимание ценности

здорового и безопасного образа жизни; усваиваются

правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 14,вопросы в конце §. В р/т задания 51 и 52.

3 (21)

Дрожжи, плесневые грибы.

Лабораторная работа  №8  «Строение плесневого гриба мукора.

»

Основные понятия урока: плесневые грибы: мукор, пеницилл, дрожжи

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Табл. «Плесневые грибы. Дрожжи» + мультимедиа

учащиеся знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни

человека

Познавательные:

развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями

учебника, развивается умение самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 15

вопросы в конце §

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

4 (22)

Грибы-паразиты.

Основные понятия урока: грибы-паразиты: головня, спорынья, гриб-трутовик

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с учащимися класса при обсуждении

Табл. «Грибы-паразиты»

учащиеся знают о грибах-паразитах и их роли в природе

Познавательные:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Регулятивные: уме-

ние определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные:

умение работать в составе творческих групп

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к

учителю и одноклассникам

§ 16

вопросы и  задания в конце §. В р/т зад. 56-57.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

5 (23)

Обобщающий урок по теме «Царство Бактерии. Царство Грибы»

Основные понятия урока: безъядерные иядерные живые организмы

обсуждение сообщений учащихся «Многообразие грибов и их значение

в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практиче-

ской значимости знаний о бактериях и грибах

учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли бактерий и грибов в природе и жизни человека

Познавательные:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы, умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить

сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных царств природы,

потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников

с. 86 и тесты

в р/т на с. 37—39

Индивидуальная, фронтальная работа

Тема: «Царство Растения» (9 часов).

1 (24)

Растения. Ботаника – наука о растениях.

Основные понятия урока: растения высшиеи низшие, слоевище, ткань, орган, фотосинтез.

Работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

Мультимедиа + презентация «Наука о растениях»

Учащиеся имеют представления

о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях

Познавательные:

развиваются умения выделять существенные признаки растений, различать на

живых объектах и таблицах низшие и высшие растения,

сравнивать представителей низших и высших растений,

делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

Формируется экологическая куль-

тура на основе понимания важности охраны растений,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 17. Вопросы

в конце §. В р/т

задания 59 и 60.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

2 (25)

Водоросли. Лабораторная работа  №9 «Строение зеленых водорослей»

Основные понятия урока: растения низшие,

зеленые водоросли, бурые и красные водоросли, ризоиды.

Выполнение лабора-

торной работы, сотрудничество с одноклассниками

при обсуждении результатов лабораторной работы, работа с текстом и

иллюстрациями учебника.

Табл. «Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада», табл. «Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс» + презентация «Водоросли-2, «Водоросли-опрос» + мультимедиа

учащиеся имеют представление о

водорослях (одноклеточных и многоклеточных) как представителях низших растений,

их характерных признаках

Познавательные:

развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу.  Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов

природы, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 18.

Вопросы 1—3 в конце §, выполнить зад. 62, 63 в р/т

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

3 (26)

Лишайники, их строение, разнообразие

Основные понятия урока: лишайники: кустистые, листоватые, накипные; симбиоз

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, изучение лишайников

в природе

Табл. «Лишайники» + презентация «Лишайники»

учащиеся имеют представление о

лишайниках как симбиотических организмах

Познавательные:

развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода

о состоянии окружающей среды,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 19,

вопросы и задания

в конце §. В р/т

зад. 66 и 67. Познакомить учащихся с летними

заданиями.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

4 (27)

Мхи. Многообразие мхов.

Лабораторная работа  №10 «Строение мха»

Основные понятия урока: растения высшиеспоровые: мхи, сперматозоид, яйцеклетка

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по сравнению с низшими, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками

при обсуждении результатов лабораторной работы

Табл. «Зеленый мох кукушкин лен»

«Мох сфагнум» + Мультимедиа + презентация «Разнообразие мхов»

учащиеся имеют представление о

мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 20,вопро-

сыи задание 2 в конце §. В р/т задание 70

5 (28)

Папоротники, хвощи, плауныЛабораторная работа  №11 «Строение спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

Основные понятия урока: растения высшие

споровые: папоротники, плауны, хвощи; вайи, корневище, спорангии

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении высших споровых растений по срав-

нению с низшими, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками

при обсуждении результатов лабораторной работы

Табл. «Папоротник щитовник мужской»

«Хвощ и плаун» + Презентация «Папоротникообразные»

учащиеся имеют представление о

папоротниках, плаунах и хвощах как представите-

лях высших споровых растений, их характерныхпризнаках и более высокой организации по сравнению с мхами

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 21,

вопросы в конце §.

Выполнить задание на с. 119 учебника

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

6 (29)

ГолосеменныеЛабораторная работа  №12 «Строение хвои и шишек

хвойных»

Основное понятие урока: голосеменные растения.

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении в строении семенных растений по сравнению

с высшими споровыми растениями, выполнение лабораторной работы, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы

Табл. «Сосна обыкновенная» + Презентация «Голосеменные растения» + мультимедиа

учащиеся имеют представление о

характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения»

Познавательные:

развитие умения выделять

существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам

Регулятивные: уме-

ние определять цель работы, планировать ее

выполнение, представлять результаты работы

классу

Коммуникативные:

умение строить эффективное взаимодействие

с одноклассниками

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших

растений и установления усложнений в их строении,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 22,

вопросы и  задание 1 в конце §. Двум-трем учащимся подготовить сообщения о редких цветковых растениях

своего края для выступления на следующем уроке.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

7 (30)

Цветковые растения.Значение цветковых в природе и жизни человека.

Основные понятия урока: покрытосеменные

растения, цветок, плод, однолетние, двулетние и

многолетние растения, жизненные формы

работа с текстом и

иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы и вопроса об усложнении в

строении покрытосеменных растений по сравнению

с голосеменными растениями

Презентация «Цветковые растения»

учащиеся имеют представление о

характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями:

«плод», «цветок», «жизненные формы»

Познавательные:

развивается умение выделять

существенные признаки покрытосеменных растений

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в ихстроении, умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 23,

вопросы в конце §. В р/т задания 75 и 76

8 (31)

Происхождение растений. Основные

этапы развития растительного мира.

Основные понятия урока: палеонтология, палеоботаника, риниофиты

работа с текстом и

иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

вопроса об усложнении в

строении покрытосеменных растений по сравнению

с голосеменными растениями

мультимедиа

учащиеся имеют представления о

методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира

Познавательные:

развивается умение приводить доказательства того, что многообразие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции)

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития

растительного мира и установления усложнений в

строении растений в процессе эволюции,

умение

соблюдать дисциплину

на уроке, уважительно

относиться к учителю и

одноклассникам

§ 24 , в р/т задания 78, 79, 80 и 81.

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

9 (32)

Обощающий урок по теме: «Царство Растения»

Основные понятия урока: низшие и высшие растения, отделы растений – водоросли, мхи, лишайники, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные

Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие растений и их значение

в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса о практической значимости знаний о растениях

Учащиеся систематизировали иобобщили знания о строении и роли растений в природе и жизни человека

Познавательные:

развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установ-

ленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные:

умение слушать учителяи отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков

представителей разных отделов Царства Растения, потребность в справедливом оценивании своейработы и работы одноклассников

Проработать текст «Краткое содержание главы»

и выполнить тренировочные задания (тесты) на

с. 140—142 учебника и в рабочей тетради на с. 55—58.

Резервное время (2 часа)

1 (33)

Заключительный урок по курсу

«Биология. 5 класс». Летние задания

Основные понятия урока: царства живой природы, низшие и высшие растения

работа с текстом и

иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

вопросов урока

мультимедиа

Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,

хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

роль растений в биосфере и жизни человека

Познавательные:

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп

Воспитание в учащихся чувства гордости за

российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание в учащихся любви к природе

Задание в тетр оформить летние задания

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

2 (34)

Игра «Посвящение в ботаники»

Основные понятия урока: царства живой природы, низшие и высшие растения

работа с текстом и

иллюстрациями учебника,  сотрудничество с одноклассниками при обсуждении

вопросов урока

мультимедиа

Учащиеся должны знать:основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи,

хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы

развития растительного мира

Познавательные:

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира

Регулятивные: уме-

ние организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

Коммуникативные:

умение слушать учителя и отвечать на вопросы,

работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Воспитание в учащихся чувства гордости за

российскую биологическую науку; знание правил поведения в природе; умение реализовывать теоретические познания

на практике; воспитание в учащихся любви к природе,

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Задание в тетр

Индивидуальная, фронтальная работа

групповая

Календарно тематическое планирование по курсу биологии         5 класс

Пояснительная записка

1.Календарно-тематическое планирование составлена на основе :

1.Федерального государственного образовательного стандарта (стандартов второго поколения), М, «Просвещение», 2011г -  (Приказ Минобрнауки России№1897 от 17.12.2010г)

2.Фундаментального ядра содержания общего образования, М, «Просвещение», 2011г

3.Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ «Биология». 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника –М, : Дрофа, 2010

2.Рабочая программа утверждена приказом по МКОУ КСОШ №2 имени Ф.И. Анисичкина от 29.08.2014г. №7-о.д

          3.Составитель КТП: Шевченко О.А., учитель биологии

          4. Программа предусматривает занятия по учебнику Пасечник В.В. Биология. 5 кл. Бактерии, грибы, растения:                   Учёб.  Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- М. Дрофа, 2016. – 142с.т

           5.Количество часов в неделю (в соответствии с учебным планом школы)- 1 час

          6. Количество учебных недель за учебный год (в соответствии с календарно-годовым графиком школы)-35;

          7. Количество часов за учебный год-35ч.

          8. Количество часов за I четверть-9ч., за II четверть-7ч., за III четверть-10ч., за IV четверть-9ч.;

Практическая часть

Виды работ практической части

Количество работ

I

четверть

II четверть

III

четверть

IV четверть

За год

Лабораторная работа

4

2

3

3

12

Контрольная работа

1

1

1

3

Экскурсии

1

1

Рабочая программа

по биологии

основное общее образование

ФГОС

Учитель: Шевченко О.А.

Календарно – тематическое планирование

по биологии

ФГОС

в 5а,5б,5в  классах

                   Учитель:Шевченко О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...