Урок по биологии по теме "Простейшие. Голые амёбы".
презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

Данная презентация поможет лучше усвоить знания о подцарстве "Простейшие". Начало царства - Голые амёбы.  В конце презентации указаны ВСЕ ссылки на скопированный текст с сайтов, дабы избежать плагиата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_na_temu_prosteyshie._golye_amyoby.pptx198.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по биологии на тему: «Простейшие».

Слайд 2

•Систематика простейших Подцарство : Простейшие Тип: Саркодовые Тип: Жгутиконосцы Класс: Голые амёбы Класс: Эвгленовые Тип: Инфузории

Слайд 3

Подцарство : Простейшие Обитают простейшие организмы обычно во влажной среде – водоемах, почве. Паразитические простейшие используют в качестве среды обитания многоклеточные живые организмы, в том числе и человека . Некоторые простейшие организмы даже имеют раковины или причудливые выросты клеточной стенки . Он состоит из многих классов, отрядов, семейств и включает примерно 20—25 тыс. видов . По своему строению простейшие чрезвычайно разнообразны. Подавляющее большинство их обладает микроскопически малыми размерами, для изучения их приходится пользоваться микроскопом.

Слайд 4

Тип: Саркодовые Все саркодовые – достаточно примитивные организмы со слабой дифференциацией цитоплазмы и наружной мембраны . Корненожки ( Rhyzopoda ) отличаются наличием ложноножек – выростов цитоплазмы, образующихся в разных частях клетки, благодаря которым они движутся и захватывают пищу. Типичным представителем корненожек является амёба-протей . Клетка может содержать хлорофилл и светочувствительный глазок.

Слайд 5

Класс: Голые амёбы Внешнее строение обыкновенной амёбы:

Слайд 6

Класс: Голые амёбы Тело амебы представляет собой комочек полужидкой цитоплазмы с ядром посередине. Вся цитоплазма подразделена на два слоя: наружный, вязкий — эктоплазму и внутренний, гораздо более жидкий — эндоплазму . У амебы нет твердой оболочки, и она способна изменять форму тела . Когда амеба ползет по листу водного растения, у нее в том направлении, куда она двигается, образуются выпячивания цитоплазмы – ложноножки – выросты цитоплазмы. Псевдоподиями она охватывает бактерию или микроскопическую водоросль, вскоре добыча оказывается внутри тела амебы, и вокруг нее образуется пузырек — пищеварительная вакуоля . С помощью сократительной вакуоли амёба выбрасывает наружу воду.

Слайд 7

Класс: Голые амёбы Движение: Амёба «перетекает» по дну. На теле постоянно образуются меняющие свою форму выросты – псевдоподии (ложноножки). В один из таких выступов постепенно переливается цитоплазма, ложная ножка в нескольких точках прикрепляется к субстрату и происходит передвижение .

Слайд 8

Класс: Голые амёбы Питание: Передвигаясь, амёба наталкивается на одноклеточные водоросли, бактерии, мелкие одноклеточные, «обтекает» их и включает в цитоплазму, образуя пищеварительную вакуоль . Ферменты, расщепляющие белки, углеводы и липиды, поступают внутрь пищеварительной вакуоли, и происходит внутриклеточное пищеварение. Пища переваривается и всасывается в цитоплазму. Способ захвата пищи с помощью ложных ножек называется фагоцитозом.

Слайд 9

Класс: Голые амёбы Дыхание: Кислород расходуется на клеточное дыхание. Когда его становится меньше, чем во внешней среде, новые молекулы проходят внутрь клетки . Молекулы углекислого газа и вредных веществ, накопившихся в результате жизнедеятельности, наоборот, выходят наружу.

Слайд 10

Класс: Голые амёбы Выделение: Пищеварительная вакуоль подходит к клеточной мембране и открывается наружу, чтобы непереваренные остатки выбросить наружу в любом участке тела. Жидкость поступает в тело амёбы по образующимся тонким трубковидным каналам, путём пиноцитоза . Откачиванием лишней воды из организма занимаются сократительные вакуоли. Они постепенно наполняются, а раз в 5-10 минут резко сокращаются и выталкивают воду наружу. Вакуоли могут возникать в любой части клетки.

Слайд 11

Класс: Голые амёбы Размножение: Амёбы размножаются только бесполым путём . Выросшая амёба приступает к размножению. Оно происходит путём деления клетки. До деления клетки ядро удваивается, чтобы каждая дочерняя клетка получила свою копию наследственной информации (1). Размножение начинается с изменения ядра. Оно вытягивается (2), а затем постепенно удлиняется (3,4) и перетягивается посредине. Поперечной бороздкой делится на две половинки, которые расходятся в разные стороны – образуются два новых ядра. Тело амёбы разделяется на две части перетяжкой и образуется две новые амёбы. В каждую из них попадает по одному ядру (5). Во время деления происходит образование недостающих органоидов.

Слайд 12

Класс: Голые амёбы В течение суток деление может повторяться несколько раз . Бесполое размножение – простой и быстрый способ увеличить число своих потомков. Этот способ размножения не отличается от деления клеток при росте тела многоклеточного организма. Разница в том, что дочерние клетки одноклеточного организма, расходятся, как самостоятельные.

Слайд 13

Класс: Голые амёбы Реакция на раздражение: Амёба обладает раздражимостью – способностью чувствовать и реагировать на сигналы из внешней среды. Наползая на предметы, она отличает съедобные от несъедобных и захватывает их ложноножками. Она уползает и прячется от яркого света (1 ), механических раздражений и повышенной концентрации, вредных для нее веществ (2 ). Такое поведение, состоящее в движении к раздражителю или от него, называется таксисом.

Слайд 14

Класс: Голые амёбы Переживание неблагоприятных условий: Одноклеточное животное очень чувствительно к изменениям окружающей среды В неблагоприятных условиях (при высыхании водоёма, в холодное время года) амёбы втягивают псевдоподии. На поверхность тела из цитоплазмы выделяются значительное количество воды и вещества, которые образуют прочную двойную оболочку. Происходит переход в покоящееся состояние – цисту (1). В цисте жизненные процессы приостанавливаются . Цисты, разносимые ветром, способствуют расселению амебы.

Слайд 15

Класс: Голые амёбы При наступлении благоприятных условиях амёба покидает оболочку цисты. Она выпускает псевдоподии и переходит в активное состояние (2-3 ). Ещё одна форма защиты – способность к регенерации (восстановлению). Повреждённая клетка может достроить свою разрушенную часть, но только при условии сохранения ядра, так как там хранится вся информации о строении.

Слайд 16

Класс: Голые амёбы Жизненный цикл амёбы: Жизненный цикл амёбы прост. Клетка растёт, развивается (1) и делится бесполым путём (2). В плохих условиях любой организм может «временно умереть» - превратиться в цисту (3). При улучшении условий он «возвращается к жизни» и усиленно размножается.

Слайд 17

Ссылки: http:// www.ebio.ru/pro02.html http:// bethoven-vet.ru/sistematika-prosteishikh https:// otvet.mail.ru/question/68289137 http:// biouroki.ru/material/animals/ameba.html http:// referatyk.com/biologiya/13953-stroenie_i_jiznedeyatelnost_amebyi.html http://player.myshared.ru/402338 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Бактерии, грибы, растения» Тема «Строение и многообразие покрытосемянных растений» Урок №16 «Прощание с ботаникой»

Уникальность разработки заключается в  методах, используемых для достижения главной цели :повторения, обобщения и углубления биологических вопросов, имеющих прикладное значение...