Гуманитаризация преподавания предметов естественнонаучного цикла.
статья по биологии (8 класс) по теме

Чернышёва Елена Юрьевна

Гуманитаризация - одно из важнейших направлений модернизации российского образования,  в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образовательной системы. Для исполнения этой программы необходимо, чтобы в профессиональной среде и обществе в целом сформировалось ясное представление о сущности гуманитарного образования, о его целях и ценностях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gumanitarizatsiyaobrazovaniya_kursovaya_rabota.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманитаризация - одно из важнейших направлений модернизации российского образования,  в государственных документах она рассматривается как неотъемлемая часть единой программы обновления образовательной системы. Для исполнения этой программы необходимо, чтобы в профессиональной среде и обществе в целом сформировалось ясное представление о сущности гуманитарного образования, о его целях и ценностях.

Фундаментом современной концепции гуманитарного образования служат в первую очередь  гуманистические традиции  в образовании: уважение к личности ученика, его индивидуальным потребностям, стремление к сотрудничеству и сотворчеству. Педагогический опыт европейских гуманистов, некоторые черты классического образования 18-19 вв.,  идеи К.Д.Ушинского и А..Дистервега, К. Ясперса и П.Ф.Каптерева, Д.Дьюи и А.Маслоу образуют научную базу  и ценностную шкалу этой концепции.

   Методологическим стержнем современного подхода к гуманитарному образованию является разработанная М.М.Бахтиным концепция диалога, как основы гуманитарного знания. «Бахтин решает проблему гуманитарного знания, стремясь отделить его от «овеществляющего» изучения природы. Ученый доказывает, что гуманитарные науки обращены не вовне, а в глубину личности, к самым сложным и глубинным ее проблемам. Познание есть толкование и понимание, осуществляемое в форме диалога личностей».[1]1 Диалог - особая форма взаимодействия субъектов, противостоящая монологическому субъект - объектному взаимодействию.

Гуманитарное знание

  • Целостное, позволяющее видеть не отдельные стороны действительности, а их многообразную взаимосвязь.
  • Наполненное личным смыслом, связанное с личным опытом, эмоционально и ценностно окрашенное.
  • Полученное в результате понимания, в ходе равноправного диалога субъекта образования с культурным опытом человечества

   Основные направления гуманитаризации сегодня:

  • обновление содержания образования во всех предметных сферах на основе представлений о специфике гуманитарного знания;
  • влияние на образовательную и социокультурную среду для изменения имиджа гуманитарного образования.

Базовые идеи-ценности гуманитарного образования:

  • Философская идея Человека как главной ценности жизни.
  • Свободное мировоззренческое определение.
  • Личная самоактуализация в жизни и культуре.
  • Ответственность Индивида за общезначимые ценности.
  • Общекультурная компетентность.
  • Диалог культур как важнейшее средство воспитания человека культуры.
  • Единство мира и человека как его органической части.
  • Осмысление знания как «живого», самоизменяющегося, подвижного, имеющего множественность характеристик.

 Предполагаемые результаты гуманитарного образования

  • Помогает человеку определить свое место в мире: осознанно и успешно выбрать ценности,  убеждения, социальную позицию, профессию.
  • Позволяет творчески применять имеющиеся знания на практике.
  • Гармонично развивает разные личностные свойства, интеллектуальные, эмоциональные художественно-творческие способности.    

Формирует позитивную жизненную позицию, способствует развитию высоких нравственных качеств.

Принципы гуманитарного образования (По Н.С.Розову)

  1. Кардинальное разделение фактов и интерпретаций…, оставляющее простор для личностного осмысления явлений.
  2. Диахронный и кросскультурный подход к содержанию образования. (Способность понимать различия в восприятии мира, знаниях у людей разных эпох и культур, видеть изменчивость, подвижность человеческого познания, умение принимать и понимать инокультурность).
  3. Использование идей прошлого в решении современных проблем.

     4.  Обучение средствам познания, а также способам оценки и выбора.

               Гуманитаризация содержания образования может быть достигнута в рамках преподавания традиционных предметов за счет выявления их гуманитарного потенциала. Основными и наиболее простыми приемами при этом являются следующие:

1.Демонстрация места данного предмета (отрасли знаний) в системе научных знаний и культуре человечества в целом, установление связи данного предмета с другими учебными предметами (другими отраслями знаний).

2.Разъяснение значимости изучаемого материала (отдельного факта, явления) для практической жизни людей, для развития человеческой культуры в целом.

3.Выявление связи изучаемого знания с личным опытом учителя, учащихся, других конкретных людей.

4.Знакомство с историей изучения познаваемого факта, явления, предмета.

5.Раскрытие роли личности ученого, исследователя, деятеля культуры в возникновении нового знания, в обогащении человеческих представлений о мире.

    6.Выявление перспектив познания и практического использования данного явления, факта. Предположения о роли данного знания в будущей культуре и

практической жизни человечества.

Некоторые характеристики гуманитарной  образовательной среды

  • Целостность
  • Антропоцентричность
  • Интегративность
  • Избыточность или «перенасыщенность»
  • Демократичность, толерантность.  

Изменение имиджа гуманитарного образования.

  Необходимо выработать внутри самого педагогического сообщества (начиная с конкретного педагогического коллектива) ясное и отчетливое представление о сущности и ценности гуманитарного образования и максимально способствовать распространению этого представления в широком социокультурном пространстве.    

   Думается, мнение о неэффективности, непрестижности гуманитарного образования также связано с устаревшими представлениями о его особенностях, с неумением педагогов показать социуму прагматическую ценность гуманитарного знания, связь его с запросами современной жизни.  

  Что требуется для эффективного ведения бизнеса, для карьерного роста, для успешного общения? Что нужно сегодня человеку, чтобы стать не только успешным, но и счастливым?

Знание конкретной технологии производства того или иного продукта - будь то баррель нефти или глянцевый журнал – конечно. Но в большей мере необходимы иные качества.

Во-первых, навыки коммуникации, ведь в современном мире любое производство, любой бизнес, любая карьера осуществляются в ходе многообразного взаимодействия множества людей, зависящих друг от друга. Способность к сотрудничеству, кооперации, продуктивному преодолению конфликтов – залог успеха.

Во-вторых, стратегическое мышление - способность анализировать ситуацию в свете исторического опыта и прогнозировать ее развитие, отчетливо осознавать цели и творчески находить способы решения проблем.

Художественный вкус и эмоциональное богатство необходимы человеку, чтобы на вершине карьеры не потерять интерес к жизни, чтобы средства, приобретенные благодаря успешному бизнесу, не оставались напрасным грузом, чтобы бедность воображения не вступала в противоречие с богатством возможностей.

Приверженность этическим ценностям, высокое нравственное развитие – гарантия того, что человек сумеет правильно выбрать свои жизненные цели, ориентируясь на подлинные потребности своей личности, а не на стереотипы массовой культуры и рекламные фокусы, что он не заплатит за мнимый успех духовной деградацией, ощущением бессмысленности прожитого.  

Наконец, здоровье – непременное условие житейского благополучия.

Необходимо упомянуть и о качествах, формировать которые обязана школа, являясь государственным учреждением и проводником национально-государственных интересов. Правовая культура, законопослушность как часть общей воспитанности, умение подчинять свои интересы потребностям других людей; сознание своей национально-культурной принадлежности – этими свойствами, определенными в стандарте как гражданственность и патриотизм, должен обладать выпускник государственного образовательного учреждения.

Этому служит гуманитарное образование, укрепляющее физическое и психическое здоровье ученика, обеспечивающее всестороннее развитие личности ребенка, его приобщение к нравственным ценностям, формирование культуры жизненного самоопределения. Оно помогает молодому человеку справиться с многообразными требованиями современной жизни, позволяет ему состояться и в личном, и в социальном, и в профессиональном плане. Вот почему школа должна искать пути корректирования родительского заказа в сторону более глубоких потребностей общества и самой личности, интересы которых и призвана удовлетворить модернизация образования.

Гуманитаризация на уроках химии…

Известный философ и педагог Р. Штайн говорил, что «обучение всегда должно  «будить воображение», что «преподаваемый материал должен быть как бы «прошит образностью» - тогда ребенок воспримет его всем своим существом, а не только интеллектом».

В решении этой задачи на уроках химии незаменимыми помощниками выступают художественная литература, поэзия, история, искусство.

Приведу некоторые примеры из своей практики.

Нельзя изучать химию, не обращаясь к личности ученого. Д.И. Менделеев,  

М.В. Ломоносов,  А.Н.Бутлеров,  А.П. Бородин – великие ученые и великие люди, обладающие глубокими познаниями не только в химии, но и в литературе, и искусстве.

На своих уроках я часто использую в качестве эпиграфа высказывания великих людей, которые настраивают учащихся на работу. Например, слова Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим». Украшаю уроки стихами, загадками, пословицами, использую отрывки из художественных произведений. Например, в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» в эпизоде беседы двух узников – Дантеса и аббата Фариа – последний сообщает, что использовал для изготовления спичек серу, которую выдавали ему для лечения кожной болезни. Один этот отрывок дает информацию сразу о двух областях применения серы. А при изучении темы «Фосфор» и демонстрации возгорания на воздухе белого фосфора обращаюсь к отрывку о собаке Баскервилей по роману А. Конан Дойля. Спрашиваю учеников: «Могло ли быть такое?», создавая проблемную ситуацию.

Связь химии с историей прослеживается практически на каждом уроке. Так при изучении темы «Металлы» мы говорим о веке каменном, бронзовом, железном. При изучении олова - о том, почему погибла полярная экспедиция Роберта Скотта; при изучении алюминия – о том, почему гости Наполеона III обиделись на него, не получив на банкете алюминиевых ложек и вилок; при изучении свинца – о том, что, возможно, свинцовые водопроводы явились причиной гибели Римской империи.  При изучении темы «Фосфаты» я рассказываю о том, что во время Великой Отечественной войны в 1941 году в Ленинграде был придуман способ защиты зданий от пожара: их покрывали смесью суперфосфата с водой в соотношении 3:1. На это пошел весь запас удобрения (40 т), зато город был спасен.

Изучая тему «Силикатная промышленность» мы обязательно обращаемся к предметам искусства: мозаичным картинам М.В. Ломоносова, изделиям из хрусталя, керамики. Тогда эта чисто «технологическая» тема вызывает интерес учащихся и хорошо усваивается.

В рамках предметной недели провожу викторины:

  • Химические вещества в живописи
  • Стекло. Керамика. Архитектура.
  • Химические средства гигиены и косметики.
  • Металлы в искусстве.
  • Химия на кухне.
  • Домашняя химчистка.

Например:

Каждый ученик выбирает категорию и цену вопроса. Учитель зачитывает вопрос. Если учащийся затрудняется ответить, то вместо него может ответить другой ученик, первым поднявший руку. Победитель викторины оределяется по сумме набранных баллов.

                                         Таблица выбора вопросов.

                                         

Химия и живопись

Стекло, керамика, архитектура

Металлы в искусстве

Химические средства гигиены

Химия на кухне

Домашняя химчистка

10

10

10

10

10

20

10

10

10

30

10

20

10

20

10

30

20

20

10

20

10

50

20

20

20

20

10

20

30

20

20

20

20

20

30

20

20

30

20

20

20

20

30

20

30

30

30

30

30

30

40

40

40

40

50

                                Химические вещества в живописи

Баллы

Вопрос

Ответ

40

Какие химические процессы происходят при высыхании масляной живописи?

Окисление по кратным связям и полимеризация непредельных карбоновых кислот. Процесс идет до 1,5 лет.

30

Как изменяется масса масла, содержащегося в масляных красках, при высыхании?

Увеличивается, так как процесс окисления сопровождается поглощением кислорода из воздуха.

30

Как в живописи используются уголь и сажа?

Приготовление красок, роспись стен, эскизы, копирование.

20

В каких условиях нужно вести обжиг сырья для получения таких сажевых красок, как жжёная слоновая кость, виноградная (из лозы), персиковая (из косточек персика)?

Без доступа воздуха, так как при наличии кислорода органическое сырьё будет превращаться в углекислый газ, а не в сажу.

30

Почему синяя краска ультрамарин (натуральная) очень дорогая?

Производится из минерала лазурита (1кг лазурита стоит 1000 долларов и даёт 20-30г краски)

50

Свинцовые белила под воздействием сернистых соединений, например сероводорода, темнеют, а цинковые – нет. Почему?

Образующийся сульфид свинца имеет чёрный цвет, сульфид цинка – белый.

30

Какое широко распространённое в быту средство может отреставрировать потемневшую (в результате превращения свинцовых белил в сульфид свинца) картину или икону?

Пероксид водорода.

20

В древнем Египте богатые египтянки обводили глаза краской, приготовленной из тонко растёртого малахита. Позднее дорогой малахит использовался для изготовления зелёной краски. Какова формула малахита?

Малахит-это основный карбонат меди (II) (CuOH)2CO3

30

Сульфат бария известен художникам под двумя названиями- постоянные белила и бланфикс. Предложите различные способы получения сульфата бария.

Взаимодействие серной кислоты с барием, оксидом бария, гидроксидом бария, солями бария.

40

Пигменты двух красок имеют изумрудно-зелёный цвет. Это швейнфуртская зелень и малахит. С помощью какой простой качественной реакции можно различить эти соединения?

Карбонаты под действием кислот выделяют углекислый газ.

30

Для приготовления краски кусочек малахита растёрли в порошок и случайно поставили ступку на горячую плиту. Как изменится окраска пигмента?

Зелёный цвет изменится на чёрный. При нагревании малахита образуется оксид меди чёрного цвета.

10

Чем отличаются краски от пигментов?

Краска – это пигмент плюс связующее вещество.

10

Какие пигменты – минеральные или органические- используются в живописи чаще?

Минеральные.

10

Какого цвета, судя по названию, аурипигмент?

Жёлтый (от aurum- золото)

40

Из чего делают простые и цветные карандаши?

Простые: графит, глина, воск, пектиновый клей.

Цветные: каолин, бентонит, тальк, жиры, красители

10

Что такое энкаустика?

Это живопись расплавленными твёрдыми красками, связующей основой которых является воск.

20

Объясните происхождение названия фресковой живописи.

В переводе с итальянского «фреско» означает «свежий». Фреска – это роспись водорастворимыми красками по сырой штукатурке.

20

Что такое темпера? Чем темперные краски отличаются от масляных?

Темперные краски: пигмент плюс эмульсия. Масляные краски: пигмент плюс растительные масла.

40

Что такое сиккативы и с какой целью их применяют в масляной живописи?

Сиккативы – ускорители высыхания масел. Катализаторами процессов окисления являются соли кобальта, марганца, свинца.

20

Объясните название химического элемента №24.

«Хрома» в переводе с греческого-«краска». На основе соединений хрома готовиться несколько художественных красок разного цвета.

   Роль химических знаний в оценке и критическом осмыслении произвдений художественной литературы.

Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом  романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения яркими, образными, колоритными.

Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка-названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов.

Например, у М.В.Ломоносова есть такие строки:

…Как медь в горниле рдится!

…Меж бисерными облаками синеет злато и лазурь…

Богата  химическими терминами и поэзия 19 века:

…Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом

                                         (А.С.Пушкин)

….И железная лопата

В каменную грудь,

Добывая медь и злато,

Врежет страшный путь.

                            (М.Ю.Лермонтов)

Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:

…На рукомойнике моём

Позеленела медь.

Но так играет луч на нём, что весело глядеть.

                                  (А.Ахматова. Из сб.»Вечер»)

…От медленных лобзаний влаги

Нежнеет грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Свтых монахов и девиц…

                                 (А.Блок. Итальянские стихи)

Авторы художественных произведений нередко допускают ошибки в описании химических процессов и веществ. На уроках химии детям интересно найти такие ошибки и объяснить их.

…Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней - царственное слово…

                                  (А.Ахматова. Из сб.»Бег времени»)

(Конечно,  золото не ржавеет, не корродирует,это ошибка. Но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора!)

А какую неточность можно заметить в стихотворении Л.Лавренёва «Нобуж»?

…В озон превращается воздух…

( В озон превращается не воздух, а кислород)

В романе А.Беляева «Продавец воздуха» читаем:

«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом…

- Жидкий воздух, - сказал Бейли.

Я был поражён. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории».

(Температура при которой воздух становиться жидким, должна быть ниже минус 196 градусов. Человеку при этой температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.)

    Гуманитаризация на уроках биологии

В деле гармоничного воспитания детей, привития им интереса к получению знаний значительное место принадлежит устному народному творчеству.

Устное народное творчество – неисчерпаемый источник. Оно не только отображает жизнь народа, его историю, мораль, язык, народную мудрость. Через сказки, песни, поговорки можно более глубоко познать то или иное явление природы, раскрыть смысл той или иной темы. К.Д. Ушинский писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной четкостью выражают суть достаточно сложных вещей…»

 Роль сказки в усвоении и закреплении материала

Очень часто на своих уроках, особенно в 6,7 классах, где по своим физиологическим и психологическим возрастным показателям детям необходимы моменты непринужденного восприятия материала, я использую подачу информации в виде сказки.

Так, например, в уроке «Движение веществ по растению» можно преподнести объяснение части нового материала в виде «Сказки о дождике, которая хотела напоить дерево».

«… Жили-были дождинки в дождевом облаке. Тому, кто ничего не знает о дождинках, могло показаться, что они все похожи на другую: обыкновенные капельки воды. Но на самом деле у каждой был свой характер, каждая мечтала о своем, ведь у каждой из них была впереди длинная история, да и о прежнем было что рассказать. А пока они плыли высоко в небе в родном облачке и болтали между собой о своих мечтах. Одной хотелось попутешествовать подольше – от других сестер-дождинок она слыхала, что на земле с ними случались невероятные приключения. Вторая любила все красивое, и она вовсе не собиралась на землю – она мечтала вместе с другими дождинками стать радугой. А третья? Третья больше помалкивала и думала только о том, чтобы напоить деревья и травы.

… Сначала она оказалась на гладком зеленом листке. От ударов дождевых капелек он качнулся, задрожал, и капелька скатилась вниз, на следующий лист. Так, падая все ниже, она упала на землю и сразу впиталась в сухую почву – давненько не было дождя, и земля на опушке леса даже потрескалась. Скользит капелька между сухими мочками почвы и думает: «Что же со мной станет, куда же я попала, смогу ли я когда-нибудь вернуться в родное облачко, увидеть синее небо и золотое солнышко?» А вокруг-то сколько всего интересного, уже и небо вспоминать некогда! Вот навстречу капельке пробираются земляные черви: она вниз, а они – наверх. Скорей-скорей, вода заливает, дышать нечем! Вы, наверное, видели, как много земляных червей скапливается после дождя на поверхности почвы – их даже называют дождевыми! Это дождь выгнал их из сухих подземных норок. Вот капелька провалилась вдруг в какой-то туннель – здесь крот-строитель прорыл себе подземную дорогу. А сколько в земле живет маленьких жучков, паучков, каких-то крошечных, едва различимых глазом живых существ! И все они копошатся; кто-то кого-то ловит, кто-то что-то строит, кто-то куда-то спешит… Ой, а это что за странные длинные нити в почве?

Только успела дождинка это подумать да придвинуться к нитям поближе, чтобы рассмотреть получше, как очутилась внутри них! Это были тонкие волоски. Расположенные на корнях дерева, но дождинка этого, конечно, не знала. Она только почувствовала, что поднимается вверх – ведь до этого она все время двигалась вниз. Она спешила вверх вместе с другими капельками дождя, попавшими в почву. Дерево уже совсем высыхало от жажды, ведь давно не было дождя, и теперь жадно тянуло корнями воду. Все вверх и вверх: сначала по толстым каналам внутри ствола, потом по средним – внутри веток – и, наконец, по тоненьким жилкам листа. Увядшие от жары листья расправлялись, напоенные водой, а капелька, доплывшая до конца самой тоненькой жилки крошечного листа на макушке дерево, вдруг увидела и небо, и солнце, и родное облачко в вышине. Только оно истаяло, стало маленьким и еле видным. Теплый солнечный луч коснулся капельки, и она превратилась в пар и полетела вверх, к своему облачку. Она летела и радовалась, что ей удалось исполнить свою мечту – напоить дерево...»

Задача: показать в сказочной форме круговорот воды, связанный с растением.

Материалы: магнитная доска и магнитные аппликации: тучка, капли. Растение (если этого нет, можно по мере рассказа изображать на доске).

Ход фрагмента урока:

  1. Рассказывая сказку, перемещать магнитные аппликации на доске (выдержки из текста сказки см. приложение № 1, данное приложение вы можете взять, обратившись непосредственно к автору данной статьи);
  2. Обсудить с детьми сказку, на основании уже приобретенных знаний попытаться ответить на вопросы:
  • что за тонкие волоски встретились Дождинке на корнях дерева?;
  • благодаря чему Дождинка смогла проникнуть вглубь корня и подняться по стеблю к листьям?;
  • какой процесс помог Дождинке вернуться к своему облачку?

Домашнее задание: сочинить сказку о том, куда еще могла попасть Дождинка, путешествуя по растению и что могло с ней произойти.

На уроке в 7-м классе по теме «Размножение и развитие насекомых» «Сказку о том, как Кузнечик Бабочку не узнал» можно преподнести в виде закрепления нового материала.

«…Это был самый первый летний день – такой солнечный и теплый, такой тихий радостный! Молоденький кузнечик, целое утро наслаждавшийся сладким соком и компанией, заметил, как по гибкой травинке навстречу ему двигалось необыкновенное существо. Кузнечик мог поклясться, что никогда не видел ничего подобного: существо было похоже на зеленый бочоночек, слегка приплюснутый сверху и мягкий на вид, передвигалось ползком, перебирая шестью коротенькими ножками, которые едва выглядывали из-под негустых темных волосков, торчащих по бокам. На зеленом фоне были видны красноватые пятнышки и полоски по бокам и внизу.

Привет! – сказал Кузнечик. – Я – Кузнечик, а ты кто?

Бабочка, - прошепелявило существо.

Бабочка?! – от возмущения Кузнечик едва не задохнулся. – Бабочка?! Как будто на нашем лугу я не встречал бабочек! Они такие милые, такие красавицы! У каждой две пары нежнейших крылышек – чуть дотронешься, и посыпалось разноцветная пыльца! У них шесть тонких ножек и пара чудесных усиков, и длинный хоботок, чтобы пить нектар, и огромные глаза, чтобы отыскивать цветы. Ах, они и сами просто в точности цветы – только летающие цветы! А ты, вредный бочонок, смеешь обманывать меня, как будто я слепой и не могу отличить бабочку от какого-то самозванца. Кузнечик хотел еще что-то сказать, но увидел, что «бочонок» совсем не слушает его, а с жадностью обгрызает лист, на котором сидит: по краю, быстро увеличиваясь, появлялась неровная бороздка.

Фи, - подумал Кузнечик, - какая же уважающая себя бабочка будет есть что-либо, кроме цветочного нектара…

Прошло много дней. Кузнечик рос, пил травяной сок, играл с бабочками и стрекозами, замечал частенько и своего знакомого самозванца, лакомящегося листочками клевера, но больше они не разговаривали. А потом «зеленый бочонок» исчез, и Кузнечик о нем не вспоминал, только раз заметил он в тех зарослях клевера, где любил обедать его странный знакомец, какое-то гнездышко из прозрачной паутины, а внутри – контуры чего-то темного, формой похожего на семечко…

Но в жизни Кузнечика происходили события, целиком захватившие его, и он совсем забыл про смешного самозванца. У Кузнечика выросли крылья! Он и не знал раньше, что у взрослого Кузнечика должны быть крылья! Вот когда он вспомнил «зеленый бочонок», и ему стало даже немножко стыдно за то, что он сказал ему тогда, давно, что сам в точности похож на взрослого Кузнечика…Это был чудесный летний день: наверное, потому, что в жизни кузнечиков, стрекоз и жуков все летние дни наполнены удовольствиями – солнечным теплом и едой по вкусу. На макушку былинки, у подножия которой сидел Кузнечик, села красавица Серебристая Голубянка.

Здравствуй, Кузнечик, - сказала она.

Добрый день, - ответил галантный Кузнечик. – Но разве мы знакомы?…

Конечно, - ответила бабочка. – Мы виделись с тобой в начале лета. Только ты меня не узнал тогда.

Когда? Как я мог не узнать тебя?! – застрекотал Кузнечик.

Но Серебристая Голубянка расправила свои прекрасные небесно-голубые крылышки и тихо вспорхнула с цветка...»

Задача: показать в сказочной форме два вида развития насекомых (с полным и неполным превращением).

Материалы: текст сказки.

Ход фрагмента урока:

  1. Зачитать сказку (выдержки из текста сказки см. приложение № 2, данное приложение вы можете взять, обратившись непосредственно к автору данной статьи).
  2. На основании знаний, полученных на уроке обсудить ее по примерным вопросам:
  • почему Кузнечик Бабочку не узнал?;
  • как называется существо, которое встретил Кузнечик в начале лета?;
  • в кого превратился Кузнечик?;
  • какой тип развития мы наблюдаем у этих насекомых?;
  • какова биологическая роль развития с метаморфозой?

Домашнее задание: придумать, какими другими героями из мира насекомых можно заменить Кузнечика и Бабочку.

Я привела лишь 2 примера по использованию сказок как фрагментов ведение урока. Их может быть бесконечное множество. Особенно на уроках в 6-х классах. Детишки входят впервые в кабинет биологии и, начиная изучать такой сложный и такой интересный предмет, ждут чуда. Так дайте же его им!

                         Загадки на уроках биологии 

Не меньший интерес на уроке у детей вызывает использование загадок. Загадка – это сжатое поэтико-аллегорическое описание какого-либо предмета или явления. Подается она в форме вопроса. Загадки вмещают в себя сумму сравнительных признаков и требуют установить, о чем идет речь. Основное назначение загадок – проверить смекалку учащихся, оценить их знания, наблюдательность, внимательность, причем в совершенно не принужденной форме.

Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки, которые развивают их процесс мышления – анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение. Загадки служат и воспитательной цели. Они помогают формированию эстетических вкусов, развивают способность эмоционально воспринимать окружающий мир.

Поэтому на уроках своих я очень часто использую загадки, как в качестве побуждающего фактора к мыслительной деятельности, так и в качестве закрепления материала, как способ переключения внимания детей, так и как способ отдыха.

Так, на уроке «Типы плодов» после составления таблицы, я детям даю закрепление загадки с просьбой определить тип плода того или иного растения.

Девушка Аленушка посадила зернышко
Летом выросло на солнце золотое солнышко.

(Подсолнечник)

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий
В доме рядышком сидят круглые ребятки
Осенью пришла беда: треснул домик гладкий
Поскакали кто куда круглые ребятки.

(Горох)

Зеленый, а не дуб, круглый, а не Луна
С хвостиком, а не мышка.

(Арбуз)

Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине – сладко.

(Слива)

С помощью загадок можно не только закреплять, но и проверять знания учащихся.

Так, например, на уроке «Лишайники», при опросе по предыдущей теме «Значение грибов», можно заполнить корзину съедобными грибами, откладывая в сторону ядовитые. И это все с помощью загадки.

Оборудование: корзинка, муляжи грибов либо магнитные аппликации.

Ход фрагмента урока:

А теперь позволили себе немного расслабиться. Перед вами корзина, которую необходимо наполнить грибами, а вот какими, вы решите сами, прослушав и, я надеюсь, отгадав загадки.

Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик)

Нам издалека шапка красная видна
Лесного обманщика и хвастуна
Не знаю, попасть ли в корзину придется,
Пусть мухам на гибель в лесу остается

(Мухомор)

Стоят под елкой пять ребят
Все в ярких шапках рыжих.
Стоят обнявшись и молчат,
Один другого ниже
Рассказали нам жуки: это братья…

(Рыжики)

Вот березонька стоит
И ветвями шевелит,
А под ней Антошка
На короткой ножке.

(Подберезовик)

Пни все заняли ребята
Плодовитые …

(Опята)

Ее обходят зверь и птица
Боятся, видна, отравиться.
Открыла всем секрет полянка,
Что в гости к ней пришла.

(Поганка)

Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой,
Под коричневой шляпкой
С бархатной подкладкой.

(Белый гриб)

Ну вот, корзинка наша наполнена доверху…

Каков результат? И дети отдохнули от предшествующего опроса (работа у доски, с карточками, устные ответы), и мне отрадно, что знают они как съедобные грибы от ядовитых отличить.

Можно давать загадки как игровые задания на уроке, сочиняя их самим или заимствуя у коллег.

Вот примеры некоторых из них:

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот – 
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

(Ответ: да, лягушка пищу проталкивают глазами. Тема: «Земноводные»)

Вот паучок-крестовичок
В шесть ног бежит спеша
Туда, где в паутине
Запуталась оса.
А может, я не так считал
Или не то сказал.

(Ответ: у пауков не шесть ног, а восемь. Тема «Паукообразные»)

Там ее никто не съест
Есть немало тайных мест:
Можно в сумочке икру
Поносить, как кенгуру.

(Ответ: Морские коньки. Тема «Рыбы»)

Дедка, бабка, коромысло
Над прудом летают низко.
Летунов все узнают,
Только как же их зовут?

(Ответ: дедка, бабка, коромысло – различные стрекозы. Тема «Насекомые»)

В Токио ей не напрасно
Памятник стоит прекрасный
Героиня не могуча,
Но зелена и прыгуча.
Ротик – тот еще у ней – 
Хоть завязочки пришей!

(Ответ: лягушка. Тема «Земноводные»)

Притворяшка жук лежит,
Лапками не шевелит – 
Пальцем его тронул,
Он со страху помер?!
Нет, очнулся, чуть привстал,
Шустро дальше побежал.
Подскажите, есть ли толк:
Не спасаться со всех ног,
А прикинуться таким – 
Притвориться неживым?

(Ответ: некоторые птицы не поедают мертвых насекомых. Тема: Насекомые»)

Отчего бывает так,
Что речной обычный рак,
В одну сторону глазея,
А в другую путь держа,
Задом пятится, плывет,
В общем, все наоборот?
Пять минут я так ходил,
Пока стул не зацепил.
Кое-где синяк набил,
Но загадку не решил.

(Ответ: рак, резко подгибая хвост, может проплыть задом небольшое расстояние или пятиться от опасности, но обычно передвигается головой и глазами вперед. Тема «Ракообразные»)

А как отрадно видеть, что дети не только достаточно ловко отгадывают загадки, но и очень умело сочиняют их. Вот какие загадки мои дети придумали к обобщающему уроку по теме «Водоросли».

«Что-то там на дне маячит
свое тельце в слизи прячет»

(Улотрикс)

«Маленькая, зеленая, усами шевелит
Воду пить нам не велит»

(Хламидомонада)

«Длинные ленты, красивые ленты,
в косу не вылетешь, к платью не подошьешь»

(Ламинария)

«Хоть меня не видно, пусть, мне не обидно.
Мал золотник, да дорог,
Дал человеку пищи ворох»

(Хлорелла)

Волей-неволей приходишь к выводу, что только собственное творчество учителя на уроках может привести к творчеству детей.

Благодаря использованию подобных приемов уроки химии  и биологии становятся не сухим изложением формул, уравнений и решения задач, а становятся яркими, интересными, эмоционально окрашенными.

 

                                                         Литература

  1. Абрамова Н.К. Смена ориентиров в современной системе образования // Духовно-культурные процессы в современной России. - М., 1998. - С.92-97.
  2. Бахтин М.М.  К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  3. Бабетов А.А., Калужская М.В. Пути гуманитаризации образования: в поисках "регионального варианта" // Регион: политика - культура - образование. - Екатеринбург, 1994. - С.135-145.
  4. Баранов А.Б. Гуманитаризация образования как фактор преобразования российского общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Рос. акад. гос. службы при президенте РФ. Кафедра философии. - М., 1996. - 21 с.
  5. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. - 1996. - N 1. - С.9-11.
  6. Бестужев-Лада И. Поворот школы к человеку // Народное образование. - М., 1995. - N 8/9. - С.117-120.
  7. Бестужев-Лада И. От образованщины к образованию // Рос. Федерация. - 1994. - N 22/24. - С.50.
  8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. - М., 1997. - N 4. - С.11-17.
  9. Болотов В.А., Малышевский А.Ф. О культурологических основаниях базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ // Мир человека. - Н.Новгород, 1997. - Вып.2/3. - С.51-74.
  10. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. М., 1999.
  11. Вербицкая Л.А. Проблемы гуманизации современного образования // Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. - СПб., 1994. - Вып.2. - С.37.
  12. Воронова Т.А., Дмитриева М.А. На пути к человеку культуры…Опыт разработки научно-методического обеспечения профильного гуманитарного образования. – Иваново, 2003
  13. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Интер-Диалект, 1997.
  14. Голубева О.Н., Суханов А.Д. Проблема целостности в современном образовании // Философия образования. - М., 1996. - С.54-75.
  15. Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема // Alma Mater. - 1993. - N 3 - С.31.
  16. Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24-25 апр. 1997 г. / Самар. гос. пед. ун-т, Отд. образования Администр. г. Самары. - Самара: СамГПУ, 1997.  
  17. Гуманизация науки и гуманитаризация образования: Науч.- аналит. обзор / Венцковский Л.Э., Смирнова Г.Е. и др.; РАН. ИНИОН. - М.: ИНИОН, 1995. - 82 с. - (Сер.: Методол. пробл. развития науки и техники).

  1. Гуманитаризация образования как фактор развития региональной социообразовательной среды: Материалы Всерос. науч.- практ. конф., 7-8 апр. 1997 г. / Оренб. обл. ин-т усовер. учителей и др. - Оренбург, 1997.
  2. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Соц.-полит. журн. - 1995. - N 6. - С.107-115.
  3. Девятова С.В., Купцов В.И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Соц.-полит. журн. - М., 1996. - N 1. - С.125-132.
  4. Димов В.М. Современные образовательные парадигмы учения о человеке // Философия образования. - М., 1996. - С.219-226.
  5. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Alma mater. - 1999. - N 3. - С.20.
  6. Егоров Ю.Л. Гуманитаризация и духовность в новой парадигме образования // Философский альманах. - Иваново, 1998. - N 1-2. - С.8-10.
  7. Ефименко В.Ф. Методологические проблемы фундаментализации и гуманитаризации образования // Проблемы теории и практики гуманитаризации высшего образования. - Владивосток, 1993. - С.18-25.
  8. Жафяров А.Ж. Гуманизация школьного образования через профильное обучение: (Концепция и опыт реализации). - Новосибирск: НГПУ, 1995. - 29
  9. Зелинченко В.М., Гаврилов С.П., Слободской В.И. Гуманизм естественно-научного образования // Гуманизация образования. - Бийск, 1995. - N 3. - С.58-63.
  10. Каган М.С. Гуманитаризация образования как общекультурная проблема // Magister = Магистр. - М., 1998. - N 4. - С.88-95.
  11. Колесников А. Гуманитаризация образования и развитие личности // Новые знания. - М., 1998. - N 3. - С.2-4.
  12. Колесникова И.А. Интегративные основы современной педагогики // Гуманитарий. Ежегодник. - N 1. - СПб., 1995. - С.108.
  13. Колобова Л.В. Культурологический аспект образования // Науч. тр. молодых ученых ОГПИ. - Оренбург, 1996. - С.208-211.
  14. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. - М., 1993. - 135 с.
  15. Коханович Л.И. Гуманизация и гуманитаризация в современном вузе // Интеллигенция и нравственность. - М., 1993. - С.234-244.
  16. Кукушкин В., Селиванов А. О путях возрождения духовности: По материалам науч.-практ. конф. "Культура. Образование. Православие" в Ярославле (май 1996 г.) // Высш. образование в России. - М., 1997. - N 2. - С.39-45.
  17. Лацис О.Р. Трансформация гуманитарного образования в России. На пути к новой школе – М.: Интерпракс, 1995.
  18. Назаренкова Г.Н., Иванюк Н.С., Борзенко И.А. Модель выпускника школы: выбор оснований // Педагогика. - М., 1998. - N 1. - С.23-28.
  19. Левитас Г.Г. Гуманитарность математики и математика для гуманитариев // Соц.-полит. журн. - М., 1998. - N 2. - С.249-253.
  20. Малышевский А.Ф. Мир человека: Опыт концепции философского просвещения: Пособие для учителя. - М.: Интерпакс, 1993. - 216 с. - Библиогр.: с.176-181. - (Программа "Обновление гуманитарного образования в России").
  21. Марков Б. Образование и искусство жизни // Новые знания. - М., 1998. - N 2. - С.1-3.
  22. Мкермельштейн Е.Г. Проблемы гуманитаризации в техническом вузе // Наука - производство - образование. - М., 1991. - С.73-78.
  23. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Гуманизация образования в техническом вузе // Высшее образование в России. - 1994. - N 1. - С.124-125.
  24. Новикова И.Н. Проблемы интеграции экономического образования и воспитания в новой России // Вест. Перм. ун-та. - Пермь, 1996. - Вып.3. - С.119-124.
  25. Основы гуманитаризации образования / Обл. ин-т усовершенств. учителей. - Оренбург, 1997. - (Сер. Новые грани образования).
  26. «Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников» – М., 1998
  27. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. - М., 1995. - N 5. - С. 87-
  28. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - М., 1998. - N 5. - С.17-22.
  29. Рахманин В. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Alma mater. - М., 1997. - N 2. - С.3-7.
  30. Рубцов А.В., Юдин Б.Г. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. - М., 1995. - Вып.2. - С.135-142.
  31. Садовничий В. Заключение // Общеевропейский процесс и Гуманитарная Европа. Роль университетов. - М., 1995. - С.377-378.
  32. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование. - М., 1998. - N 5. - С.3-5.
  33. Смолин О. Поиски "национальной идеи" и "национальная доктрина образования" // Alma mater. - М., 1998. - N 9. - С.13-18.
  34. Соломатин А.М. Содержание национального образования как элемента русской культуры // Славянские чтения. Духовная культура и история русского народа. - Омск, 1995. - Вып.4, ч.2. - С.182-186.
  35. Тихонов А. (министр образования) Об основных ориентирах и делах в сфере образовательной политики России (доклад на коллегии 31 марта 1998 г.) // Поиск. - 1998. - N 15. - С.10-11.
  36. Ткаченко Е. Гуманизация российского образования // Народное образование. - 1995. - N 6. - С.4-8.
  37. Троицкий В.Ю. Филология как средство духовной культуры // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. - Тамбов, 1998. - Вып.1. - С.3-13.
  38. Тхагажоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы. - М.: Просвещение, 1997..
  39. Фасижев Т.И., Тхакушинов А.К. Гуманитаризация образования // СоцИс. - 1995. - N 5. - С.110-112.
  40. Федоров И.Б., Волченко В.Н. Проблемы образования и научные парадигмы ХХI века // Философия образования. - М., 1996. - С.227-245.
  41. Философия образования для XXI века: [Сб.ст.] / Исслед. центр по пробл. управления качеством подготовки спец-ов. - М., 1992.
  42. Шепелева Р.П. Основные принципы и задачи гуманитаризации образования // Проблемы теории и практики гуманитаризации высшего образования. - Владивосток, 1993. - С.4-5.
  43. Шустров А.Г. Проблемы образования и духовной целостности в условиях цивилизации // Культура. Образование. Православие. - Ярославль, 1996. -
  44. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000.
  45. Ямбург Е. Педагогическая философия адаптивной модели школы // Мир образования. - М., 1996. - С.46-53.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испотзование регионального компонента в преподавании предмета "Искусство. Музыка" в общеобразовательной школе.

Представлен материал для изучения творчества татарских композиторо на уроках музыки....

Использование компетентностно-ориентированного подхода в преподавании предмета «Информатики и ИКТ»

При использовании ИКТ в организации учебной деятельности происходит вовлечение обучающихся в коллективную и личностно-ориентированную деятельность, которая позволяет учиться  на  собственном...

Принцип историзма в преподавании предмета Музыка

Принцип историзма в преподавании предмета Музыка Худобина Т.Л. учитель музыки и МХКМОУ СОШ№82 им.Ф.И.Дубовицкого     ИСТОРИЗМ(нем Historismus, от греч. historia — исследо...

Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Национально-региональный компонент в преподавании предмета «Технология». Занятие по технологии в 6 классе «Изделия народных умельцев Урала. Каслинское литье» (2ч)

Представленная работа состоит из разработки учебного занятия, презентации к уроку, печатных материалов и электронных фотоальбомов....