Формирование ОУНН у учащихся при преподавании предметов естественно-математического цикла в свете подготовки к переходу на новые стандарты обучения
план-конспект по теме

Чечкина Светлана Игоревна

Материалы круглого стола в рамках работы ШМО естественно-математического цикла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол в рамках работы школьного методического объединения

Формирование ОУНН у учащихся

при преподавании предметов естественно-математического цикла

в свете подготовки к переходу на новые стандарты обучения

Цель: активизировать знания педагогов по теме круглого стола.

Задачи: 

  1. выделить приоритетные ОУУН для каждого предмета;
  2. определить методы и приемы формирования ОУУН по различным предметам.

Участники: члены ШМО.

Регламент: 1час 30 минут.

Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.

Обеспечение: информационные материалы по теме семинара; компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций, рабочие листы для педагогов

Ход семинара

Информационный блок

Общеучебные умения и навыки (далее - ОУУН) являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН и разработка соответствующих методик могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.

ОУУН разделены на четыре группы, что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся:

  1. Учебно - организационные - обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;
  2. Учебно - информационные - способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач;
  3. Учебно - интеллектуальные - обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;
  4. Учебно - коммуникативные - поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности

Аналитический блок

В связи с тем, что педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации ОУУН и методике их формирования, на первоначальном этапе осуществлена систематизация общеучебных умений и навыков. Также осуществился самоконтрольконтроль по теме «Уровень сформированности ОУУН у учащихся старшей школы».

Самоанализ  уроков выявили, что у одиннадцати классников достаточно хорошо развиты учебно - информационные умения и навыки. Они умеют работать с различными источниками информации (графики, схемы, таблицы и др.), преобразовывать ее, выделять главное, строить свое высказывание.

Ребята хорошо умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, т.е. они в достаточной степени владеют интеллектуальными умениями и навыками.

С уверенностью можно сказать, что у учащихся 11 класса общеучебные умения и навыки сформированы.

Учащиеся работают с учебником достаточно самостоятельно, уверенно. Легко переводят текстовую информацию в табличную, схемную. Не все учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации, довольствуясь материалом учебника.

Развитие внимания остается актуальным вопросом, т.к. не все десятиклассники могут управлять собственным вниманием: часто отвлекаются от урока, ведут посторонние разговоры, играют в телефоны и др. Часть десятиклассников умеют ставить вопросы, могут свободно включиться в диалог, могут произнести монологический текст.

  1. В целом, можно сказать, что интеллектуальные умения у учащихся старшей ступени сформированы в достаточной степени, но нуждаются в систематическом развитии на каждом уроке. Почти все педагоги уделяют внимание развитию ОУУН. Естественным является то, что в зависимости от типа и вида урока одним умениям уделяется внимания больше, а другим меньше.
  2. Работа педагогов по развитию ОУУН не носит системного характера.
  3. И, также, отметим в качестве недостатка то, что совсем не проводился анализ в начальной и средней школе.

ОУУН успешно формируются и используются в процессе изучения предметов на всех ступенях обучения. Реализация этого подхода обеспечивает преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школ, позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить недостаточную развитость отдельных навыков.

Напомним:

Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Прием - это деталь метода, отдельные его элементы (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний.

Форма организации познавательной деятельности - это способы организации взаимодействия учителя и учащихся, то есть формы, в которых реализуются методы обучения на различных этапах образовательного процесса (индивидуальная работа, групповая, фронтальная, коллективная, самостоятельная, самообразование).

Выводы:

  1. На следующий год необходимо продолжить проверку уровня сформированности ОУУН;
  2. Материалы круглого стола обобщить и познакомить с результатами педагогов школы

Группы

ОУУН

Перечень действий учителя

Деятельность учителя  по формированию организационных умений и навыков

1.Определяет цель  урока.

2.Определяет дидактическую задачу  каждого этапа урока.

3.Чётко формулирует конечный результат.

4.Разрабатывает алгоритм выполнения задания.

5.Учит учащихся составлять алгоритм.

6.Учит находить рациональные

способы работы.

7.Учит способам самопроверки.

8.Организует взаимопроверку.

Деятельность учителя  по формированию информационный   умений и навыков

1.Уделяет внимание технике чтения.

2.Обучает различным видам чтения.

3.Обучает продуктивным методам работы с учебником.

4.Учит писать план,   конспект

5.Учит читать  и составлять  графики, схемы, таблицы,  карты.

6. Приучает к поиску материала по теме в справочной, методической, научно – популярной, научно – учебной  литературе

7.Проводит библиотечные уроки.

8.добивается объяснения смысла и значения предметных понятий, терминов

Деятельность учителя  по формированию коммуникативных  умений и навыков

1.Развивает внимание.

2.Обучает разным видам

   конспектирования.

3.Создаёт ситуации для полемики.

4.Использует метод беседы.

5.Учит пересказывать.

6.Учит списывать текст.

  1. выписывать цитаты

  1. писать изложение

  1. писать  сочинение

  1. писать реферат

  1. рецензию

  1. статью

7.Учит писать заявление, автобиографию, протокол

Деятельность учителя  по формированию интеллектуальных   умений и навыков

1.Учит   анализировать

  1. сравнивать

  1. классифицировать

  1. обобщать

  1. абстрагировать

  1. синтезировать

  1. выделять главную мысль

  1. систематизировать

  1. устанавливать причинно – следственные связи

  1. проводить первичные исследования, организовать поиск

  1. отвечать на вопросы.

2.Развивает логику речи.

3.Проводит  уроки  в  интерактивном режиме.

4.Предусматривает задания творческого характера

5. Формирует вычислительные навыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.

Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».

Духовно -  нравственное развитие и  воспитание  учащихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...

Этнокультурные особенности преподавания предметов естественно-математического и технологического циклов в начальных классах

    У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Они просты и человечны - воспитать ребёнка так, чтобы он люби...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...

Интеграция как условие формирования метапредметных УУД в преподавании предметов естественно-математического цикла.

Перемены, происходящие в обществе, требуют от школы развития личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Существенное место в преподавании школьных...