Формирование ОУНН у учащихся при преподавании предметов естественно-математического цикла в свете подготовки к переходу на новые стандарты обучения
план-конспект по теме
Материалы круглого стола в рамках работы ШМО естественно-математического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол в рамках работы школьного методического объединения
Формирование ОУНН у учащихся
при преподавании предметов естественно-математического цикла
в свете подготовки к переходу на новые стандарты обучения
Цель: активизировать знания педагогов по теме круглого стола.
Задачи:
- выделить приоритетные ОУУН для каждого предмета;
- определить методы и приемы формирования ОУУН по различным предметам.
Участники: члены ШМО.
Регламент: 1час 30 минут.
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы организации деятельности.
Обеспечение: информационные материалы по теме семинара; компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций, рабочие листы для педагогов
Ход семинара
Информационный блок
Общеучебные умения и навыки (далее - ОУУН) являются универсальными способами получения и применения знаний. Системный подход к формированию ОУУН и разработка соответствующих методик могут создать условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что в свою очередь обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Таким образом может быть решена задача повышения эффективности и качества образования, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
ОУУН разделены на четыре группы, что позволило охватить все важнейшие аспекты образовательной деятельности учащихся:
- Учебно - организационные - обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;
- Учебно - информационные - способствуют нахождению, преобразованию и использованию информации для выполнения учебных задач;
- Учебно - интеллектуальные - обеспечивают четкую структуру работы над содержанием учебных задач;
- Учебно - коммуникативные - поддерживают сотрудничество и организацию совместной деятельности
Аналитический блок
В связи с тем, что педагогам школы целесообразно использовать единые подходы к классификации ОУУН и методике их формирования, на первоначальном этапе осуществлена систематизация общеучебных умений и навыков. Также осуществился самоконтрольконтроль по теме «Уровень сформированности ОУУН у учащихся старшей школы».
Самоанализ уроков выявили, что у одиннадцати классников достаточно хорошо развиты учебно - информационные умения и навыки. Они умеют работать с различными источниками информации (графики, схемы, таблицы и др.), преобразовывать ее, выделять главное, строить свое высказывание.
Ребята хорошо умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, делать выводы, т.е. они в достаточной степени владеют интеллектуальными умениями и навыками.
С уверенностью можно сказать, что у учащихся 11 класса общеучебные умения и навыки сформированы.
Учащиеся работают с учебником достаточно самостоятельно, уверенно. Легко переводят текстовую информацию в табличную, схемную. Не все учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации, довольствуясь материалом учебника.
Развитие внимания остается актуальным вопросом, т.к. не все десятиклассники могут управлять собственным вниманием: часто отвлекаются от урока, ведут посторонние разговоры, играют в телефоны и др. Часть десятиклассников умеют ставить вопросы, могут свободно включиться в диалог, могут произнести монологический текст.
- В целом, можно сказать, что интеллектуальные умения у учащихся старшей ступени сформированы в достаточной степени, но нуждаются в систематическом развитии на каждом уроке. Почти все педагоги уделяют внимание развитию ОУУН. Естественным является то, что в зависимости от типа и вида урока одним умениям уделяется внимания больше, а другим меньше.
- Работа педагогов по развитию ОУУН не носит системного характера.
- И, также, отметим в качестве недостатка то, что совсем не проводился анализ в начальной и средней школе.
ОУУН успешно формируются и используются в процессе изучения предметов на всех ступенях обучения. Реализация этого подхода обеспечивает преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школ, позволяет значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить недостаточную развитость отдельных навыков.
Напомним:
Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.
Прием - это деталь метода, отдельные его элементы (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний.
Форма организации познавательной деятельности - это способы организации взаимодействия учителя и учащихся, то есть формы, в которых реализуются методы обучения на различных этапах образовательного процесса (индивидуальная работа, групповая, фронтальная, коллективная, самостоятельная, самообразование).
Выводы:
- На следующий год необходимо продолжить проверку уровня сформированности ОУУН;
- Материалы круглого стола обобщить и познакомить с результатами педагогов школы
ГруппыОУУН | Перечень действий учителя |
Деятельность учителя по формированию организационных умений и навыков | 1.Определяет цель урока. |
2.Определяет дидактическую задачу каждого этапа урока. | |
3.Чётко формулирует конечный результат. | |
4.Разрабатывает алгоритм выполнения задания. | |
5.Учит учащихся составлять алгоритм. | |
6.Учит находить рациональные способы работы. | |
7.Учит способам самопроверки. | |
8.Организует взаимопроверку. | |
Деятельность учителя по формированию информационный умений и навыков | 1.Уделяет внимание технике чтения. |
2.Обучает различным видам чтения. | |
3.Обучает продуктивным методам работы с учебником. | |
4.Учит писать план, конспект | |
5.Учит читать и составлять графики, схемы, таблицы, карты. | |
6. Приучает к поиску материала по теме в справочной, методической, научно – популярной, научно – учебной литературе | |
7.Проводит библиотечные уроки. | |
8.добивается объяснения смысла и значения предметных понятий, терминов | |
Деятельность учителя по формированию коммуникативных умений и навыков | 1.Развивает внимание. |
2.Обучает разным видам конспектирования. | |
3.Создаёт ситуации для полемики. | |
4.Использует метод беседы. | |
5.Учит пересказывать. | |
6.Учит списывать текст. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
7.Учит писать заявление, автобиографию, протокол | |
Деятельность учителя по формированию интеллектуальных умений и навыков | 1.Учит анализировать |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
2.Развивает логику речи. | |
3.Проводит уроки в интерактивном режиме. | |
4.Предусматривает задания творческого характера | |
5. Формирует вычислительные навыки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно- научного цикла.
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...
Формирование универсальных учебных действий в преподавании предметов естественно - научного цикла.
Важнейшей задачей современной школы является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение учащимися конкретных предмет...
Районный семинар учителей естественно-математического цикла «Система работы района по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по предметам естественно-математического цикла»
Районный семинар учителей естественно-математического цикла...
Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание личности средствами предметов естественно-математического цикла в условиях новой модели образования».
Духовно - нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального зака...
Этнокультурные особенности преподавания предметов естественно-математического и технологического циклов в начальных классах
У каждой народности, нации существуют свои обычаи, традиции, сложившиеся на протяжении многих веков их существования. Они просты и человечны - воспитать ребёнка так, чтобы он люби...
Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."
Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...
Интеграция как условие формирования метапредметных УУД в преподавании предметов естественно-математического цикла.
Перемены, происходящие в обществе, требуют от школы развития личности, которое обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Существенное место в преподавании школьных...