Принцип историзма в преподавании предмета Музыка
статья по музыке (7 класс) по теме

Принцип историзма в преподавании предмета Музыка

 

Худобина Т.Л. учитель музыки и МХК

МОУ СОШ№82 им.Ф.И.Дубовицкого

 

 

 

 

 

ИСТОРИЗМ

(нем Historismus, от греч. historia — исследование, изыскание)

Историзм — это основа, "культурная память" искусства, залог его духовности, "связующая нить" поколений. Художественное мышление по своей сути всегда исторично, поскольку оно обеспечивает духовное единение людей во времени и пространстве, непрерывность и преемственность идей. Именно такой смысл имело для древних греков слово "история". Наверное, не случайно в античности матерью Муз, покровительниц различных видов искусства, считалась богиня Памяти Мнемозина (греч. mnemosina — помнящая). Поэтому и Музы — служительницы памяти, истории. А самой страшной карой богов была утрата памяти.

"От первых дней Творения... человек находится в историческом, и историческое находится в человеке". Человеческое мышление нельзя выделить из истории, поэтому и всякая осмысленная творческая деятельность, прежде всего художественная, исторична, в ней навсегда сохраняется прошлое и видится будущее. Художественное мышление осуществляется с помощью "исторической памяти человечества».

Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке. Исторический подход к изучению искусства вполне оправдан, так как позволяет достаточно объективно и с максимальной полнотой оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитие человеческой цивилизации. Каждая новая эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества, обладающая самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим знанием. Так, например, культура эпохи Возрождения, не перечеркивая достижений Античности и Средневековья, вобрав в себя дух исканий и противоречий своего времени, сумела создать собственный художественный идеал –  гуманизм, провозгласивший высшей ценностью человека и его общественное благо. Каждая культурная эпоха говорит на своем языке.  Это означает, что для понимания культуры определенного периода стоит обратить внимание на общественные и индивидуальные ценности, которые считались главными в то или иное время.

 Знакомство детей с культурно – историческими эпохами дает многогранное представление о мире,  который его окружает, создает стройную картину вселенной. Умение «читать» знаки культуры помогает лучше понимать историю, литературу, осознать свое место в мире.

В каждой культурно – исторической эпохе есть своя доминанта – система ценностей, признанных большинством социума. Она оказывает решающее воздействие на сферы творчества, определяет стиль жизни, помогает создать образ эпохи. В период Просвещения такой доминантой является книга и образование, в XIXв. ведущей сферой культуры стала литература, в современный период – массовая культура и информация.

Культурный диалог – главный закон развития человека и человечества, предполагающий взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение разных культур на основе творческой деятельности. Культурный диалог имеет целью создание целостного образа культурно – исторического времени.

Очень важно научить ребенка рассматривать произведение искусства в контексте исторической эпохи, делая ссылки на современников автора, предшественников и последователей направления. Трудно объяснить значение и необходимость художников « Передвижников»  и композиторов «Могучей кучки» без  характеристики исторического периода страны, без знакомства с личностью и идеями народности и самобытности русского искусства  Стасова В.В.

Необходимо выстроить четкое представление о преемственности культурно – исторических эпох, как в контексте развития одной страны,  так и в мировом масштабе, делая акцент на взаимопроникновении культур разных народов.

Д.С.Лихачёв утверждал: «Культура человечества - это активная память человечества, активно введенная в современность». На основе культуры  складывается и развивается историческая память – главный показатель национального самосознания. В настоящее время культура воспринимается как форма осмысления истории человечества, как непрерывный процесс переживания накопленного опыта, в результате которого происходит наращивание нового культурного слоя и передача его следующим поколениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon princip_istorizma_v_prepodavanii_predmeta_muzyka.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Принцип историзма в преподавании предмета Музыка

Худобина Т.Л. учитель музыки и МХК

МОУ СОШ№82 им.Ф.И.Дубовицкого

ИСТОРИЗМ

(нем Historismus, от греч. historia — исследование, изыскание)

Историзм — это основа, "культурная память" искусства, залог его духовности, "связующая нить" поколений. Художественное мышление по своей сути всегда исторично, поскольку оно обеспечивает духовное единение людей во времени и пространстве, непрерывность и преемственность идей. Именно такой смысл имело для древних греков слово "история". Наверное, не случайно в античности матерью Муз, покровительниц различных видов искусства, считалась богиня Памяти Мнемозина (греч. mnemosina — помнящая). Поэтому и Музы — служительницы памяти, истории. А самой страшной карой богов была утрата памяти.

"От первых дней Творения... человек находится в историческом, и историческое находится в человеке". Человеческое мышление нельзя выделить из истории, поэтому и всякая осмысленная творческая деятельность, прежде всего художественная, исторична, в ней навсегда сохраняется прошлое и видится будущее. Художественное мышление осуществляется с помощью "исторической памяти человечества».

Произведения искусства, принадлежащие различным культурно-историческим эпохам, раскрывают суть нравственных понятий о Жизни и Человеке. Исторический подход к изучению искусства вполне оправдан, так как позволяет достаточно объективно и с максимальной полнотой оценить вклад той или иной культурно-исторической эпохи в развитие человеческой цивилизации. Каждая новая эпоха – это определенная ступень художественного восхождения человечества, обладающая самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим знанием. Так, например, культура эпохи Возрождения, не перечеркивая достижений Античности и Средневековья, вобрав в себя дух исканий и противоречий своего времени, сумела создать собственный художественный идеал –  гуманизм, провозгласивший высшей ценностью человека и его общественное благо. Каждая культурная эпоха говорит на своем языке.  Это означает, что для понимания культуры определенного периода стоит обратить внимание на общественные и индивидуальные ценности, которые считались главными в то или иное время.

 Знакомство детей с культурно – историческими эпохами дает многогранное представление о мире,  который его окружает, создает стройную картину вселенной. Умение «читать» знаки культуры помогает лучше понимать историю, литературу, осознать свое место в мире.

В каждой культурно – исторической эпохе есть своя доминанта – система ценностей, признанных большинством социума. Она оказывает решающее воздействие на сферы творчества, определяет стиль жизни, помогает создать образ эпохи. В период Просвещения такой доминантой является книга и образование, в XIXв. ведущей сферой культуры стала литература, в современный период – массовая культура и информация.

Культурный диалог – главный закон развития человека и человечества, предполагающий взаимодействие, взаимовлияние, взаимопроникновение разных культур на основе творческой деятельности. Культурный диалог имеет целью создание целостного образа культурно – исторического времени.

Очень важно научить ребенка рассматривать произведение искусства в контексте исторической эпохи, делая ссылки на современников автора, предшественников и последователей направления. Трудно объяснить значение и необходимость художников « Передвижников»  и композиторов «Могучей кучки» без  характеристики исторического периода страны, без знакомства с личностью и идеями народности и самобытности русского искусства  Стасова В.В.

Необходимо выстроить четкое представление о преемственности культурно – исторических эпох, как в контексте развития одной страны,  так и в мировом масштабе, делая акцент на взаимопроникновении культур разных народов.

Д.С.Лихачёв утверждал: «Культура человечества - это активная память человечества, активно введенная в современность». На основе культуры  складывается и развивается историческая память – главный показатель национального самосознания. В настоящее время культура воспринимается как форма осмысления истории человечества, как непрерывный процесс переживания накопленного опыта, в результате которого происходит наращивание нового культурного слоя и передача его следующим поколениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Доклад"Требования ФГОС и их реализация в преподавании предмета "музыка".

Эта работа о формировании музыкальной культуры школьника....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

ФГОС Методические рекомендации по преподаванию предмета музыка в 5 классе

Методические рекомендации по  преподаванию учебного предмета  «Музыка»  в 5-х классах общеобразовательных  учреждений, реализующих федеральный государственный образовател...

3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА

Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...

Преподавание предмета "Музыка" в современных условиях профессионального стандарта.

Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?", "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научит...

Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе

Технологии преподавания предмета «Музыка»в основной школе...