Преподавание предмета "Музыка" в современных условиях профессионального стандарта.
статья по музыке

Горячева Татьяна Викторовна

Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?", "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"  Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

СТАТЬЯ

Преподавание предмета "Музыка" в современных условиях профессионального стандарта.

План:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

2. Универсальные учебные действия

3. Содержание музыкального образования

4. Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе

5. Роль учителя в современных условиях профессионального стандарта


1. Государственные стандарты

Работая в системе государственного образования каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство. Сегодня такой заказ есть – это "Федеральный государственный образовательный стандарт" – сокращенно ФГОС.

На сегодняшний день принципы работы по ФГОСам - один из наиболее важных вопросов современной музыкальной педагогики.

Основные направления музыкального образования в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС. Фундаментальное ядро ФГОС.

Основные положения Федерального государственного образовательного стандарта «второго поколения» диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки произведения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени.

К основным элементам научного знания следует отнести теорию интонационной природы музыки, музыковедческие категории – образ, жанр, стиль, язык; композитор – исполнитель – слушатель; музыка народная и профессиональная; социальные функции музыки и др., а также основные положения музыкально - педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в которой задачи воспитательной направленности предмета «Музыка» решаются на основе усвоения основных закономерностей музыкального искусства.


2. Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

УУД на музыкальных занятиях классифицируются на:

личностные (осознание жизненного смысла музыкальных образов, триединства деятельности композитора – исполнителя – слушателя, выявление нравственных норм, этических и эстетических принципов их творчества);

познавательные (осознание музыки как «искусства интонируемого смысла» по Б.В.Асафьеву, усвоение особенностей музыкального жанра, стилей, языка как средств создания музыкального образа, структурирование и обобщение знаний о различных явлениях музыкального искусстваумение осознанно строить речевое высказывание-размышление о музыке в форме монолога и диалога, оценка восприятия и исполнения музыкального произведения и др.);

регулятивные (опора в процессе познания музыки на имеющий жизненно-музыкальный опыт, работа над исполнением сочинения на основе исполнительского плана, оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей, собственные переживания и др.);

коммуникативные (учет позиций одноклассников, умение вступать в диалог со сверстниками, учителями, родителями, создателями музыкальных сочинений, сотрудничество в процессе выполнения учебных заданий, разработки и защиты исследовательских проектов и др.);

- информационные (умение работы с компьютером, музыкальным центром, проектором, интерактивной доской, умение извлекать необходимую для уроков музыки, проектно-исследовательской, внеурочной деятельности информации из поисковых сетей Интернета, создавать компьютерные презентации и др.).

3.Содержание музыкального образования

Основные категории и понятия ФГОС осваиваются учащимися в основной школе с позиций содержания общего музыкального образования и воспитания, базирующегося на таких «пластах» музыкальной культуры как:

▪ фольклор;

▪ музыка религиозной традиции;

▪ шедевры композиторов-классиков (русских и зарубежных);

▪ современная (академическая и популярная) музыка.

Данные «пласты» (направления) музыкальной культуры представлены в учебно-методических комплектах по предмету «Музыка» разных авторских коллективов, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки. В зависимости от содержания предмета и конкретного УМК, эти направления музыкального искусства соотносятся друг с другом с разной степенью взаимодействия и раскрывают учащимся художественную картину мира, воплощаемую в музыкальных образах разных времен и народов, эпох, стилей и жанров.

Музыкальный фольклор позволяет ввести учащихся основной школы в мир традиционной народной культуры. Фольклор предстает на музыкальных занятиях как искусство синкретичное, в котором сочетаются напев и слово, движение и звучание народного инструментария, элементы костюма и среда бытования тех или иных образцов народного творчества. Народные обряды, традиции и праздники также становятся предметом изучения, как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Народность интонаций, тем, образов музыки служит предметом изучения многих произведений мировой музыкальной культуры.

Музыка религиозной традиции в вариативных программах изучается на основе культурологического подхода, как часть культуры того или иного народа, как часть «храмового синтеза искусств». Так освоение музыкальной культуры русской Православной церкви основывается на доступных школьникам сочинениях, их воплощении в классической музыке, церковных праздниках. При этом не исключается знакомство учащихся с музыкой других религиозных конфессий, как в урочной, так и во внеурочной деятельности

Классическое наследие составляет значительную часть музыкального материала программ по музыке. Именно знакомство учащихся с лучшими хрестоматийными образцами классической музыки позволяет формировать «иммунитет против пошлости» (Д.Б. Кабалевский), закладывать в сознание подростков понимание тех «вечных тем» искусства и жизни, которые воплощаются в музыкальных образах. Это – любовь и ненависть, добро и зло, мир и война, жизнь и смерть, отношение к Отчизне, матери, природе, культуре и т.п. Нравственная основа произведений классической музыки позволяет развивать «родственное отношение к миру» (М. Пришвин).

Современная музыка представлена в содержании музыкального образования как академическим направлением, развивающим лучшие традиции классики, так и произведениями массовой популярной музыки – оперетта, мюзикл, джаз, рок-опера, нью - фолк, эстрадная, авторская песня.

Виды музыкально - практической деятельности школьников.

На уроках музыки в основной школе используются разнообразные виды музыкально-практической деятельности школьников как основы формирования УУД. К ним относятся: восприятие музыки и размышления о ней (устные и письменные); хоровое, ансамблевое, сольное пение; музицирование (включая игру на различных инструментах, включая синтезаторы и миди-клавиатуры); музыкально-ритмические движения и пластическое интонирование, инсценировки и драматизации музыкальных произведений, выявление ассоциативно-образных связей музыки с другими видами искусств; проектно-исследовательская деятельность школьников, использование информационно - коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, самообразование, саморазвитие в области музыкальной культуры и искусства; применение разнообразных способов творческой деятельности вне урока, в системе воспитательной работы; перенесение полученных знаний, способов деятельности в досуговую сферу.


4.Технологии преподавания предмета «Музыка» в основной школе

Наиболее перспективные образовательные технологии должны включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе, последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен иметь прогнозируемый характер. На уроках музыки в основной школе рекомендуется использовать следующие технологии.

Технология развития процессов восприятия пронизывает все виды музыкально-практической деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, инструментальное музицирование и разного рода импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные). Восприятие музыки (эмоциональное и осознанное) наиболее полно формируется в процессе использования методики интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных произведений.

Учителю музыки при использовании данной методики необходимо учитывать, что в этот процесс необходимо включать выявление:

- жанровых признаков (песенность, танцевальность, маршевость – по Д.Б. Кабалевскому);

- признаков стиля (народная – композиторская, старинная – современная, русская – зарубежная музыка);

- опыт слежения за развитием интонации (интонация – тема – музыкальный образ – музыкальная драматургия); формирование словаря эмоциональных переживаний (В.Г. Ражников); опыт восприятия знакомых интонаций в новых ситуациях; осознание смысла интонации в содержании произведения («В каждой интонации спрятан человек» – В.В. Медушевский).

В процессе развития певческой культуры учащихся, возрождения традиций отечественного хорового пения учителю музыки рекомендуется активнее использовать современные методики развития слуха и голоса, включая многообразные частные авторские методики (Ю. Алиев, В. Емельянов, Г. Струве, Г. Стулова и др.), учитывающие возрастные особенности школьников, возможность применения игровых приемов обучения, тщательного отбора вокально-хорового репертуара, использование коллективных, ансамблевых и сольных форм хорового исполнительства. При этом использование современных технологий (например, пение под фонограмму) не должно заменять живого звучания детских голосов.

Технологии арттерапевтического воздействия музыки на учащихся недостаточно полно используются в практике преподавания музыки. Среди них: создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координация между слухом и голосом (вокалотерапия), развитие функций легких в процессе музицирования на духовых инструментах (свирель), развитие координации  движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др. Необходимо в процессе музыкальных занятий увеличить удельный вес восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

Технологии развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки базируются на интеграции музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, кино, театром. Интеграция искусств на уроке музыки дает возможность осваивать язык музыки на основе выявления его «сходства и различия» с языком других искусств. При этом категория «художественный образ» должна рассматриваться как общая платформа для взаимодействия искусства в процессе музыкальных занятий. Следует подчеркнуть, что в процессе интеграции искусств на музыкальных занятиях доминирующая роль должна принадлежать музыке.

Ученические исследовательские проекты как технология развития познавательных интересов школьников, их социализации приобретает сегодня широкое распространение на уроках музыки. Возможны коллективные, групповые, индивидуальные формы подготовки и защиты проектов. В проектах рекомендуется использовать различные виды музыкально - практической деятельности, имеющие социальную значимость для школьников. Проектная деятельность учащихся может выступать и как форма промежуточного и итогового контроля за усвоением учебного материала. Публичная защита проекта перед одноклассниками, учащимися других параллелей, родителями, жителями микрорайона должна приобретать значение подлинно художественного события в школьной жизни.

Технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников необходимо использовать в целях выявления: выявления личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, качества формирования УУД, степени эмоционального восприятия явлений музыкальной культуры, открытости учащихся к их познанию; осознанного отношения к изучаемым произведениям через систему усвоения основных понятий и категорий музыки, ее стилей, жанров, языка; представлений школьников о духовных ценностях музыкального искусства; становления индивидуально-оценочных суждений о роли и месте музыки в жизни человека, общества; «воспроизведения» полученных знаний, практических умений и навыков, приобретенных нравственных установок в процессе учебной работы, внеурочной деятельности, повседневной жизни, организации досуга, адаптации к социокультурным условиям, в творческой деятельности.

Среди форм диагностики достижений учащихся основной школы учителю рекомендуется следующие: вести дневник наблюдений за музыкальным развитием учащихся по каждому классу, проводить итоговое тестирование школьников, фиксацию степени участия, обучаемых в проектно-исследовательской деятельности, внеурочных формах музыкально-эстетической работы, а также результатов школьных олимпиад, марафонов, фестивалей искусств, концертных программ.

Информационно - коммуникационные технологииприобретают большое значение для учащихся-подростков на уроках музыки и во внеурочной музыкально-эстетической деятельности. Для эффективного преподавания музыки широко используются аудиозаписи, фрагменты фильмов (DVD), цифровые образовательные ресурсы, познавательные компьютерные программы, мультимедийные презентации, электромузыкальные инструменты (например, синтезатор), интерактивную доску и др. В основной школе целенаправленно формируются самостоятельные умения и навыки школьников, направленные на владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта) ресурсами сети Интернет.

Технология преподавания музыки по учебно-методическим комплектам (УМК), разработанным творческими коллективами и изданными в разных ведущих издательствах России.

В учебниках и тетрадях раскрываются основные линии ФГОС, которые включаются в себя следующие обобщенные направления музыкального образования.

В начальной школе (1 – 4 классы):

1. Музыка в жизни человека.

2. Основные закономерности музыкального искусства.

3. Музыкальная картина мира.

В основной школе (5 – 7 классы):

1. Музыка как вид искусства.

2. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор.

3. Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки.

4. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.

5. Музыка в семье искусств.

Анализ содержания предлагаемых направлений примерных программ дает основание убедиться в том, что эти формулировки имеют обобщенный характер, выявляют основные позиции «фундаментального ядра» ФГОС, направлены на реализацию принципа преемственности между начальным и основным образованием.

Учебно-методические комплекты «Музыка» для основной школы

Изучение содержания и технологий УМК «Музыка» для образовательных учреждений осуществляется в процессе последипломного образования педагогов-музыкантов. В период подготовки на курсах повышения квалификации происходит освоение особенностей программ и созданных на их основе УМК «Музыка» разных авторских коллективов, имеющих завершенные линии (руководители проектов: Алиев В.В., Сергеева Г.П., Школяр Л.В.)

Учебно-методический комплект – это научно обоснованный и методически взаимосвязанный комплекс пособий для учащихся и учителя, которые ориентированы на формирование музыкальной культуры школьников. Преподавание музыки с использованием комплекта направлено на применение педагогических технологий, адекватных природе искусства и возрасту учащихся, вариативности образовательного процесса, широких «выходов» за пределы уроков музыки.

Включение учебников и рабочих тетрадей в уроки музыки в основной школе необходимо рассматривать в единстве следующих компонентов:

  • содержание музыкального искусства (фундаментальное ядро образования), базирующееся на личностном постижении школьниками «вечных» тем искусства и жизни;
  • адекватные природе музыки, культуросообразные педагогические технологии его освоения базируются на научных теориях и концепциях, отражающих интонационную природу музыки, ее жанрово-стилевую основу, особенности музыкального языка, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимосвязь народной и профессиональной музыки, синтез музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.;
  • авторами УМК определены виды, формы и способы музыкально-творческой деятельности, которые формируются в процессе становления универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС); 
  • сформулированы планируемые результаты музыкального образования учащихся – личностные, метапредметные, предметные;
  • представлена воспитательная направленность процесса музыкального обучения, его связь с внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетической деятельности;
  • определены функции социализации подрастающего поколения средствами музыкального искусства;
  • обусловлено развитие познавательной, коммуникативной сферы учащихся, их возможности к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • разработаны педагогические условия организации учебного процесса с использованием УМК;
  • обоснована возможность использования электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения УМК.

Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры,который сможет свободно выбирать вид художественной деятельности, творчески относиться к труду, общаться друг с другом. Отсюда проистекает возможность выделять в контексте содержания УМК «Музыка» различные уровни обобщения содержания предмета – региональный, федеральный и общемировой.

Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников

При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» для 5–7 классов учителю необходимо путем диагностики, индивидуальных опросов установить объем музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых представлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, сформированности УУД, соответствующих уровню музыкального образования в начальной школе, предъявляемым ФГОС.




5. Роль учителя музыки в условиях реализации ФГОС

Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным, то есть нужно начинать с себя. Роль учителя по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Учение выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя.

Компетентность педагога включает:

- Изучение нормативной базы ФГОС НОО.

- Курсовая подготовка педагога.

- Изучение новых подходов к составлению рабочей программы в рамках внедрения новых стандартов и её написание.

- Изучение инновационных образовательных технологий и внедрение их в практику.

- Овладение умением осуществлять персонализированную систему контроля достижений ученика.

- Владение ПК и Интернет–ресурсами.

- Изменение роли педагога в образовательном процессе.

- Овладение умением организовать исследовательскую деятельность обучающихся.

- Внедрение научно - исследовательской деятельности в практику работы педагога.

Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?", "Как учить так, чтобы и у детей возникали собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"  Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Проектирование урока начинается с целеполагания.Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую целостность урока. Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются требования к личностным, предметным, надпредметным результатам, как реализуются условия деятельностного подхода. Роль учителя заключается в том, чтобы научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир».




Литература:

1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011

3. «Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения», М., 2010.



Интернет-ресурсы:

1.http://pandia.ru/text/78/105/962.php

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Педагогика

3.http://rudiplom.ru/lectures/pedagogika/1305.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУ. Презентация. Материалы к педсовету . 2017 год

Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и   профессиональной  компетенции  педагога ДОУПрофессиональная компетентность уч...

Изучение перечня профессиональных компетенций учителя в условиях профессионального стандарта педагога на кафедре естественных наук

Материал содержит анализ вледения предметных компетенций учителя в условиях профессионального стандарта педагога на кафедре естественных наук МАОУ "МЛ №1" г. Магнитогорска...

«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»

Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государстве...

Статья по теме: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО НАВЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.

Аннотация:  Данная статья посвящена вопросам  профессионального стандарта педагога, трудовой функции преподавателя СПО, совершенствованию системы СПО по ФГОС ТОП 50. Особое внимание уделено ...

Особенности профессиональной деятельности современного учителя в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта

Профессиональная деятльность учителя в условиях реализации ФГОС. Использование информационных технологий  в учебном процессе....