Конспект урока биологии в 6 классе на тему "Мхи" по УМК В.В.Пасечника
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Материал содержит полный конспект урока по теме "Мхи". В конспекте характеризуются этапы урока: мотивационно-целевой, поисково-исследовательский, практический, рефлексивно-оценочный. Описаны задачи каждого этапа, деятельность учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока биологии в 6 классе на тему "Мхи" по УМК В.В.Пасечника. | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по биологии на тему "Мхи" 6 класс.
Учитель биологии МБОУ «Каракулинская СОШ», Шаклеина Л.В.
Цели урока:
1. Формирование представления о строении мхов, об их многообразии и роли в природе и жизни людей.
2. Развитие умения систематизировать, выделять главное и существенное из текста учебника.
3.Воспитание ответственного отношения к учебе.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Подготовка к уроку, оборудование:
- На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;
- На столах для групп учащихся: образцы торфа; гербарий мхов: кукушкин лён, сфагнум; инструктивные карточки к лабораторной работе; дидактические карточки для заполнения схемы «Классификация мхов» и сравнительной таблицы «Внешнее строение и размножение мхов»; тесты для проверки усвоенного на уроке; оценочные листы.
- На презентации – рисунки различных видов мхов; схема классификации мхов; сравнительная таблица «Внешнее строение и размножение мхов»; тест на проверку усвоения знаний.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- условия жизни мхов;
- о том, что мхи – высшие растения;
- признаки, свойственные высшим растениям;
- особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
- размножение кукушкина льна;
- особенности строения белого мха сфагнума;
- значение мхов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- различать зеленые и белые мхи;
- называть черты отличия между высшими и низшими растениями.
Ход урока:
Этап урока | Задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационно-целевой этап: - Орг. момент -Создание проблемной ситуации | Подготовка учеников к уроку, Настрой на плодотворную работу. Побуждение учащихся к формулированию проблемы – постановке учащимися вопросов о неизвестном; совместной постановке цели деятельности | Вступление-приветствие. -Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! - Я желаю вам плодотворной работы на уроке! Предлагает рассмотреть образцы торфа на столах и ответить на вопрос: - Какое отношение имеет торф к нашему уроку? Обобщает ответы детей и предлагает им сформулировать тему урока. После формулирования темы и записи её в тетради предлагает учащимся нарисовать мох на отдельных листочках. Предлагает показать свои рисунки классу, организует беседу: - Одинаковые ли рисунки? - Легко ли было выполнить это задание? - Что недостаёт для хорошего выполнения задания? - Какие вопросы у вас возникли? Во время обсуждения вопросов учащихся обобщает их и вывешивает на доске заготовленные таблички со словами: строение, обитание, представители, значение. На основании их предлагает сформулировать задачи урока. - Что же сегодня на уроке мы должны узнать? | Контролируют готовность. Рассматривают образцы торфа, отвечают на вопрос: - торф образуется из мха. Формулируют тему урока: - «Мхи». Записывают тему в тетради. Рисуют мох по своим представлениям. Демонстрируют свои рисунки. Отвечают на вопросы. - Нет. Формулируют проблему о недостаточности знаний о мхах. Формулируют свои вопросы. - Из чего состоят мхи? - Где обитают мхи? - Как называются мхи? - Какое значение имеют? Формулируют задачи урока: изучение строения мхов, их разнообразия и значения в природе и в жизни человека. |
Поисково-исследовательский этап Физ.минутка. | Изучение: 1.Общей характеристики мхов. 2.Классификации мхов. 3.Внешнего строения листостебельных мхов. 4.Значения мхов в природе и в жизни человека. Снятие утомления, первичное закрепление знаний об особенностях строения мхов. | - Ребята, где мы найдём ответы на наши вопросы? Предлагает дать общую характеристику мхам, используя текст учебника (стр.65-66). Обобщает ответы детей, подчёркивая, что мхи – это высшие споровые растения. Они разнообразны, делятся на группы. Предлагает заполнить схему классификации мхов. Для изучения внешнего строения мхов выполняется лабораторная работа. Предлагает рассмотреть гербарий мхов: кукушкин лён и сфагнум. - Ребята, вы познакомились с внешним видом мхов. Давайте подробнее изучим особенности их внешнего строения по тексту. Прочитайте текст, приготовьтесь рассказать друг другу о строении одного из мхов. - Для обмена информацией расскажите друг другу материал об изучаемом вами мхе. - Ребята, вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём и одновременно повторим особенности мхов. Я буду называть признаки, а вы приседайте, если услышите признак своего мха. - С заданием справились. - Я предлагаю вам сравнить кукушкин лён и сфагнум, найти черты их сходства и различия. Предлагает заполнить сравнительную таблицу о строении и значении мхов. После заполнения таблицы, организует её проверку. | - В учебнике. Читают текст, рассказывают общую характеристику мхов. Читают текст учебника (стр.66), заполняют на карточке схему классификации мхов. (Приложение №1) Выполняют лаборатор-ную работу по инст-руктивным карточкам. (Приложение №2) Рассматривают гербарий мхов. Читают тексты о внешнем строении мхов по вариантам: 1 – о внешнем строении кукушкина льна; 2 – о внешнем строении сфагнума. (Приложение №3) Рассказывают друг другу строение мхов. Встают с мест. Приседают, когда учитель называет признаки мхов: 2 – о внешнем строении кукушкина льна; 1 – о внешнем строении сфагнума. Заполняют таблицу на основе полученных знаний и работе с текстом учебника. (Приложение №4) |
Практический этап | Закрепление знаний и умений использовать полученные знания в новой ситуации. | Предлагает выполнить тест с выбором одного правильного ответа. | Выполняют тест, проверяют, оценивают себя. (Приложение №5) |
Рефлексивно-оценочный этап | Соотнести цель и результаты учебной деятельности, орга-низовать рефлексию и самооценку учени-ками собственной деятельности на уроке. | Акцентирует внимание на теме урока, конечном результате. Предлагает учащимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке. - Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Домашнее задание прочитать текст параграфа 14, ответить на вопросы. | Дают оценку собственной деятельности. |
Приложение к уроку.
Приложение №1
Мхи
Риччия и маршанция Кукушкин лён и сфагнум
Приложение №2
Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»
1. Рассмотрите растения.
2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья.
3. Определите окраску листьев.
Приложение №3
Кукушкин лён – многолетнее растение. Его коричневато-зеленые стебли иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими зелёными листьями. Корней у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются ризоидами. Ризоиды всасывают воду и минеральные вещества из почвы.
Сфагнум – многолетнее растение. Он имеет сильно ветвящийся стебель. Стебель и ветви покрыты мелкими светло – зелёными листьями. В листьях сфагнума два вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ризоидов. Он поглощает воду мёртвыми прозрачными клетками листьев.
Приложение №4
Сравнительная характеристика мхов
Черты сравнения | Кукушкин лён | Сфагнум |
1.Стебель (ветвится или нет) | ||
2.Цвет листьев | ||
3.Наличие воздушных клеток | ||
4.Наличие ризоидов | ||
5.Наличие коробочек | ||
6.Размножение | ||
7.Образует ли торф | ||
8.Место обитания (где растёт) |
Приложение №5
Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.
А) Кукушкин лён Б) Сфагнум
1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.
Ответы запишите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.
Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник
Представлена технологическая карта урока по ФГОС по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...