Конспект урока биологии в 6 классе на тему "Мхи" по УМК В.В.Пасечника
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Шаклеина Лейда Владиславовна

Материал содержит полный конспект урока по теме "Мхи". В конспекте характеризуются этапы урока: мотивационно-целевой, поисково-исследовательский, практический, рефлексивно-оценочный. Описаны задачи каждого этапа, деятельность учителя и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по биологии на тему "Мхи" 6 класс.

Учитель биологии МБОУ «Каракулинская СОШ»,  Шаклеина Л.В.

Цели урока:

1. Формирование  представления о строении мхов, об их многообразии и роли в природе и жизни людей.

2. Развитие умения систематизировать, выделять главное и существенное из текста учебника.

 3.Воспитание ответственного отношения к учебе.

Тип  урока: урок изучения нового учебного материала 

Подготовка к уроку, оборудование:

  • На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;
  • На столах для групп учащихся: образцы торфа; гербарий мхов: кукушкин лён, сфагнум; инструктивные карточки к лабораторной работе;  дидактические карточки для заполнения схемы «Классификация мхов» и сравнительной таблицы «Внешнее строение и размножение мхов»; тесты для проверки усвоенного на уроке; оценочные листы.
  • На презентации –  рисунки различных видов мхов; схема классификации мхов; сравнительная таблица  «Внешнее строение и размножение мхов»; тест на проверку усвоения знаний.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • условия жизни мхов;
  • о том, что мхи – высшие растения;
  • признаки, свойственные высшим растениям;
  • особенности строения зеленого мха кукушкина льна;
  • размножение кукушкина льна;
  • особенности строения белого мха сфагнума;
  • значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать зеленые и белые мхи;
  • называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока:

Этап урока

Задачи урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап:

- Орг. момент 

-Создание проблемной ситуации

Подготовка учеников к уроку, Настрой на плодотворную работу.

Побуждение учащихся к формулированию проблемы – постановке учащимися вопросов о неизвестном;

совместной постановке цели деятельности

Вступление-приветствие.

-Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!  

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать!

- Я желаю вам плодотворной работы на уроке!

Предлагает рассмотреть образцы торфа на столах и ответить на вопрос:

- Какое отношение имеет торф к нашему уроку?

Обобщает ответы детей и предлагает им сформулировать тему урока.

После формулирования темы и записи её в тетради предлагает учащимся нарисовать мох на отдельных листочках.

Предлагает показать свои рисунки классу, организует беседу:

- Одинаковые ли рисунки?

- Легко ли было выполнить это задание?

- Что недостаёт для хорошего выполнения задания?

- Какие вопросы у вас возникли?

Во время обсуждения вопросов учащихся обобщает их и вывешивает на доске заготовленные таблички со словами: строение, обитание, представители, значение.

На основании их предлагает сформулировать  задачи урока.

- Что же сегодня на уроке мы должны узнать?

Контролируют  готовность.

Рассматривают образцы торфа, отвечают на вопрос:

- торф образуется из мха.

Формулируют  тему урока:

 - «Мхи».

Записывают тему в тетради.

Рисуют мох по своим представлениям.

Демонстрируют свои рисунки.

Отвечают на вопросы.

- Нет.

Формулируют проблему о недостаточности знаний о мхах.

Формулируют свои вопросы.

- Из чего состоят мхи?

- Где обитают мхи?

- Как называются мхи?

- Какое значение имеют?

Формулируют задачи урока:

изучение строения мхов, их разнообразия и значения в природе и в жизни человека.

Поисково-исследовательский этап

Физ.минутка.

Изучение:

1.Общей характеристики мхов.

2.Классификации мхов.

3.Внешнего строения листостебельных мхов.

4.Значения мхов в природе и в жизни человека.

Снятие утомления, первичное закрепление знаний об особенностях строения мхов.

- Ребята, где мы найдём ответы на наши вопросы?

Предлагает дать общую характеристику мхам, используя текст учебника (стр.65-66).

Обобщает ответы детей, подчёркивая, что мхи – это высшие споровые растения. Они разнообразны, делятся на группы.

Предлагает  заполнить схему классификации мхов.

Для изучения внешнего строения мхов выполняется лабораторная работа.

Предлагает рассмотреть гербарий мхов: кукушкин лён и сфагнум.

- Ребята, вы познакомились с внешним видом мхов. Давайте подробнее изучим особенности их внешнего строения по тексту. Прочитайте текст, приготовьтесь  рассказать друг другу о строении одного из мхов.

- Для обмена информацией расскажите друг другу материал об изучаемом вами мхе.

 - Ребята, вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнём и одновременно повторим особенности мхов. Я буду называть признаки, а вы приседайте, если услышите признак своего мха.

- С заданием справились.

- Я предлагаю вам сравнить кукушкин лён и сфагнум, найти черты их сходства и различия.

Предлагает заполнить сравнительную таблицу о строении и значении мхов.

После заполнения таблицы, организует её проверку.

- В учебнике.

Читают текст, рассказывают общую характеристику мхов.

Читают текст учебника (стр.66), заполняют на карточке схему классификации мхов.

(Приложение №1)

Выполняют лаборатор-ную работу по инст-руктивным карточкам.

 (Приложение №2)

Рассматривают гербарий мхов.

 Читают тексты о внешнем строении мхов по вариантам:

1 – о внешнем строении кукушкина льна;

2 – о внешнем строении сфагнума.

(Приложение №3)

 Рассказывают друг другу строение мхов.

Встают с мест. Приседают, когда учитель называет признаки мхов:

2 – о внешнем строении кукушкина льна;

1 – о внешнем строении сфагнума.

Заполняют таблицу на основе полученных знаний и работе с текстом учебника. (Приложение №4)

Практический этап

Закрепление знаний  и умений использовать полученные знания в новой ситуации.

Предлагает выполнить тест с выбором одного правильного ответа.

Выполняют тест, проверяют, оценивают себя. (Приложение №5)

Рефлексивно-оценочный этап

Соотнести цель и результаты учебной деятельности, орга-низовать рефлексию и самооценку учени-ками собственной деятельности на уроке.

Акцентирует внимание на теме урока, конечном результате.

Предлагает учащимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке.

- Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Домашнее задание прочитать текст параграфа 14, ответить на вопросы.

Дают оценку собственной деятельности.

Приложение к уроку.

Приложение №1

Мхи

                                                                   

      Риччия и маршанция                                                                  Кукушкин лён и сфагнум

Приложение №2

Лабораторная работа «Внешнее строение мхов»

1. Рассмотрите растения.

2. Определите особенности их внешнего строения, найдите стебель и листья.

3. Определите окраску листьев.

Приложение №3

Кукушкин лён – многолетнее растение. Его коричневато-зеленые стебли иногда достигают в высоту 30 см. Стебли густо покрыты узкими зелёными листьями. Корней у кукушкина льна нет. На нижних частях стебля имеются нитевидные выросты. Эти выросты называются ризоидами. Ризоиды всасывают воду и минеральные вещества из почвы.

Сфагнум – многолетнее растение. Он имеет сильно ветвящийся стебель. Стебель и ветви покрыты мелкими светло – зелёными листьями. В листьях сфагнума два вида клеток: одни – зелёные, другие – прозрачные, мёртвые, воздушные. Сфагнум не имеет ризоидов. Он поглощает воду  мёртвыми прозрачными клетками листьев.

Приложение №4

Сравнительная характеристика мхов

Черты сравнения

Кукушкин лён

Сфагнум

1.Стебель (ветвится или нет)

2.Цвет листьев

3.Наличие воздушных клеток

4.Наличие ризоидов

5.Наличие коробочек

6.Размножение

7.Образует ли торф

8.Место обитания (где растёт)

Приложение №5

Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха.

А) Кукушкин лён          Б) Сфагнум

1) У растения имеются ризоиды.
2) Стебель ветвистый.
3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями.
4) Ни корней, ни ризоидов нет.
5) Стебель не ветвистый.
6) Можно различить женские и мужские растения.
7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду.
8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.

Ответы запишите в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Календарно-тематическое планирование уроков биологии 10 класс(традиция) по программе В.В.Пасечника.

Искала рабочую программу по биологии на основе программ В.В.Пасечника (базовый уровень). В программе базовый уровень-1 час в неделю. Либо профильный на 3 часа в неделю. А у меня 2 часа в неделю. Может...

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...