Приёмы мнемотехники на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Горшкова Любовь Ивановна

Материал по биологии объёмный и ученикам не всегда просто и легко его запомнить. Конечно, перед учителем стоит задача подать таким способом материал, чтобы он запомнился. На помощь приходят приёмы мнемотехники. Использую постоянно с тех пор как они были напечатаны в журнале "Биология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сложный  и объемный материал по биологии учащимся не всегда легко запомнить. Перед педагогом встаёт задача: как подать материал, чтобы его было легче запомнить. Для решения такой задачи могут помочь приёмы мнемотехники. Мнемоника, или мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт образования искусственных ассоциаций (связей). Мнемоника не совершенствует память, она лишь облегчает запоминание, но только в тех случаях, когда придуманные ассоциации закрепляются при запоминании легко и быстро.

Хочу поделиться некоторыми мнемоническими приёмами, которые опытные педагоги, конечно, используют и молодым коллегам этот материал будет полезен.

Биология. 6 класс.

Растительные ткани

Лист

Имеет

Механическую

Покровную

Образовательную

Проводящую

Основную ткани

Учащиеся, запомнив ключевое слово-ассоциацию (название реки Лимпопо хорошо им знакомо по сказке К. Чуковского «Айболит»), смогут вспомнить даже давно пройденный материал.

Систематика растений

Цирк, Огромный, Купол, Пёстрый, Словно, Радугу, Вознёс (ты)

По первым буквам «стиха» легко вспомнить правильную последовательность расположения систематических групп растений: Царство, Отдел, Класс, Порядок, Семейство, Род, Вид.

Животные

Систематика животных

Для запоминания систематических категорий животных можно предложить учащимся запомнить фразу: Царский, Терем, Кто, Откроет, Сразу, Рыцарем  Вернётся.

Или другой вариант: Цепко Тащит Кот Огрызок Серебристой Рыбки Верткой: Царство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, Вид.

Анатомия и физиология человека (8-й класс)

Ткани

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

И

Нервная ткань

Единое

Целое

Ученики легко запоминают слово-ассоциацию (эсминец – военный корабль), а затем восстанавливают в памяти типы тканей.

Обмен веществ и энергии

Метаболизм включает два противоположных процесса: анаболизм – процесс образования сложных веществ из простейших компонентов и катаболизм – процесс распада сложных органических веществ на более простые. Пользуясь приёмами мнемонического запоминания можно без труда запомнить: анаболизм – Аня строит; катаболизм – Катя рушит.

ЦНС. Строение головного мозга

Охранять Здоровье Граждан,

(Их) Болезненное Тело,

Облегчать Людскую Стражду –

Явно Благостное Дело

Стихотворение поможет запомнить названия 12 пар черепно-мозговых нервов, начиная с первой пары: Обонятельный (I), Зрительный (II), Глазодвигательный (III), Блоковый (IV), Тройничный (V), Отводящий (VI), Лицевой (VII), Слуховой (VIII), Языко-глоточный (IX), Блуждающий (X), Добавочный (XI). Остаётся запомнить только подъязычный - XII пара нервов.

Зрительный анализатор. Фоторецепторы

Днём работают с колбочками, ночью ходят с палочками – для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.

Общая биология

Геохронологическая шкала

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Аминокислоты

Алый Вальс. Летит (из лога)

Медь Прощаний, Трав Финал.

Глина Серая, Тревога,

Церемонность, Тишина.

Аспидные Глуби Листопада

(Падают в) Гигантские Аркады.

То есть: Аланин, Валин, Лейцин, Изолейцин, Метионин, Пролин, Триптофан, Фенилаланин, Глицин, Серин, Треонин, Цистеин, Тирозин, Аспарагин и Аспарагиновая кислота, Глутамин и Глутаминовая кислота, Лизин, Гистидин, Аргинин.

Онтогенез. Эмбриональное развитие

Слово – образ «бегония»

Бластула

Е

Гаструла

О

Нейрула

И

Я родился

Нуклеиновые кислоты

Чтобы учащиеся не путали комплементарные основания, им можно предложить для запоминания пары слов:

Ананас – Тарелка

Цыплёнок – Гнездо.

(Ананас на тарелке, цыплёнок в гнезде). А – Т; Ц – Г

Генетика. Хромосомный  механизм определения пола

Папа – икс и и игрек

Мама – два икса.

Если будет игрек икс,

То родится только сын.

Два икса (и точка),

Родится только дочка.

Функции белков

Нелепая фраза быстро запоминается школьниками, и по ней несложно воспроизвести многочисленные функции белков:

Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Седьмой Этаж

Начало каждого слова соответствует определенной функции белков: Каталитическая, Двигательная, Дыхательная, Транспортная, Защитная, Строительная, Сигнальная и Энергетическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.

Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...

Обобщение опыта о ПРИЁМАХ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Обобщение опыта о Мнемотехнических приёмах на уроке немецкого языка. Мнемотехникa (греч. — искусство запоминания) наука о запоминании,предлагающая совокупность приемов,способов и и...

Сообщение на тему: «Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано».

Процесс усвоения знаний это большой нелёгкий труд, требующий от учащихся максимальной отдачи и интеллектуальных сил, длительных и напряженных усилий, постоянной мобилизации воли и внимания. Для достиж...

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

«Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии» (развитие связной речи).

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов,   обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение ин...

Исследовательский проект "Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии"

АннотацияАвтор проекта: Никифорова Марина ЮрьевнаТема проекта: «Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приемов мнемотехники на уроках биологии».Исследуемая предметная...