Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Готовимся к экзамену по биологии"
    рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

    Быкова Екатерина Павловна

    Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии и на примере сборников:

    1.     Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А.В Граф, М.В Маслова.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.-126с.

    2.     Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / Авторы: В.С Кучменко, Г.С Калинова, Т.В Иванова, А.Н Мягкова, В.З Резникова. – М.: Дрофа,2005.-94с.

    В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии »  предназначен для учащихся  9 классов средней школы.

    Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии» позволит систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции, особенностях строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.

    Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, работа с тренировочными заданиями. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

    Отработка  навыка работы с тестами,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

     Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к экзамену и дальнейшему выбору биологического профиля.     Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 9 классах средней школы.

    Цель курса:

    Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы, о строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.

    Задачи курса:

    1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

    2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

    3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и

     

     

    жизнедеятельности  организмов.

    4. Развить коммуникативные способности учащихся.

     

    Курс предполагает безотметочную систему оценивания.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rp_elektivnyy_kurs.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1

                                                       

    Рабочая программа элективного курса по биологии

    «Готовимся к экзамену по биологии»

                              Автор-составитель:

                                            учитель биологии  

                                                                Попова Екатерина Павловна

     

    2012 учебный год

    Пояснительная записка.

    Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии и на примере сборников:

    1. Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А.В Граф, М.В Маслова.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.-126с.
    2. Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / Авторы: В.С Кучменко, Г.С Калинова, Т.В Иванова, А.Н Мягкова, В.З Резникова. – М.: Дрофа,2005.-94с.

    В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии »  предназначен для учащихся  9 классов средней школы.

    Элективный курс «Готовимся к экзамену по биологии» позволит систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции, особенностях строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.

    Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, работа с тренировочными заданиями. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом,  научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

    Отработка  навыка работы с тестами,  умение отбирать  материал и  составлять отчёт о проделанной лабораторной  работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

     Изучение материала данного курса целенаправленно на  подготовку школьников к экзамену и дальнейшему выбору биологического профиля.     Элективный курс рассчитан на 17 часов учебных занятий в 9 классах средней школы.

    Цель курса:

    Систематизация знаний  учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы, о строении человеческого организма и процессах в нем происходящих.

    Задачи курса:

    1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

    2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности  живых организмов.

    3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и

    жизнедеятельности  организмов.

    4. Развить коммуникативные способности учащихся.

    Курс предполагает безотметочную систему оценивания.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    Учащиеся должны знать:

    • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
    • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
    • Особенности строения бактериальной клетки;
    • Особенности строения тканей  растений и  животных;
    • Особенности строения организма человека.
    • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
    • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

    Учащиеся должны уметь:

    • сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
    • определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к                   определенной систематической категории;
    • распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
    • характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
    • изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
    • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной  и научно-популярной литературе, сети Интернет;


    Содержание курса

    Раздел 1.Царство Растения. (2 ч.)

    Особенности клеточного строения. Сравнение клеток растений и грибов. Царства растений. Классификация растений (на примере покрытосеменных).  Культурные растения. Лишайники - симбиотические организмы, их разнообразие. Класс покрытосеменные, их классификация. Органы растений, их строение и функции. Питание растений.

    Демонстрация схем и таблиц отражающих:

    • строение клетки и тканей высших растений;
    • многообразие и особенности строения  представителей основных отделов растений;

    Лабораторные и практические работы

    1. Строение растительной клетки.
    2. Приготовление и рассмотрение микропрепарата (кожица чешуи лука или лист элодеи).
    3. Работа с тренировочными заданиями, тестами.

    Раздел 2. Грибы.(1 ч.)

    Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

    • многообразие и особенности строения   представителей различных групп грибов;

    Лабораторные и практические работы

           1.Работа с тренировочными заданиями и тестами.

    Работа с гербарным материалом.

    Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

    Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

                                             Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

    Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и  жизнедеятельности человека.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения   простейших организмов.

    Лабораторные и практические работы

    1. Работа с тренировочными заданиями, тестами.
    2. Рассмотрение готового микропрепарата Эвглены зеленой.


                                             Раздел 5. Царство Животные.( 4 ч.)

    Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных.  Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика типа Хордовые. Позвоночные животные. Класс Рыбы. Класс Птицы.

    Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

    • особенности строения клетки и тканей животного организма;
    • многообразие и особенности строения  основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые  черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
    • многообразие и особенности строения  основных классов типа Хордовые.

    Лабораторные и практические работы

    1.Строение животной клетки и  тканей животного организма..

    2.Работа с тренировочными заданиями, тестами.

    Раздел 6.  Человек. (4 часа)

    Особенности строения организма  человека. Клетка. Ткани человека. Скелет.  Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. . Нервная система. Кожа.  Витамины. Иммунитет.  Слуховой и зрительный анализаторы.

    Лабораторные и практические работы.

    1. Рассматривание отделов и костей на скелете.
    2. Сравнение микропрепаратов крови лягушки и человека
    3. Изучение строения головного мозга ( по модели).
    4. Работа с тренировочными заданиями, тестами.

    Раздел 7. Общая биология. ( 4 часа)

    Учение о клетке. Наследственности и изменчивость. Наследственные признаки у человека.  Вид. Видообразование. Фотосинтез, его значение. Обмен веществ и превращение энергии. Экологические факторы, их влияние на организм.  Ч, Дарвин – основоположник учения об эволюции. Индивидуальное развитие.

    Лабораторные и практические работы.

    1. Решение задач на законы Менделя.
    2. Многообразие клеток и их сравнение. Сравнение животной и растительной клетки.
    3.  Работа с тренировочными заданиями, тестами.

    Методические рекомендации по проведению занятий

    Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, работа с тренировочными заданиями , тестами.

    Ожидаемые результаты

    Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств  живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов;  Расширить свои знания по анатомии и физиологии  человека. Успешно сдать итоговый  экзамен по биологии.


    Тематический план

    Тема

    Фома  занятия

    Форма контроля

    Раздел 1.Царство Растения. (2 ч.)

    1.

    Особенности строения растительной клетки.

    Ткани растений.

    Л.р. № 1   Строение растительной клетки

          Л.р. №2 Приготовление и рассмотрение микропрепарата (кожица чешуи лука или лист элодеи).

    Отчет о лаб.раб.

    .Работа с тренировочными заданиями, тестами

    Раздел 2. Грибы.(1ч.)

    2.

    Особенности строения грибной клетки, шляпочных грибов. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты

    Работа с тренировочными заданиями, тестами
    Работа  с гербарным материалом

    Раздел 3. Царство Бактерии.( 1 ч.)

    3.

    Особенности строения бактериальной клетки.  Процессы жизнедеятельности  бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний

    Раздел 4. Царство Простейшие.(1 ч.)

    4.

    Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Роль в природе и ж/д человека.

    .

    Лаб.работа № 3 « Готовый микропрепарат Эвглены Зеленой»

    Отчет о лаб.раб

    Работа с тренировочными заданиями, тестами

    Раздел 5. Царство Животные.( 4 ч.)

    5.

    Особенности строения животной клетки и тканей.

     Особенности строения  и жизнедеятельности плоских червей. круглых червей кольчатых  червей Общая характеристика и классификация классов хордовых.

    Л.р. № 4 Строение животной клетки и  тканей животного организма..

    Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями, тестами

                                        Раздел 6 . Человек (4 ч.)

    6.

    Особенности строения организма  человека. Клетка. Ткани человека. Скелет.  Система кровообращения. Дыхательная система. Пищеварительная система. Мочевыделительная система. . Нервная система. Кожа.  Витамины. Иммунитет.  Слуховой и зрительный анализаторы

    Лаб.работа №5

    « Микропрепарат крови человека и лягушки»

    Пр.работа №1

    « Рассмотрение отделов скелета человека»

    Пр. работа №2

    « Изучение головного мозга» ( по модели)

    Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями, тестами

                                                               Раздел 7.  Общая Биология (4ч.)

    7.

    Учение о клетке. Наследственности и изменчивость. Наследственные признаки у человека.  Вид. Видообразование. Фотосинтез, его значение. Обмен веществ и превращение энергии. Экологические факторы, их влияние на организм.  Ч, Дарвин – основоположник учения об эволюции. Индивидуальное развитие.

    Лаб. Работа №6

    « Сравнение растительной и животной клетки»

    Пр.работа №3

    « Решение задач на законы Менделя»

    Отчет о лаб.раб. Работа с тренировочными заданиями, тестами

    Итого : 17 часов   Л/р    6        П/р  3

    Список литературы для учащихся:

    1. Акимушкин И.И. Мир животных. М.: Мысль, 1998.
    2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия,2001.
    3. Жизнь растений Т. 1-6. М.: Просвещение, 1974 - 1982.
    4. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М.: Дрофа, 2008.
    5. Общая биология : Учебное пособие 10-11 кл. общеобразоват. Учею. Заведений / В.Б Захаров, С.Г Мамонтова, Н.И Сонин.- 4-е изд. , стереотип. – М.: Дрофа, 2011.-624с.: ил.
    6. Общая биология : учеб. Для 10-11 кл. сред. Шк. / Ю.И Полянский, А.Д Браун, Н.М Верзилин и др.; Под. Ред. Ю.И Полянского – 22-е изд. – м.: просвещение, 1992. – 287с.
    7. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М.: Дрофа, 2008.
    8. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М.: Дрофа, 2008.

    Список  литературы для учителей:

    1. Агафонова И.Б.Сивоглазов В.И. Биология растений, грибов, лишайников. 10 -11 кл.: учеб.пособие . М. : Дрофа, 2007. (Элективные курсы).

       2. Биология. Большой энциклопедический словарь. М. : Большая              Российская энциклопедия,2001.

      3. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007.

      4.  Жизнь растений Т. 1-6. М. : Просвещение, 1974 - 1982.

      5. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6(7) класс. – М. : ВАКО,  2005. (В помощь школьному учителю).

    6. Латюшин В.В. , Шапкин В.А. Биология 7кл. Животные. М. : Дрофа, 2008.

    1. Пасечник В.В. Биология 6кл.  Бактерии. Грибы. Растения. М. : Дрофа, 2008.
    2. Пасечник В.В. Введение в биологию и экологию . 9кл М. : Дрофа, 2008.
    3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология 7(8) класс.Универсальные поурочные разработки. – М. :ВАКО, 2006. (В помощь школьному учителю).

    11. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М. :  Мир, 1992.

        12. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т. 1 – 3. М. : Мир, 2001.

    Используемая литература:

    1. Биология. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс/ А.В Граф, М.В Маслова.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.-126с.
    2. Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений / Авторы: В.С Кучменко, Г.С Калинова, Т.В Иванова, А.Н Мягкова, В.З Резникова. – М.: Дрофа,2005.-94с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе

    Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...

    Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс

    Данная рабочая  программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы  предусматривает  использование  личностно...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по математике «Единый экзамен по математике: теория и практика решения задач».11 класс

         Изучение данного курса позволит  повторить школьный курс алгебры и начал анализа, геометрии, подготовить учащихся к сдаче экзамена .Поэтому в содержание курса вкл...

    Рабочая программа элективного курса "ГИА: курс подготовки к экзаменам"

    Рабочая программа предназначена для учителей, работающих в 9 классах и готовящих своих учеников к ГИА по математике....

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

    Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   10 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену»

    Программа элективного курса «Трудные вопросы при подготовке к экзамену» рассчитана на 34 часа  и предназначена для обучающихся   11 классов. Программа курса разработана с учётом знаний ...

    Рабочая программа элективного курса "Решение задач по биологии"

    Рабочая прграмма разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО....