Технологическая карта урока на тему: "Строение и функции почек."
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Почки - жизненно важный орган, сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз). Мочеобразование – одна из основных функций, при нарушении этого процесса возможна гибель организма.
Урок разработан с использованием элементов проблемного обучения, здоровье сберегающих и ИК технологий. В основе преподавания личностно-ориентированный подход.
Оборудование к уроку: Базовый учебник: Драгомиров А.Г., Маш Р.Д., Биология: 8 класс.- М.: «Вентана-Граф», 2021.
Компьютерное обеспечение, презентация на тему: «Строение и функции почек»,
маршрутный лист, дополнительный материал для ученика, принадлежности, на листе бумаги цитата, термины, для эксперимента: ведро 10 л., банка 1,5л., ткань 1,5м², 20 белых халатов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 219.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 8 классе.
Тема урока: «Строение и функции почек».
Автор урока: Баёнова Любовь Германовна, учитель биологии ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный.
Предмет: биология
Класс: 8
Место проведения: ГБОУ СОШ п.г.т Мирный кабинет № 23
Форма проведения: урок-исследование.
Раздел учебной программы: анатомия.
Оборудование к уроку: Базовый учебник: Драгомиров А.Г., Маш Р.Д., Биология: 8 класс.- М.: «Вентана-Граф», 2021.
Компьютерное обеспечение, презентация из 7 слайдов на тему: «Строение и функции почек», маршрутный лист, дополнительный материал для ученика, принадлежности, на листе бумаги цитата, термины, для эксперимента: ведро 10 л., банка 1,5л., ткань 1,5м².
Цель: выработать навык грамотного восприятия и осознания учащимися нового учебного материала (строение почек), осмысливание связей между объектами изучения.
Технологии, применяемые на уроке: технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации.
Технологическая карта урока
Мировоззренческая идея | Почки – жизненно важный орган. | ||
Программные требования. Строение почек. Мочеобразование – одна из основных функций. | |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметный результат | |
- проявляет интерес к учению; - формирует установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Познавательные УУД: - выделяет существенную информацию; - целеполагание Коммуникативные УУД: - формирует собственное мнение и аргументирует его Регулятивные УУД: - оценка; - взаимопроверка - корректировка; - планирование предстоящей деятельности; - организация самостоятельной работы по маршрутному листу. | Знает: - понятия «гомеостаз», «нефрон», «фильтрация», «обратное всасывание», «каналец нефрона», «капсула нефрона», «первичная, вторичная моча»; - макроскопическое и микроскопическое строение почек; - этапы образования мочи; - состав мочи; - процессы и их причина; - почему нужно беречь почки. Умеет: - раскрывать сущностные характеристики данных понятий; - обозначать строение почек на рисунке; - характеризовать процессы опразования мочи и причины их протекания; - отличать состав первичной и вторичной мочи; - приводить примеры, почему необходимо соблюдать питьевой режим. Владеет: - правилами личной гигиены. | |
Программное содержание | Строение и функционирование почек. | ||
План изучения нового материала |
| ||
Основные понятия | Для детей с ОВЗ использую более лёгкую формулировку терминов. Например: «гомеостаз» (обмен веществ), «нефрон», «капсула», «каналец», «фильтрация», «реабсорбция» (обратное всасывание), «диурез» (образование мочи), «моча»; | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Форма урока | Групповая | ||
Технология | Проблемно-развивающее обучение с использованием дифференцированного подхода. | ||
Мизансцена урока | Работа индивидуально, в паре и группе. | ||
Оборудование урока | Базовый учебник: Драгомиров А.Г., Маш Р.Д., Биология: 8 класс.- М.: «Вентана-Граф», 2021. Компьютерное обеспечение, презентация на тему: «Строение и функции почек», маршрутный лист, дополнительный материал для ученика, принадлежности, на доске цитата, термины. | ||
Ход урока
Планируемые ОР | Этапы урока и деятельность учителя | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Одарённый ребёнок | Дети с ОВЗ | Ребёнок беженец | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеют формулировать ответы на вопросы | Приветствие учеников, создание благоприятных морально-психических условий через диалог: - С каким настроением вы сегодня пришли на урок? - С чем ассоциируется у вас предмет анатомия? - Вам нравится изучать свой организм? Проверка готовности к уроку, общий настрой на предстоящий урок. | Подготовка учебных пособий к уроку. Участвуют в диалоге. Аргументируют ответ | Подготовка учебных пособий к уроку. Участвуют в диалоге. | Подготовка учебных пособий к уроку. Участвует в диалоге. | ||||||||||||||||||||||||||||||
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (5 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проявляют интерес к изучению Знают: - понятия «гомеостаз», «нефрон», Формируют своё мнение по данной теме | Обращает внимание на слова итальянского кинорежиссёра Ф. Феллини: « Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – отправиться в путешествие внутрь себя, исследовать неведомую часть самого себя».
- Чтобы настроиться на работу, начнём его с биологической зарядки. Зачитывает утверждения. Предлагает работать быстро, самостоятельно: - Мы изучаем анатомию. - Обмен веществ – свойство, характерное только для человека. - Гомеостаз-способность организма сохранять относительное постоянство состава. - Нефрон – это часть почки. Благодарит, предлагает сесть. В разминке затруднение вызвали два понятия: нефрон и гомеостаз. Мы узнаем строение почек, мы научимся осознанно подходить к сохранению здоровья Обращает внимание на слайд № 1. Предлагает заполнить первую графу в таблице № 1.
Спрашивает: - Эти органы, относящиеся к одной, или разным системам органов? - А в чём их общая роль? (гомеостаз). Поощряет ребят: Молодцы, мне приятно, что вы многое уже знаете. Ещё раз обращает внимание к таблице № 1. - Какой орган выводит из организма больше ненужных веществ? - Частью, какой системы являются почки? - Почему она получила такое название? Обращает внимание на СЛАЙД № 2. Мочевыделительная система | Читают цитату. Отвечает на вопросы Встали, вышли из-за парт, слушают, выполняют биологическую зарядку: если утверждение верное, поднимают правую руку, если нет – поднимают левую руку, если затрудняются, делают одно приседание (гимнастика для тела и мозга). Расширяет кругозор Изучают таблицу, предлагают варианты заполнения первой графы, ответ аргументирует. Делает самостоятельные выводы Взаимопроверка. Отвечают на вопросы, делают логическое умозаключение, выступает в роли наставника др. детям. | Слушает цитату. Отвечает на вопросы
Совершает ошибки, но активно участвует. Выявили пробел в знаниях, записал. Участвует во взаимопроверке. Озвучивает базовые знания Записывают тему урока | Слушает цитату. Отвечает на вопросы Активно участвует Вспоминает строение из курса Зоологии. Взаимопроверка. | ||||||||||||||||||||||||||||||
| Одарённый ребёнок | Дети с ОВЗ | Ребёнок беженец | |||||||||||||||||||||||||||||||
Формируют своё мнение по данной теме Проявляют интерес к изучаемой теме. Знает макроскопичечкое строение почек Умеет обозначать строение почек на рисунке; Знает микроскопическое строение почек: нефрон, каналец Знает термины «фильтрация», «обратное всасывание», «каналец нефрона», «капсула нефрона» умеет отличать первичную мочу от вторичной мочи Знает этапы образования мочи; Формируют понятие о участии почек в поддержании гомеостаза Проявляют интерес к изучаемой теме. | СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ: Существует такой факт. При нарушении работы обеих почек, человек сможет прожить не более пяти дней. Обсуждение: Почему? Для того чтобы понять почему, предлагает, отправится в путешествие, в неизведанный ещё для них орган – почки. Гипотеза 1. Не знаем строение почек, а в особенностях строения может быть скрыта причина; Гипотеза 2. Не знаем, как функционируют почки, а это могло быть причиной гибели организма. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Пути решения: Необходимо узнать: 1 группа: Расположение почек, их макроскопическое и микроскопическое строение. Маршрутный лист. СЛАЙД № 4. Задание № 3. Микроскопическое строение почек.
Ответ подчеркните, или запишите. Самостоятельно добытые знания Макроскопическое строение почек: Почка = корковый слой + мозговой слой + лоханка. Микроскопическое строение почек: (рассматриваем почки при большем увеличении) Вывод: почка имеет сложное строение и при отклонении в здоровье этого органа возможны серьёзные проблемы всего организма в целом. 2 группа: Не знаем, как функционируют почки, а это могло быть причиной гибели организма. СЛАЙД № 5.
Вывод: почка - сложный биологический фильтр, образующий мочу в два этапа, следовательно, почки поддерживают постоянство внутренней среды (гомеостаз), при нарушении этого процесса возможна гибель организма. Второй этап (эксперимент): Учитель обращает внимание детей на стол с накрытыми предметами (1 ведро – 10 л. и банка 1,5 л. с жидкостью), предлагает сюрприз-загадку. Что означают цифры на ведре и банке? Кто с математикой дружит, сколько вёдер жидкости пропускают через себя почки в сутки? (18 вёдер). - Как? Органы меньше чем кулачки, могут пропустить через себя 180 литров в сутки? - А я вам помогу ребята. Оказывается если развернуть все клубочки и канальца нефрона то получится площадь всасывания 1,5 м². С какой системой связан нефрон (с кровеносной), правильно, поэтому это становится возможным. - Что произойдёт с организмом, если он будет терять жидкость на стадии первичной мочи? - Почему очень важно соблюдать питьевой режим? - Молодцы мы с вами успешно прошли 2 этап, самое время отдохнуть. | Обсуждение проблемной ситуации
Формулирует и записывают тему урока. Предлагает свою гипотезу Проводят исследование, используя учебник, карточки с дополнительным материалом, маршрутный лист и ИКТ. Взаимопроверка. Раскрывают сущность понятий: почка, корковый слой, мозговой слой, лоханка, нефрон, капсула, каналец. Заполнение маршрутного листа самостоятельно. Выполняет задания повышенного уровня сложности. Взаимопроверка Запись 2 гипотезы Проводят исследование, используя учебник, карточки с дополнительным материалом, маршрутный лист, ИКТ. Раскрывают сущность новых терминов Взаимопомощь Анализирует информацию и формулирует выводы. | Записывает тему урока. Работает с иллюстрациями, используя учебник. Выполняет посильные задания Участвует во взаимопроверке Работает с рисунком Запоминает базовые понятия Участвует в исследовании, фиксирует базовые понятия. Изучает модель Овладевает понятием того, что образование мочи происходит в почках в два этапа Участвует во взаимопроверке. Помогает учителю в проведении эксперимента. Работает по маршрутному. листу | Формулирует и записывает тему урока. Запись 1 гипотезы Учится взаимодействовать, адаптируется к темпу работы, требованиям и коллективу Задаёт вопросы Выполняет задания базовые и среднего уровня сложности. Адаптируется к языковой среде. Работает в паре, нуждается в пояснениях. Участвует во взаимопроверке. Заполнение маршрутного листа Участвует в обсуждении выводов | ||||||||||||||||||||||||||||||
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПАУЗА (1 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Узнают топографию органа. Знают, почему нужно беречь почки | Самый лучший отдых – активный. СЛАЙД № 6 Предлагает встать, выйти из-за парт и выполнить ряд физических упражнений, после чего положить руки на поясницу. - Какой орган под вашими руками? Верно, почки. Теперь мы с вами знаем топографию, расположение этого органа и если болит в области поясницы, то следует обратить на это внимание. Помощь просят почки, которые мы сегодня изучили. Сядьте за парту, расправьте плечи. - Ребята, разминка усилила кровообращение и процесс очищения крови от продуктов распада начал происходить более активно. . | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Одарённый ребёнок | Дети с ОВЗ | Ребёнок беженец | |||||||||||||||||||||||||||||||
Анализируют информацию, формулируют выводы. Умеют - приводить примеры, почему необходимо соблюдать питьевой режим Формирует установки на безопасный, здоровый образ жизни |
2. Дифференцированные задания по выбору (Приложение № 1): | Читает, выполняет самостоятельный анализ стихотворения. | Обсуждают стихотворение анализируют в паре, | Анализирует стихотворение по плану: - форма - функция - значение - строение нефрона - количество нефронов - без какой системы не возможна работа почек? | ||||||||||||||||||||||||||||||
РЕФЛЕКСИЯ (1 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка, самооценка. | - Понравился ли вам урок? - Что нового узнали на уроке? - Какие моменты урока вызвали затруднение? - Что помогло вам узнать новое? - Что измениться в вашем поведении? | Подводят итог, высказывают своё мнение. Дополняют друг друга. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1 мин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаю учащимся выбрать задание по своему интересу. СЛАЙД № 7. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ | ДЛЯ ДЕТЕЙ с ОВЗ | ДЕТИ БЕЖЕНЦЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Умеют самостоятельно выполнять задания в соответствии своих способностей | Средний уровень: Высокий уровень: б) Скачать на телефон приложение «Питьевой режим» исследовать в течении 7 дней, данные заносим в таблицу. На основании полученных результатов, сформулируйте рекомендации, откорректировать свой питьевой режим. | Базовый уровень: | Средний уровень: | |||||||||||||||||||||||||||||||
Умеют применять онлайн-ресурсы | Дополнительные задания (ДЛЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ):
2. Подготовка к дискуссии: Сформулировать аргументы за и против донорства почек | |||||||||||||||||||||||||||||||||
ДОСТИЖЕНИЯ | СЛОЖНОСТИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Одарённых детей | Детей с ОВЗ | Дети беженцы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| 1. Легко преодолевает языковой барьер. 2. Благодаря доброжелательной обстановке чувствует себя комфортно и безопасно. 3. Определены стартовые возможности ученика (задания высокого уровня избегает) 4. Успешно справляется с базовыми заданиями и заданиями среднего уровня. 5. Демонстрирует среднюю степень усвоения материала. | 1. У обучающихся с ОВЗ очень низкий темп письма, часть работы в маршрутном листе выполнена не полностью. 2. Дети с ОВЗ, часто нуждаются в индивидуализированном подходе, более медленном темпе работы. 3. Дети с ОВЗ, часто нуждаются в использовании специальных методик и адаптированных заданий. 4. Дети беженцы есть большие пробелы в знаниях, нуждается в адаптации к программам российской школы. | 1. Продолжить работу над совершенствованием дифференцированного подхода. 2. .Маршрутные листы остаются на руках у детей с ОВЗ, есть возможность дописать, или подойти для дополнительных уточнений. Дети одарённые успевают делать необходимые записи в тетради самостоятельно, для них маршрутный лист нужен только на уроке. 3. Следует и дальше продумывать замену текстов логическими схемами. 4. Эффективны при работе по маршрутному листу взаимопроверки, что благоприятно сказывается на осмыслении материала, для двух сторон учебного процесса: ученик – учитель, ученик – ученик. 5. подключать детей беженцев и с ОВЗ на отдельные этапы проектов, для выполнения посильной работы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение у уроку № 1
Дифференцированные задания по выбору.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ (за каждый верный ответ 1 балл):
- Как называется орган мочевыделительной системы, в котором происходит образование мочи:
А) мочеточник; Б) мочевой пузырь; В) мочеиспускательный канал; Г) почки.
2. Какой орган не входит в мочевыделительную систему:
А) мочевой пузырь; Б) мочеиспускательный канал; В) трахея; Г) почки.
3. Что у здорового человека удаляется через мочевыделительную систему:
А) не переваренные остатки пищи; Б) глицерин и избыток желчи;
В) мочевина и минеральные соли; Г) мочевая кислота и глюкоза.
4. Какой цифрой на рисунке обозначен мозговой слой почки?
5. 1. Какие органы выполняют в организме человека выделительную функцию и какие вещества они выводят? Назовите не менее четырёх органов (за каждый верный ответ 1 балл)
Ответ
1) лёгкие — через них из организма человека выводятся углекислый газ, пары воды;
2) потовые железы кожи — через них удаляются вода, соли и небольшое количество мочевины;
3) почки — через них происходит удаление конечных продуктов белкового обмена (мочевины), излишков воды и минеральных солей;
4) желудочно-кишечный тракт — через него удаляются излишки воды и обеззараженные в печени вещества.
ПОВЫШАННЫЙ УРОВЕНЬ (за каждый верный ответ 1 балл)
:
А) Выберите все верные утверждения
- почки расположены в поясничной области
- нейрон - структурная и функциональная единица почки
- почки подразделяются на почечные пирамиды
- на вогнутом крае расположена почечная раковина
- почки удаляют из организма углекислый газ
- почки удаляют из организма мочевину
- почки выделяют в кровь вредные вещества
- кровь в почки поступает через почечную вену
- в капсуле нефрона формируется первичная моча
- капсула нефрона расположена в капиллярном клубочке
- в капиллярах, оплетающих извитые канальца, формируется вторичная моча
- часть извитых канальцев расположена в мозговом слое
- из почечной лоханки моча поступает в мочевой пузырь
- при длительном питье морской воды наступает обезвоживание организма
- вода из открытых источников содержит много микроорганизмов.
Б) Почему объем мочи, выделяемой телом человека за сутки, не равен объему выпитой за это же время жидкости?
Ответ
1) часть воды используется организмом или образуется в процессах обмена веществ;
2) часть воды испаряется через органы дыхания;
3) часть воды выделяется вместе с потом.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ (за каждое задание до 5 баллов):
- Вставьте в текст «Выделительная система» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Выделительная система человека служит для выведения из организма ____(А): Она состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря и мочевыводящего протока. Основной функциональный элемент почек — _____(Б). Он состоит из капсулы Боумена-Шумлянского, где происходит всасывание плазмы крови в почечный каналец, и извитого канальца, в котором обратно в кровь всасываются необходимые организму вещества. Образовавшаяся моча собирается в _____(В), из которой по мочеточникам попадает в _____(Г), в котором накапливается до выведения.
Перечень слов:
1) почечная капсула
2) почечная лоханка
3) непереваренные остатки пищи
4) жидкие продукты обмена веществ
5) мочевой пузырь
6) приносящая артерия
7) нейрон
8) нефрон
- Для эксперимента по физиологии человека были выбраны два испытуемых одного возраста и сходной конституции. В течение недели, предшествующей эксперименту, для утоления жажды они могли пить только обычную питьевую воду. В ходе эксперимента первый испытуемый выпил литр солёного (1.8%-ого) раствора, а второй – литр дистиллированной воды. Как изменится объём мочи у каждого испытуемого? Ответ поясните.
Ответ
1) у первого испытуемого объём мочи уменьшится;
2) увеличится концентрация соли в крови;
3) усилится обратное всасывание воды в извитых канальцах нефрона (реабсорбция);
4) у второго испытуемого объём мочи увеличится;
5) уменьшится концентрация соли в крови;
6) ослабнет обратное всасывание воды в извитых канальцах нефрона
Критерии оценки:
В базовых заданиях каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неверный ответ -1балл, не указанный ответ-0 баллов.
За повышенный уровень: 1 балл за верно указанное утверждение, - 1 балл за неверно указанное утверждение или неуказанное верное утверждение.
За правильно выполненное задание высокий уровень сложности ставим 5 баллов.
Максимальный балл за работу- 27, что соответствует оценки «5».
От 21 до 26 баллов ставим оценку «4»
От 14 до 20 баллов ставим оценку «3»
От 0 до 13 баллов ставим оценку «
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока на тему: "Строение растительной, животной и грибной клеток".
урок общеметодологической направленности....

Технологическая карта урока по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий»...

Технологическая карта урока по теме "Обобщение показательной функции" с кадрами презентации и дополнительными материалами.
Технологическая карта урока по алгебре и началам анализа в 10 классе по теме "Показательная функция. Обобщение". Один из двух уроков по данной теме. С кадрами презентации и дополнитель...

Технологическая карта урока в 7 классе "Линейная функция и ее график"
Технологическая карта урока в 7 классе "Линейная функция и ее график"...
Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"
Технологическая карта урока по теме "Строение клетки"....

Технологическая карта урока "Взаимное расположение графиков линейной функции"
Технологическая карта урока "Взаимное расположение графиков линейной функции" в 7 классе по учебнику "Алгебра 7" Макарычев Ю.Н....

Методическая разработка технологической карты урока по теме “Строение клетки: цитоплазма и её органоиды”
Для развития умений переносить знания из познавательной области в практическую, важно развивать умение преобразовывать информацию в таблицы и схемы. На данном уроке применяется метод-интеллект карт...








