Тест "Эволюция жизни на Земле"
тест по биологии (9 класс) на тему

Тест составлен на основе открытого банка зааданий (ФИПИ).Для  уроков биологии в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya_zhizni_na_zemle.docx61.98 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Эволюция жизни на Земле»

1 вариант

Часть 1.

  1. К направляющей движущей силе эволюции Ч. Дарвин относил

  

 1) 

наследственную изменчивость

  

 2) 

внутривидовую борьбу

  

 3) 

межвидовую борьбу

  

 4) 

естественный отбор

  1. Что из перечисленного относят к результатам эволюции?

  

 1) 

естественный отбор

  

 2) 

борьбу за существование

  

 3) 

наследственную изменчивость

  

 4) 

приспособленность организмов к среде обитания

  1. Заслуга Ч. Дарвина заключается в том, что он

  

 1) 

признал изменяемость видов

  

 2) 

разработал современную классификацию животных и растений

  

 3) 

доказал, что приобретённые признаки наследуются

  

 4) 

создал учение о естественном отборе

  1. Что относят к результатам эволюции?

  

 1) 

изоляцию организмов

  

 2) 

борьбу за существование между организмами

  

 3) 

наследственность и изменчивость у организмов

  

 4) 

образование нового вида

  1. Какой из фактов свидетельствует о единстве органического мира?

  

 1) 

наличие ископаемых форм растений и животных

  

 2) 

клеточное строение всех организмов

  

 3) 

сходство в строении между животными и человеком

  

 4) 

сходство химического состава живых и неживых тел природы

  1. Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу?

  

 1) 

членораздельная речь

  

 2) 

способность к орудийной деятельности

  

 3) 

наследственность

  

 4) 

абстрактное мышление

  1. Приспособленность полярной совы к жизни в тундре сформировалась под воздействием

  

 1) 

естественного отбора

  

 2) 

искусственного отбора

  

 3) 

человека

  

 4) 

хищников

  1. Какое из приспособлений к условиям жизни является физиологическим?

  

 1) 

предостерегающая окраска шмеля

  

 2) 

маскировка у личинки бабочки

  

 3) 

шипы на побегах у розы

  

 4) 

понижение обмена веществ у мыши

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

http://79.174.69.4/os/docs/0E1FA4229923A5CE4FC368155127ED90/questions/GIA.BIO.2011.A24.01/xs3qstsrc80095557D227883946AF6B8E68039DB1_1_1298973249.jpg

  

 1) 

физиологический

  

 2) 

морфологический

  

 3) 

географический

  

 4) 

генетический

  1. Способность организмов передавать наследственную информацию объясняется таким их свойством, как

  

 1) 

изменчивость

  

 2) 

самовоспроизведение

  

 3) 

рост

  

 4) 

развитие

Часть 2. ГИПОТЕЗЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

Учёные многие столетия пытаются объяснить происхождение жизни на Земле. В настоящее время обсуждаются следующие гипотезы: креационизм – возникновение жизни в результате божественного творения; гипотеза самозарождения, авторами которой можно считать Аристотеля, Ван Гельмонта и ряд других учёных, предполагавших возможность неоднократного зарождения жизни из неживого: гнилого мяса, грязного белья, воздуха, почвы и т.д. Ещё одна гипотеза – абиогенеза – развивала идею возникновения организмов из неорганического вещества в течение длительной физико-химической эволюции материи. Эта гипотеза была выдвинута академиком А.И. Опариным и английским биологом Дж. Холдейном. Современная теория – биопоэза – сформулирована английским учёным Дж. Берналом. Его гипотеза заключается в следующих идеях:

1) сначала из неорганических веществ возникли простые органические соединения – аминокислоты, углеводы и т.д.;

2) затем образовались биологические полимеры;

3) следующим этапом было образование первичных организмов, ограниченных от окружающей среды мембранами.

Задолго до возникновения жизни на Земле были очень высокие температуры, значения которых достигали нескольких тысяч градусов. 
В процессе охлаждения Земли в её поверхностных слоях концентрировались такие элементы, как Н, О, С, N, необходимые для возникновения жизни. Затем возникли такие химические соединения, как углекислый газ, метан, аммиак, давшие начало органическим соединениям. При температуре поверхности Земли ниже 100 °С происходило сгущение водяных паров, шли ливни, образовались большие водоёмы. Из углерода и тугоплавких металлов образовалась земная кора. В результате вулканической деятельности образовались углеводороды, а затем и простейшие органические соединения. Постепенно в водах первичного океана из растворённых в воде неорганических веществ абиогенным путём возникли простые органические соединения (сахара, аминокислоты, азотистые основания и др.). Постепенно в атмосфере Земли стал накапливаться кислород в результате разложения воды под действием света. С этого момента создались предпосылки к развитию жизни на Земле.

Используя текст «Гипотезы возникновения жизни на Земле» и имеющиеся у Вас знания, ответьте на следующие вопросы.

1. Какая из теорий возникновения жизни на Земле наиболее доказательна?

2. Какие абиотические факторы способствовали возникновению жизни на Земле? Назовите не менее двух факторов.

3. Может ли, с точки зрения современной науки, процесс возникновения жизни происходить на Земле в настоящее время? Ответ поясните.

Контрольная работа по теме «Эволюция жизни на Земле»

2 вариант

Часть 1.

  1. Основная заслуга Ч. Дарвина перед наукой заключается в

  

 1) 

научном объяснении происхождения жизни

  

 2) 

создании рефлекторной теории

  

 3) 

усовершенствовании методов селекции

  

 4) 

объяснении причин приспособленности организмов

  1. К движущим силам эволюции относится

  

 1) 

приспособленность организмов к окружающей среде

  

 2) 

многообразие организмов

  

 3) 

борьба за существование

  

 4) 

образование новых видов

  1. Что относят к результатам эволюции?

  

 1) 

приспособленность организмов

  

 2) 

естественный отбор

  

 3) 

борьбу за существование

  

 4) 

наследственность и изменчивость

  1. Какое значение в жизни животных имеет предупреждающая окраска?

  

 1) 

отпугивает хищников

  

 2) 

привлекает особей другого пола

  

 3) 

делает животных незаметными в окружающей среде

  

 4) 

обостряет внутривидовую борьбу за существование

  1. Какой критерий является ведущим для установления принадлежности животного к определённому виду?

  

 1) 

географический

  

 2) 

морфологический

  

 3) 

генетический

  

 4) 

экологический

  1. Птицы Галапагосских островов, о которых писал Ч. Дарвин, имеют разные формы клювов. Это в большей степени связано с различиями в

  

 1) 

способах защиты от врагов

  

 2) 

способах выкармливания птенцов

  

 3) 

характере пищи и способах её добывания

  

 4) 

строительстве гнезд

  1. Какое из приспособлений относится к морфологическим?

  

 1) 

покровительственная окраска

  

 2) 

водный образ жизни

  

 3) 

понижение уровня обмена веществ

  

 4) 

увеличенный подкожный слой жира зимой

  1. Рассмотрите рисунок. Какой критерий вида он иллюстрирует?

undefined

  

 1) 

физиологический

  

 2) 

морфологический

  

 3) 

географический

  

 4) 

генетический

  1. Общим признаком клеток всех существующих на Земле организмов является

  

 1) 

одинаковое количество хромосом

  

 2) 

обмен веществ и превращение энергии

  

 3) 

использование кислорода в дыхании

  

 4) 

наличие ядра

10. Какой процесс не относится к ароморфозам?

1) появление теплокровности;                                  

2) появление у растений семян;

3) потеря органов пищеварения у паразитов;        

 4) возникновение головного мозга.

Часть 2.

ЭВОЛЮЦИЯ ЖИЗНИ В ПАЛЕОЗОЙСКУЮ ЭРУ

Палеозойская эра началась 570 млн лет назад и продолжалась около 340 млн лет. Суша, представляющая в конце протерозоя единый суперконтинент, раскололась на отдельные материки, сгруппированные около экватора. Это привело к созданию большого числа мелких прибрежных районов, пригодных для расселения живых организмов.

Дальнейшее преобразование суши и формирование озонового экрана привело около 400 млн лет назад к происхождению от зелёных водорослей первых наземных растений – риниофитов и мхов. Они, в отличие от водорослей, обладали покровными, проводящими и механическими тканями, позволявшими существовать в условиях суши. От первых наземных растений произошли древние споровые растения – хвощи, плауны и папоротники, сформировавшие первые леса Земли.

В конце палеозоя климат стал более холодным и сухим. От семенных папоротников произошли первые голосеменные растения. Для оплодотворения им не нужна была вода, они размножались с помощью семян. Это позволяло им, в отличие от споровых, выживать в более суровых условиях.

В начале эры появились и первые позвоночные животные – панцирные рыбы. Они обладали внутренним скелетом. От панцирных впоследствии произошли древние хрящевые и костные рыбы. Среди костных выделились кистепёрые, от которых около 300 млн лет назад произошли первые наземные земноводные.

В конце палеозоя древние земноводные вымерли, появились первые пресмыкающиеся – котилозавры. Впоследствии котилозавры дали начало современным пресмыкающимся, имеющим сухую, лишённую желёз кожу с роговыми чешуями, более совершенные лёгкие и откладывающим яйца с защитными оболочками.

Итак, наиболее существенным этапом развития жизни в палеозое является завоевание суши многоклеточными растениями и животными.

Используя содержание текста «Эволюция жизни в палеозойскую эру» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.

1. Какие геологические процессы способствовали ускорению эволюции в палеозойскую эру?

2. Какие эволюционные изменения в строении приобрели первые голосеменные растения в сравнении с древними водорослями? Назовите не менее трёх.

3. Каков порядок появления древних позвоночных животных в процессе эволюции?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка КТД "Во имя жизни на земле (письмо солдату)"

Это КТД было проведено 22 июня в летнем лагере дневного пребывания. Дети с удовольствием писали письма на фронт или наоборот  домой с фронта. Затем складывали треугольником, писали адреса. Самые ...

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Условия жизни на Земле Среды жизни на Земле и экологические факторы 9 класс По УМК И.Н. Пономаревой.

Среда обитания  (окружающая среда)•это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно вли...

Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле

Цели и задачи урока: расширить знания учащихся по проблеме возникновения жизни на Земле; сформировать умение дискутировать; закрепить знания об этапах химической эволюции и её переходе в биологич...