Конспект урока по биологии для 5 класса с элементами ФГОС по теме "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Эйснер Ольга Владимировна

Конспект урока по биологии для 5 класса с элементами ФГОС по учебнику А.А. Плешекова, Н.И.Сонина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_biologii.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Миролюбовская основная общеобразовательная школа

Москаленского муниципального района

Омской области

646087 Омская область Москаленский район с. Миролюбовка ул. Центральная 5,

Тел. 8(38174) 3-25-59

                                                    Конспект урока

                                                    по биологии

в 5 классе

по теме: «Грибы»

                                                                                                  Подготовила

учитель биологии

                                                                                     Эйснер О.В.

2015 год.

         Урок биологии в 5 классе

 Тема урока: «Грибы» 

 Тип урока:  изучение нового материала

 Цель урока: изучить особенности организации грибов, показать их уникальность.

Технология построения урока: здоровьесберегающие, проблемного обучения, развивающего обучения.

Задачи:

образовательные:

 познакомить учащихся с характерными признаками грибов; дать представление о строении грибов; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.

 - развивающие:  уметь анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи уметь выражать свои мысли.

воспитательные: воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

 Планируемые результаты: 

Предметные знания: учащиеся познакомятся со строением шляпочных грибов, научатся называть представителей съедобных, несъедобных, ядовитых и плесневелых грибов.

Метапредметные УУД:

 регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: 

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную  работу.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, мультимедийная установка, компакт - диск с презентацией,  муляжи шляпочных грибов.

Основные термины и понятия: микология, грибница, плодовое тело.

 Ход урока.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Взаимные приветствия учителя и учащихся,  организация внимания и внутренней готовности.

 Открываем тетради и записываем число.

Актуализация знаний: Выяснить степень усвоения заданного на дом материала.

На прошлом уроке мы знакомились с представителями царства Бактерий. Проведем письменный опрос. Соотнесите понятия с их определениями.

Слайд №2- 3.

Взаимопроверка по ключу и выставление баллов за задание. Обсуждение результатов.

Мотивация

Сегодня мы познакомимся с не менее интересными, древними  и очень распространенными организмами. Отгадайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы?

Догадались,  какие организмы мы будем изучать  на уроке? (Грибы).

Записываем тему урока в тетрадь.

А что вы знаете о грибах?

По цепочке дети делятся своими знаниями.

Как  вы считаете, ваши знания полные? А хотелось бы вам узнать о грибах больше? Что именно?

 (Составляем задачи урока по наводящим вопросам педагога).

Слайд№4

К какому царству принадлежат?

Строение грибов?

Как размножаются грибы?

Какие грибы съедобные, а какие ядовитые?

Как правильно собирать грибы?

Вот на эти вопросы мы с вами и постараемся найти ответы на сегодняшнем уроке.

Изучение нового материала.  Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. По своему химическому составу грибы близки к овощам и продуктам животного происхождения. Есть в грибах витамины, микроэлементы. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине  и в три раза больше, чем в рыбе.

 А кто скажет, грибы это растения или животные?

 Выслушиваем предположения учащихся.

 Давайте выделим признаки грибов и определим, к какому царству они принадлежат.

Работа с текстом в группах. Одна подгруппа выделяет признаки растений, вторая . Каждая группа определяет выступающего. Записываем  в тетрадь признаки и делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных.

Слайд № 5

Грибы занимают особое положение в системе органического мира и объединяются в отдельное царство.

Наука о грибах называется микология (от греческого микес – «гриб», логос – «учение»).

Учитель раздает муляжи грибов.

Рассмотрите муляжи грибов и назовите мне основные части гриба (ответы детей). Гриб состоит из ножки, шляпки, они образуют плодовое тело, которое состоит из мицелия. Основная же часть гриба – это грибница. Она находится под землей и занимает большие территории. Иногда по нескольку сотен гектар!

Слайд № 6

Обратите внимание, что находится под шляпкой гриба (трубочки и пластинки). Шляпочные грибы делятся на трубчатые (подосиновики, маслята, белый гриб)  и пластинчатые( груздь, опенок, рыжик). В трубочках и на пластинках  находятся споры, с помощью которых грибы размножаются.

Слайд № 7

Но не все грибы имеют шляпку и ножку. Оказывается, к царству грибов принадлежат и многочисленные плесени, растущие на сыром органическом материале (коже, хлебе, фруктах), и,  всем известные дрожжи, с помощью которых получается пышная выпечка и хлеб.

Слайд № 8

Скажите, чем отличается лисичка от мухомора? (съедобная и ядовитый).

На слайде из перечня выпишите в один столбик съедобные, во второй - ядовитые грибы.

Слайд № 9(самопроверка)

По итогам самопроверки делаем вывод, что необходимо четко знать какие грибы съедобные, а какие ядовитые.

А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила сбора грибов.

  Посмотрите на слайд и ответьте мне, правильно ли поступают ребята?

Слайд № 10

Правило 1. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

Слайд № 11

Правило 2. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

Слайд №  12

Правило 3. Незнакомый гриб лучше не брать!

Слайд № 13

Правило 4. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

Я приготовила вам памятки о первой помощи при отравлении грибами. (раздаю каждому ученику).

Ученик заранее подготовил сообщение о роли грибов в природе и жизни человека.

Заслушиваем сообщение и делаем вывод, что мы нового узнали о грибах. Закрепление. Верно – неверно.

Слайд № 14-15

Рефлексия учебной деятельности. Мы много узнали и научились на уроке, как вы считаете, решили ли мы поставленные задачи? Рассуждения учащихся и вывод. А теперь составьте синквейн вашего отношения к уроку.

Составление синквейна «Мой сегодняшний урок»

1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока

2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке

3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))

4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к уроку.

5 строка – суть темы, резюме.

Домашнее задание: параграф 12.

Творческое задание: оформить книжку-малышку с загадками о грибах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока: «Изготовление ночной сорочки c элементами моделирования». 7 класс

1) Рассмотрите образцы ночных сорочек.2) Почему ночная сорочка относится к плечевым изделиям? (сорочка держится на фигуре человека на линии плеча.)3) Какие виды отделки можно использовать? (Обта...

Конспект открытого урока для 3 класса с элементами релаксации..

Открытый урок для 3 класса с элементами релаксации...

Конспект урока по физической культуре "Технические элементы баскетбола" для учащихся 5 класса

Данная разработка позволяет организовать различные виды деятельности учащихся на уроке  физкультуры...

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"

План-конспект урока информатики 10 класс на тему: "Приемы работы с графическими элементами текстового редактора"...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Конспект урока ФК 4 класс. Тема урока: : Совершенствование техники ведения и передачи мяча. Русские народные игры с элементами баскетбола.

Конспект урока составлен в соответствии с принятой формо (по требованиям ФГОС). етко выделены части урока, укааны конкретные задания и упражнения для уащихся. Урок соответствует рабочему плану, имеет ...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...