Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Олейникова Валентина Александровна

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Педагогические технологии    1.Технология развития критического

                                         мышления. 2. Информационно- коммуникационная

                                        технология  3. Здоровьесберегающая  технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет             Биология

Класс                  5

Автор                 Олейникова Валентина Александровна

УМК             А.А. Плешаков, Н.И.Сонин. Биология. Введение в биологию.

                        М.: Дрофа,2015.

Тема урока    Беспозвоночные.   

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Педагогические технологии    1.Технология развития критического

                                         мышления. 2. Информационно- коммуникационная

                                        технология  3. Здоровьесберегающая  технология.

Педагогическая цель

Сформировать представления об особенностях строения, жизнедеятельности беспозвоночных животных.

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных, классификацией беспозвоночных, некоторыми представителями кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих и иглокожих.

Развивающая: продолжить формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: поддерживать интерес к изучению биологии

Планируемые результаты (предметные)

Учащийся научится проводить простейшую классификацию беспозвоночных; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; основные признаки представителей беспозвоночных; значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека

УУД

Регулятивные - научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные — научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность

научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит

возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации.  дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины

Беспозвоночные, многоклеточные, иглокожие, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие.

Образовательные ресурсы

 План урока и презентация по теме «Беспозвоночные». Электронное приложение к учебнику.


Организационная структура урока.

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Актуализация опорных знаний урока.

 Фронтальная беседа.

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

— Какие особенности характерны для царства животных? (Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением.)

— Как доказать, что амеба обыкновенная и инфузория-туфелька относятся к подцарству простейшие?

(Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеют микроскопическое строение.)

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклас-сников.

Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Строят высказыва

ния,  понятные для одноклассников

и учителя.

Вопросы учителя

II. Мотивации

к изучению

нового мате-

риала. Фор-

мулирование

темы и целей

урока.

Подведение

детей к фор-

мулированию

темы и поста-

задач урока. Составление

плана работы

Вводная беседа.

Стадия вызова.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

— Что мы должны узнать о беспозвоночных?(работают с учебником, быстрый просмотр параграфа,)

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

— На уроке мы должны познакомиться с классификацией беспозвоночных, изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения. Также мы узнаем, какое значение имеют изученные представители беспозвоночных в природе

и жизни человека.

Формулировка проблемного вопросы: почему эта

группа самая многочисленная и широко распространённая?

Отвечают на ВОПРОСЫ

учителя. Слушают

мнения одноклассни-

ков. Формулируют

выводы на основе

наблюдений. Ставят

цели, формулируют

(уточняют) тему

урока.

Наблюдают. Осу-

ществляют анализ

объекта. Сравнивают. Строят высказы-

вания, понятные для

одноклассников

и учителя. Устанавливают причинно-

следственные связи.

Вопросы учителя и устные ответы.

III. Усвоение новых знаний и способов

действий.

Обеспечение восприятия, осмысления

и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией.

Беседа, рассказ учителя, работа с литературой.

Стадия осмысления.

Физкультминутка.

Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации:

- Чем отличаются многоклеточные организмы от одноклеточных?

- На какие две группы делятся все многоклеточные?

- Как вы думаете на основании чего их поделили

так?

Сегодня на уроке мы рассмотрим представителей беспозвоночных животных.

Работая с рисунком учебника составьте «Кластер» -Беспозвоночные животные.

Для того чтобы легче было выявить все особенности и многообразие представителей беспозвоночных, заполним таблицу:

Группа беспозвоночных.

Характеристика.

Представители.

(Самостоятельная работа с текстом учебника)

После заполнения таблицы- физкультминутка.

Осуществляется выборочный контроль, по очереди спрашивает учащихся о проделанной работе.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, работают с материалом учебника, ЭОР.

Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.

Работают с рисунком- составляют «Кластер».

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию.

жз

IV. Первичное закрепление

Обобщение изученного

Рефлексия

Устанавливает осознанность восприятия, способствует формированию навыка первичного обобщения, побуждает к высказыванию своего мнения. Вызывают положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Подводит учащихся к выводу об особенностях строения беспозвоночных, сходстве строения

различных групп беспозвоночных. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи между строением и средой обитания беспозвоночных

животных. Организует коллективную проверку выполнения упражнения.

— На основе какого критерия многоклеточных животных делят на две группы: позвоночные и беспозвоночные? (Наличие или отсутствие осевого скелета.)

— Какие группы животных относят к беспозвоночным?

Какая среда обитания характерна для ракообраз

ных? Назовите их представителей.

— Какими признаками характеризуются черви?,

— Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространенная?

Составить «Синквейн» беспозвоночным.

Беспозвоночные

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют причинно-

следственные связи

между средой обита

ния и особенностями

строения организмов.

Устанавливают причинно-следственные

связи в изучаемом

круге явлений

Фронтальный опрос

закрепление

Подведение итогов

Беседа по вопросам

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Оценивает работу во время урока, комментирует оценки.

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают своё мнение и позицию

Устные ответы.

Домашнее задание

Учебник, с.94-96, Р/т. стр 62 №146

Записывают задание

Читают задание. задают уточняющие вопросы

Наблюдение

Литература:

  1. Биология. Введение в биологию. 5 класс А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. М.: Дрофа.2014.
  2. Биология. Введение в биологию. 5 класс : технологические карты уроков по учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков/авт. составитель И.В. Констатинова.- Волгоград: Учитель, 2016.-206с.