Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Класс

6

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Урок-исследование

Тема

Семейство Пасленовые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_dvudolnye._semeystvo_paslenovye_6_klass.docx89.65 КБ

Предварительный просмотр:

           

           

Предмет

Биология

Класс

6

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Урок-исследование

Тема

Семейство Пасленовые.

Цель

Создание условий для осознания и осмысления знаний о признаках растений семейства пасленовых

Задачи

Образовательные: Способствовать формированию знаний о признаках растений семейства пасленовые, выявить значение растений этого семейства для хозяйственной деятельности человека.

Развивающие: Продолжить развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей при решении проблемно-познавательных заданий

Воспитательные: Создать условия для воспитания интереса к изучению живой природы

Основные понятия

Класс двудольные, семейства пасленовые, формула цветка, плод, видоизмененный побег

Планируемые результаты

Личностные: уметь реализовывать теоретические познания на практике, умение работать в группах, умение отстаивать свою точку зрения, умение оперировать фактами  для доказательства существующего мнения, понимать необходимость ответственного, бережного отношения к природе.

Метапредметные: умение самостоятельно формулировать проблему, ставить цели, формулировать гипотезу, составлять план,  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, проводить исследовательскую и самостоятельную работу в соответствии с инструкцией

Предметные: знать характерные признаки двудольных растений, признаки растений семейства Пасленовые, важнейшие сельскохозяйственные растений изученного семейства и их народнохозяйственное значение.

ХОД УРОКА

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащегося

I. Орг. момент

   Здравствуйте, ребята. Посмотрите на меня. Посмотрите вверх. Посмотрите вниз. Посмотрите влево. Посмотрите вправо. Сделайте круговые движения глазами. Посмотрите вверх, посмотрите вниз. Поморгайте. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Мысленно скажите: всё будет хорошо, я твёрдо знаю. Улыбнитесь. Садитесь.

Приветствуют учителя, слушают его.

II.

Актуализация знаний

А).  Устно:

  1. Назовите классы отдела покрытосеменных растений?
  2. Какой класс мы изучаем?
  3. Перечислите основные признаки класса Двудольных.
  4. Какое семейство иначе называется Капустные?
  5. Каково строение цветка, вид плода, соцветие характерно для семейства Крестоцветные?
  6. Каково строение цветка  семейства Розоцветные?
  7. Перечислите  соцветия растений семейства Розоцветные?
  8. Назовите виды плодов, образуемых у розоцветных.
  9. Жизненные формы крестоцветных.
  10.  Жизненные формы розоцветных.

Б). У доски:

1. Рассказать о характерных признаках семейства Розоцветных .

2. Каково значение  растений семейства Розоцветных.

В).  Укажи названия плодов, образуемых  у розоцветных (слайд 2).

Г). Прием «Мозговой штурм»  (слайды 3 –4):

Выпишите номера признаков, которыми обладают

1 вариант:

представители семейства крестоцветных.

2 вариант:

представители семейства розоцветных.

  1. Плоды –  ягода, костянка, мнокостянка, яблоко, многоорешек.
  2. Соцветие – кисть.
  3. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых  2 короткие и 4 длинные.
  4. Тычинок много.
  5. В основном травы.
  6. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.
  7. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков, расположенных крестообразно.
  8. Соцветие – щиток, зонтик, кисть.
  9. Плод – стручок или стручочек.
  10. В цветке пестиков много или один.
  11. Представители: редис, горчица, хрен, капуста.
  12. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.
  13. Второе название семейства Капустные.

Коды ответов: 

Семейство Крестоцветные -  2, 3, 5,  7, 9, 11, 13.

Семейство Розоцветные –  1, 2,  4, 6, 8, 10, 12.

  Шкала оценивания: 

Нет ошибок – оценка «5»,           «1» «3»   -  оценка «4»,      «4» - «5»  -  оценка «3»

Более «5» ошибок  - оценка «2».

Работа с карточкой у доски   расположите в правильном  порядке систематические таксоны

-Царство—отдел---класс—семейство—род—вид.

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

-Наука о классификации растений.

-Для определения признаков сходства и различия групп растений, по которым можно судить о степени родства растений между собой. 

-Царство—отдел---класс—семейство—род—вид.

- строение цветка, корневая система, жилкование листьев

- Крестоцветные, розоцветные (признаки)

- работа с изображениями растений.

Признаки

Класс растений

Однодольные

Двудольные

Количество семядолей

одна

две

Корневая система

мочковатая

стержневая

Стебель

проводящие пучки разбросаны по всему стеблю и обычно лишены камбия

проводящие пучки расположены в центре или имеют вид кольца

Жилкование листьев

параллельное или дуговое

сетчатое

Цветок

Как правило, трехчленный

Чаще всего четырех или пятичленный

III.

Мотивация

Слайд :

- Посмотрите на картинки разных растений. Распределите эти растения по известным вам семействам.

(остались растения)  

Как вы считаете, почему вы не смогли распределить по семействам оставшиеся растения?

- А почему столь разные растения объединены в одно семейство?

-Уточните, какая проблема у вас возникла?

-Почему вы столкнулись с проблемой?

-Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель

-Как мы будем формулировать цель?

-Выскажите ваши предложения по формулировке целей.

- Что именно вы должны узнать о растениях этого  семейства?

Определение цели урока.

Цель: изучить признаки растений нового семейства, определить значение их для человека.

Памятка «Схема описания семейства»

1      1.Название семейства.

2.     2.Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.

3.    4.Жизненные формы растений данного семейства.

5.     5.Особенности строения цветка и соцветия.

6.     6.Типы плодов и семян, способы распространения.

7.     7.Особенности строения вегетативных органов.

8.     8.Примеры растений.

9.     9.Значение в природе и хозяйственное значение.

1).  Происхождение  названия семейства (слайд   ):

  Свое название семейство Пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, листорасположение очередное. Цветут летом и осенью до заморозков.

Тема урока «Семейство Пасленовые»

Не знаем признаки нового семейства.

Высказывают свои предположения

(возможно, у них……)

Формулируют проблему: Не смогли распределить по семействам растения, так как не знаем признаков этих растений.

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение:

-По учебной проблеме

-Цель: изучить признаки растений нового семейства, определить значение их для человека.

- признаки растений семейства пасленовые, их многообразие, значение в природе и жизни человека.

- Работа с памяткой (приложение)

IV.

Изучение н/м:

 

Б).  2) Примерная численность видов и родов растений, относящихся к данному семейству.  (слайд  ):

к семейству Пасленовые относятся около 3 тысяч видов и 90 родов;

3.Распространение (ареалы обитания).

они распространенны по всей суше, за исключением приполярных тундр. Наибольшего

разнообразия в тропиках Южной Америки. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий;

4) жизненные формы растений данного семейства разнообразны:

в умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники;

в тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

5. Особенности строения цветка и соцветия.

Для того чтобы выяснить строение цветка и плода растений семейства Пасленовые проведем исследовательскую  работу  «Строение цветка и плода растений семейства Пасленовых»

Цель: изучить строение цветка и плода растений семейства Пасленовые.

Оборудование: гербарные образцы представителей семейства Пасленовые класса Двудольные.

Ход работы.

1. «Найдите формулу цветка» (слайды):

1-я группа.

D:\Desktop\367px-Diagramme_floral_Solanum_tuberosum-tag.svg.png

Определение формулы цветка семейства Пасленовые по диаграмме. 

2-я группа.

Определение формулы с помощью модели цветка картофеля.

3-я группа.

Определение формулы цветка с  параграф 28 ст. 163  первый абзац.

  Проверяем правильность выполнения работы.

2. Работая с гербарием определите тип соцветия (слайд 14):

1-я группа:  паслена

2-я группа:  картофеля

3-я группа: белены.

3.«Определите типы плодов» (слайд 15):

1-я группа: картофеля

2-я группа: томата.

3-я группа: табака душистого.

4. Внесите полученные результаты в таблицу.

Название растения

Жизненная форма

Формула цветка

    Тип соцветия

Тип плода

5 Почему  же  такие  разнообразные  по  внешнему  виду  растения,  принято  относить  к  одному  семейству?  

Объединяющим  признаком  для  растений  большинства  семейств  является  строение  цветка.

Ребята, обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику. Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль? 

- Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения. Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений? 

Ребята, так какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

(демонстрация моделей клубней)

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель. Какова функция клубней картофеля?

- Докажите, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги.

В). Разнообразие  пасленовых (слайды 9 – 11).

1). Знакомство с представителями семейства при помощи игры «Отгадай меня»  (слайды 10 - 11 ):

    Многие растения из этого семейства вам уже знакомы. Вы встречались с ними в повседневной жизни, когда помогали готовить маме борщ, суп, собирать урожай. Чтобы убедиться, на сколько вы хорошо знаете их, мы предлагаем провести игру “Отгадай меня” и запишите в тетради представителей.

1.Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна”.
(Картофель).

2. Вот так диковина:

На ветке – морковинка!

Весит, краснеется-

На солнце греется!

    (Красный перец).

3. Привязан я к колышку

На кустах мы, как шары

Бока подставив солнышку

Краснею от  жары

(Помидор).

  1. Цветок трубочкой,

С белой юбочкой,

А плод –лукавый:

С шипами, отравой!

 (Дурман).

2). Прием  «Удивлю всех».

(Учащиеся рассказывают свои сообщения о растениях данного семейства, приготовленные  заранее).

       Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения  своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями - переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

1 сообщение : история картофеля (приложение 1).

2 сообщение: о томатах (приложение 2).

3 сообщение:  о перце (приложение 3).

4 сообщение:  о белене (приложение 4).

Вопросы к классу:

Г). Слайды:

Д). В виде кластера изобразите  значение растений Пасленовые в природе и жизни человека

(слайды        ):

  • пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан;
  • технические – табак, махорка;
  • декоративные – душистый табак, петунья;
  • ядовитые – белена, дурман, белладонна.

V. Физминутка.

Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс,
Там продолжим наш рассказ.

VI.

Закрепление

Подведение итогов

А). Устно:

1. К какому отделу относится семейство Пасленовые и почему?

2. К какому классу относится данное семейство и почему?

Б). Игра «Третий лишний» и объясните почему? (слайды 21 -22).

В). Из предложенного списка растений выберите те, которые относятся к семейству  Пасленовые

(слайд 23):

1.Капуста белокочанная.  

2. Картофель.  

3. Редька дикая.  

4. Табак душистый.  

5. Ромашка аптечная.  

6. Горчица белая.  

7. Перец красный.  

8. Вишня обыкновенная.  

9.  Физалис.  

10. Паслен черный.

Ответ: 2, 4, 7, 9,10.

- Давайте вместе с вами, на основе полученных знаний,  дадим систематическое положение Петунии гибридной (характеризуют обучающиеся)

Царство                 Растения

Отдел                     Цветковые, или покрытосеменные

Класс                     Двудольные

Семейство             Паслёновые

Род                          Петуния

Вид                          Петуния гибридная

 

VII.

Подведение итогов:

    Вывод: несмотря  на  подобное  разнообразие  в  строении  плодов,  соцветий  и  многообразии  жизненных  форм, однотипность  строения  цветка  очевидна.  Именно  по  сходности  строения  цветков  все  многообразие  растений  и  было  объединено  в   семейство Пасленовые.

Оценивание работы учащихся на уроке.

VIII. Д/З:

Слайд 24:

Выучить  параграф 28

Творческое задание:

Пользуясь материалом учебника подготовить ответ на вопрос, какое действие на организм оказывают ядовитые вещества?

IX. Рефлексия

Составить синквейн

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

1. Семейство бобовые.

2. Травянистые, двудольные. 

3. Обогащает, питает, удобряет. 

4. Бобовые - бобовоцветные растения. 

5. Боб. 

_________

1. Семейство розовые 

2. Двудольные, розоцветные.

3. Цветут, лечат, питают. 

4. Розовые - источник витаминов.

5. Цветок. 

         

Литература и Интернет – ресурсы:

  1. Р.Алимкулова. Биология. учебник для 6 класса  общеобразовательных школ, Алматы «Атамура», 2015г.
  2. В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы, М. «Просвещение», 1988, 256с.
  3. Т.И.Серебрякова. Биология. М., «Просвещение», 1999, 224с.
  4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2004, 815с.
  5. В.Рохлов. Занимательная ботаника, М, «АСТ-ПРЕСС», 1998, 432с.
  6. А.А.Калинин. Поурочные разработки по биологии. 6(7)класс.»ВАКО» М. 2005, 352с.
  7. yandex.kz/images› рисунки  о растениях семейства Пасленовые
  8. Infourok.ru>…animacii…biologii…rasteniya_6_klass
  9. http://bio.1september.ru/index.php?year=2011&num=13
  10. http://ru.wikipedia.org
  11.  http://biouroki.ru/crossword/okruzhayushhiy-mir/geografiya.html
  12. doc4web.ru…biologii-v…po…semeystvo-paslyon.html

Перец – является полувитаминым концентратом, по содержанию аскорбиновой кислоты витамином А и С он превосходит все овощные  растения, плоды богаты витамином Р, способствует укреплению кровеносных сосудов. Спиртовую настойку горького перца, обладающую бактерицидными  свойствами, широко применяла советская медицина при остро желудочно-кишечных расстройствах, а в смеси с  растительным маслом рекомендуют для втирания в кожу как согревающее средство при ревматизме,    В Европу перец привез из Америки Христофор Колумб. В России первое упоминание о перце встречается в рукописи «Благопрохладный цветок, или Травник» в 1616 году.  Плоды перца однолетнего внешне напоминают стручки. Они довольно крупные, до 20 см в длину. Пока плоды созревают, их цвет меняется несколько раз.

 Все сорта стручкового перца делятся на две группы: овощные и пряные (острые).

Баклажан -  плоды не богаты питательным веществом, но обладают ценными, диетическими, лечебными и вкусовыми качествами. В плодах содержится  витамин С, Р, вещества снижающие  содержание холестерина в крови, улучшающие общее состояние организма больных  астеросклерозом. Медь способствует  кроветворению, поэтому их рекомендуют детям при малокровии. Сок обладает  высокими бактерицидными свойствами.

Томат – ценность томата определяется содержанием углеводов,  органических кислот (яблочная, лимонная, щавелевая) витаминов (С1,В, РР,К) каротина. Потребление свежих плодов, сока оказывающее благоприятное действие на  функцию сердечно- сосудистой системы, полезно при заболевании желудочно- кишечного тракта, пониженной кислотностью, стимулирующее кроветворение. Название вида произошло от испанского слова «золотое яблоко».Родина томатов Южная Америка.  Первыми томаты стали возделывать португальцы и испанцы, потом они попали в Италию.  Первоначально томаты получили известность как декоративные и лекарственные растения. Только в конце 18 и начале 19 столетия эти растения были признаны как овощная культура.

 В Россию томаты привезли в 1850 году из Западной Европы

-Картофель. продовольственная и техническая культура

Предки американских индейцев нашли съедобные клубни под землей. Эти клубни, богатые крахмалом, были ценной находкой для человека. Сначала человек открыл, что клубни дикого картофеля съедобны, затем он увидел, что у некоторых видов картофеля клубни могут достигать значительной величины. Но колыбелью картофеля считают плоскогорья Перу и Боливии.

Картофель, в качестве подарка папе римскому, попал в Италию, где и получил свое название от слова “тартуффоли ”, так итальянцы называют грибы трюфели, .  В Европу попал картофель  благодаря испанцам в 16 веке. Французская королева благосклонно отнеслась к картофелю  и включила  цветок в свой туалет. Картофель выращивали на клумбах,  ни одна придворная дама не одевала  шляпку без  цветка картофеля. Ведь у картофеля такие прекрасные белые, розовые, фиолетовые цветы, они настоящее украшение клумб и цветников.

Однажды  в графском доме во Франции  вырастили картофель, за семена  которого граф отдал пол своего состояния.  Несколько драгоценных земляных яблок.  Посадили их  в лучшем месте, когда  созрели плоды, похожие на зеленые ягоды. Садовник сообщил  об этом графу. Граф (повару) тот из них приготовил изысканное блюдо,  повар, никогда не видел ничего подобного. Что из этого приготовить. Отварю их, пожалуй, да посыплю сахарной пудрой. В разгар праздничного ужина повар внес на серебряном блюде приготовленные заморские  плоды. Ягод было мало  и всем досталось только по одной. Заморский продукт оказался горьким и неприятным на вкус. Выплюнуть эту несъедобную гадость не позволяли этикет и боязнь обидеть хозяина, а проглотить внутрь мешал собственный организм. Кое-как, давясь и запивая водой, гости осилили кушанье и вскоре после этого быстро разъехались по домам.

Граф  отправил свою садовника в цветник, выкопать эти чертовые кусты,  и сжечь.

Выкопав зелень  в земле оказалось множество клубней .Вместе с ботвой их бросили в огонь. По полю  поплыл восхитительный незнакомый аромат. После того, как огонь погас, осторожно разгребли угли кочергой и  увидела обугленные клубни. Зажмурив глаза, попробовали рассыпчатое содержимое. Вкус неизвестного овоща превзошел все ее ожидания. Так Картофель  завоевал  путь к сердцу всех  европейцев.

 Первое время в пищу употребляли тоже только в богатых домах.  Появление в России картофеля  связано с именем Петра I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному графу Шереметеву и приказал разослать клубни  во все  области, вменяя им в обязанность начальникам областей  приглашать население заняться посадкой картофеля.  Но этот приказ не встретил одобрения, и картофель распространялся очень плохо. Поводом для распространения картофеля послужил крестьянский голод, но и тогда картофель не получил признания, кое - где возникали стихийные картофельные бунты, так как вместо клубней использовались в пищу ягоды.  Тогда царь стали выдавать премии за посев картофеля и с трудом добились признания этой культуры. Сейчас картофель в России называют вторым хлебом.

.

          Приложение 1

Немало сложено легенд, слухов и приключений о картофель. Теперь его часто называют вторым хлебом.  Сегодня  невозможно себе представить свой рацион без картофеля.  Вспомните фильм «Девчата», в котором  повариха Тося поспорила с лесорубами  насчет того, сколько блюд можно приготовить из картошки? По разным подсчетам, с картошкой и из картошки можно приготовит не менее 999 блюд!  

Родина картофеля – берега Чили и Перу.  В каждой стране картофель  называли по своему, например:

англичане – потато,
голландцы – аардаппель,
французы – пом де терр,
итальянцы – тартуфель.

           Ученые установили, что уже более 14 тысяч лет индейцы Южной Америки используют это растение, называя его «папа».

    В конце XVIII в. во  Франции  в королевском дворце на балу прическу королевы Марии Антуанетты украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала.

Чтобы заинтересовать этим растением крестьян Пармантье стал с помощью охраны караулить посевы. Но охрана была декоративной т.к. на ночь охранники уходили, и тогда окрестные крестьяне стали воровать это растение. Ведь, если его охраняют, значит, это что-то необыкновенное. Постепенно это растение было признано, а Пармантье поставлен памятник с надписью “Благодетелю человечества”.

            О том, как попала картошка в Европу, существует несколько версий. По самой распространенной, ее завезли испанские завоеватели.  Возможно, это был    

            Френсис Дрейк, на его статуе, воздвигнутой в Оффенбурге, даже выбили надпись: Сэр Френсис Дрейк, ввезший картофель в Европу в году 1580.

           Приложение 2:

Перуанское яблоко
Томат - один из самых популярных овощей. Его родина- Перу. Ацтеки называли это растение «помидель Перу», что означает «перуанское яблоко».  Через океан это растение привезли в Италию, где его назвали «помидоро»- «большое яблоко».  Потом во Франции этот овощ окрестили “помо д' амур”-  яблоком любви. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.

Сначала помидоры есть боялись, считая их ядовитыми. В России помидоры появились во времена правления Екатерины ΙΙ и использовать в пищу их стали только в 1850г.

 У древних римлян царила настоящая «мания» этого растения: гостей украшали этими цветами, из них делали гирлянды. Это был цветок радости и любви.  На картине итальянского художника Сандро Боттичелли (15 век). Весна изображена в виде юной девушки, разбрасывающей цветы. Остров, имя которому дало это растение, имеет на своих монетах изображение этого цветка (остров Родос).                                                                                      

 Приложение 3

   Более 400 лет перец прославил себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке.  Но южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок перца. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так перец помог одержать победу.

Перец привез из Америки в Европу Христофор Колумб. В России он впервые упоминается в 1616 г. Содержит витамины, на вкус бывает разный: сладкий, острый и жгучий. Чем больше в нем содержится вещества под названием капсанцин, тем острее перец.

Приложение 4.

Белену называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”?  Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”.  Белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.

Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

“…когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной…” —

рассказывает Гамлету призрак отца.

В  медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман. Мы работаем в тесной связи с зоологами и выяснили, что эти растения хорошие помощники в борьбе с насекомыми-вредителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс

Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.

Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Класс двудольные растения"

Технологическая карта урока биологии в 7 классе "Класс двудольные растения"...